Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Курамшина Римма Ибрагимовна

Программа разработана на основе авторской программы

«Изобразительное искусство»

УМК «Перспективная начальная школа» И.Э. Кашекова,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx69.88 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 97»

РАССМОТРЕНА РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО учителей на заседании Методического Директор МБОУ «Школа № 97»

начальных классов совета школы _________ Л.В. Беленко

Протокол № Протокол № Приказ №

от 00.00. 2017 от 00.00.2017 от 00.00.2017

__________ __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

уровень общего образования (класс) начальное общее образование, 3 класс

количество часов 34

Учитель Курамшина Римма Ибрагимовна

Программа разработана на основе авторской программы

«Изобразительное искусство»

УМК «Перспективная начальная школа» И.Э. Кашекова,

Издательство М.: «Академкнига/Учебник» 2013 год

Раздел

«Пояснительная записка»

Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 08.12.2011 № 2227-р).
  3. Областного закона «Об образовании в Ростовской области» 14.11.2014 № 26-3С.
  4. Письма Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерной структуре рабочих программ учителя» от 22.06.2016 г. № 24/4.1.1-4546.
  5. Приказа Министерства образования науки Российской Федерации от 31.04.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (ред. от 05.07.2017 г.)
  6. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
  7. Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 97» (Утвержден Приказом № 569 от 19.06.2015 г.).
  8. «Положения о рабочей программе» (утверждено Приказом № 274 О/Д от 26.08.2016г.).

В соответствии:

  1. Примерной образовательной программой по изобразительному искусству УМК «Перспективная начальная школа» М. Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова.

2. Основной образовательной программой начального общего образования на 2016-2020 учебный год (Утверждена приказом № 341 О/Д от 31.08.2017 г.).

3. Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 97» (утверждена приказом № 203 О/Д от 17.05.2017 г.).

Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности. В соответствии с этой целью решаются задачи:

  • воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству;
  • обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;
  • развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Количество часов в примерной (авторской) учебной программе – 34 часа.

Количество часов в рабочей программе, согласно учебному плану - 35 часов, 1 час в неделю.

Изменения были внесены, а именно 1час резерва распределен следующим образом: 1 час отводится на тему: «Пир на весь мир» (28.05.2018г), т.к. эта тема содержит большой материал для изучения.

Раздел

«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»

Наименование раздела

Характеристика содержательной линии

Название темы, экскурсии, практической работы, лабораторной работы, направление проектной деятельности

Количество часов

1

Волшебный мир, наполненный чудесами

Понимать, что в традиционном народном искусстве отражаются верования, труд и быт народа. Иметь представление о древних корнях народного искусства. Понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства.

Осознавать, что представление о жизни древних людей сохранились благодаря искусству. Иметь представление о древнейшем искусстве – наскальной живописи. Понимать особенности изображения животных и людей древними художниками. Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Иметь представление о слитности древнего искусства, о том, что оно объединяло многие виды деятельности, которые помогали человеку выразить свое понимание окружающего мира. Знать понятия «миф», «ритуал», «обряд», «магия». Понимать роль мифа в жизни древнего человека, особенности и функции мифа. Иметь представление о героях мифов.

Иметь представление о знаково-символическом языке искусства, о знаках и символах древнего искусства. Понимать общее и различное в знаке и символе. Интерпретировать изображение как знак и как символ. Овладеть основами языка знаков и символов для понимания искусства. Знать древние символические изображения: Древо жизни, солнце, земля, вода, конь и др., находить их в традиционном народном искусстве. Понимать символику изображений на предметах быта и орудиях труда. Выполнять эскиз вышивки, применяя древнюю символику.

Иметь представление о символике цвета. Создавать образ сказочного Коня, используя древние изображения и символику цвета.

Древние корни народного искусства. Из чего родилась сказка... …из потребностей жизни. … из веры. ... из желания узнать мир и сделать его лучше. Знак и символ. Сказка - ложь, да в ней намек... Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

6 ч

2

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Иметь представление о знаково-символическом языке искусства, о знаках и символах древнего искусства. Понимать общее и различное в знаке и символе. Интерпретировать изображение как знак и как символ. Овладеть основами языка знаков и символов для понимания искусства. Иметь представление о символике цвета. Создавать образ сказочного Коня, используя древние изображения и символику цвета.

Сказка - ложь, да в ней намек... Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

3

Художники-сказочники. Сказочные образы

Знать художников, создававших произведения на сюжеты сказок: В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих. Понимать особенности их искусства. Различать художественную манеру и находить их произведения в учебнике и в рабочей тетради.

Иметь представление о символическом характере популярных сказочных героев. Описывать образы богатырей с картин В.Васнецова, М.Врубеля. Представлять и уметь изображать одежду русских воинов в разные исторические периоды. Создавать образ героя сказки – защитника Родины. Знать этапы работы над портретом.

Сопереживать стремлению людей в страшные для Родины дни вставать на ее защиту. Рассматривать и анализировать образы защитника Родины в произведениях искусства. Иметь представление как выглядели защитники Родины в разные времена. Соотносить черты, свойственные сказочным героям с образами настоящих героев. Создавать образ героя – реального защитника Родины.

Знать идеальные качества характера женщины, установленные традиционной народной культурой. 39 Понимать роль одежды в характеристике женского образа. Создавать образ героини русской народной сказки.

Видеть и комментировать качества женщин, изображенных в произведениях искусства на портретах и в жанровых картинах. Создавать идеальный образ современной женщины.

Художники-сказочники. Герой сказки - носитель народных идеалов. Образ Героя - защитника отечества в искусстве. Идеальные образы сказочных героинь. ни русской народной сказки.

Идеальные женские образы в искусстве.

5 ч

4

Реальность и фантазия

Понимать, что в основе содержания любого произведения искусства лежит оппозиция противоположных пар: правды и лжи, жизни и смерти, прекрасного и уродливого и т.д. Осознавать, что характер персонажа можно передать его внешним видом. Понимать специфику создания и создавать выразительный образ с помощью цвета и характера линии. Создавать образ отрицательной героини сказки.

Понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве. Интерпретировать образ дороги в произведениях живописи. Знать и использовать правила перспективы, точку схода на линии горизонта при изображении дороги. Выполнять задания на построение перспективы дороги.

Иметь представление о значении перекрестка дорог в традиционном сознании, его символическом смысле. Знать знаки и символы перекрестка дорог. Участвовать в коллективной работе. Выбирать или придумывать сказочные сюжеты. Рисовать план-схему.

Понимать роль дороги для связи трех миров в сказке. Интерпретировать образ дороги в искусстве как жизненного пути. Видеть, понимать и уметь объяснять виртуальное присутствие дороги на картине. Трактовать образ дороги в пейзажах русских художников. Участвовать в коллективной работе, находить свое место в общем деле.

Понимать и создавать в воображении образы близкие по духу персонажам сказок, навеянные разными породами деревьев. Понимать особенности деревьев и знать способы их изображения. Интерпретировать образ дерева как образ сказочного персонажа в собственной художественно-творческой деятельности.

Понимать символическое значение леса в сказке и в изобразительном искусстве. Видеть в образах разнообразных деревьев характеры и помыслы различных персонажей сказок. Осознавать роль окружающей природы для передачи характера и помыслов персонажей. Изображать ели, колючие кустарники.

Находить соответствие образа леса образу героя сказки. Понимать субъективность трактовки образа персонажа разными художниками, находить в разных изображениях общее и специфичное. Рассказывать о сюжете картины, изображающей лес. Создавать образ леса Снегурочки или Деда Мороза. Передавать движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Иметь представление об образе русского крестьянского жилища – избе, ее символике, выраженной в декоре. Находить в элементах декора избы древние символы-обереги и объяснять их назначение. Видеть и интерпретировать сказочные образы в формах и орнаментах традиционного декоративно-прикладного жилища. Зарисовывать элементы декора избы, понимать их назначение и смысл, определять местоположение.

Понимать, что человек должен жить в ладу с природой, знать и уважать ее законы. Иметь представление о виде деревенской улицы, о гармонии жилья с природой. Воспринимать образ деревенской улицы в эскизах декораций В. Васнецова. Участвовать в коллективной работе. Изображать деревенскую улицу среди природы, используя правила перспективы. Конструировать из бумаги и украшать постройки. Передавать эмоциональное состояние в объемной композиции.

Иметь представление о древнем городе как о неприступной крепости, о его структуре. Участвовать в коллективной работе. Создавать макет древнего города-крепости. Применять разные способы работы с бумагой.

Иметь представление об образах сказочных городов в литературе, изобразительном искусстве, кино. Участвовать в коллективной работе. Применять разные способы работы с бумагой или пластилином.

Образы отрицательных персонажей. Образ дороги в сказке и дорога в жизни. Там, на неведомых дорожках... Странствия по различным мирам. Образ Сказочного леса. Заколдованный лес. Волшебный лес. Образ жилища в сказке и в жизни. Образ деревни. Образ города. Образ сказочного города.

12 ч

5

Образы сказочных атрибутов

Осознавать волшебную роль зеркала в сказке, понимать, почему в жизни к зеркалам сложилось особое отношение. Разрабатывать эскиз изделия, с учетом особенностей его будущего хозяина.

Иметь представление об истории куклы, о ее роли в жизни крестьян. Знать разные виды традиционных кукол. Понимать символическую роль куклы в народных сказках. Знать способы и последовательность изготовления простой куклы. Создавать простую обрядовую куклу. Уметь ее использовать в украшении современного интерьера.

Иметь представление об особом отношении к яблоку и яблоне в культуре разных народов. Понимать смысл праздников, посвященных яблокам. Различать добрую и злую силу яблока в сказках. Знать несколько сказок, где яблоку отводилась особая роль в развитии сюжета, подбирать иллюстрации к этим сказкам.

Понимать символическое значение образа Жар-птицы в сказках. Интерпретировать образы сказочных птиц в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Знать и называть сказки, в сюжетах которых важную роль играет волшебная птица. Соотносить разные по функциям и материалу, но сходные по внешнему виду предметы. Выполнять зарисовки перьев разных птиц. Выполнять зарисовки ветвей и цветов, придавая им пластику и декор пера Жар-птицы. Создавать образ пера Жар-птицы из нарисованных ветвей и цветов.

Знать символическое значение короны, находить и объяснять древние символы в декоре царских корон. Понимать соответствие в иллюстрациях к сказкам короны характеру и намерениям владельца. Создавать макет короны из подручных материалов, используя в декоре древнюю символику.

Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление о форме и декоре древнего оружия. Объяснять символику декора меча и щита. Понимать связь слов «щит» и «защита». Видеть разницу в образах оружия добрых и злых героев сказок. Понимать значение размещенных на щитах изображений. Придумывать и создавать форму и декор разных по характеру щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов.

Характеристика деятельности учащихся. Понимать символический судьбоносный смысл определяющей роли прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена в сказках. Выбирать и зарисовывать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека. Создавать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека.

Свет мой, зеркальце... . Куколка... Яблоки и яблоня. Перо Жар-птицы. Корона. Меч-кладенец и щит. Прялка и волшебный клубок.

7 ч

6

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...

Характеристика деятельности учащихся. Рассматривать праздник, народное гуляние на картинах художников, находить в них общее и особенное с современным праздником. Различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и функции. Чувствовать дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта. Делать зарисовки предметов крестьянского быта, украшать их символическими узорами. Создавать живописными средствами натюрморт, поставленный учителем.

Иметь представление о традиционных народных гуляниях по их изображениям в живописи и иллюстрациях к сказкам. Участвовать в коллективной работе на тему народного праздника. Передавать в движении человека, цветом и декором его одежды атмосферу праздника. Познакомиться с народным обрядовым праздником. Понимать символику праздника. Сравнивать трактовку праздника в картинах разных художников.

Изображение праздника и его атрибутов в искусстве. Пир на весь мир.

2 ч

Раздел

«Тематическое планирование»

Наименование раздела программы

Название темы

Характеристика основных видов деятельности ученика

УУД

1

Волшебный мир, наполненный чудесами

Из чего родилась сказка

Понимать, что в традиционном народном искусстве отражаются верования, труд и быт народа. Иметь представление о древних корнях народного искусства. Понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

2

Волшебный мир, наполненный чудесами

…из потребностей жизни

Осознавать, что представление о жизни древних людей сохранились благодаря искусству. Иметь представление о древнейшем искусстве – наскальной живописи. Понимать особенности изображения животных и людей древними художниками. Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация.

3

Волшебный мир, наполненный чудесами

…из веры

Иметь представление о верованиях древних людей в связь человека, рода с животным. Знать о зверином стиле в искусстве и особенностях изображения животных. Иметь представление о древнейшем декоративно-прикладном искусстве и его функциях оберега. Знать о коллекции фигурок звериного стиля в Эрмитаже. Создавать свой оберег в виде зверя или птицы, передающий качества, которыми ребенок хочет обладать, в объеме или на плоскости в виде рельефа.

Общеучебные: постановка и решение проблемы.

4

Волшебный мир, наполненный чудесами

…из желания узнать мир и сделать его лучше

Иметь представление о слитности древнего искусства, о том, что оно объединяло многие виды деятельности, которые помогали человеку выразить свое понимание окружающего мира. Знать понятия «миф», «ритуал», «обряд», «магия». Понимать роль мифа в жизни древнего человека, особенности и функции мифа. Иметь представление о героях мифов.

Регулятивные: контроль и самоконтроль. Коммуникативные: кооперация.

5

Волшебный мир, наполненный чудесами

Знак и символ

Иметь представление о знаково-символическом языке искусства, о знаках и символах древнего искусства. Понимать общее и различное в знаке и символе. Интерпретировать изображение как знак и как символ. Овладеть основами языка знаков и символов для понимания искусства. Знать древние символические изображения: Древо жизни, солнце, земля, вода, конь и др., находить их в традиционном народном искусстве. Понимать символику изображений на предметах быта и орудиях труда. Выполнять эскиз вышивки, применяя древнюю символику.

Регулятивные: контроль и самоконтроль.

6

Волшебный мир, наполненный чудесами

Сказка ложь, да в ней намек

Иметь представление о символике цвета. Создавать образ сказочного Коня, используя древние изображения и символику цвета.

Познавательные: понимание и применение знаний.

7

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Различать «тему» и «сюжет» в искусстве. Иметь представление о распространенных темах и сюжетах русского искусства, об особенностях построения сказок и иллюстрациях к ним. Знать картины на сказочные сюжеты В. Васнецова и М. Врубеля. Изображать сказочного зверя или птицу графическими средствами. Создавать обобщенный образ сказочной птица, используя технику силуэта.

Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

8

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

9

Художники-сказочники. Сказочные образы

Художники-сказочники

Знать художников, создававших произведения на сюжеты сказок: В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих. Понимать особенности их искусства. Различать художественную манеру и находить их произведения в учебнике и в рабочей тетради.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме.

10

Художники-сказочники. Сказочные образы

Герой сказки-носитель народных идеалов

Иметь представление о символическом характере популярных сказочных героев. Описывать образы богатырей с картин В. Васнецова, М. Врубеля. Представлять и уметь изображать одежду русских воинов в разные исторические периоды. Создавать образ героя сказки – защитника Родины. Знать этапы работы над портретом.

Регулятивные: контроль и самоконтроль.

11

Художники-сказочники. Сказочные образы

Образ героя-защитника Отечества в искусстве

Сопереживать стремлению людей в страшные для Родины дни вставать на ее защиту. Рассматривать и анализировать образы защитника Родины в произведениях искусства. Иметь представление как выглядели защитники Родины в разные времена. Соотносить черты, свойственные сказочным героям с образами настоящих героев. Создавать образ героя – реального защитника Родины.

Регулятивные: контроль и самоконтроль. Личностные: контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: кооперация.

12

Художники-сказочники. Сказочные образы

Идеальный образ сказочной героини

Знать идеальные качества характера женщины, установленные традиционной народной культурой. Понимать роль одежды в характеристике женского образа. Создавать образ героини русской народной сказки.

Регулятивные: контроль и самоконтроль.

13

Художники-сказочники. Сказочные образы

Идеальные женские образы в искусстве

Видеть и комментировать качества женщин, изображенных в произведениях искусства на портретах и в жанровых картинах. Создавать идеальный образ современной женщины.

Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

14

Реальность и фантазия

Образы отрицательных персонажей

Понимать специфику создания и создавать выразительный образ с помощью цвета и характера линии. Создавать образ отрицательной героини сказки.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей. Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

15

Реальность и фантазия

Образы отрицательных персонажей

Понимать, как рождаются сказочные, фантастические образы в изобразительном искусстве. Наблюдать образы фантастических чудовищ в резьбе, украшающей избы и храмы. Знать, что такое «изразец», иметь представление о способах его изготовления и о том, где он использовался. Создавать модель изразца в рельефе. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

16

Реальность и фантазия

Образ дороги в сказке и дорога в жизни

Понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве. Интерпретировать образ дороги в произведениях живописи. Знать и использовать правила перспективы, точку схода на линии горизонта при изображении дороги. Выполнять задания на построение перспективы дороги.

Общеучебные: постановка и решение проблемы.

17

Реальность и фантазия

Там, на неведомых дорожках…

Иметь представление о значении перекрестка дорог в традиционном сознании, его символическом смысле. Знать знаки и символы перекрестка дорог. Участвовать в коллективной работе. Выбирать или придумывать сказочные сюжеты. Рисовать план-схему.

Общеучебные: постановка и решение проблемы.

18

Реальность и фантазия

Странствия по различным мирам

Понимать роль дороги для связи трех миров в сказке. Интерпретировать образ дороги в искусстве как жизненного пути. Видеть, понимать и уметь объяснять виртуальное присутствие дороги на картине. Трактовать образ дороги в пейзажах русских художников. Участвовать в коллективной работе, находить свое место в общем деле.

Познавательные: понимание и применение знаний.

19

Реальность и фантазия

Образ сказочного леса

Понимать и создавать в воображении образы близкие по духу персонажам сказок, навеянные разными породами деревьев. Понимать особенности деревьев и знать способы их изображения. Интерпретировать образ дерева как образ сказочного персонажа в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

20

Реальность и фантазия

Заколдованный лес

Выполнить упражнения на изображение елей в рабочей тетради. Характеристика деятельности учащихся. Понимать символическое значение леса в сказке и в изобразительном искусстве. Видеть в образах разнообразных деревьев характеры и помыслы различных персонажей сказок. Осознавать роль окружающей природы для передачи характера и помыслов персонажей. Изображать ели, колючие кустарники.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Познавательные: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

21

Реальность и фантазия

Волшебный лес

Находить соответствие образа леса образу героя сказки. Понимать субъективность трактовки образа персонажа разными художниками, находить в разных изображениях общее и специфичное. Рассказывать о сюжете картины, изображающей лес. Создавать образ леса Снегурочки или Деда Мороза. Передавать движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану. Познавательные: формировать первичные живописные навыки.

22

Реальность и фантазия

Образ жилища в сказке и в жизни

Иметь представление об образе русского крестьянского жилища – избе, ее символике, выраженной в декоре. Находить в элементах декора избы древние символы-обереги и объяснять их назначение. Видеть и интерпретировать сказочные образы в формах и орнаментах традиционного декоративно-прикладного жилища. Зарисовывать элементы декора избы, понимать их назначение и смысл, определять местоположение.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций. Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме

23

Реальность и фантазия

Образ деревни

Понимать, что человек должен жить в ладу с природой, знать и уважать ее законы. Иметь представление о виде деревенской улицы, о гармонии жилья с природой. Воспринимать образ деревенской улицы в эскизах декораций В. Васнецова. Участвовать в коллективной работе. Изображать деревенскую улицу среди природы, используя правила перспективы. Конструировать из бумаги и украшать постройки. Передавать эмоциональное состояние в объемной композиции.

Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе.

24

Реальность и фантазия

Образ города

Иметь представление о древнем городе как о неприступной крепости, о его структуре. Участвовать в коллективной работе. Создавать макет древнего города-крепости. Применять разные способы работы с бумагой.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

25

Реальность и фантазия

Образ сказочного города

Иметь представление об образах сказочных городов в литературе, изобразительном искусстве, кино. Участвовать в коллективной работе. Применять разные способы работы с бумагой или пластилином.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

26

Образы сказочных атрибутов

Свет мой, зеркальце…

Осознавать волшебную роль зеркала в сказке, понимать, почему в жизни к зеркалам сложилось особое отношение. Разрабатывать эскиз изделия, с учетом особенностей его будущего хозяина.

27

Образы сказочных атрибутов

Куколка…

Создать обрядовую куклу, а потом объединить все куклы в единую солнечную композицию. Характеристика деятельности учащихся. Иметь представление об истории куклы, о ее роли в жизни крестьян. Знать разные виды традиционных кукол. Понимать символическую роль куклы в народных сказках. Знать способы и последовательность изготовления простой куклы. Создавать простую обрядовую куклу. Уметь ее использовать в украшении современного интерьера.

Коммуникативные: вести устный диалог, прогнозировать. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану.

28

Образы сказочных атрибутов

Яблоки и яблоня

Знать различную символику яблока в культуре разных народов. Иметь представление о символическом значении яблока в русских народных сказках. Трактовать образы яблока и яблони на картинах художниках. Выполнять натюрморт с яблоками. Использовать композиционный центр, уметь отделить главное от второстепенного.

Познавательные: ознакомление с многообразием бабочек.

29

Образы сказочных атрибутов

Перо жар-птицы

Понимать символическое значение образа Жар-птицы в сказках. Интерпретировать образы сказочных птиц в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Знать и называть сказки, в сюжетах которых важную роль играет волшебная птица. Соотносить разные по функциям и материалу, но сходные по внешнему виду предметы. Выполнять зарисовки перьев разных птиц. Выполнять зарисовки ветвей и цветов, придавая им пластику и декор пера Жар-птицы. Создавать образ пера Жар-птицы из нарисованных ветвей и цветов.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану. Познавательные: формировать первичные живописные навыки.

30

Образы сказочных атрибутов

Корона

Знать символическое значение короны, находить и объяснять древние символы в декоре царских корон. Понимать соответствие в иллюстрациях к сказкам короны характеру и намерениям владельца. Создавать макет короны из подручных материалов, используя в декоре древнюю символику.

Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе.

31

Образы сказочных атрибутов

Меч-кладенец и щит

Иметь представление о форме и декоре древнего оружия. Объяснять символику декора меча и щита. Понимать связь слов «щит» и «защита». Видеть разницу в образах оружия добрых и злых героев сказок. Понимать значение размещенных на щитах изображений. Придумывать и создавать форму и декор разных по характеру щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов.

Коммуникативные: вести устный диалог, прогнозировать. Регулятивные: работать по совместно с учителем составленному плану. Познавательные: ознакомление с многообразием бабочек.

32

Образы сказочных атрибутов

Прялка и волшебный клубок

Понимать символический судьбоносный смысл определяющей роли прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена в сказках. Выбирать и зарисовывать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека. Создавать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы. Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Познавательные: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

33

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Изображение праздника и его атрибутов в искусстве

Рассматривать праздник, народное гуляние на картинах художников, находить в них общее и особенное с современным праздником. Различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и функции. Чувствовать дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта. Делать зарисовки предметов крестьянского быта, украшать их символическими узорами. Создавать живописными средствами натюрморт, поставленный учителем.

Коммуникативные: взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе.

34

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Пир на весь мир

Иметь представление о традиционных народных гуляниях по их изображениям в живописи и иллюстрациях к сказкам. Участвовать в коллективной работе на тему народного праздника. Передавать в движении человека, цветом и декором его одежды атмосферу праздника. Познакомиться с народным обрядовым праздником. Понимать символику праздника. Сравнивать трактовку праздника в картинах разных художников.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Раздел

«Календарно - тематическое планирование»

№ п/п

Дата проведения урока

Название темы и раздела

Название темы контрольной, практической, лабораторной работы

Количество часов

Оборудование

Основные виды деятельности

Требования к результату

Вид контроля

1

05.09

Волшебный мир, наполненный чудесами

Из чего родилась сказка

1

Изображение древних образов на предметах декоративно-прикладного искусства

Понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства.

Научится:

понимать роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства

Текущий

коллективная

2

12.09

Волшебный мир, наполненный чудесами

…из потребностей жизни

1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Сделать композицию в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел или тушь, перо).

Научится:

понимать особенности изображения животных и людей древними художниками

Текущий

индивидуальная

3

19.09

Волшебный мир, наполненный чудесами

…из веры

1

Пластилин или пластическая масса, скульптурная глина и стеки.

Придумать и сделать оберег с изображением зверя или птицы, которые лучше всего соответствуют самоощущению ребенка. Работу выполнить в объеме или на плоскости в виде рельефа.

Научится:

создавать оберег, имея представление о древнейшем декоративно-прикладном искусстве и особенностях изображения животных

Текущий

коллективная, индивидуальная

4

26.09

Волшебный мир, наполненный чудесами

…из желания узнать мир и сделать его лучше

1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

понимать роль мифа в жизни древнего человека

Текущий

коллективная, индивидуальная

5

03.09

Волшебный мир, наполненный чудесами

Знак и символ

1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

интерпретировать изображение как знак и символ, овладевать основами языка знаков и символов для понимания искусства

Текущий

индивидуальная

6

10.09

Волшебный мир, наполненный чудесами

Сказка ложь, да в ней намек

1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Сделать композицию в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел или тушь, перо).

Научится:

понимать общее и отличия мифа и сказки. Понимать значение композиции произведения, формы и цвета объектов в раскрытии содержания

Текущий

самостоятельная работа

7

17.09

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

различать «тему» и «сюжет» в искусстве, создавать обобщенный образ сказочного животного, используя технику силуэта

Текущий

коллективная, индивидуальная

8

24.09

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве

1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

различать «тему» и «сюжет» в искусстве, создавать обобщенный образ сказочного животного, используя технику силуэта

Тематический

контрольная работа

9

07.11

Художники-сказочники. Сказочные образы

Художники-сказочники

1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

различать художественную манеру и находить их произведения

Текущий

Взаимопроверка

10

14.11

Художники-сказочники. Сказочные образы

Герой сказки-носитель народных идеалов

1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Сделать композицию в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел или тушь, перо).

Научится:

описывать образы богатырей, изображать одежду русских воинов в разные исторические периоды

Текущий

самостоятельная работа

11

21.11

Художники-сказочники. Сказочные образы

Образ героя-защитника Отечества в искусстве

1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

анализировать образы защитников Родины в произведениях искусства

Текущий

коллективная, индивидуальная

12

28.11

Художники-сказочники. Сказочные образы

Идеальный образ сказочной героини

1

Уголь, сангина, мел или тушь, перо

Создавать композицию в манере наскальной живописи на темы из жизни древних рыболовов, охотников, и их племен в графической технике.

Научится:

понимать идеальные качества характера женщины, установленные традицией народной культуры

Текущий

коллективная

13

05.12

Художники-сказочники. Сказочные образы

Идеальные женские образы в искусстве

1

Гуашь или пастель

Создать образ героини русской народной сказки, передать основные качества, соответствующие идеальному женскому образу.

Научится:

видеть качества женщины, изображенные в произведениях искусства

Текущий

Взаимопроверка

14

12.12

Реальность и фантазия

Образы отрицательных персонажей

1

Гуашь или пастель

Создать современный идеальный женский образ. Можно изобразить маму или учительницу.

Научится:

понимать специфику создания образа с помощью цвета и характера линии

Тематический

контрольная работа

15

19.12

Реальность и фантазия

Образы отрицательных персонажей

1

Гуашь или пастель

Создать образ отрицательной героини сказки.

Научится:

понимать специфику создания образа с помощью цвета и характера линии

Текущий

Взаимопроверка

16

26.12

Реальность и фантазия

Образ дороги в сказке и дорога в жизни

1

Картон, гуашь

Выполнить в тетради упражнения на построение перспективы дороги.

Научится:

понимать многозначность понятия «дорога» в искусстве

Текущий

коллективная, индивидуальная

17

09.01

Реальность и фантазия

Там, на неведомых дорожках…

1

Картон, гуашь

Коллективная работа. Выбрать или придумать сказочный сюжет. На большом листе картона нарисовать план-схему сказочной дороги, по которой должен пройти герой сказки, чтобы достичь своей цели.

Научится:

знакам и символам перекрестка дорог

Текущий

Взаимопроверка

18

16.01

Реальность и фантазия

Странствия по различным мирам

1

Картон, гуашь

Продолжить коллективную работу. Изобразить различные препятствия, которые могут встретиться на пути героя. Пройти путь главного героя сказки, используя игральную кость и фишки.

Научится:

интерпретировать образ дороги в искусстве как жизненного пути

Текущий

самостоятельная работа

19

23.01

Реальность и фантазия

Образ сказочного леса

1

Карандаш, роллер

Нарисовать древо и придать ему выразительные черты сказочного персонажа (карандаш, роллер).

Научится:

передавать выразительные черты сказочного героя дереву

Текущий

коллективная, индивидуальная

20

30.01

Реальность и фантазия

Заколдованный лес

1

Карандаш, роллер

Выполнить упражнения на изображение елей в рабочей тетради.

Научится:

видеть в образах разнообразных деревьев характеры и помыслы различных персонажей сказок

Текущий

Взаимопроверка

21

06.02

Реальность и фантазия

Волшебный лес

1

Гуашь и тонированную бумагу.

Изобразить лес Снегурочки. Использовать гуашь и тонированную бумагу.

Научится:

понимать субъективность трактовки образа персонажа разными художниками

Текущий

коллективная, индивидуальная

22

13.02

Реальность и фантазия

Образ жилища в сказке и в жизни

1

Гуашь и тонированную бумагу.

Нарисовать наличник окна. Какие символы нужно изобразить, чтобы к жителям дома пришла удача? Где они будут расположены: над окном, под окном или по бокам?

Научится:

находить в элементах декора избы древние символы-обереги

Текущий

индивидуальная

23

20.02

Реальность и фантазия

Образ деревни

1

Гуашь, бумага, клей

Коллективная работа. Изобразить сельскую улицу, вдоль которой выстроились нарядно украшенные дома крестьян. Показать природу, среди которой уютно расположилась деревня. Фон можно написать гуашью. Дома, колодец и другие строения сконструировать из бумаги и приклеить к фону.

Научится

использовать правила перспективы

Текущий

индивидуальная

24

27.02

Реальность и фантазия

Образ города

1

Бумага, клей

Коллективная работа. Создать макет сказочного чудо-города. Выбрать, подходящие замыслу способы работы с бумагой для построения макетов построек различной формы.

Научится:

применять разные способы работы с бумагой и пластилином

Текущий

Взаимопроверка

25

06.03

Реальность и фантазия

Образ сказочного города

1

Бумага, клей

Выполнить коллективную работу в объёме или в рельефе на тему «Сказочный город» или «Чудесный Град-Китеж».

Научится:

применять разные способы работы с бумагой и пластилином

Тематический

контрольная работа

26

13.03

Образы сказочных атрибутов

Свет мой, зеркальце…

1

Карандаш

Разработать эскиз рамки для зеркала для какого-нибудь сказочного персонажа.

Научится:

разрабатывать эскиз изделия с учетом особенностей его будущего хозяина

Текущий

коллективная, индивидуальная

27

20.03

Образы сказочных атрибутов

Куколка…

1

Карандаш, фломастер

Создать обрядовую куклу, а потом объединить все куклы в единую солнечную композицию.

Научится:

способам последовательного изготовления простой куклы

Текущий

Взаимопроверка

28

03.04

Образы сказочных атрибутов

Яблоки и яблоня

1

Карандаш, фломастер

Различать добрую и злую силу яблока в сказках. Знать несколько сказок, где яблоку отводилась особая роль в развитии сюжета, подбирать иллюстрации к этим сказкам.

Научится:

различать добрую и злую силу яблок в сказках

Текущий

индивидуальная

29

10.04

Образы сказочных атрибутов

Перо жар-птицы

1

Гуашь

Выполнить натюрморт с яблоками.

Научится:

выполнять зарисовки перьев Жар-птицы

Текущий

коллективная, индивидуальная

30

17.04

Образы сказочных атрибутов

Корона

1

Тонированная бумага, уголь, мел, сангина

1. Сделать зарисовки перьев разных птиц. 2. Сделать зарисовки ветвей или цветов и придать им образ пера Жар-птицы (тонированная бумага, уголь, мел, сангина). 3. Создать образ пера Жар-птицы из нарисованных ветвей и цветов. Особое внимание обратить на пластичность формы.

Научится:

создавать макет, используя в декоре древнюю символику

Итоговый

контрольная работа

31

08.05

Образы сказочных атрибутов

Меч-кладенец и щит

1

Бумага, проволока, пластическая масса

Выполнить макет короны из бумаги, проволоки, пластической массы и других подходящих материалов.

Научится:

понимать связь слов «щит» и «защита»

Текущий

Взаимопроверка

32

15.05

Образы сказочных атрибутов

Прялка и волшебный клубок

1

Бумага, карандаш

Придумать и изобразить украшение щита, колчана для стрел или рукояти меча для богатыря – защитника или его врагов.

Научится:

выбирать и зарисовывать предметы, раскрывающие представление древних о жизни и о судьбе человека

Текущий

индивидуальная

33

22.05

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Изображение праздника и его атрибутов в искусстве

1

Карандаш, роллер, фломастер

Выбрать и зарисовать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека. Создать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека (карандаш, роллер, фломастер).

Научится:

различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и ее функции

Текущий

индивидуальная

34

29.05

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Изображение праздника и его атрибутов в искусстве

1

Карандаш, роллер, фломастер

Выбрать и зарисовать предметы, раскрывающие представления древних о жизни и судьбе человека. Создать композицию из предметов, символизирующих представление древних людей о круговороте в природе и судьбе человека (карандаш, роллер, фломастер).

Научится:

различать по внешнему виду старинную посуду, знать название и ее функции

Текущий

индивидуальная

Раздел

«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Перечень используемых учебников и учебных пособий

  1. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Поурочно-тематическое планирование. 3 кл.: методическое пособие / И.Э. Кашекова. М.: Академкнига/Учебник, 2014. – 112 с.
  2. Кашекова И.Э. Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (1-4 класс)
  3. Кашекова И.Э., Кашекова А.Л. «Изобразительное искусство»/ Учебник. М. Академкнига/Учебник, 2013

Раздел

«Результаты освоения учебного курса, предмета и система оценки»

Формы и критерии оценивания знаний обучающихся


Форма контроля:

– Индивидуальный и фронтальный опрос;

– Работа в паре, в группе;

– Презентация своей работы;

– Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.


Этапы оценивания рисунка:

• как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

• характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

• качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

• владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

• общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания рисунка:

Оценка «5» – поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены


Оценивание результатов творческих композиций

критерии

Показатели

оценка

Грамотность

Композиционная организация изображения в листе (размер, расположение)


Построение формы, передача пропорций

Выразительность

Умение использовать цвет при создании ком-позиции

Умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел

Оригинальность композиции

Всего:

Оценка:

Работа оценивается в трёхбалльной системе:

• 3 балла – качество ярко выражено;

• 2 балла – качество выражено удовлетворительно;

• 1 балл - качество слабо выражено;

• 0 баллов – качество не выражено.

Обработка результатов. Для получения результатов необходимо суммировать показатели по столбцу и сопоставить со следующей шкалой:

Количество баллов

Оценка

0-5

неудовлетворительно

6-9

удовлетворительно

10-12


хорошо

13-15

отлично




Критерии оценивания теоретических знаний

Вид работ

«5»

«4»

«3»

«2»

Устный опрос

Полные и безошибочные ответы на вопросы учителя

Ответы на вопросы с незначительными ошибками, либо с незначительной помощью.

Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников

Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа.

Письменный опрос

Выполнение работ без ошибок

Верное решение не менее 80% заданий либо не-

Верное решение не менее 60% заданий

Верное решение менее 60% заданий.

№ п/п

Название раздела

Планируемые результаты (личностные¸ предметные, метапредметные)

Форма и вид контроля

1

Волшебный мир, наполненный чудесами

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур

Предметные: сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Практическая работа

2

Художники-сказочники. Сказочные образы

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств ;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Предметные: овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться

Практическая работа

3

Реальность и фантазия

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Предметные: сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством

Метапредметные: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

Практическая работа

4

Образы сказочных атрибутов

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Предметные: овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании),

Метапредметные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Практическая работа

5

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...

Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

Предметные: овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи),

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования

Практическая работа

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Лебединская М.Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...