Рабочая программа по внеаудиторной занятости курса "Радуга творчества"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Радуга творчества» составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ» Горная СШ»,
- авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками».
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления
Целью данного кружка является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи:
- развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Назначение программы
Методологической основой является системно-деятельностный подход в начальном обучении.
Данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Ценностные ориентиры курса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Общая характеристика курса.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:
1. Работа в парах.
2. Групповые формы работы.
3. Индивидуальная работа.
4. Самооценка и самоконтроль.
5. Взаимооценка и взаимоконтроль.
Формы организации деятельности:
• Творческий проект.
• Исследовательская работа.
• Конкурс.
• Игра.
• Путешествие.
Реализация программы предусматривает применение технологий:
∙ деятельностного обучения;
∙ проектной;
∙ игровой.
Содержание программы
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном (6 часов) Объемные изделия в технике оригами. Симметричное вырезание. Игрушки из картона с подвижными деталями. Моделирование из конусов. Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе. Конструирование мебели из бумаги. Объемное конструирование из деталей оригами. Модульное оригами.
Раздел 2. Текстильные материалы (8 часов) виды швов. Нитяная бахрома. Моделирование из помпонов. Изонить. Аппликация из трикотажа. Вышивание по ткани. Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу. Шитье по выкройкам.
Раздел 3. Пластические материалы (5 часов) Раскатывание пластилина, получение плоских изображений. Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей. Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе. Моделирование из пластилина.
Раздел 4. Работа с природным материалом (14 часов) Элементы флористики. Изготовление сувениров с использованием сухих цветов, шишек и др. Соломка. Обработка соломки. Аппликация из соломки.
Результаты изучения предмета и система их оценки
(личностные, метапредметные, предметные)
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией.
В конце каждого раздела дети учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения.
Выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков – вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание.
Способы проверки ожидаемого результата
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
- удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
- четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
- художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов курса усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. Критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
- аккуратность;
- четкость выполнения изделия;
- самостоятельность выполнения;
- наличие творческого элемента.
«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Система контролирующих материалов:
- Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
- Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
- Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
- Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Элементы содержания |
1 | Объемные изделия в технике оригами «Гости из Японии» | Продолжить знакомство с техникой оригами. Учить использовать эту технику при составлении картинки |
2 | Симметричное вырезание «Ажурные бабочки» | Познакомить с видом симметричного вырезания, повторить технику безопасности при работе с ножницами. Продолжить знакомство с разными приёмами работы с бумагой. |
3 | Игрушки из картона с подвижными деталями. Самый преданный друг «Дворняга» | Анализ изделия. Составление плана изготовления игрушки. |
4 | Рисование ватой по бархатной бумаге. Балерина в шелках «Турецкая ангора» | Познакомить с техникой рисования ватой на бархатной бумаги, обсудить с детьми особенности этой техники. |
5 | Моделирование из конусов. Задумчивая аристократка «Персидская» | Повторить правила изготовления конусов. Показать , что из конусов можно создавать различные модели. |
6 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе. Символ чистоты «Лилия» | Продолжить знакомство с изделиями из гофрированной бумаги, учить использовать при изготовлении поделки разные материалы. |
7 | Надрезание бахромой, скручивание в жгут. Цветок белого дракона «Хризантема» | Познакомить с новым приёмом при изготовлении поделки, Составление плана работы, составление композиции из полученных деталей |
8 | Объемное конструирование из деталей оригами. Символ вечной жизни «Ель» | Продолжить знакомство с техникой оригами. Составление объёмной игрушки «Ёлка» |
9 | Моделирование из бумаги и салфеток. Квиллинг из салфеток. Король леса «Дуб» | Познакомить с новым видом прикладного искусства. Составление плана изготовления поделки из салфетки. |
10 | Торцевание на бумаге. Встреча двух красавиц «Берёза и сакура» | Познакомить с новым способом резки бумаги. Изготовление торцеванием поделки. |
11 | Многослойное торцевание. Цветок благородства и почёта «Пион». Огненные вспышки «Махровый тюльпана». Цветок радуги «Ирис» ( по выбору) | Дать представление о многослойном торцевании. Показать способы изготовления цветов (по выбору детей). |
12 | Моделирование из фольги «Роза» Царица цветов | Продолжить знакомство с изготовлением поделок их фольги. Изготовление поделки «Роза» |
13 | Украшения для костюма из бумаги. Праздник цветов «Фантастические цветы». Выставка работ учащихся | Познакомить с различными видами украшений с использованием бумаги.Изготовление поделок для выставки. |
14 | Аппликация из резаных нитей. Дворянин среди собак «Эрдельтерьер» | Рассмотреть примеры аппликаций из нитей, составить план изготовления поделки. |
15 | Нитяная бахрома. Задиристый Денди «Скотч-терьер» | Продолжить знакомство с поделками из нитяной бахромы. Подготовка к выставке поделок посвященных собакам. |
16 | Моделирование из проволоки и помпонов «Пушистая гусеница». Проволочные игрушки «Такса», «Пудель». Королева леса «Норвежская лесная» (по выбору) | Познакомить с техникой изготовления игрушек из проволоки, помпонов, нитей. |
17 | Изонить на картонных шаблонах «Нитяные узоры» | Дать представление о том , что такое изонить, анализировать изделия, учить составлять узоры на картонных шаблонах. |
18 | Аппликация из нитяных валиков. «Берёзовые локоны» | Составление плана изготовления аппликации из нитяных валиков. |
19 | Приклеивание ниток по спирали. Движение по спирали «Кошечка» | Познакомить с новым способом приклеивания ниток по спирали. |
20 | Аппликация из распущенного трикотажа. Кудрявая шёрстка «Ла-перм» | Познакомить с новым видом материала для изготовления поделок. Составление плана выполнения поделки. |
21 | Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы «Вышитые узоры» | Повторить технику безопасности при работе с иголкой и ножницами, познакомить с тамбурным и стебельчатым швом. |
22 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу «Морфиды – синие молнии» | Продолжить знакомство с аппликацией из разных материалов. С оставление плана работы. |
23 | Аппликация из жатой ткани. Собака «всмятку» «Шар-пей» | |
24 | Аппликация из ткани и ниток | |
25 | Шитье по выкройкам «Озорная гусеничка». Зелёный верблюд «Опунция». Выставка работ учащихся | Повторить технику безопасности при работе с нитками, ножницами, иголками. Шитьё по выкройкам. |
26 | Раскатывание пластилина «Планета кошек» | Повторить правила работы с пластилином, Выполнение разных приёмов работы с пластилином (раскатывание, разрезание) |
27 | Разрезание пластилина. Мозаика «Фейерверк» | |
28 | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе. Сказочные герои «Том и Леопольд» | Познакомить с техникой аппликации пластилином на прозрачной основе. Изготовление сказочных героев по выбору детей. |
29 | Пластилиновые нити, продавливание через сито. Четырёхлепестковое счастье «Клевер луговой» | Изготовление пластилиновых нитей продавливанием через сито, изготовление поделок из полученных полосочек. |
30 | Разрезание пластилина. Аппликация. | |
31 | Лепка из соленого теста на основе из фольги. Заядлый охотник «Бассет-хаунд». Выставка работ учащихся | Выбор рецепта солёного теста. Изготовление теста. Создание поделок из теста для выставки. |
32 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | Познакомить с модульным оригами, с его простейшими фигурами. Создание модуля « супершар» Соединение нескольких модулей в композицию. Подготовка к выставке поделок. |
33 | Соединение модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы. Тюльпаны | |
34 | Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля. Выставка работ учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"
Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Рабочая программа по курсу РПС "Речевое творчество" для первого класса
Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "Речевое творчество" включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся; формируемы...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ручное творчество" 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное творчество"
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное творчество:керамика, пластилин, папье-маше"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше» разработана на основе авторской программы В.Д....
Рабочая программа по внеаудиторной занятости "Я исследователь"
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит всё большее применение. Современный учитель всё чаще старается предлагать за...