Рабочая программа кружка "Синяя птица"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Елена Юрьевна Кузнецова

Для учащихся 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinyaya_ptitsa.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАРАШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

     

ПРОГРАММА  КРУЖКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Синяя птица»

   Составитель:Ячменева Галина Александровна

   Руководитель кружка: Кузнецова Елена Юрьевна

2017-2018 учебный год

 Пояснительная записка

         Программа занятий кружка изобразительного искусства «Синяя птица»

ставит целью:

  • пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного;
  • совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление;
  • знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства.

        Расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими. Изобразительная деятельность- это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.

               Работа в кружке включает руководство практической работой детей,   проведение экскурсий, выход на природу ( в рощу, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве.

                 На занятиях кружка особое внимание необходимо уделять приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в практической деятельности (оформление выставок, плакатов, стенгазет, праздников и т.п.) .

                 Художественная деятельность во внеурочное время позволяет более подробно и более расширенно познакомить учащихся с различными изобразительными техниками – аппликацией, «процарапыванием», монотипией, с различными графическими и живописными материалами.

               Изостудия базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе, закладывает основы художественных знаний и умений школьников в области искусства. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современности.

               Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно – образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека. Полученные знания по разным видам  искусства обобщаются при изучении архитектуры, монументальных,  синтетических видов искусства, художественных стилей.

Задачами художественного развития учащихся являются:

      - формирование нравственно-эстетической отзывчивости;

      - формирование эстетического вкуса,

      - понимание роли изобразительного искусства в жизни общества,

      - формирование умения образно воспринимать окружающий мир и откликаться на его красоту.

      - формирование художественно-творческой активности:  учащиеся  студии должны уметь анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность,

      -творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ.

      - формирование художественных знаний, умений и навыков.

 Программа изостудии рассчитана на детей от 12 до 15 лет ( 8-9 класс ).

     В  результате посещения занятий кружка изобразительного искусства учащиеся должны знать:

   - особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;

   - основные жанры изобразительного искусства;

   - известные музеи  нашей страны и мира;

   - выдающихся художественных деятелей;

   - выдающиеся  произведения искусства;

   - особенности народного искусства своего края, области;

   - историю возникновения и развития народных промыслов;

   - представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного  декоративного искусства.

          Дети  должны уметь:

   - работать с натуры и по представлению в живописи и графике над натюрмортом, пейзажем, портретом;

   - выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной композицией;

   - добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;

   - передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

   - передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица;

   - передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

   - в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

   - пользоваться различными графическими и живописными техниками;

   - создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов;

   - создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);

   - оформлять выставки собственных работ.

           Художественная деятельность  на занятиях кружка находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.

 

             Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать

учащимся более  глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Содержание  программы кружка

1 раздел                 Развитие фантазии и воображения    

                                - Художественный язык изобразительного искусства.

                                - Мир изобразительных искусств.

                               - Художественное творчество и его связь с окружающей  

                               средой.

2 раздел                  Развитие изобразительной грамотности  

                                - Вводные упражнения. Рисование отдельных предметов.

                                - Работа  красками.

                                - Натюрморты.

                                - Интерьеры.

                                - Пейзажи.

                                - Зарисовки птиц и животных.

                                - Зарисовки фигуры человека.

                                - Сюжетная композиция.

3 раздел                  Развитие самостоятельной художественно-

                                 творческой деятельности  

                                - Цветная графика.

                                - Живопись.

                                - Декоративно-прикладное искусство.

                                - Архитектура.

                                - Изображение людей и животных.

                                - Пленэрные работы.

Тематическое  планирование  

  Тема занятия

Содержание и методические приемы

Кол-во ч.

Развитие  фантазии  и  воображения.( 22 занятия 44 часа)

Художественный   язык изобразительного  искусства      24 часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Чем и на чем

рисует художник?  

Выразительные

возможности художника.

Учимся рисовать

кистью.

Линия и штрих-

основа рисунка

Линия как средство

выражения.

Форма предметов.

Основные и

составные цвета      

Теплые и холодные цвета.

Техника работы

акварелью.

Техника работы

гуашью.

Композиция рисунка.

Перспектива в рисунке.

Воздушная перспектива.

Рассказ об истории изобразительного искусства.

Знакомство с художественными инструментами и

материалами.

Знакомство с различными  художественными

живописными техниками.

Знакомство с основными приемами живописи

Совершенствование графических навыков  (линия, штрих, абрис) Передача  пространства линией.

Нанесение штрихов для выявления формы предмета.

Конструирование из простых геометрических фигур более сложные.

Зрительное восприятие цвета          

Составление цветов путем  смешения.

Составление гармонии теплого и холодного цвета, изображение ограниченной  палитрой вариативных возможностей цвета.

Знакомство с разными техниками работы акварелью. Приемы заливки  плоскости цветом.

Особенности гуашевых красок.

Отработка приемов работы с гуашью.

Знакомство с правилами компоновки рисунка на листе.

Развитие пространственных представлений.

Изображение предметов в перспективном сокращении.

Сведения о воздушной перспективе, законы

возд.перспективы  применение правил воздушной перспективы в рисунке.

 2 часа

 2 часа

 

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

Мир изобразительных искусств 14 часов

14

15

16

17

18

19

20

Жанры живописи.

Анималистичес-

кий  жанр.

Исторический  жанр

О чем рассказывают картины

 

Самый вниматель-

ный и грамотный  зритель.

Московский Кремль- жемчужи-

на мировой архитектуры

Натюрморт

«Золотая Хохлома»

Раскрыть отличительные особенности каждого жанра, исторические сведения.

Знакомство с творчеством  И.И.Шишкина.

Изготовление коллажа на историческую тему.

Беседа по картине В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купеческий  дом».

Конкурс- состязание на знание худ.произведений.

Особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля. Составление композиции.

Особенности истории и росписи промысла Хохломы. Составление натюрморта на данную тему.

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

 .

Художественное творчество и его связь с окружающей средой.  6 часов

21

22

23

       

 Рисование птицы

с натуры.

Иллюстрирование любимого литературного произведения.

Обобщающее занятие. Выставка работ.

Конструктивно- анатомическое строение птицы. Зарисовки.

Знакомство с особенностями  графического искусства.

Составление композиции и ее живописное решение.

         

2 часа

2 часа

 

2 часа

 

Развитие изобразительной грамотности. (19 занятий- 38 часа)

Рисование отдельных предметов. 12 часов

1

2

Линии на плоскости. Круг, квадрат, прямоугольник.

Линия в пространстве.

Упражнения по прорисовке перспективного сокращения плоских предметов.

Изучение сравнительного анализа нарисованных линий. Воображае мая глубина листа.

 2 часа

2 часа

3

4

5

6

Рисунок куба.

Рисунок цилиндра.

 

Рисунок шара.

Рисунок геометрического

натюрморта

Линейно-конструктивное построение куба.

Эскизный набросок дома.

Объемно-конструктивное построение цилиндра. Эскиз ведра.

Анализ шарообразной формы, сравнение с кубом. Этюд красного яблока.

Линия горизонта.

Точка схода.  Изображение куба и цилиндра в разных положениях. Составление композиции.

2 часа

 2 часа

2 часа

2 часа

Работа красками 10 часов

7

8

9

10

11

Основы цветоведения

Теплохолодность цветовой палитры.

Контраст и нюанс  цвета. Яркость цвета.

Родственные цвета.

Локальный цвет. Зависимость цвета от расстояния и освещения.

Основные и дополнительные цвета. Этюд букета цветов с натуры.

Изготовление наглядной таблицы

Творческие этюды.

Изображение цветового этюда с различным цветовым решением.

Составление композиции «Зеленый лягушонок

в зеленом болоте».

Этюд апельсина на голубой скатерти.

Особенности рефлекса в живописи.

 2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

Натюрморты 4 часа

12

13

Натюрморт с натуры. Крынка и яблоко.

Натюрморт с натуры.

Посуда и овощи.

Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

Составление композиции. Цветовое решение натюрморта в теплой цветовой  гамме.

2 часа

2 часа

Интерьеры 4 часа

14

15

Угол комнаты.

Изображение комнаты

в перспективном сокращении

Изображение правильного перспективного построения.

Понятие линии горизонта и точки схода. Рисунок  объемной формы предметов в пространстве.

 2 часа

2 часа

Пейзажи 4 часа

16

17

Изображение замкнутого внутреннего пространства двора.

Изображение уголка  леса

Построение пространства в перспективном сокращении. Рисунок дерева. Передача тональных отношений

Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности  освещения.

 2 часа

2 часа

Зарисовки птиц и животных 4 часа

18

19

Изображение птиц по представлению

Изображение животных по представлению            

Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение.

Экскурсия в краеведческий музей . Анализ общего строения животного, живописные этюды

2 часа

2 часа

Зарисовки фигуры  человека 4 часа

20

21

Изображение стоящей фигуры человека.

Изображение сидящей фигуры человека.

Пропорции фигуры человека. Выполнение рисунка с натуры.

Пропорции фигуры человека. Выполнение рисунка с натуры.

2 часа

2 часа

Сюжетная композиция 2 часа

22

Композиция «Рыцарский турнир» или «Бал во дворце»

Составление творческих  эскизов, зарисовки фигур людей и животных. Выполнение разнопланового рисунка. Выбор цветовой гаммы работы.

 Выставка лучших творческих работ

учащихся

2 часа.

Развитие  самостоятельной  художественно-творческой   деятельности.

( 19 занятий - 38 часов)

Цветная  графика 6 часов

1

2

3

 Волшебные карандаши

Цветные карандаши. Теплые и холодные цвета.

«Цветовая гамма произведений великих художников»

Беседа о рисунках великих мастеров. Анализ рисунков преподавателя по темам.

Работы кружковцев на свободную тему в определенной цветовой гамме.

Занимательная развивающая викторина.

2 часа

2 часа

2 часа

Живопись 10 часов

4

5

6

7

8

Три волшебных краски.

Какими красками работают художники.

Виды и жанры изобразительного искусства

Натюрморт.

Пейзаж.

Чудесные превращения трех основных цветов Практические упражнения в рисовании красками и в смешении цветов.

Беседа об акварели, гуаши, масленых красках. Анализ  произведений  художников.

Беседа или посещение картинной галереи.

Объемно-конструктивное и колористическое выполнение композиции.

Объемно-конструктивное и колористическое выполнение композиции.

 2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

Портрет. 2 час

9

Что такое портрет?

 Выполнение композиции по выбору ( рисунок, живопись, графика)

2 часа

Декоративно- прикладное искусство 4 часа

10

11

Объемное изображение предметов

народного искусства – Гжель.

Шедевры декоративного искусства.

Лепка из пластилина посуды

в стиле Гжель и ее последующая роспись в народном стиле.

Просмотр видеофильма «Сокровища земли российской». Обсуждение увиденного.

2 часа

2 часа

Архитектура 6 часа

12

13

14

Архитектурные памятники столицы Мордовии.

Архитектурный стиль

 

Архитектурный рельеф

 Экскурсия по улицам Саранска. Виртуальное посещение краеведческого музея.

Изображение фасада здания определенного архитектурного стиля, передача особенностей декора.

Проект декоративного оформления здания в технике «граттаж».

 2 часа

2 часа

2 часа

Изображение людей и животных 6 часа

15

16

17

Насекомые и птицы.

Дикие и домашние животные.

Рисование фигуры человека в движении

Пропорционально-конструктивное изображение по представлению насекомых или птиц. Работа в цвете (цв.карандаш)

Пропорционально-конструктивное изображение животных по представлению, передача движения в рисунке( уголь, сангина)

Изображение фигуры человека в движении по представлению.

2 часа

2 часа

2 часа

Пленэрные работы 4 часа

18

19

Пленэрная живопись.

 

Пейзаж на пленэре.

 

Анализ художественных произведений, выполненных на пленэре. Особенности жанра. Зарисовки вида из окна.

Изображение живого уголка природы (река, лесная поляна)

2 часа

2 часа

Итого 120 часов

Список  использованной  литературы.

  1.Бертон П., Кейв В., Игрушки. – М.; Росмэн, 1996.

  2.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя: из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993.

  3.Жегалова С.К., Русская народная живопись: книга для учащихся старших классов. – М.; Просвещение, 1994.

  4. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,1992.

  5. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера»,2002.

  6. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волго-град;Изд.»Учитель», 2008.

  7. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству . – М.; Просвещение,2006.

 

  8. Павлова  О.В., Изобразительное искусство в начальной школе.-Волгоград; Издательство « Учитель», 2008.

  9. Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвещение , 1982.

  10.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н., Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы. – М.;«Вентана-Граф»,2006.

  11.Уоллэйс Ф., Мир Леонардо. – М.; Терра, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению для 1 класса "Нам птицы просигналили подъём!"

Эта аторская программа составлена для занятий с учащимися 1 класса. Цель программы: формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом. Деятельность программы предполагает включе...

Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс "Жар-птица"

В данной публикации представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Гражданское образование (региональный компонент). Планирование создано по комплекту: Тивикова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья", 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья", 1 класс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия позновательно - игровая программа "Покормите птиц зимой"

Целью внеклассного мероприятия является  привлечение подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц, создание для птиц кормушек....

Конкурсно-игровая программа "Мир птиц Подмосковья"

Конкурсно - игровая программа "Мир птиц Подмосковья" для учащихся 1-3 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья" 2 класс...

Рабочая программа кружка Птица Счастья

Разработанная  программа по духовно-нравственному воспитанию может широко использоваться учителями начальных классов для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Темы заняти...