Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 кл.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Березовская основная образовательная школа
ПРИНЯТО решением методического объединения протокол №__ от 29 августа.2016 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ Т. В. Берчук ___30 августа 2016 г. |
Рабочая программа
предмета «Изобразительное искусство»
для начального общего образования
Составители: Кадо Юлия Викторовна , Лангер Ольга Фёдоровна учителя начальных классов |
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
1 класс
«Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
Ученик научится:
Базовый уровень:
первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.
Повышенный уровень:
элементарные практические умения и навыки в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; навыки моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- « Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Предметные результаты:
Ученик научится:
Базовый уровень:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; - использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру;
Повышенный уровень:
различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
« Значимые темы искусства .О чём говорит искусство?»
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
Ученик научится:
Базовый уровень:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
Повышенный уровень:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
Ученик получит возможность научиться:
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2 класс
«Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. В познавательной сфере: способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. В трудовой сфере: навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; мотивация и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
Ученик научится:
Базовый уровень:
·различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; ·эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
Повышенный уровень:
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
Ученик получит возможность научиться:
·видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту); ·высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
- « Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. В познавательной сфере: способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. В трудовой сфере: навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; мотивация и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
Ученик научится:
Базовый уровень:
·создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; ·использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; ·различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; ·использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
Повышенный уровень:
использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Ученик получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; ·понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
« Значимые темы искусства .О чём говорит искусство?»
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. В познавательной сфере: способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. В трудовой сфере: навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; мотивация и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
Ученик научится:
Базовый уровень:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; ·
Повышенный уровень:
·выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
Ученик получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; ·понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
3 класс
«Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять учебную задачу; –планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; –учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; –адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в сети Интернет; – использовать знаковосимволические средства для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – устанавливать причинноследственные связи; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать; – устанавливать аналогии.
Предметные результаты:
Ученик научится:
Базовый уровень:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; – различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; – эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; – узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;.
Повышенный уровень:
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;.
Ученик получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; – видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту); – высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
- « Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять учебную задачу; –планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; –учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; –адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в сети Интернет; – использовать знаковосимволические средства для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – устанавливать причинноследственные связи; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать; – устанавливать аналогии.
Предметные результаты:
Ученик научится:
Базовый уровень:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; – использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; – различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; ·наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; – использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
Повышенный уровень:
использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Ученик получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; – моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; – выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
« Значимые темы искусства .О чём говорит искусство?»
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять учебную задачу; –планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; –учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; –адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Предметные результаты:
Ученик научится:
Базовый уровень:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
Повышенный уровень:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Ученик получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; – понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; – изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
4 класс
«Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять учебную задачу; –планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; –учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; –адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Предметные результаты:
Ученик научится:
Базовый уровень:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.окружающего мира и жизненных явлений.
Повышенный уровень:
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Ученик получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту); высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
- « Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, квалификации по родовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
Ученик научится:
Базовый уровень:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; Повышенный уровень:
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства.
« Значимые темы искусства .О чём говорит искусство?»
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, квалификации по родовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Предметные результаты:
Ученик научится:
Базовый уровень:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи
Повышенный уровень:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи
Ученик получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение; изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе:
● в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
● в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
● в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе:
● умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
● желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
● обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
● формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
● формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе:
● в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
● в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
● в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
● в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
Базовый уровень:
- ● различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- ● различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- ● узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
Повышенный уровень:
- ● приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- ● воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- ● видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
- ● высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
Базовый уровень:
- ● создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- ● использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
- ● различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
- ● создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- ● наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
Повышенный уровень:
● использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- ● пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- ● моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- ● выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
Базовый уровень:
- ●осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
Повышенный уровень:
- ●выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- ● видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- ● понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- ● изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
- ● изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2. Содержание учебного предмета.
1 класс
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Ты учишься изображать
Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме. Изображения всюду вокруг нас Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Мастер Знакомство с Мастером Изображения. Изображения учит видеть Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных). Изображать можно пятном Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных. Изображать можно в объеме Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы. Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей. Изображать можно линией Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Разноцветные краски Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика). Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.) Художники и зрители (обобщение темы) Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. Начальное формирование навыков восприятия станковой картины. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей
Ты украшаешь
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности. Мир полон украшений Цветы — украшение Земли. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. Красоту надо уметь замечать Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики. Узоры на крыльях Красивые рыбы Украшения птиц Предлагаемые сюжеты заданий: «Узоры на крыльях бабочек», «Красивые рыбы», «Украшения птиц». Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают? Узоры, которые создали люди Как украшает себя человек Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы
Ты строишь.
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов. Дома бывают разными Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. Природные постройки и конструкции. Домики, которые построила природа Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций. Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Дом снаружи и внутри . Строим город Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Все имеет свое строение Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Создание образа города. Строим вещи Город, в котором мы живем (обобщение темы) Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция). В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е., что это — изображение, украшение или постройка. Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки. Создание коллективного панно. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Выразительность размещения элементов коллективного панно. Конструирование из бумаги объектов природы. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.). Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их. «Праздник весны». Конструирование из бумаги Разноцветные жуки Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья- Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). Сказочная страна Времена года Здравствуй, лето! (обобщение темы) Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.
2 класс
Искусство и ты
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношение к миру добра и зла.
Как и чем работает художник?
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. роль чёрной и белой краски. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж. Что такое живопись. Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы. Тёмное и светлое. Знакомство с различным эмоциональным звучание цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, теипера, масляные и акриловые краски. Мягкость бархатистость пастели, восковых и масляных мелков., текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов. Особенности работы с ними. Представление о ритме пятен. Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Что такое скульптура. Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, с которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Что такое архитектура. Чем занимается архитектор. Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создает макет. Работа с бумагой. Перевод простых объёмных форм в объёмные формы. Склеивание простых объёмных форм. Понимание красоты различных художественных материалов. Сходство и различия материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники.
Реальность и фантазии
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой. Учим видеть мир вокруг. Учимся всматриваться в реальный и видеть его. Красота и особенность разных животных. Учимся фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных при создании фантастических образов. Творческие умения работать с гуашью. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие её форм. Преобразование природных форм для создания различных узоров. Предметов быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы в жизнь человека. Украшения в жизни человек и преобразование с помощью фантазии. Красота и смысл природных конструкций, их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Возможность фантазии человека в создании предметов. Взаимодействие трёх видов деятельности – изображения, украшения и постройки.
О чём говорит искусство
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображения состояния в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев. Настроение, состояние природы. Чувства зрителей. Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния и настроения. Знакомство с произведениями В. Ватагина. Отношение к человеку художника при его изображении. Внешнее и внутренне содержание человека, выражение его средствами искусства. Эмоциональная и нравственная оценка образа в изображении. Возможности использования цвета, ритма для передачи характера персонажа. Возможность создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами настоящего и прошлого. Характер украшений. Цели через украшения. Образы зданий в окружающем мире. Дома сказочных героев.
Как говорит искусство
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: тёплое- холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма: ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника. Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цвета на тёплые и холодные тона. Сочетания тёплых и холодных цветов в природе. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге. Получение разных оттенков цвета в результате смешения красок. Передача настроения в природе. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. Выразительные возможности линии. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности. Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Понимание пропорций как соотношения между собой части одного целого. Пропорции – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого. Ритм линий, пятен. Цвет.
3 класс
Искусство в твоём доме
Твои игрушки Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времён. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с её формой. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение. Посуда у тебя дома Разнообразие посуды: её форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украшения посуды её назначением. Зависимость формы и декора посуды от материала ( фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выразительность форм и декора посуды. Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение её назначения. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Обои и шторы у тебя дома Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. Мамин платок. Выражение в художественном образе платка его назначения. Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка. Твои книжки Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника в создании книг. Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Открытки Создание художником поздравительных открыток. Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики. Труд художника для твоего дома ( обобщение темы) Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из Братьев Мастеров в создании формы предмета и его украшения. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ. Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника Искусство на улицах твоего города
Деятельность художника на улице города (или села). Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев – Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры – памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города Памятники архитектуры Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Какой облик будут иметь дома, придумывает художник архитектор. Образное воздействие архитектуры на человека. Памятники архитектуры – достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Парки, скверы, бульвары Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов – важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой. Традиция создания парков в нашей стране. Разновидности парков и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках – мемориалах воинской славы. Ажурные ограды Чугунные ограды в Санкт – Петербурге и в Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе. Связь творчества художника с реальной жизнью. Роль природных аналогов в создании ажурного узорочья оград. Волшебные фонари Работа художника по созданию красочного облика города, уличных, парковых фонарей. Фонари – украшение города. Старинные фонари Москвы, Санкт – Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Связь образного строя фонаря с природными аналогами. Витрины Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина, с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. Праздничность и яркость оформления витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице. Удивительный транспорт Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времён. Природа – неисчерпаемый источник вдохновения для художника – конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой. Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)
Художник и зрелище
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово – видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально – зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища и его особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Художник в цирке Цирк – образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены. Художник в театре Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актёрского искусства – основа любого зрелища. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством. Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Театр кукол Истоки развития кукольного театра. Петрушка – герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы – марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова. Работа художника над куклой. Образ куклы, её конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Маски Лицедейство и маска. Маски разных времён и народов. Маска как образ персонажа. Маски – характеры, маски – настроения. Античные маски – маски смеха и печали – символы комедии и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим. Афиша и плакат Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм. Композиционное единство изображений и текстов в плакате, афише. Шрифт и его образные возможности. Праздник в городе. Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др. Школьный карнавал (обобщение темы)
Художник и музей
Прикладные виды работы художника. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы. Санкт – Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного села. Участие художника в организации музея. Музей в жизни города Художественные музеи Москвы, Санкт – Петербурга, других городов – хранители великих произведений мирового и русского искусства. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в создании экспозиции музея. Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Музеи родного города. Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т. д. Картина – особый мир. Картина – пейзаж Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины – пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Ф. Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже. Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники - портретисты ( Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В Серов, И Репин, В Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины – портреты. Картина – натюрморт Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта ( Ж. – Б. Шарден, К. Петров – Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.). Цвет как выразительное средство в картине – натюрморте. Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Скульптура – объёмное изображение, которое живёт в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное – главные темы в искусстве скульптуры. Скульптура в музее и на улице Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина).
4 класс
Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур - богатство культуры человека. Цельность каждой культуры важнейший элемент содержания учебного года.
Истоки родного искусства
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота природы родной земли. Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Образ традиционного русского дома – избы. Конструкция избы и назначение её частей. Единство красоты и пользы. Украшения избы и их назначение. Женский и мужской образы. Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Праздник – народный образ радости и счастливой жизни. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.
Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Образ древнего русского города. Соборы – святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор – архитектурный и смысловой центр города. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад – основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры. Древнерусские воины – защитники. Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов. Цвет в одежде, символические значения орнаментов. Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Памятники архитектуры в других городах. Рост и изменение назначения городов – торговых и ремесленных центров. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.
Каждый народ – художник
Представление о многообразии и богатстве художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Народы гор и степей. Города в пустыне. Поселения в горах. Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Европейские города Средневековья. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Художественные культуры мира.
Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передаёт опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Героическая тема в искусстве разных народов. Тема детства, юности в изобразительном искусстве. Искусство народов мира (обобщение темы). Вечные темы в искусстве. Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.
3. Тематическое планирование
1 класс
№п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Ты изображаешь, украшаешь и строишь Ты учишься изображать | 9 |
2 | Ты украшаешь | 8 |
3 | Ты строишь. | 11 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 |
Всего : | 33 |
2 класс
№п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Искусство и ты (34 ч) Как и чем работает художник? | 8 |
2 | Реальность и фантазии | 7 |
3 | О чём говорит искусство | 11 |
4 | Как говорит искусство | 8 |
Всего : | 34 |
3 класс
№п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Искусство в твоём доме | 8 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 |
3 | Художник и зрелище | 11 |
4 | Художник и музей | 8 |
Всего : | 34 |
4 класс
№п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) Истоки родного искусства | 8 |
2 | Древние города нашей земли | 7 |
3 | Каждый народ – художник | 11 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 |
Всего : | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...