Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "Школа России" ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной общеобразовательной программы по предмету, авторской программы «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства.
В содержание предмета эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.
Задачи программы.
- Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.
- Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного);
- Воспитание интереса и любви к искусству.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребёнок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; чёткость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение изобразительного искусстваво 2-м классе отводится 1час в неделю, в 2018-2019 учебном году 34 часа в год (34 учебных недели).
IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребёнка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребёнка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
- основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
- роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
- о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
Учащиеся должны уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки компоновки;
- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
- менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
- составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Чем и как работают художники (8 ч.)
Три основные краски – красная, синяя, жёлтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объёме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7 ч.)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (11 ч.)
Изображение природы в различных состояниях.
Художник изображает настроение.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения7
Образ здания.
Как говорит искусство (8 ч.)
Тёплые цвета.
Холодные цвета.
Что выражают тёплые и холодные цвета?
Тихие цвета.
Что такое ритм пятен?
Ритм и движение пятен.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм линий и пятен, цвет – средства выразительности любой композиции.
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
№ п/п | Тема урока | Дата | Решаемые проблемы | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | ||||
план | факт | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||
Чем и как работают художники (8 ч.) | ||||||||
1 | Три основные краски. | Пр.: как смешивать краски и получать новые цвета? Цель: показать возможности цветообразования. | Основные и дополнительные цвета. | Знакомство с основными законами цветоведения | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи; Познавательные: Осуществлять анализ объектов с различными признаками; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству | Понятие цветовой гармонии, развитие эстетических чувств. | ||
2 | Пять красок – всё богатство цвета и тона. | Пр.: как смешивать краски и получать новые цвета? Цель: показать возможности цветообразования. | Тёмное и светлое. Оттенки цвета. | Знакомство с основными законами цветоведения | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи; Познавательные: Осуществлять анализ объектов с различными признаками; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству | Понятие цветовой гармонии, развитие эстетических чувств. | ||
3 | Изобразительные средства и их выразитель-ность | Пр.: какие художественные средства можно использовать в рисунках? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Акварель, гуашь, пастель, карандаши и др. | Создание изображения разными художественными средствами | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. Учитывать разные мнения. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
4 | Выразитель-ные возможности аппликации | Пр.: какие художественные возможности аппликации можно использовать при создании изображения? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Форма пятна, ритм пятен, узор в границах формы. | Аппликация из цветной бумаги. | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Осуществлять синтез, как составление целого из частей; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
5 | Выразитель-ные возможности графических материалов. | Пр.: какие художественные возможности линии и пятна можно использовать при создании рисунка? Цель: показать выразительные возможности разных художественных приемов. | Красота и выразительность линий. Толстые и тонкие подвижные и тягучие линии. | Создание изображений линиями разного характера. Рисование деревьев, веток, трав и др. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||
6 | Выразитель-ность материалов для работы в объёме | Пр.: какие художественные средства используют для скульптурных изображений? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Скульптур-ные изображения | Лепка животных по памяти и представлению. | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Осуществлять синтез, как составление целого из частей; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
7 | Выразитель-ные возможности бумаги | Пр.: каковы художественные возможности бумажного моделирования? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Архитектур-ный дизайн, бумажное моделирование. | Знакомство с возможностями моделирования из бумаги | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. Учитывать разные мнения. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
8 | Для художника любой материал может стать выразитель-ным (обобщение темы) | Пр.: какие художественные возможности аппликации можно использовать при создании изображения? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Обобщение пройденного | Выполнение рисунка любой техникой и любыми средствами. | Регулятивные: Различать способ и результат действия; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | ||
Реальность и фантазия (7 ч.) | ||||||||
9 | Изображение и реальность | Пр.: Внимательно ли мы смотрим вокруг себя? Цель: научить детей не только смотреть, но и видеть, подмечать, наблюдать. | Умение осознано зрительно изучать окружаю-щий мир. | Изображаем увиденное по памяти по выбору (животных, деревья, цветы и т.д.) | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.; Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
10 | Изображение и фантазия | Пр.: какова роль фантазии при создании изображения? Цель:показать как интересно можно выдумывать и создавать новые образы. | Познако-миться со сказочными героями. | Придумать и создать свои персонажи для предложенной учителем сказки (ситуации). | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
11 | Украшение и реальность | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть красоту в природе Цель:показать как меняется облик украшенных предметов. | У природы нужно учиться, внимательно наблюдая. Узоры из пятен и линий. | Изображаем линией паутинку, снежинки, узоры, звезды и т.д. | Регулятивные: Различать способ и результат действия; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. | ||
12 | Украшение и фантазия | Пр.: Развитие фантазии при создании украшения Цель:показать как интересно украшает сама Природа. | Природ- ные и геометрические узоры, используе-мые в украшениях. | Оформление элементов одежды, предметов быта. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
13 | Постройка и реальность | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть постройку в природе Цель: Использовать увиденную идею в своих целях . | Знакомство с проектиро-ванием конструкций новых образов по типу, увиденных в природе или вокруг нас форм. | Изображение строений домов используя природные образы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения личной мотивации к обучению. | ||
14 | Постройка и фантазия | Пр.: Развитие фантазии при создании новых форм предметов. Цель: показать как интересно самому или в соавторстве творить, создавая новые невиданные формы и образы. | Показать возможнос-ти фантазии человека в создании предметов. | Создание фантастического города. Индивидуальная или групповая работа. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и партнерами. Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.. | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. | ||
15 | Обобщение темы. Братья – Мастера работают вместе | Пр.: Понимание важности взаимодействия различных форм творчества: Постройки, Украшения и Изображения. Цель: показать как интересно самому или в соавторстве творить, создавая и строя новые украшенные формы и образы. | Важная роль взаимодействия трёх видов художественной деятельнос-ти. | Конструирование и украшение елочных украшений | Регулятивные: Различать способ и результат действия; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. | ||
О чём говорит искусство (11 ч.) | ||||||||
16 | Выражение характера изображае-мых животных | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты животных. Цель: Использовать любую информацию о животных и через изображение научиться передавать свои чувства. | Анималистический жанр и его представите-ли художники. | Изображение животных . | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентация на нравственное отношение к природе, к животным. | ||
17 | Выражение характера животных в литературных произведени-ях (сказках, баснях) | Пр Развитие образного мышления в рамках заданной темы. Цель: Научиться иллюстрировать литературные произведения с животными. | Иллюстрирование литератур-ныхпроизведе-ний. | Создание иллюстрации на заданную тему. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно-познавательный интерес к новому материалу. | ||
18-19 | Выражение характера человека в изображении. Мужской образ | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты человека в мимике и жестах. Цель: Использовать любую информацию об изображаемом человеке и через изображение научиться передавать свои чувства. | Жанр портрета. Художники портретисты Мужской портрет. | Просмотр репродукций на тему: «портрет». Обсуждение темы с учениками. Изображение ярко выраженного мужского образа, создание портрета. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. | ||
20-21 | Выражение характера человека в изображении. Женский образ. | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты человека в мимике и жестах. Цель: Использовать любую информацию об изображаемом человеке и через изображение научиться передавать свои чувства. | Жанр портрета. Художники портретистыЖенский портрет. | Просмотр репродукций на тему: «портрет». Обсуждение темы с учениками. Изображение ярко выраженного женского образа, создание портрета. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. | ||
22 | Образ человека и его характера выраженный в объёме. | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты человека в фигуре и жестах. Цель: Использовать любую информацию об изображаемом человеке и через объёмное изображение научиться передавать характерные черты. | Скульптура – вид пластического искусства. Скульптур-ное изображение и его возможнос-ти. | Просмотр образцов скульптурного искусства, обсуждение темы. По возможности выполнение задания в технике малой пластики (из пластилина или глины). | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. | ||
23 | Изображение природы в разных состояниях. | Пр Развитие образного мышления в рамках заданной темы. Цель: Научиться видеть и любоваться и ценить красоту русской природы в разных её состояниях. | Осознание важного психологического значения для человека окружаю-щей среды и её влияние на нас. | Просмотр картин- пейзажей с ярко выраженным контрастным состоянием природы: буря, дождь, ураган или тихий вечер, ласковый солнечный день. Сделать зарисовки различного состояния природы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. Принимать участие в обсуждении темы. | Развитие эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой. | ||
24 | Выражение характера человека через украшение. | Пр Передать или усилить характер человека посредством дополнительной информации несомой декоративными элементами рисунка. Цель: Научиться понимать и использовать образный, символический язык декоративных элементов украшений. | Символизм в художественных произведениях. Символизм формы и цвета. | В рамках заданной темы осознано и интуитивно подчеркнуть характер изображаемого человека с помощью соответствующих украшений. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | ||
25 | Выражение намерений через украшение. | Пр Выражение и усиление впечатления от изображения с помощью правильно расставленных художественных акцентов. Развитие образного мышления в рамках заданной темы. Цель: Научиться справляться с поставленной задачей . | Символизм при создании образов и характеров героев. Символизм цвета и формы художественных декоратив-ных элементов. | Выполнение украшений двух разных по характеру образов. Например двух воюющих флотов.(доброго и злого пиратского ). | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | ||
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои мысли, чувства, настроение, своё отношение к миру. | Пр Развитие образного мышления в рамках заданной темы и понимания, как и для чего художник применяет те или иные художественные средства выразительности. Цель: Научиться понимать и использовать разные художественные средства и приёмы для достижения поставленных целей. | Значение художественного произведе-ния для человека в передаче мировоззре-ния, настроения, информации через изображение | Обобщение темы. Просмотр выполненных работ. Обсуждение проблем и решений, формирование оценки и самооценки у учащихся. | Регулятивные: Различать способ и результат действия. Адекватно воспринимать итог проделанной работы; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентация на понимание причин успеха. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||
Как говорит искусство (8 ч.) | ||||||||
27 | Цвет, как средство выражения: тёплые и холодные цвета. | Пр Развитие цветовой восприимчивости. Использование эмоционального влияния цвета на человека при решении творческих задач. Цель: Использовать знания о цвете и навыки смешивания красок. | Холодные и тёплые цвета. Цветовые оттенки и нюансы. | Выполнение красочной композиции только из теплых или только из холодных цветов. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу | ||
28 | Цвет, как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | Пр Развитие цветовой восприимчивости. Использование эмоционального влияния цвета на человека при решении творческих задач. Цель: Использовать знания о цвете и навыки смешивания красок. | Ахроматические цвета и их влияние на другие цвета при смешивании. | Выполнение творческого задания на основе полученной учениками новой цветовой гаммы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу | ||
29 | Линия как средство выражения, ритм линий. | Пр Владение линией для передачи характера изображения. Цель: Научиться использовать разный характер линий, их ритмический узор для создания требуемого образа. | Линия – одно из важных средств при создании образа. Ритм линий. | Создание разных изображений деревьев и трав. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу | ||
30 | Линия как средство выражения, характер линий. | Пр Владение линией для передачи характера изображения. Цель: Научиться использовать разный характер линий, их ритмический узор для создания требуемого образа. | Линия – одно из важных средств при создании образа. Характер линий. | Создание узоров на поверхности предметов(камней). | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу | ||
31 | Ритм пятен как средство выражения. | Пр Научиться создавать изображение с пониманием законов и гармоний композиции. Цель: Научиться использовать разный характер пятен. | Основы композиции. (Равновесие, симметрия, композиционный центр в картине). | Создание рисунка силуэтными изображениями. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу | ||
32 | Пропорции выражают характер. | Пр Понимание пропорции как соотношения между собой частей одного целого. Цель: Научиться сопоставлять целое изображение из соразмерных частей. | Пропорции – основа художественного произведе-ния. | Выполнить задание учителя, создать рисунки человека и животных, используя разные пропорции частей их тела. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Развитие эстетических чувств и уважения к другому мнению. | ||
33 -34 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразитель-ности. | Пр Как использовать знания и навыки в индивидуальном и коллективном проекте. Цель: Научиться сотрудничать с коллективом при сохранении индивидуальности участников и целостности общей задачи.. | Проектная работа, алгоритм действий личности и коллектива. | Выполнение коллективного или группового проекта на заданную тему. Обсуждение результата, подведение итога. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем и партнерами. Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. |
Материально – технического обеспечения
- ФГОС НОО.
- Примерная программа по предмету.
- Неменский Б. М. и др. ИЗО. Программа: 1-4 классы.
- Неменская Л. А. Уроки ИЗО. Поурочные разработки. 1 класс.
- Неменская Л. А. Уроки ИЗО. Поурочные разработки. 2 класс.
- Неменская Л. А. Уроки ИЗО. Поурочные разработки. 3 класс.
- Неменская Л. А. Уроки ИЗО. Поурочные разработки. 4 класс.
- Электронные образовательные ресурсы по предмету.
Учебники:
- Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 1 кл.
- Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 2 кл.
- Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 3 кл.
- Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 4 кл.
Рабочие тетради и пособия для обучающихся:
- Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 1 кл.
- Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 2 кл.
- Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 3 кл.
- Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 4 кл.
- Детские книги с иллюстрациями.
- Репродукции картин (в электронном виде).
Оборудование класса.
1.Ученические столы.
2.Стол учительский.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
4. Настенная школьная доска.
Технические и демонстрационные средства обучения:
- Дидактический материал к урокам.
- Альбомы.
- Кисти для рисования.
- Краски акварельные, гуашевые.
- Фломастеры.
- Цветные карандаши.
- Гелевые ручки.
- Цветные мелки.
- Пастель.
- Цветная бумага.
- Ножницы.
- Клей.
- Пластилин.
- Линейка.
- Классная доска.
- Проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...