Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Подымова Ольга Николаевна

Пояснительная записка,календарно-тематическое планирование, планируемые результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabochaya_programma_po_izo.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой.

                        Общая характеристика учебного предмета

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

                                        Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

        овладение элементарными умениями, навыками, способами        художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

                             Задачи, реализуемые во 2 классе:

  1. Закрепить знания о таких видах  изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

  1. Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить  с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта.

  1. Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полохов-Майдан, Гжель.

  1. Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.

  1. Познакомить с одним из выдающихся музеев России  (Эрмитаж)  и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее.

  1. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

                                               

                                  Основные содержательные линии

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

                        Мир изобразительных (пластических) искусств

Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств,  отношений к природе, человеку  на примере произведений отечественных  художников.

 Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура,  декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет , пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова,  И.Э.Грабаря,  ); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки.).

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий).

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация,  гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков,  дизайн одежды,  посуды, игрушек).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

 

Учебный предмет изучается во втором классе 1 раз в неделю и рассчитан на 34 часа.

                     Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

                    Тема урока

Примечание

1

Образное содержание искусства. Композиция «Мой отдых летом» (акварель, гуашь).

2

Виды изобразительных искусств, их связь с жизнью. Пейзаж (акварель).

3

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Украшение головного убора девушки (акварель).

4

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Украшение головного убора девушки (акварель). Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Украшение силуэтов греческих сосудов (гуашь).

5

Основы изобразительного языка. Пропорции сосудов различной формы. Натюрморт с натуры (художественные материалы по выбору).

6

Освоение основ графики. Линия и штрих. Рисование с натуры цветов (графические материалы).

7

Освоение основ живописи. Основные и составные цвета. Контрастные цвета. Изображение фруктов и овощей на основе контрастных цветов.

8

Знакомство с филимоновской игрушкой. Повтор элементов филимоновских узоров (гуашь).

9

Символика образов в декоративно – прикладном искусстве. Повтор знаков – символов природных стихий (фломастеры, цветные карандаши).

10

Цвет в живописи. Многообразие оттенков одного цвета. Декоративный натюрморт с оттенками красного цвета (гуашь).

11

Основы изобразительного языка графики. Рисование вазы белой линией, штрихом (гуашь).

12

Знакомство с орнаментами Гжели. Повтор узоров Гжели (акварель).

13

Пейзаж в росписях изделий Гжели. Повтор силуэтов деревьев (акварель).

14

Пропорции лица человека. Выражение лица. Новогодняя маска (материалы по выбору).

15

Передача настроения в творческой работе. Новогодний натюрморт. Рисование новогодних шаров (акварель, гуашь, пастель).

16

Виды изобразительного искусства. Архитектура белокаменной Руси. Изображение храма )гуашь).

17

Зимние пейзажи в творчестве русских художников (И.Е. Грабарь). Изображение зимнего пейзажа (гуашь).

18

Пропорции фигуры человека. Творчество Леонардо да Винчи. Изображение фигур людей на зимней картине (аппликация).

19

Композиция в декоративно – прикладном искусстве. Скульптура. Повтор узора изразца (акварель, белая гуашь).

20

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Интерьер русской избы. Изображение эпизода сказки с печкой (акварель, белая гуашь).

21

Изображение по памяти фигуры человека в народном костюме. Изображение женского народного костюма (акварель, гуашь).

22

Сказки А.С. Пушкина в произведениях Палеха. Иллюстрация сказки (гуашь, цветные мелки).

23

Рисование с натуры живописного натюрморта. Натюрморт с предметами старины (гуашь, акварель).

24

Передача настроения в произведениях народного искусства. Украшение саночек (акварель, гуашь).

25

Рисование по представлению весеннего пейзажа. Творчество А. Саврасова. Весенний пейзаж (гуашь, акварель, пастель).

26

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета. Космический пейзаж (материалы по выбору).

27

Знакомство с графическими техниками. Монотипия. Пейзаж в технике монотипия (гуашь, тушь, перо).

28

29

30

31

32

33

34

В результате изучения изобразительного искусства во 2  классе  

                                            ученик должен:

знать/понимать:

  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет) и виды (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России (Филимоновская игрушка, Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь);

  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж);

уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

                                     Список литературы:

Примерные программы начального общего образования.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.,  Просвещение, 2011.

Шпикалова Т. Я.  Методическое пособие  к учебнику Изобразительное искусство 2 класс. – М., Просвещение, 2011.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...