Рисование на тему :" В сказочном подводном царстве"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Куницына Марина Петровна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx104.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ИЗО в 3 классе

Общая тема (наименование раздела программы): «В мире сказок» (8 часов)

Тема урока:  Рисование на тему «В сказочном подводном царстве»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Технологии: группового взаимодействия (малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной форме, соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы)

Дидактическая задача урока: углубить знания детей о цвете (цветовой контраст), совершенствовать композиционные навыки

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием  «цветовой контраст» в живописи; учить применять полученные на уроке знания о цвете и цветовых контрастах в творческом рисунке; учить рассматривать произведения изобразительного искусства с точки зрения цвета и композиции (на примере репродукций картин Анри Матисса «Красные рыбы», В.Л. Питаева «Натюрморт с рыбами»)

Воспитательная: воспитание интереса к изобразительному искусству, к творческой деятельности

Развивающая: развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания

Формирование УУД

Личностные: созерцание окружающего мира, проявление интереса к явлениям жизни; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в группе.

Познавательные: анализ формы с позиций задуманного образа, сравнение, обобщение и художественный отбор.

Коммуникативные: осознание своей роли в общей работе; распределение функций и ролей в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Регулятивные: планирование последовательности действий  при создании своего рисунка и при создании общей композиции; поиск вариантов решения художественной задачи; выдвижение критериев оценки в диалоге с учителем; оценивание работ по трем критериям.

Методы:  1. Объяснительно-иллюстративный. 2. Частично-поисковый (эвристический) (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).  3. Метод практического обучения (творческая работа)

Приемы: прием анализа репродукции картины, объяснение, аналогия, планирование действий учащихся при выполнении творческих работ в группах.

Средства обучения (оборудование):

Зрительный ряд: репродукция картины Анри Матисса «Красные рыбы»,  Питаев Валерий Леонидович «Натюрморт с рыбами» (2012),  презентация «Рыбки» (фотографии), цветовой круг, этапы рисования сказочной рыбки.

Музыкальный ряд: Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» (Аквариум)

Материалы для учащихся: альбомный лист (вырезанный круг), акварельные краски, восковые мелки, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды,  магнитики.

Этапы урока:

  1. Организационно-мотивационный.
  2. Восприятие и анализ картин Анри Матисса «Красные рыбы» и Питаева Валерия Леонидовича «Натюрморт с рыбами». Знакомство с понятием «цветовой контраст» в живописи, понимание его функции. Цель урока.
  3. Физкультминутка.
  4. Обсуждение и планирование деятельности учащимися в группах.
  5. Работа учеников в группах.
  6. Оценка и самооценка работ учащимися (своей группы и других). Подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный

Тема урока написана на доске.

- Ребята, сегодня мы с вами работаем в группах. Давайте вспомним правила дружной работы.

Правила дружной работы:

  1. Умей договориться, кто что будет делать.
  2. Не спорь зря, а доказывай и объясняй.
  3. Будь активен, не ленись!

Хорошо! Скажите, пожалуйста, вы любите ходить в музеи (греч. «Дом муз») (картинные галереи)? Зачем люди посещают музеи?

Человек любуется  картинами, старается понять их.

Представьте, что мы с вами пришли в музей!

Перед вами 2 картины.

 Искусствовед – учёный, специализирующийся на истории исследовании художественных произведений.

Об одной из них искусствовед Татьяна Балановская сказала…

А что она сказала, вы узнаете, открыв конверт, который лежит у вас на партах.

Те, кому доводилось видеть эту картину в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, ловили себя на мысли, что не в силах отвести взгляд от…? (ярко-красных пучеглазеньких рыбок, плещущихся в аквариуме).

Продолжите фразу. О какой картине идет речь?

Обсуждение в группах.

- Как много интересных мнений! Давайте рассмотрим эти картины.

         2.        Восприятие и анализ картин Анри Матисса «Красные рыбы» и Питаева Валерия Леонидовича «Натюрморт с рыбами». Знакомство с понятием «цветовой контраст» в живописи, понимание его функции. Цель урока.

Рассматриваем репродукцию картины французского художника Анри Матисса (1869-1954) «Красные рыбы» (1911-1912) (развитие визуальной и коммуникативной культуры младшего школьника по программе «Образ и мысль»):

- Что вы видите на этой картине?

- Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?

- Как бы вы назвали эту картину?

Анри Матисс:

Кажется,  картина проста: нет здесь ни интриги, ни захватывающего сюжета, а зритель стоит как зачарованный. Почему?

На этом полотне царит настроение приподнятое, радостное, а создано оно цветом.

Давайте вспомним цвета радуги. (Ответы детей)

Расположение цветов радуги по кругу называется цветовым кругом. (На доске или экране)

C:\Users\Администратор\Desktop\открытый урок\10_05.jpg

Вы знаете, что цвета можно делить на группы: основные-составные, теплые-холодные. Цвета могут быть и контрастными по отношению друг к другу. Что это значит?

Цветовой контраст – это резко выраженное отличие друг от друга ярких цветов.

Основные цвета (красный, желтый и синий) изначально являются контрастными. Противоположные цвета в цветовом круге тоже являются контрастными (желтый-фиолетовый, красный-зеленый, синий-оранжевый).

Обратимся вновь к картине Матисса. Какие контрастные цвета использовал художник? (красный-зеленый). Яркие зеленые листья вокруг аквариума в силу своей контрастности заставляют еще ярче гореть красные пятна (рыбки).

 В учебном рисунке или произведении искусства для воплощения замысла важно выбрать не только цвет, но и подумать о композиции. Художник поместил рыб в самый центр картины. Зачем? Чтобы еще больше привлечь внимание зрителя.

Композиция – это расположение предметов на листе бумаги, холсте, их правильное соотношение для наиболее полного выражения содержания.

*(хроматические и ахроматические (бесцветные) цвета)

Итак, на картине Матисса мы видим ярких красных рыбок.

Рыб в реках, морях и океанах великое множество. Все они по-своему красивы и удивительны: и по цвету, и по форме.

Презентация «Удивительные рыбки» (рыба-единорог,  рыба-коробка, рыба-ананас)

Рыба-коробка: форма тела куб, удивительная расцветка. (Тихий и Индийский океаны)

Рыба-попугай: получили своё название за их рот, который напоминает по форме клюв попугая. Обладают очень яркой и красивой окраской. (Тихий и Индийский океаны)

- Природа создала удивительных рыб!

Понравились вам они? Где можно узнать о других интересных рыбках, обитающих в морях и океанах?

Сегодня мы с вами тоже пофантазируем и нарисуем сказочных рыбок.

Вам предстоит нарисовать их и раскрасить. Ребята, а все ли цвета мы сможем использовать при раскрашивании сказочных рыбок? Конечно, можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе, ярких красках! Кроме того, было бы замечательно, если бы вы использовали контрастные цвета для раскрашивания своих рыбок, чтобы они были еще ярче и заметнее на фоне сказочного моря!

  1. Физкультминутка «Поплыли дружно».

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег –

И отправились домой.

     4. Обсуждение и планирование деятельности учащимися в группах.

- Ребята, каждая группа получит по 5 одинаковых названий рыбок (рыба-монитор, рыба-телефон, рыба-часы, рыба-глобус, рыба-ваза). Это сказочные рыбки, в природе их не существует. В группе вы сами должны будете  договориться, кто какую рыбку рисует. В итоге всех рыбок мы выпустим в сказочное море.

Что нужно вспомнить, прежде чем приступить к работе?

Вспоминаем последовательность рисования рыбы (интерактивная доска).

 

Рыбку рисуем восковыми мелками и акварелью по плану:

  1. Карандашный набросок сказочной рыбы (выбор формы исходя из названия рыбки)
  2. Работа с восковыми мелками (по контуру обводите все части тела рыбки разноцветными восковыми мелками)
  3. Работа акварелью  (жидкой акварелью, покройте всю рыбку, ведя кистью прямо по воску).

По каким критериям будем оценивать вашу работу в группах? Давайте их сформулируем.

          1. Форма рыбы должна соответствовать ее названию.

  1. Раскраска рыбы должна содержать контрастные цвета.
  2. Оригинальность композиции.

  1. Работа учеников в группах.

Работа мелками и акварельными красками. Звучит музыка. (Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» (Аквариум).

  1. Самоанализ работ учащимися (своей группы и других). Подведение итогов урока.

- Пришло время выпустить рыбок в сказочное море!

Выходите по группам и прикрепляйте каждый свою рыбку там, где она, по-вашему, должна быть.

После того как все фигурки прикреплены, начинается анализ композиций.

- Ребята, давайте посмотрим, все ли в порядке. Композиции удачные? Может быть, что-то нужно переставить? Кому лучше удалось нарисовать рыбок (форма)? Кто использовал контрастные цвета в своих рисунках?

                         - Вот вам за работу дары морские.

Каждый ребенок получает по жемчужинке из волшебного сундука за рыбку.

- Чему вы сегодня учились на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Спасибо! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)....

Конспект внеклассного занятия по окружающему миру для начальной школы на тему: "В подводном царстве"

Цель: актуализировать  знания  о морских обитателях и  расширить представления детей о мире под водой.Планируемые результатыПредметные:1.      продолжить формир...

технологическая карта по ИЗО по теме "Что может карандаш. Рисование на тему: «Сказочный дворец», 2 класс

технологическая карта по ИЗО по теме "Что может карандаш.  Рисование на тему:  «Сказочный дворец», 2 класс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию Тема: « Волшебная страна – подводное царство»

Педагог (ФИО) Глебович Инна БорисовнаОбразовательная область: Художественно – эстетическое развитие.  Средняя группаТема занятия « Волшебная страна – подводное царств...

презентация по изо в 1 классе на тему "В сказочном снежном царстве"

презентация к занятию внеурочной деятельсти "Палитра" по теме "В сказочном снежном царстве"...

Конспект открытого занятия по нетрадиционному рисованию в первой младшей группе на тему"Подводное царство"

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности на тему: "Подводное царство" в младшей группе. Цель: создание коллективных работ посредством нетрадиционного рисования. ...