Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
УМК «Перспектива»;
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство.
М.: «Просвещение», 2014г.
Допущено министерством образования и науки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo1a.docx | 60.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2051»
Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2
Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru
Рассмотрено на заседании | Согласовано на заседании | Утверждаю: |
Методического объединения | Педагогического Совета | |
учителей | Протокол №1 | Директор ГБОУ Школа №2051 |
Протокол №1 от | от | Семенова Е.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
1 класс
УМК « Перспектива»
Составители:Беляева Л.А. | |
Москва, 2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 1класса
на 2017-2018 учебный год
(УМК «Перспектива»;
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство.
М.: «Просвещение», 2014г.
Допущено министерством образования и науки)
Основное содержание курса
Мир изобразительных (пластических) искусств
(9 часов)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.
Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений В. Васнецова) ; пейзаж (на примере произведений И.И.Левитана, Куинджи, В.Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).
Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.
Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей.
Художественный язык изобразительного искусства
(9 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
(15 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной ( лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:
- личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;
метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;
- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.
Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства
Учебный предмет «Изобразительное искусство» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
- ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
- самоопределения и самопознания посредством эмоционально-действенной идентификации;
- формирования основ гражданской идентичности;
- формирования эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
- формирование действия нравственно-этического оценивания;
- эмоционально-личностная децентрация, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
- развитие умения понимать контекстную речь;
- развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
- развитие умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность;
- развитие умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
На ступени начальной школы можно выделить следующие регулятивные учебные действия, содержание которых отражает содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста.
- Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке):
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность
- преодоление импульсивности, непроизвольности
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма:
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей,
- готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегии совладания);
- формирование основ оптимистического восприятия мира;
Общеучебные познавательные универсальные учебные действия:
- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;
- ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;
- умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
- анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
- классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- установление аналогий
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
1.Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оценка результатов
Оценка предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Измерители качества выполнения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- устные ответы обучающихся,
- письменные работы,
- тесты,
- контрольные работы,
- комплексная оценка результатов обучения, включающая сформированность УУД,
- портфель достижений (накопительная оценка, полученная в ходе текущего и промежуточного оценивания).
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Календарно-тематическое планирование: ИЗО 1 класс (33 часа)
Тема раздела (количество часов) | № урока | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Дата (планируемая) | Дата (фактическая) | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | ||||||
1 триместр | |||||||
Мир изобразительных (пластических искусств) | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Творчество И.И.Левитана. | художник и зритель Жанры изобразительного искусства Понятие о силуэте и симметричном изображении Хохлома. | Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Нравственно-этическая ориентация | Изображение золотой осени (акварель, гуашь) | |||
Жанры изобразительного искусства. Натюрморт с натуры. | Изображение натюрморта из овощей и фруктов (акварель, гуашь) | ||||||
Отражение в произведениях искусств человеческих чувств, отношения к природе на примере живописи, поэзии, музыки. | Составление композиции по представлению (акварель, гуашь) | ||||||
Основы изобразительного языка живописи. Техника отдельного мазка. | Рисование осеннего пейзажа по представлению (акварель, гуашь) | ||||||
Основы изобразительного языка живописи. Превращение пятна в изображение. | Рисование с натуры ветки рябины ( акварель, гуашь) | ||||||
Понятие о силуэте и симметричном изображении. | Рисование с натуры или представлению сечки (акварель, гуашь) | ||||||
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Хохлома. | Рисование золотого петушка (гуашь) | ||||||
Повтор главных элементов травного орнамента Хохломы. | Рисование травного орнамента (гуашь) | ||||||
Передача настроения в декоративной работе с помощью цвета. | Повтор и вариация элементов орнамента Хохломы (гуашь) | ||||||
Художественный язык изобразительного искусства | Хохлома. | Изображение по памяти Ансамбль русского народного костюма, каргопольская игрушка Творчество В.М.Васнецова. | Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
оценка | Импровизация по мотивам хохломской росписи (гуашь) | |||
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. | Украшение (акварель, фломастеры) | ||||||
Ансамбль русского народного костюма. | Украшение наряда красавицы (акварель, фломастеры) | ||||||
Изображение по памяти фигуры человека. | Изображение дома Деда Мороза (графические материалы) | ||||||
Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова. | Изображение героев зимних сказок (гуашь) | ||||||
Основы изобразительного языка графики. | Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями (графические материалы) | ||||||
Линия и мазок в художественном изображении. | Рисование снежных цветов на окне (акварель) | ||||||
Знакомство с каргопольской игрушкой. | Роспись силуэтов игрушек (гуашь) | ||||||
Импровизация на тему каргопольских игрушек. | Роспись глиняных игрушек (гуашь) | ||||||
Художественное творчество | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. | Образ богатыря Дымковская игрушка Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте. Пропорции и форма Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне. Творчество И.И.Левитана Государственная Третьяковская галерея | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
нравственно-этическая ориентация | Украшение снаряжения русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер) | |||
Образ богатыря в живописи и графике. | Портрет русского богатыря (гуашь) | ||||||
Изображение по воображению животных. Конь. | Декоративная композиция по представлению (гуашь) | ||||||
Использование в своей работе разных приёмов живописи. | Рисование первых весенних цветов по памяти (акварель) | ||||||
Дымковская игрушка. Связь скульптуры и декоративно-прикладного искусства. | Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров (гуашь) | ||||||
Передача настроения ярмарки в декоративной композиции. | Вариация дымковских узоров (гуашь) | ||||||
Закрепление представлений о пейзаже и натюрморте. | Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь) | ||||||
Использование разных технических приёмов при работе с красками. | Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь) | ||||||
Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. | Рисование героев сказок Пушкина по представлению (гуашь) | ||||||
Пропорции и форма различных садовых цветов. | Рисование с натуры весенних цветов (акварель) | ||||||
Знакомство с произведениями Куинджи, Ван Гога, К.Моне. | Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей (акварель, гуашь) | ||||||
Понятие о тёплых и холодных цветах, о множестве оттенков. | Превращение красочного пятна в дерево (акварель) | ||||||
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Государственная Третьяковская галерея. | Рисование природы по представлению (художественные материалы по выбору) | ||||||
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Творчество И.И.Левитана. | Изображение золотой осени (акварель, гуашь) | ||||||
33. | Подведение итогов. Выставка работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...