Рабочая адаптированная программа по окружающему миру (вариант 80.2) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Юлия Викторовна Рачкова

Рабочая адаптированная программа по окружающему миру (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Администрация города Смоленска

МБОУ "СШ № 3"

РАССМОТРЕНО

ШМО учителей начальных классов


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДЕНО

директор

руководитель ШМО


.


АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 (вариант 8.2)

учебного предмета

«Окружающий мир»

для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Рачкова Юлия Викторовна

учитель начальных классов

Смоленск 2022

Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» с использованием УМК «Школа России», Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ «СШ №3»..

Программа направлена на достижение планируемых результатов и реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Программа разработана в целях конкретизации образовательного стандарта с учетом межпредметных  и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к темам дополнительного содержания.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

При работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра первоначально необходимо определить соответствие уровня знаний, умений, навыков по предмету требованиям примерной программы.

При оценке знаний, умений и навыков следует опираться на требования программы предыдущего года обучения, а также описывать конкретные проблемы по предмету.

Программа  направлена на достижение планируемых результатов и реализацию программы формирования универсальных учебных действий.  В начальной школе изучение окружающего мира  имеет особое значение в развитии младшего школьника и  направлено на достижение целей воспитания: готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся.

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 час)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.

Входная диагностическая работа.

Что и кто? (20 часов)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя и исходя из представленности в классе и на территории школы).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (11 часов)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например изюм, мед и др. (по усмотрению учителя и с учетом диеты детей, при наличии).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Экскурсии: на Почту России, на школьный участок.

Практическая работа. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (11 часов)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (22 часа)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя и с учетом возможностей и интересов детей). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Заключительный урок (1 час)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира

Итоговая комплексная работа на основе единого текста.

         ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

умение следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях;

соблюдать границы взаимодействия;

умение пользоваться речью для решения коммуникативных задач;

умение обращаться за помощью;

готовность и способность вести диалог с другими (с опорой на помощь, подсказку педагога);

умение взаимодействовать с другими людьми, понимание и учет их мнений, знаний и интересов;

умение самостоятельно получать знания, информацию, используя современные технологии;

 использование результатов собственной деятельности;

наличие осознанного отношения к собственным поступкам;

наличие представлений о своей стране, государстве, разных национальностях, населяющих нашу страну, мир в целом;

представлений о национальных праздниках и традициях;

представление о моделях поведения в разных социальных ситуациях;

представление о семье, правилах семейной жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества;

усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

        Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

умение самостоятельно или при незначительной сопровождающей помощи педагога планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;

умение действовать по заданному алгоритму или образцу;

самостоятельно или при незначительной сопровождающей помощи педагога осуществлять и контролировать собственную учебную деятельность;

умение оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами;

умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку;

умение выделять и объяснять причинно-следственные связи;

умение активно использовать знаково-символические средства для представления информации, для создания моделей объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

владение навыками смыслового чтения;

способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

способность понимать информацию, получаемую из разных источников;

способность представлять результаты исследования, включая составление текста и презентацию материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

        При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

     Ученик научится:

- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать небольшие естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;

- использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

        Первоклассники будут иметь возможность научиться:

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

- владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин.

Оценивание результатов освоения учебного предмета осуществляется на основе. Порядка оценивания результатов  образования  в ОУ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество

 часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.

1.1.

Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность.

2

учи.ру

1.2.

Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи.

1

учи.ру

1.3.

Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха.

1

учи.ру

1.4.

Россия Москва — столица России. Народы России.

7

учи.ру

1.5.

Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона.

1

учи.ру

1.6.

Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира.

1

учи.ру

1.7.

Правила поведения в социуме.

1

учи.ру

1.8.

Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.

2

учи.ру

1.9.

Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых.

2

учи.ру

1.10.

Домашний адрес.

1

учи.ру

Итого по модулю 19

Раздел 2. Человек и природа.

2.1.

Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к пред метам, вещам, уход за ними.

4

учи.ру

2.2.

Неживая и живая природа.

4

учи.ру

2.3.

Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе.

3

учи.ру

2.4.

Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

3

учи.ру

2.5.

Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).

4

учи.ру

2.6.

Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения.

3

учи.ру

2.7.

Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

3

учи.ру

2.8.

Комнатные растения, правила содержания и ухода.

3

учи.ру

2.9.

Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.).

4

учи.ру

2.10.

Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).

4

учи.ру

2.11.

Забота о домашних питомцах.

1

учи.ру

Итого по модулю 36

Раздел 3. Правила безопасной жизни.

3.1.

Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.

3

учи.ру

3.2.

Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.

1

учи.ру

3.3.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

2

учи.ру

3.4.

Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

3

учи.ру

Итого по модулю  9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ  66

Приложение 1

к рабочей программе по «Окружающему миру»

1 класса Г,

утверждённой приказом директора

№ 60 от 30.08.2022

Календарно-тематическое планирование по «Окружающему миру»

1Г класса.

        Учитель: Рачкова Юлия Викторовна

урока

Аудитор

ные занятия

Индиви

дуальные

занятия

Тема урока

Контроль

1

Вводный инструктаж по ТБ на уроках окружающего мира. Экскурсия по школе.

Устный опрос

2

Мы – школьники. Рабочее место школьника.

Устный опрос

3

Школьные традиции и праздники. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха.

Устный опрос

4

Дорога от дома до школы Правила безопасной жизни. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

Устный опрос

5

Режим дня школьника.

Устный опрос

6

Что такое Родина Человек и общество. Россия. Москва — столица России.

Устный опрос

7

Народы России. Правила поведения в социуме.

Устный опрос

8

Первоначальные сведения о родном крае.

Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира.

Устный опрос

9

Человек и природа. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы.

Устный опрос

10

Неживая и живая природа. Погода и термометр.

Наблюдение за погодой своего края.

Устный опрос

11

Живая и неживая природа. Сезонные изменения в природе.

Устный опрос

12

Дни недели. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Устный опрос

13

Времена года. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Устный опрос

14

Признаки осени. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Устный опрос

15

Погода. Взаимосвязи между человеком и природой.

Устный опрос

16

Погода и термометр.

Устный опрос

17

Жизнь растений. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).

Устный опрос

18

Лиственные и хвойные растения.

Устный опрос

19

Дикорастущие и культурные растения.

Устный опрос

20

Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

Устный опрос

21

Комнатные растения, правила содержания и ухода.

Устный опрос

22

Почему нужно ухаживать за комнатными растениями.

Устный опрос

23

Редкие и исчезающие растения.

Устный опрос

24

Жизнь животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.).

Устный опрос

25

Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).

Устный опрос

26

Забота о домашних питомцах.

Устный опрос

27

Рыбы.

Устный опрос

28

Насекомые.

Устный опрос

29

Кто живет в зоопарке?

Устный опрос

30

Дикие и домашние животные (различие в условиях жизни).

Устный опрос

31

Почему домашние животные нуждаются в заботе.

Устный опрос

32

Повторный инструктаж по ТБ на уроках окружающего мира. Признаки зимы. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе.

Устный опрос

33

Помощь птицам зимой.

Устный опрос

34

Редкие и исчезающие животные. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Устный опрос

35

Твой дом. Домашний адрес.

Устный опрос

36

Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.

Устный опрос

37

Все профессии важны!

Устный опрос

38

Вода в доме.

Устный опрос

39

Электричество в доме Правила безопасной жизни. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.

Устный опрос

40

Компьютер в твоей жизни Правила безопасной жизни. Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и

электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Устный опрос

41

Правила безопасности в доме Правила безопасной жизни.

Устный опрос

42

Кто нас защищает.

Устный опрос

43

Признаки весны. Сезонные изменения в природе.

Устный опрос

44

Весенний праздник - 8 Марта!

Устный опрос

45

Наблюдаем за небом (звезды, созвездия, Луна, Солнце).

Устный опрос

46

Солнце. Человек и природа.

Устный опрос

47

Земля и Луна.

Устный опрос

48

Человек исследует космос.

Устный опрос

49

12 апреля - День космонавтики.

Устный опрос

50

Бережем Землю!

Устный опрос

51

Как меняется человек и окружающий мир?

Устный опрос

52

Как ты воспринимаешь мир? Правила безопасной жизни. Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.

Устный опрос

53

Твое настроение. Правила поведения в социуме.

Устный опрос

54

Твое тело.

Устный опрос

55

Чем полезны овощи и фрукты.

Устный опрос

56

Твоя одежда.

Устный опрос

57

Твое здоровье.

Устный опрос

58

Какие бывают музеи.

Устный опрос

59

Такие разные памятники.

Устный опрос

60

Твои земляки - герои Отчизны.

Устный опрос

61

Будем вежливыми.

Устный опрос

62

О дружбе. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность.

Устный опрос

63

Идем в гости. Поведение в гостях.

Устный опрос

64

Признаки лета.

Устный опрос

65

Правила поведения на улице. Правила поведения в лесу

Устный опрос

66

Промежуточная аттестация

Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по окружающему миру для учащегося 3 класса УМК "Школа России"

Адаптированная программа написана в соответствии с ФГОС. Указана деятельность учащихся. УМК "Школа России"...

Проект адаптированной образовательной программы по окружающему миру для обучающегося 3 класса с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2)

Одним из направлений стратегических ориентир развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегрированного...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (вариант 7.2) для 4 класса.

Разработана для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответст...

Рабочая адаптированная программа по окружающему миру (вариант 70.2) 1 класс

Данная программа составлена в рамках реализации ФГОС 2021...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (вариант 7.2)

Рабочая программа для детей ОВЗ (вариант 7.2) с 1-4 классы...