Рабочая адаптированная программа по окружающему миру (вариант 80.2) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая адаптированная программа по окружающему миру (вариант 80.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая адаптированная программа по окружающему миру (вариант 80.2) 1 класс | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Администрация города Смоленска
МБОУ "СШ № 3"
РАССМОТРЕНО
ШМО учителей начальных классов
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
директор
руководитель ШМО
.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(вариант 8.2)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Рачкова Юлия Викторовна
учитель начальных классов
Смоленск 2022
Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир составлена на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант для детей с РАС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» с использованием УМК «Школа России», Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ «СШ №3»..
Программа направлена на достижение планируемых результатов и реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Программа разработана в целях конкретизации образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к темам дополнительного содержания.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
При работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра первоначально необходимо определить соответствие уровня знаний, умений, навыков по предмету требованиям примерной программы.
При оценке знаний, умений и навыков следует опираться на требования программы предыдущего года обучения, а также описывать конкретные проблемы по предмету.
Программа направлена на достижение планируемых результатов и реализацию программы формирования универсальных учебных действий. В начальной школе изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии младшего школьника и направлено на достижение целей воспитания: готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 час)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
Входная диагностическая работа.
Что и кто? (20 часов)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя и исходя из представленности в классе и на территории школы).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (11 часов)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например изюм, мед и др. (по усмотрению учителя и с учетом диеты детей, при наличии).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Экскурсии: на Почту России, на школьный участок.
Практическая работа. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11 часов)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 часа)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя и с учетом возможностей и интересов детей). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Заключительный урок (1 час)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира
Итоговая комплексная работа на основе единого текста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
умение следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях;
соблюдать границы взаимодействия;
умение пользоваться речью для решения коммуникативных задач;
умение обращаться за помощью;
готовность и способность вести диалог с другими (с опорой на помощь, подсказку педагога);
умение взаимодействовать с другими людьми, понимание и учет их мнений, знаний и интересов;
умение самостоятельно получать знания, информацию, используя современные технологии;
использование результатов собственной деятельности;
наличие осознанного отношения к собственным поступкам;
наличие представлений о своей стране, государстве, разных национальностях, населяющих нашу страну, мир в целом;
представлений о национальных праздниках и традициях;
представление о моделях поведения в разных социальных ситуациях;
представление о семье, правилах семейной жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества;
усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
умение самостоятельно или при незначительной сопровождающей помощи педагога планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение действовать по заданному алгоритму или образцу;
самостоятельно или при незначительной сопровождающей помощи педагога осуществлять и контролировать собственную учебную деятельность;
умение оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами;
умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку;
умение выделять и объяснять причинно-следственные связи;
умение активно использовать знаково-символические средства для представления информации, для создания моделей объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
владение навыками смыслового чтения;
способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
способность понимать информацию, получаемую из разных источников;
способность представлять результаты исследования, включая составление текста и презентацию материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
Ученик научится:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать небольшие естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
- использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Первоклассники будут иметь возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин.
Оценивание результатов освоения учебного предмета осуществляется на основе. Порядка оценивания результатов образования в ОУ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1. Человек и общество. | |||
1.1. | Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. | 2 | учи.ру |
1.2. | Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. | 1 | учи.ру |
1.3. | Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. | 1 | учи.ру |
1.4. | Россия Москва — столица России. Народы России. | 7 | учи.ру |
1.5. | Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. | 1 | учи.ру |
1.6. | Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. | 1 | учи.ру |
1.7. | Правила поведения в социуме. | 1 | учи.ру |
1.8. | Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. | 2 | учи.ру |
1.9. | Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. | 2 | учи.ру |
1.10. | Домашний адрес. | 1 | учи.ру |
Итого по модулю 19 | |||
Раздел 2. Человек и природа. | |||
2.1. | Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к пред метам, вещам, уход за ними. | 4 | учи.ру |
2.2. | Неживая и живая природа. | 4 | учи.ру |
2.3. | Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. | 3 | учи.ру |
2.4. | Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | 3 | учи.ру |
2.5. | Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). | 4 | учи.ру |
2.6. | Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. | 3 | учи.ру |
2.7. | Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. | 3 | учи.ру |
2.8. | Комнатные растения, правила содержания и ухода. | 3 | учи.ру |
2.9. | Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). | 4 | учи.ру |
2.10. | Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). | 4 | учи.ру |
2.11. | Забота о домашних питомцах. | 1 | учи.ру |
Итого по модулю 36 | |||
Раздел 3. Правила безопасной жизни. | |||
3.1. | Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. | 3 | учи.ру |
3.2. | Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. | 1 | учи.ру |
3.3. | Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). | 2 | учи.ру |
3.4. | Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 3 | учи.ру |
Итого по модулю 9 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66 |
Приложение 1
к рабочей программе по «Окружающему миру»
1 класса Г,
утверждённой приказом директора
№ 60 от 30.08.2022
Календарно-тематическое планирование по «Окружающему миру»
1Г класса.
Учитель: Рачкова Юлия Викторовна
№ урока | Аудитор ные занятия | Индиви дуальные занятия | Тема урока | Контроль |
1 | Вводный инструктаж по ТБ на уроках окружающего мира. Экскурсия по школе. | Устный опрос | ||
2 | Мы – школьники. Рабочее место школьника. | Устный опрос | ||
3 | Школьные традиции и праздники. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. | Устный опрос | ||
4 | Дорога от дома до школы Правила безопасной жизни. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). | Устный опрос | ||
5 | Режим дня школьника. | Устный опрос | ||
6 | Что такое Родина Человек и общество. Россия. Москва — столица России. | Устный опрос | ||
7 | Народы России. Правила поведения в социуме. | Устный опрос | ||
8 | Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. | Устный опрос | ||
9 | Человек и природа. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. | Устный опрос | ||
10 | Неживая и живая природа. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. | Устный опрос | ||
11 | Живая и неживая природа. Сезонные изменения в природе. | Устный опрос | ||
12 | Дни недели. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | Устный опрос | ||
13 | Времена года. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | Устный опрос | ||
14 | Признаки осени. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | Устный опрос | ||
15 | Погода. Взаимосвязи между человеком и природой. | Устный опрос | ||
16 | Погода и термометр. | Устный опрос | ||
17 | Жизнь растений. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). | Устный опрос | ||
18 | Лиственные и хвойные растения. | Устный опрос | ||
19 | Дикорастущие и культурные растения. | Устный опрос | ||
20 | Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. | Устный опрос | ||
21 | Комнатные растения, правила содержания и ухода. | Устный опрос | ||
22 | Почему нужно ухаживать за комнатными растениями. | Устный опрос | ||
23 | Редкие и исчезающие растения. | Устный опрос | ||
24 | Жизнь животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). | Устный опрос | ||
25 | Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). | Устный опрос | ||
26 | Забота о домашних питомцах. | Устный опрос | ||
27 | Рыбы. | Устный опрос | ||
28 | Насекомые. | Устный опрос | ||
29 | Кто живет в зоопарке? | Устный опрос | ||
30 | Дикие и домашние животные (различие в условиях жизни). | Устный опрос | ||
31 | Почему домашние животные нуждаются в заботе. | Устный опрос | ||
32 | Повторный инструктаж по ТБ на уроках окружающего мира. Признаки зимы. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. | Устный опрос | ||
33 | Помощь птицам зимой. | Устный опрос | ||
34 | Редкие и исчезающие животные. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. | Устный опрос | ||
35 | Твой дом. Домашний адрес. | Устный опрос | ||
36 | Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. | Устный опрос | ||
37 | Все профессии важны! | Устный опрос | ||
38 | Вода в доме. | Устный опрос | ||
39 | Электричество в доме Правила безопасной жизни. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. | Устный опрос | ||
40 | Компьютер в твоей жизни Правила безопасной жизни. Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | Устный опрос | ||
41 | Правила безопасности в доме Правила безопасной жизни. | Устный опрос | ||
42 | Кто нас защищает. | Устный опрос | ||
43 | Признаки весны. Сезонные изменения в природе. | Устный опрос | ||
44 | Весенний праздник - 8 Марта! | Устный опрос | ||
45 | Наблюдаем за небом (звезды, созвездия, Луна, Солнце). | Устный опрос | ||
46 | Солнце. Человек и природа. | Устный опрос | ||
47 | Земля и Луна. | Устный опрос | ||
48 | Человек исследует космос. | Устный опрос | ||
49 | 12 апреля - День космонавтики. | Устный опрос | ||
50 | Бережем Землю! | Устный опрос | ||
51 | Как меняется человек и окружающий мир? | Устный опрос | ||
52 | Как ты воспринимаешь мир? Правила безопасной жизни. Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. | Устный опрос | ||
53 | Твое настроение. Правила поведения в социуме. | Устный опрос | ||
54 | Твое тело. | Устный опрос | ||
55 | Чем полезны овощи и фрукты. | Устный опрос | ||
56 | Твоя одежда. | Устный опрос | ||
57 | Твое здоровье. | Устный опрос | ||
58 | Какие бывают музеи. | Устный опрос | ||
59 | Такие разные памятники. | Устный опрос | ||
60 | Твои земляки - герои Отчизны. | Устный опрос | ||
61 | Будем вежливыми. | Устный опрос | ||
62 | О дружбе. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. | Устный опрос | ||
63 | Идем в гости. Поведение в гостях. | Устный опрос | ||
64 | Признаки лета. | Устный опрос | ||
65 | Правила поведения на улице. Правила поведения в лесу | Устный опрос | ||
66 | Промежуточная аттестация | Устный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая учебная программа по окружающему миру _ 1 класс (ОВЗ ЗПР)
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир"...
Адаптированная программа по окружающему миру для учащегося 3 класса УМК "Школа России"
Адаптированная программа написана в соответствии с ФГОС. Указана деятельность учащихся. УМК "Школа России"...
Проект адаптированной образовательной программы по окружающему миру для обучающегося 3 класса с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2)
Одним из направлений стратегических ориентир развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегрированного...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (вариант 7.2) для 4 класса.
Разработана для обучающегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.2) и составлена в соответст...
Рабочая адаптированная программа по окружающему миру (вариант 70.2) 1 класс
Данная программа составлена в рамках реализации ФГОС 2021...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (вариант 7.2)
Рабочая программа для детей ОВЗ (вариант 7.2) с 1-4 классы...