Орнамент в квадрате
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Алатская основная общеобразовательная школа»
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Методическая разработка внеклассного занятия «Орнамент в квадрате»
Работу выполнила :
Сабирзянова Ангелина Альбертовна
учитель начальных классов
2016 год
Технологическая карта изучения темы «Орнамент в квадрате».
Тема | «Орнамент в квадрате» . Коврик для куклы. |
Цели | - познакомить учащихся с орнаментом в квадрате - обогатить словарный запас учащихся ( новые термины); - учить умению составлять простейший орнамент из геометрических фигур в квадрате, сочетая элементы по цвету, форме, расположению, симметрии; -формировать самостоятельность в выборе цвета, форм и композиции; - воспитывать уважение к народным традициям. |
Основные понятия | Понятия: - орнамент - ритм |
Планируемый результат | Предметные умения: - знания об орнаменте Личностные УУД: |
Ресурсы | Книгопечатная продукция: -Альбомы для раскрашивания ,изд-во «Малыш»; - Древо жизни. Татарская вышивка. Нурзия Сергеева. Казань:Магариф,2008 - Изобразительное искусство . Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Учебник.М.:Просвещение, 2012 - Мозаика лоскутных узоров. М.Максимова. М.:Эксмо,2006 Дополнительные средства: - презентация «Орнамент в квадрате» - квадрат из белой бумаги,гуашь,кисточка - морковь,картофель, яблоко (для изготовления штампиков) |
Организация пространства | Фронтальная , индивидуальная, работа в парах |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
1.Самоопределение к деятельности. | - Встали ровно,прозвенел звонок.Начинаем наш урок. - Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей работы. - Садитесь. Проверка готовности класса к уроку. Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность: листы бумаги,гуашь,кисть. | Настрой на урок. Самооценка готовности к уроку | Метапредметные (УУД) |
2.Актуализация знаний и пробного учебного действия. | - К нам в гости пришла Хозяюшка (слайд2).Посмотрите, как она красиво одета – это праздничный наряд. Какими фигурами украшен сарафан? - Правильно. Значит, располагая формы по цвету, размеру, мы можем создать красивый узор или цветок. - Составим цветок из геометрических форм разного цвета. Цветы получились замечательные. Алия использовала круги и квадраты, а Фанзия – круги и треугольники. Молодцы, девочки! | Ответы учащихся (треугольниками, квадратами, кругами) Многообразие выбора | Метапредметные (УУД) познавательные: развивать способности смыслового восприятия текста; коммуникативные:активно участвовать в диалоге,уметь ставить вопросы,слушать и понимать других,оформлять свои мысли в устной речи. Личностные. Развитие эстетических чувств. |
3.Постановка учебной проблемы. | - Человеку трудно прожить без красоты. Не случайно мы хотим, чтобы в нашем классе и дома было красиво. Поэтому мы украшаем интерьер своими работами. (слайд 3,4) - А давайте поможем Хозяюшке изготовить узорчатые ковры. Издавна коврами, изделиями ткачества украшали интерьер дома. - Как же нам придумать украшение ковра? А ведь всё подмеченное в жизни, в природе явилось источником для вдохновения народных мастеров при составлении узора. Причём натуральные природные формы обобщались, упрощались, подчёркивая только характерный силуэт. И часто принимали вид геометрических фигур. Вот из них мы и составим своё украшение или орнамент. - Что обозначает слово «орнамент»? -«Орнамент» в переводе с латинского означает «украшение». Основная особенность орнамента – повторяемость одинаковых или чередование разных элементов узора. (слайд 5) --Как расположены геометрические фигуры на этих аппликациях В определённом порядке Как можно назвать такой порядок в изображении? - Узор. - Повтор узора называется ритмом (дети ищут повтор в орнаменте и прихлопывают в ладошки( нр. 2хл.- квадрат, 1хл. – треугольник.) Прослушивают ритмичный отрывок и прихлопывают ладошками ритм. - Где ещё встречается понятие ритм? - В танце. - Давайте сделаем вывод Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие – то элементы, в данном случае – геометрические фигуры. Ритм – это повторение элементов узора. - Для чего нужен орнамент? - Для украшения. - Россия – многонациональная страна. В ней проживают люди различных национальностей. И каждый народ имеет своё декоративно-прикладное искусство. Но каждый орнамент, хотя и имеет много общего с орнаментами других народов, отличается своими особенностями. (слайд7,8) - О чём нас просила Хозяюшка? - Правильно, просила ковёр. Мы поняли, что нужно составить узор, соблюдая ритм. У нас велико желание помочь Хозяюшке. - А как же нам аккуратненько сделать работу? | Учащиеся по группам делают выступления Учащиеся рассуждают, ищут варианты | Метапредметные (УУД)
познавательные:
|
4.Построение проекта выхода из затруднения . | - Когда – то давным – давно, люди разрисовывали ткани вручную. И способов росписи существовало множество. Узоры наносились на ткань кисточкой, деревянными штампами – набойками. У нас деревянных штампов нет, но…недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиски…есть и долговечные, их можно изготовить из бутылочной пробки и ластика. Показ изготовления. Возьмём немного гуаши нужного цвета. Разведём . Окунём чистый штамп в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделаем на бумаге отпечаток. Если краска ложится ровно, то начнём печатать рисунок уже на бумаге. Не забываем о ритме. ( Показ чередования разных или одинаковых элементов, отличающихся по цвету или расположению, заполняя по очереди углы, центр и промежутки, тем самым решая композицию квадратного пространства и последовательность его заполнения.) (слайд 6) | Наблюдают за изготовлением штампов,предлагают свои варианты | Метапредметные (УУД) познавательные: самостоятельно или под руководством учителя анализировать различные объекты; |
5.Физминутка(1мин) | Выполняют упражнения | ||
6.Применение нового знания | - Вы узнали значение орнамента и красок природы, а теперь поработайте в паре и составьте из геометрических фигур свой неповторимый орнамент. Проверка. -Докажите ,что вы построили орнамент. | Дети пробуют работать со штампиками,составляют узор (в полосе) | Метапредметные (УУД) |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -Посмотрите, у вас на столах лежат квадраты из бумаги. Каждый из вас должен подумать, как его украсить. Вам нужно придумать узор и выполнить в цвете. | Звучит спокойная музыка. Учитель помогает, консультирует работы учеников. Учащиеся оценивают себя по алгоритму: | Метапредметные(УУД) |
8.Рефлексия деятельности. | -Работы выполнены хорошо. А сейчас Хозяюшка украсит ими свой дом.(Коврики развешиваются на стене). Получилось очень красиво. - Скажите, одинаковые ли у вас получились коврики? - Почему? Продолжи предложение. Итог занятия | Оценивание своего настроения (по презентации) | Метапредметные (УУД) |
Детей искусство орнамента увлекает ничуть не меньше, чем взрослых мастеров графики: затаив дыхание, выводят они повторяющиеся узоры на полях тетрадок и в альбомах. Психологи говорят, что орнамент именно потому так популярен у детей, что он вселяет в них чувство уверенности в своих умения. Научившись вырисовывать сложную фигуру из переплетающихся линий, ребёнок стремиться повторить её вновь и вновь, тренируя руку. Создавая узоры, дети открывают для себя тайны гармонии и ритма, ведь орнамент в чём- то сродни музыке.
Именно это стало основанием выбора темы. Так как у детей слабо развита мелкая моторика, для аккуратности я выбрала работу со штампиками из доступных материалов (морковь – для круга, картофель – для квадрата, яблоко – для треугольника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"
Цель урока: Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.Образовательны...
Технологическая карта урока по технологии (урок открытия нового) в 1 классе " Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?"
Технологическая карта составлена по учебнику и рабочей тетради Е.А.Лутцевой, Т.Н.Зуевой (УМК "Школа России) в соответствии с ФГОС....
Презентация "Орнамент в квадрате" для 1 класса, УМК Школа 2100
Презентация "Орнамент в квадрате" к уроку Изобразительного искусства в 1 классе УМК "Школа 2100". На слайдах подробно показан процесс рисования орнамента в квадрате на листе бумаги...
Квадрат. Свойства квадрата. Проект « Узоры и геометрический орнамент»
Открытый урок математики...
Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.
Данная методическая разработка предназначается для обучающихся кружка " Юный художник" и их родителей с целью дистанционного обучения в условиях самоизоляции.материал представлен теоретическ...
Рисуем орнамент в квадрате
презентация к уроку ИЗО на тему "Узоры, которые создали люди"...
Рисование геометрического орнамента в квадрате
Рисование геометрического орнамента в квадрате...