Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Филипович Татьяна Валерьевна

Рабочая программа по учебнику Куревиной О.А. "Разноцветный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_4_klass_izo.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

В процессе обучения детей   в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных  и  универсальных способов  действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс  в основных сферах личностного   развития  –  эмоциональной, познавательной,  саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет  свою специфику. Очень важную роль  в процессе развития и воспитания личности играет предмет  «Изобразительное искусство»,  так   как он  нацелен  на формирование  образного мышления  и  творческого  потенциала детей, на развитие у них  эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является  формирование  функционально  грамотной   личности, обладающей  не  только предметными, но  и  универсальными знаниями и умениями. Основы  функциональной грамотности закладываются  в начальных классах, в том  числе и через  приобщение детей  к художественной  культуре,  обучение их   умению видеть  прекрасное  в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и  грамотно формулировать  своё  мнение         о  них, а  также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и  коллективной). Эти  навыки и  умения, безусловно, обогащают внутренний мир  учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают  им  возможность более  осознанно и цельно постигать  окружающий мир.

Учебники  «Изобразительное искусство» («Разноцветный  мир»)  представляют собой  единый курс для  обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них  интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые  навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.

Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть   выполнены различными  материалами,  на   разных  уровнях сложности,  в  группах  или   индивидуально.  Все  четыре  учебника курса обеспечены рабочими тетрадями,  в  которых даётся подробный  анализ всех  творческих проектов, причём задания даны в избытке, что  позволяет учителю выбирать задания,  соответствующие  уровню класса.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4.  Развитие умения воспринимать и  анализировать   содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6.  Освоение элементарной художественной грамотности и основных  приёмов изобразительной деятельности.

7.  Воспитание в  учащихся умения согласованно и  продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1.  Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные  темы  каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.  Воспитание зрительской  культуры,  умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно   рассказать  об  этом   на   языке  изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

3.  Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4.  Освоение изобразительных  приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5.  Создание простейших  художественных  образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6.  Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);

7.  Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши  проекты»,  подготовка театральных постановок).


II. Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря  развитию современных информационных технологий современные школьники  по  сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней  давности гораздо больше информированы,  рациональнее и логичнее мыслят, но в то же  время у многих из них  существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием  красоты мира.

Перед  педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом,  чтобы, с одной  стороны, научить детей  эмоционально воспринимать  произведения искусства, уметь  выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Особенности  курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения  первичными навыками художественной и  изобразительной деятельности.

Авторы исходят  из  того,   что  объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у  современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для  облегчения  восприятия необходимой для  освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей  жизненный опыт  и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного  искусства,  постепенно вводить  по  ходу   изучения  материала искусствоведческие термины и  понятия, закрепляя  теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных  в рабочих тетрадях. При  этом  необходимо учить детей  не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй  произведений и  осмысленно излагать  и  защищать свою точку зрения.

2)  Последовательность, единство и  взаимосвязь теоретических  и практических заданий.

Основной способ получения знаний  – деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы  ребёнок понимал значение технологии выполнения  творческих работ, мог  в  дальнейшем  самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению  навыка  осмысления  и  закрепления   своего опыта.  Таким  образом,  школьник  может  научиться  делать  любое новое дело,  самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается  представление о структуре изобразительного искусства и   его месте   в  жизни  современного человека,  одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус  и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Традиционно в  основе   обучения лежит  усвоение знаний.  Если исходить  из   такой  цели  образования,  предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

Поэтому  авторы  руководствуются традиционным для  учебников

«Школы  2100»  принципом минимакса. Согласно этому   принципу учебники содержат избыточные знания,  которые учащиеся  могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут  выполнить по  собственному желанию.  В  то  же  время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4)  Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего  опыта. Это достигается тем,  что  учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и  в  то  же  время  творческих  заданий.  Это могут   быть   поздравительные открытки,  календари,  театральные спектакли, плакаты и панно для  оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач  – главный  способ  осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Многие   итоговые творческие  задания  могут   быть   выполнены только при  условии разумно организованной  работы группы учащихся, а  возможно, и  всего  класса. В процессе выполнения  этих работ  каждый  ребёнок учится осознавать важность своей  роли   в выполнении общего  задания, уважать своих  товарищей и продуктивно работать в группе.

III. Описание  места  учебного  предмета в учебном  плане

В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей №3» предмет «Изобразительное искусство»  изучается в 4 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени за год составляет 34 часа.


IV. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искусства   необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и  человеческой жизни.

Ценность  жизни  –  признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире  в целом как величайшей  ценности,  как  основы для   подлинного  художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность  природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и  неживой  природы.  Любовь к  природе означает  прежде  всего бережное отношение к  ней  как к среде  обитания и  выживания человека, а  также  переживание  чувства красоты,  гармонии,  её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность   человека   как  разумного существа, стремящегося к добру,  самосовершенствованию  и  самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохранение  жизни, через  сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему,  как  проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность   семьи  как  первой и  самой значимой  для   развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,  этнических  традиций  народов России от поколения к поколению и тем  самым жизнеспособность российского общества.

Ценность  труда и творчества  как естественного условия человеческой жизни,  потребности творческой самореализации,  состояния  нормального человеческого существования.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы  естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда  по всей  социальной сути  является человек.

Ценность  социальной солидарности как  признание  прав  и свобод  человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность  гражданственности  –  осознание человеком себя  как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность   человечества как  части  мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса


Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их  особенностях  (натюрморт, пейзаж, анималистический  жанр,   батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

• понимать и уметь  объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой  круг, штриховка, тон,  растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и  его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, бук- вица;

• знать и уметь  объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

• знать и  уметь   объяснять, что  такое театр, театральная  декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже  изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• чувствовать и уметь  описывать, в чём состоит образный характер

различных произведений;

• уметь  рассказывать о том,  какая  цветовая гамма используется в различных картинах и как она  влияет на  настроение, переданное в них.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.  Дальнейшее овладение навыками:

рисования цветными карандашами;

рисования простым карандашом (передача объёма  предмета с помощью светотени);

• выполнения декоративного панно в технике аппликации;

• выполнения декоративного панно из природных материалов;

• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

• овладения различными приёмами работы акварельными  красками (техникой отпечатка);

• работой гуашевыми красками;

• постановки и оформления кукольного спектакля.

4. Углублять понятие  о некоторых  видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

графика (иллюстрация);

народные промыслы (хохломская роспись).

5. Изучать  произведения признанных мастеров  изобразительного искусства  и уметь рассказывать об их  особенностях (Русский  музей).

6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой

Руси.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса

«Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

VI. Содержание учебного предмета

4-й класс (32 ч)

Занятия 1–2 (2 ч), стр. 4–11 учебника.

Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.

Рождение монументальной  живописи.  Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр.  6–7).

Что  такое фреска. Особенности этой  техники. Выполнение зада- ния  на стр.  8 в учебнике. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.

Что такое мозаика и витраж. Выполнение заданий на закрепле- ние полученных знаний в учебнике (стр.  10–11).

Занятие 3 (1 ч), стр. 12–13 учебника.

Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ. Выполнение задания на стр.  13 в учебнике.

Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкаль- ным  сопровождением.

Занятие 4 (1 ч), стр. 14–15 учебника.

Монументальная скульптура. Выполнение задания на стр.14 в учебнике. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне. Выполнение задания на стр.15 в учебнике. На этом уроке или  во вне- урочное время рекомендуется проведение экскурсии к ближайшему такому памятнику.

Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкаль- ным  сопровождением.

Занятие 5 (1 ч), стр. 16–19 учебника.

Новые виды  изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна.Что должен учитывать дизайнер в своей рабо- те. Выполнение заданий на стр.  16–17 в учебнике.

Виды фотографий. Художественная фотография. Выполнение задания на стр.19 в учебнике.

Занятие 6 (1 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 6–7  рабочей  тетради.

Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Выполнение заданий на стр.   21  в  учебнике. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или  по воображе- нию (стр.  6–7  рабочей тетради).

Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкаль- ным  сопровождением и чтением стихов об осени.

Занятие 7  (1  ч), стр.  22–23 учебника, стр.  2–3  рабочей   тет- ради.

Как передать объём  предмета, работая цветными карандашами. Выполнение  в  процессе изучения  нового   материала  заданий  на закрепление полученных знаний в рабочей тетради.

Занятия 8–9 (2 ч), стр. 24–25 учебника, стр. 8–11 рабочей тетради.

Углубление понятий о светотени как о способе  передачи объёма и формы предмета на  плоскости. Совершенствование техники штри- ховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.

Занятия 10–11  (2  ч),  стр.   26–27  учебника,  стр.   4–5   рабочей тетради.

Составление композиции на заданную тему с использованием опор- ной  схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисов- ки». Оформление панно подходящей рамкой (рабочая тетрадь).

Занятия 12–13  (2  ч),  стр.  28–29 учебника, стр.  12–13  рабочей тетради.

Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Выполнение заданий в учебнике. Нарисовать животное (по выбору ученика).

Занятие 14 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 36–39 рабочей тетради.

Занятие для  любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник  отмывки  и  гризайли.  По  желанию  учащихся можно выполнить в процессе изучения нового  материала задания на закрепление полученных знаний на стр.  30–31 учебника.

Занятия 15–16  (2  ч), стр.  32–33 учебника, стр.  14–17  рабочей тетради.

Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Выполнение в процессе изучения нового  мате- риала заданий в учебнике и на стр. 14–15 или 16–17 рабочей тетради.

Занятие 17 (2 ч), стр. 34–35 учебника, стр. 28–29 рабочей тетради.

Народные  промыслы.  Изучение  особенностей нижегородской резьбы по  дереву. Выполнение в процессе изучения  нового  мате- риала заданий в учебнике и рабочей тетради. Занятия 18–19 (2 ч), стр. 36–37, стр. 26–27 рабочей  тетради.

Что  такое линейная перспектива. Значение точки схода и поло- жения линии горизонта. Выполнение в процессе изучения  нового материала  заданий  в   учебнике  (стр.  37)   и   в   рабочей  тетради (стр.  26–27). Было бы очень  полезно понаблюдать с учениками пер- спективные сокращения на  улице (уходящая вдаль дорога, умень- шающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т. п.).

Получение представления о воздушной перспективе.

Занятия 20–21 (2 ч),  стр.  38–39 учебника и стр.  30–31 рабочей тетради.

Эти  занятия  проводятся перед   Днём   Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Выполнение заданий на стр.  39 учебника.

Разработка макета альбома Славы. Выполнение каждым учеником своей  странички альбома. Эта страничка может быть  посвящена как истории семьи  учащихся, так и какому-то эпизоду из истории Отечественной войны.

Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.

Занятия 22–25 (4 ч), стр. 40–47 и 78 учебника, стр. 42–47, 75–78 рабочей  тетради.

Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о  модуле. Выполнение в процессе изучения нового  материала заданий на  стр.

40–41 учебника и на стр.  42–43 рабочей тетради.

Коллективная работа.  Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ  сказочного героя (стр.  78 учебника и стр.  44–47 рабочей тетради). Выполнение в процессе изучения нового  материала заданий на стр.  40–41 учебника

и на стр.  44–47 рабочей тетради.

Коллективная работа.  Создание панно «Сказочный мир». Занятие 26 (1 ч), стр. 42–43 учебника, стр. 32–33 рабочей тетради. Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о

китайском рисунке кистью). По  желанию учащихся можно выпол- нить  в процессе изучения нового  материала задания на закрепление полученных знаний на  стр.   43  учебника и  на  стр.   32–33  рабочей тетради.

Занятия 27–30 (3–4 ч), стр.  36–37 и 50–51 учебника, стр.  18–23 рабочей  тетради.

Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре). Выполнение заданий в рабочей тетради.

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спек- такля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Занятия 31–32 (2 ч.), стр. 48–49 учебника.

Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее  шедеврах живописи разных стран.

На  оставшихся уроках или факультативно можно  выполнить задания, данные в рабочей  тетради.

а) открытки или панно к праздникам (стр. 34–35);

б) дизайнерские проекты:

– настенный календарь на стр. 24–25;

– декоративный фонарь  с мотивами русского плетёного орнамен- та на стр. 36–39;

в) шрифтовая композиция на стр. 48–49


VII. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Планируемые результаты

Виды деятельности

Предметные

Метапредметные и личностные

1

2

3

4

5

6

7

1 четверть – 9 уроков

1

Дары природы. Натюрморт.

04.09

Иметь представление о  видах изобразительной деятельности и их  особенностях.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов .

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная деятельность учащихся

2

Дары природы. Натюрморт.

11.09

Знать основные приёмы работы цветными карандашами;

  Уметь применять их на практике.

Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов.

Получить  представление о  взаимодействии тёплых и  холодных цветов на практике.

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная деятельность учащихся

3

Летние зарисовки.

18.09

Углубить  представление  о   технике аппликации и её особенностях. Проанализировать выполненные в этой технике работы А. Матисса и их эмоциональное воздействие на зрителя.

Выполнить коллективное панно: «Цветочный луг».  Вспомнить  основные правила выполнения коллективной работы. Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета.

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная деятельность учащихся.

 Работа в группах

4

Осень золотая. Пейзаж.

25.09

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная деятельность учащихся.

 Работа в группах

5

Осень золотая. Пейзаж.

02.10

Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи.

Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения.

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная деятельность учащихся

6

Уроки волшебного карандаша. Светотень.

09.10

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная деятельность учащихся.

 Работа в группах

7

Уроки волшебного карандаша. Объём рельефа.

16.10

Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различных  деталей при  выполнении иллюстраций.

Проанализировать иллюстрации В. Лебедева к  книжке  «Охота».

Уметь определить характерные детали животного и нарисовать его по представлению или  с использованием набросков.

Объяснять, что такое композиция иллюстрации, что  такое эскиз к ней.

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная деятельность учащихся

8

Твой пушистый друг. Рисование животных.

23.10

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная деятельность учащихся

9

Уроки цветных карандашей. Натюрморт.

06.11

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная деятельность учащихся

                                          2 четверть – 7 уроков

10

Уроки цветных карандашей. Натюрморт.

13.11

Иметь представление о гравюре и о технике  выполнения  ксилографии.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

11

Чудеса акварели. Форма.

20.11

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

12

Наш театр. С.Козлов «Снежный цветок».

27.11

Иметь представление о русском лубке и его выразительных средствах.

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

13

Наш театр. С.Козлов «Снежный цветок».

04.12

Получить понятие об объёме и форме предметов и о том,  как их передать на бумаге с помощью штриховки.

Отработать разные виды  штриховки (по   направлению  штриха  и   по плотности,

Иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах.

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

14

Наш театр. С.Козлов «Снежный цветок».

11.12

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

15

Дизайн календаря.

18.12

Углубить знания о жанре натюрморта.

Иметь понятие об учебной и творческой  задачах, стоящих перед  художником.

Уметь нарисовать с натуры простым карандашом,  стараясь  передать светотень на предметах, несложный натюрморт.

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

16

Пространство на бумаге. Изучение простейших законов перспективы.

25.12

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

3 четверть – 10 уроков

17

Резные узоры.

15.01

Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

-слушать и понимать речь других.

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная деятельность учащихся.

 Работа в группах

18

Наша история.

22.01

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

19

Чудеса акварели. Натюрморт.

29.01

Понимать важность зарисовок с натуры. Проанализировать натурные  рисунки  В.  Ватагина  и А. Дюрера.

Сделать несколько подготовительных зарисовок своего  любимца с натуры.

Продумать композицию своей   работы и выполнить  задание «Мой пушистый друг».

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

20

Чудеса акварели. Натюрморт.

05.02

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

21

Поздравляем мам! Открытка.

12.02

Изучить   особенности  городецкой росписи и уметь  её отличать.

Уметь выполнять элементы городецкой  росписи.

Уметь создавать из  элементов городецкой росписи композицию и выполнить  задание «Расписная тарелка»

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

22

Русские узоры.

19.02

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

23

Волшебный фонарь. Дизайн.

26.02

Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

24

Волшебный фонарь. Дизайн.

05.03

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

25

26

Старый город. Графическая композиция.

Старый город. Графическая композиция.

Расширить представление об искусстве орнамента. Иметь понятие о растительном  орнаменте.   Знать, что такое элемент орнамента.

Уметь создавать из реальных растений элементы растительного орнамента.

Моделировать различные растительные   и  геометрические  орнаменты  с использованием одного элемента в разных  сочетаниях и положениях. Различать  простые типы  композиции  орнамента и уметь их создавать.

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Наблюдение.

Индивидуальная  деятельность учащихся

IV четверть – 9 уроков

27

Быстрее, выше, сильнее. Изготовление модели фигуры человека.

02.04

28

Быстрее, выше, сильнее. Изготовление модели фигуры человека.

09.04

29

К сказке в гости (пропорции и образ).

16.04

30

К сказке в гости. Продолжение изучения пропорций: как пропорции помогают в создании образа.

23.04

31

Сказочный мир.

30.04

32

Сказочный мир. Коллективная работа.

07.05

33

Алфавит. Шрифтовая композиция.

14.05

34

Алфавит. Шрифтовая композиция. Коллективная работа.

21.05


VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного   процесса, осуществляемого по курсу «Изобразительное искусство»

1. Учебники и пособия

1. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.

Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4 класс. – М. : Баласс, 2013. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

2. Куревина О.А., Ковалевская Е. Д.

Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4-го класса «Разноцветный мир». — М. : Баласс , 2013. — 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

2. Интернет-ресурсы

1. Сайт «Образовательная система Школа 2100» www.school2100.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru

3. Газета «1 сентября». www.festival.1september.ru

4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. www.uroki.ru

5. Презентации уроков «Начальная школа». http://nachalka.info/about/193

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). http://nsc.1 september.ru/urok

3. Информационно-коммуникативные средства

Образовательный комплекс «1С: Школа. Игры и задачи, 1–4 классы». DVD-диск, упакованный в DVD-box.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...