Рабочая программа 1 класс изобразительное искусство и художественный труд "Гармония"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа 1 класс изобразительное искусство и художественный труд "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 1 класс изобразительное искусство и художественный труд "Гармония" | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД», 1 КЛАСС.
1. АННОТАЦИЯ.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 класса составлена:
- в соответствии с требованиями, определёнными Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса «Изобразительное искусство и художественный труд».
- на основе методического пособия Н.М. Сокольниковой. «Изобразительное искусство».
- на основе методического пособия О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой. «Технология».
Программа для 1 класса рассчитана на 48 часа (2 часа в неделю), ее структуру составляют разделы, начиная со 2 четверти.
Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Содержание программы «Изобразительное искусство и художественный труд» соответствует следующим целям:
- развитие эмоционально-чувственной сферы, творческого потенциала, образного, ассоциативного мышления, воображения и восприимчивости, развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
- формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, опыта практической деятельности, способов планирования и организации деятельности;
- формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий — наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;
- представлений о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий;
- овладение знаниями о роли художественных знаний и трудовой деятельности в преобразовании окружающего мира, о традициях русского народа;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» позволяет решать следующие задачи:
— сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
— ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
— сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
— сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
— сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
— обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
— обучить основам народного и декоративно прикладного искусства;
— обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
— развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
— обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
— обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
— развить эмоционально регулятивную, эстетическую и нравственную сферы личности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.
Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.
Изучение народного искусства учащимися включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).
Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.
Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделировние, развитие чувства стиля.
На уроках изобразительного искусства и художественного труда формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.
Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников. Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.
Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства. Арт-терапия понимается как профилактика и коррекция негативных психологических состояний с помощью искусства. Она развивает эмоционально чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний. На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др.
В программе выделены структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа. Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью. Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так и в процессе художественного творчества учащихся. В процессе изобразительной деятельности учащиеся учатся осознанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваться выразительности и образности рисунков.
Программа делится на основную часть, которая обеспечивает обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам младших школьников, и вариативную, позволяющую расширить тематику каждого направления образования по данному предмету и добавить задания повышенной сложности, способствующие более полному восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обучения.
Основная часть содержит учебный материал, необходимый для усвоения его всеми учащимися, а также пропедевтический, необходимый для ознакомления всеми учащимися.
Вариативная часть включает материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении, на дополнительное закрепление обязательного материала, задания по выбору, различающиеся по уровню сложности и объёму, задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, на формирование информативной грамотности и развитие логического и пространственного мышления, а также на развитие творческого и созидательного мышления.
Наряду с уроком как основной формой организации учебного процесса рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям.
Кроме этого, для успешного прохождения программы важно реализовывать межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения.
Программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой, включающей разнообразную проектную деятельность. Одной из форм проектов может выступить тематическая выставка по одной из изучаемых тем с использованием репродукций, фотографий, открыток, альбомов, детских работ (в конце цикла уроков, четверти, года). Ряд проектов предполагает проведение внеклассных интегрированных музыкально-театрально-изобразительных занятий.
- 2. Результаты освоения курса.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- ЛИЧНОСТНЫЕ
- У учащихся будут сформированы:
- - положительное отношение к урокам изобразительного искусства и художественного труда.
- Учащиеся получат возможность для формирования:
- - познавательной мотивации к изобразительному искусству и ручному труду;
- уважительного отношения к людям труда, к разным профессиям;
- осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
- ПРЕДМЕТНЫЕ
- Учащиеся научатся:
- - называть расположение цветов радуги;
- определять и называть виды материалов и их свойства;
- определять детали и конструкции, различать однодетальные и многодетальные конструкции;
- различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
- - составлять дополнительные цвета из основных цветов;
- - работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
- - использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
- понимать назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла);
- использовать заданную последовательность изготовления простейших поделок из изученных материалов;
- называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка и т. д.);
- - элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа;
- использовать в практической работе шаблон, образец, рисунок;
- сравнивать с образцом готовое изделие по заданным качествам (точность, аккуратность).
Учащиеся получат возможность научиться:
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
- выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски, аппликация, декоративные швы и др.);
- определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов;
- организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом, экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- выполнять работу по заданной инструкции;
- использовать изученные приёмы работы красками, разными материалами и инструментами;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
- вносить коррективы в свою работу;
- Учащиеся получат возможность научиться:
- - понимать цель выполняемых действий,
- - адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- - анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- - решать творческую задачу, используя известные средства;
- - включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
- Познавательные
- Учащиеся научатся:
- - «читать» условные знаки, данные в учебнике;
- - находить нужную информацию в словарях учебника;
- - вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
- - различать цвета и их оттенки, материалы и инструменты по их назначению, виды работ;
- - соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой, выявлять особенности оформления и обработки.
- Учащиеся получат возможность научиться:
- - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- - различать формы в объектах дизайна и архитектуры, характеризовать материалы по их свойствам;
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- характеризовать персонажей произведения искусства;
- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, профессии людей по рабочим материалам;
- конструировать объекты дизайна, объемные изделия.
- Коммуникативные
- Учащиеся научатся:
- рассказывать о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о произведениях изобразительного искусства;
- - отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- - комментировать последовательность действий;
- - выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- - участвовать в коллективном обсуждении;
- - выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
- Учащиеся получат возможность научиться:
- - выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
- - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
- 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Структуру программы составляют разделы, начиная со 2 четверти, в которых обозначены основные содержательные линии:
- - Работа с пластилином (4 ч): Глина как предшественник пластилина. Применение глины. Профессии людей, связанные с применением пластических материалов. Пластилин как поделочный материал. Инструменты для работы с пластилином. Правила безопасной работы с пластилином и инструментами. Свойства пластилина. Подготовка к лепке.
- - Работа с бумагой (9 ч): История возникновения письменности и бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Профессии людей, связанные с применением бумаги. Макулатура (спасение окружающей среды). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги.
- История возникновения ножниц. Профессии людей, связанные с применением ножниц. Различные виды ножниц. Устройство ножниц. Правила безопасной работы с ножницами. История развития искусства оригами. Профессии людей, связанные с применением бумаги и изделий из нее. Линии сгиба — гора и долина. Базовые формы оригами. Технология складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Развитие пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера. Базовые приёмы техники оригами.
- Работа с текстильными материалами (5 ч): Профессии людей, связанные с применением тканей и нитей. Ознакомление с технологическим процессом изготовления различных нитей и верёвок и сырьём для них. Ознакомление с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенностей их изготовления и обработки.
- Работа с природным материалом (5 ч): Многообразие природного материала. Профессии людей, связанные с растениями и охраной природы. Флористика. Правила безопасной работы с семенами и ягодами.
- Работа с различными материалами с применением различных технологий (6 ч): Профессии людей, связанные с применением различных умений и материалов. Первичное профориентирование.
- Королевство волшебных красок (9 ч)
- В мире сказок (7 ч)
- В гостях у народных мастеров (9 ч)
- В сказочной стране «Дизайн» (7 ч)
4. Тематическое планирование
Учебно-тематическое планирование.
№ | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Работа с пластилином | 4 ч |
2 | Работа с бумагой | 9 ч |
3 | Работа с текстильными материалами | 5 ч. |
4 | Работа с природным материалом | 5 ч. |
5 | Работа с различными материалами с применением различных | 6 ч. |
6 | Королевство волшебных красок | 9 ч. |
7 | В мире сказок | 7 ч. |
8 | В гостях у народных мастеров | 9 ч. |
9 | В сказочной стране «Дизайн» | 7 ч. |
Итого: | 48 ч |
- Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
- 1 класс
48 ч (2 ч в неделю)
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | ||||||||||||||||
№ п/п | Дата урока | Тема урока, страницы учебника | Решаемые проблемы (цели) | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||||||
2-я четверть (14 ч) | ||||||||||||||||
1 2чет-ть | Королевство волшебных красок. Вводный урок. с.3-10 | Знакомство с картинной галереей. Ознакомление с азбукой цвета: со спектром, цветовым кругом, основными и составными цветами. Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков. | Спектр, цветовой круг. Основные и составные цвета. | Различать цвета на цветовом круге. Определять, где в цветовом круге находятся тёплые и холодные цвета. | Ориентироваться в учебнике. | Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков. | ||||||||||
2 | Пластилиновая страна. Пластилиновый мир и его законы. Аппликация «Радуга» с.12-17 | Знакомство с глиной и пластилином. Получение первичных навыков работы с пластилином, ТБ. Обучение технике печати и процарапывания на пластилине. Изучение приёмов лепки, способов скрепления пластилина. Изготовление поделок. | Глина, пластилин. Техника печати, процарапывания. | Изготовление поделки «Радуга». | Ориентироваться в учебнике. Действовать по инструкции: работа с пластилином с учётом ТБ, подготовка пластилина к работе, инструментальное воздействие на пластилин. Изучать последовательность технологических операций. . | Узнать о глине, её роли в развитии человеческого общества; о практическом назначении глины, о технологическом процессе изготовления пластилина (сырье). Исследовать свойства пластилина. | ||||||||||
3 | Радужный мост. с.11-27 | Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков. Расширение представления детей о таком явлении, как радуга. Обучение умению работать с акварельными красками. | Спектр, цветовой круг. Основные и составные цвета. | Различать цвета на цветовом круге. Определять, где в цветовом круге находятся тёплые и холодные цвета. Выполнить упражнение на альбомном листе по составлению цветовых оттенков (акварель или гуашь). | Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о радуге. | Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков. Расширение представления детей о таком явлении, как радуга. | ||||||||||
4 | Волшебные превращения комочка пластилина. Поделка «Необычный цветок» с.16-19 | Освоение новых приёмов лепки. Изучение способов лепки. Изготовление поделок. | Приёмы лепки: раскатывание, вытягивание, гофрирование, каркас. Способы лепки: скульптурная, конструктивная, комбинированная. | Изготовление поделки «Необычный цветок». | Изучать новые приёмы лепки. Сравнивать различные способы изменения формы пластилина для создания заданных объектов. Изучать способы лепки. Действовать в соответствии с заданной последовательностью технологических операций. | Работать с информацией о корневой системе растений, о жизненном цикле плодового дерева, о роли человека в культуре земледелия. | ||||||||||
5 | Красное королевство. Рисование красных маков. с.28-30 | Развитие зрительного восприятия различных оттенков красного цвета. Расширение представления детей о красном цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать различные оттенки красного с помощью красок и цветных карандашей. Обучение умению изображать по памяти и представлению. Освоение приёма рисования «от пятна». |
«от пятна», «вливание цвета в цвет», «наложение цветов» | Выделить живописные достоинства картин (по репродукциям), определить, какое значение в них имеет красный цвет. Изучить и прокомментировать последовательность действий при рисовании акварелью красных цветов. Использовать инструкцию при применении приёмов. | Совершить воображаемое путешествие в Красное королевство. Провести эксперимент — как изменяется красный цвет при смешивании цветов на палитре. Составление оттенков красного цвета. | Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Соотносить красный цвет с личными ощущениями, которые он вызывает. | ||||||||||
6 | Пластилин-строитель. Коллективная работа «Рыцарский замок» с.20-23 | Знакомство с различными приёмами изготовления кубов и параллелепипедов. Изготовление плоской пластилиновой пластины и вырезание из неё. Лепка кубика, бруска, конуса. Выполнение коллективной работы «Рыцарский замок». | Куб, параллепипед, конус. | Выполнение коллективной работы «Рыцарский замок». | Изучать, сравнивать различные приёмы изготовления кубов и параллелепипедов. Использовать инструменты для вырезания из плоской пластилиновой пластины. Изучать использовать технологию изготовления конического предмета. Использовать бумажные вкладки как способ экономии материала и облегчения веса конструкции. | Узнать исторические сведения о средневековых замках. Выполнять задания на развитие пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера. Участвовать в коллективной работе, удерживать свою задачу при создании многоэлементного объекта. | ||||||||||
7 | Оранжевое королевство. Рисование календулы. с.32-35 | Развитие зрительного внимания и различения цветовых оттенков. Расширение представления об оранжевом цвете, развитие умения подбирать различные оттенки оранжевого с помощью красок и цветных карандашей. Освоение приёмов «примакивание» всего ворса кисти, «смешение цветов» кистью и приёма «раздельный мазок». | Приёмы рисования: «примакивание», «смешивание цветов», «раздельный мазок» | Рисовать цветы ноготков гуашью. Применить приёмы «примакивание», «смешение цветов кистью», «раздельный мазок». | Совершить воображаемое путешествие в Оранжевое королевство. Выделить живописные достоинства картин (по репродукциям), определить, какое значение в них имеет оранжевый цвет. | Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Соотносить оранжевый цвет с личными ощущениями, которые он вызывает. | ||||||||||
8 | Желтое королевство. Рисование желтых листьев. с.36-39 | Развитие зрительного внимания и различения цветовых оттенков. Расширение представления детей о жёлтом цвете, развитие способности чувствовать цвет и умения подбирать различные оттенки жёлтого с помощью красок и цветных карандашей. Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, обучение умению рисовать кончиком тонкой кисти. | Рисование кончиком тонкой кисти. | Рисовать на альбомном листе сразу кистью без предварительного рисунка карандашом жёлтые листья. Соотносить размер листа и размер изображаемого предмета. | Совершить воображаемое путешествие в Жёлтое королевство. Рассмотреть репродукции картин. Выделить их живописные достоинства, определить, какое значение в них имеет жёлтый цвет. | Соотнести жёлтый цвет с личными ощущениями, которые он вызывает. Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. | ||||||||||
9 | Кладовая природы. Конструктор-природа. Аппликация «Птичка на ветке» с.58-61 | Знакомство с многообразием природных материалов, их свойствами и особенностями. Знакомство с профессиями человека, связанными с природой. Навыки работы с семенами растений, техника безопасности. Знакомство с особенностями объёмных и плоскостных природных материалов. Изучение способов скрепления природных материалов в поделке. | Природный материал. Профессии, связанные с природой. Работа с семенами растений. Способы скрепления природного материала. | Изготовление поделки «Птичка на ветке». Изготовление поделки на свободную тему «Лесная фантазия». | Изучить особенности объёмных и плоскостных природных материалов, их практическое применение, способы скрепления, приёмы работы с ними (с учётом ТБ). Устанавливать связь от образа к материалу и от материала к образу. | Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о многообразии природных материалов и профессий человека, связанных с созиданием, защитой окружающей среды. Применять знания при создании выпуклой аппликации. | ||||||||||
10 | Зеленое королевство. Рисование ёлочки. с.40-43 | Развитие зрительного восприятия и различения цветовых оттенков. Развитие умения подбирать различные оттенки зелёного цвета с помощью красок и цветных карандашей. Освоение приёмов смешения цветов карандашами. | Совершенствование умения применять приёмы «примакивание» всего ворса кисти и «смешение цветов кистью». . Составлять оттенки зелёного цвета. | Рисовать ёлочку цветными карандашами или акварелью. Использовать приём последовательного наложения красок по просохшему слою. | Совершить воображаемое путешествие в Зелёное королевство. Рассмотреть репродукции картин. Выделить их живописные достоинства, определить, какое значение в них имеет зелёный цвет. | Соотнести зелёный цвет с личными ощущениями, которые он вызывает. Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. | ||||||||||
11 | Кружево листьев. Композиция «Осенний букет» с.62-65 | Сравнение свойств плоскостных материалов (засушенный лист растения и бумага). Продумывание замысла композиции и хода работы при изготовлении плоскостной аппликации из листьев. Изучение свойств засушенного листа. Знакомство с особенностями работы с листовой крошкой. | Свойства засушенного листа и бумаги. Листовая крошка. | Изготовление поделок: «Ваза с букетом», «Фантазия из листьев». | Сравнивать свойства плоскостных материалов. Выявить свойства засушенного листа как плоскостного материала и особенности работы с листовой крошкой. Продумать замысел композиции и планировать ход работы при изготовлении аппликации из листьев. | Решать творческую задачу: самостоятельно декорировать работу. Применять знания, полученные на уроке, в создании аппликации из листовой крошки на объёмном предмете. | ||||||||||
12 | Вырезной конструктор. Аппликация «Снеговик» | Знакомство с экспресс-методом вырезания. Обучение созданию композиции при изготовлении плоскостной аппликации из геометрических фигур. Изготовление поделки «Снеговик» | Экспресс-метод вырезания. Композиция. | Изготовление поделки «Снеговик» | Выявить в технологическом процессе рациональную последовательность вырезания фигур. Решать творческую конструкторскую задачу. Конструировать из деталей танграма и полукругов. | Самостоятельно планировать и организовывать работу при создании аппликации на заданную тему из готовых форм. Обсуждать плоскостное конструирование из деталей танграма и полукругов. | ||||||||||
13 | Иллюстрирование сказки «Снегурочка» с.84—87 | Проверка умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Обучение умению лепить снегурочку. Проверка развития навыков лепки из пластилина. Проверка умения иллюстрировать сказки. Развитие фантазии и творческого воображения | Средства передачи образной характеристики героев сказки. Роль цвета в иллюстрации. | Лепить Снегурочку из пластилина или солёного теста. Выполнить иллюстрации к сказке (гуашь). | Охарактеризовать образ Снегурочки в произведениях В. Васнецова и иллюстрациях современных художников. Определить, какие средства художественной выразительности использовали художники. | Оценить, удалось ли в выполненной работе передать своё эмоциональное отношение. | ||||||||||
14 | Зимняя сказка из бумаги. Новогодние игрушки. с.86-89 | Знакомство с традициями самодельных новогодних украшений. Знакомство с технологией изготовления различных украшений из бумаги. Изготовление бумажных украшений по шаблону и наметке. Поделка «Волшебная снежинка». Изготовление объёмных и плоскостных поделок из бумаги. | Технология изготовления бумажных украшений. Шаблон, наметка. | Поделки из бумаги «Объёмная гармошка», «Цепочка из бумажных колец», «Гирлянда-растяжка», «Открытка-смешилка», «Новогодняя гирлянда-растяжка», «Нежная снежинка». | Изучить технологию изготовления различных украшений из бумаги. Воспроизводить последовательность технологических операций при изготовлении бумажных украшений по шаблону и наметке и без них. Применять изученные технологии для изготовления новых образцов изделий. | Обсуждать традиции проведения новогодних праздников. Украшать класс к празднику самодельными украшениями. | ||||||||||
3-я четверть (18 ч) | ||||||||||||||||
15 | Мастерская природы. Поделки из природного материала | Обобщение знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление объемной конструкции из природных материалов. Изготовление поделок «Дерево времен года» и др. | Природные материалы, их свойства. Способы работы с природными материалами. | Изготовление поделок «Дерево времен года» и др. | Обобщать знания, умения, навыки, полученные на предыдущих уроках. Решать творческую задачу, используя изученные технологии и методы декора. Самостоятельно продумывать этапы работы, разработка композиции. | Осуществлять самоконтроль и самооценку этой работы. Восстанавливать последовательность времён года и цикла жизни растений. Обсуждать роль символа счастья в истории и культуре человечества. | ||||||||||
16 | Смешиваем цвета. Рисунок-настроение. с.52-53 | Проверка развития цветовосприятия, полученных знаний по цветоведению (порядок цветов радуги, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета). Определение уровня владения живописными навыками. | Порядок цветов радуги, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета | Правильно закрасить гуашью цветочки; украсить кресла для сказочного королевства (гуашь, акварель, цветные карандаши). | Выполнить задание по инструкции учителя, предъявив полученные знания по цветоведению. | Самоорганизация школьников при выполнении учебного задания. Использовать изученные приёмы работы красками. Оценить результат своей работы | ||||||||||
17 | В мире сказок. Иллюстрирование сказки «Волк и семеро козлят» с.60-65 | Развитие цветовосприятия. Обучение умению отражать в рисунках основное содержание сказки; выбирать из неё наиболее выразительные сюжеты для иллюстрирования. Формирование умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения в листе в зависимости от замысла рисунка. Обучение умению выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего; объяснять выразительные возможности цветного фона иллюстрации. | Горизонтальное и вертикальное расположение иллюстраций, размер изображения. Средства передачи сказочности. Цветновой фон иллюстрации. | Изучить порядок работы над иллюстрацией: выбор сюжета, обдумывание композиции, выполнение рисунка карандашом, работа цветом. Выбрать цветной фон для иллюстрации. Нарисовать иллюстрацию. | Принять участие в беседе «Сказка в творчестве русских художников: В.Васнецова, Ю. Васнецова, Е. Рачёва, Е. Чарушин» Ответить на вопросы по картинам. Выделить художественно-выразительные средства, используемые в картинах и иллюстрациях. | Ориентироваться в учебнике. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. | ||||||||||
18 | Бумажная страна. Законы бумажного мира. Поделка «Царство бабочек». с.34-39 | Знакомство с разными сортами бумаги, историей возникновения бумаги. Экологические проблемы и пути их решения (экономия бумаги, сбор макулатуры). Знакомство со свойствами бумаги особенностями работы с бумагой различных сортов. | Бумага. Сорта и свойства бумаги. Экология. | Изготовление поделки «Царство бабочек». | Познакомиться с технологическим процессом изготовления различных сортов и видов бумаги и сырьём для них, с историей возникновения бумаги, с декоративным и функциональным применением бумаги в наши дни. Участвовать в беседе об экологических проблемах и путях их решения. Исследовать свойства бумаги, выявить особенности работы с бумагой различных сортов. | Использовать знания, полученные на уроке, в создании объёмной аппликации из мятой бумаги, из кручёной бумаги и из влажной окрашенной бумаги на выпуклом предмете. Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к результатам труда. | ||||||||||
19 | Иллюстрирование сказки «Сорока-белобока» с.66-69 | Развитие зрительного восприятия и различения цветовых оттенков. Обучение умению лепить и рисовать сказочную сороку. Развитие умения подбирать различные цветовые оттенки основных и составных цветов с помощью красок. | Цветовые оттенки основных и составных цветов. | Лепить сказочную птицу из пластилина, солёного теста или глины. Действовать по заданному алгоритму, нарисовать Сороку-белобоку (гуашь) | Подобрать различные цветовые оттенки основных и составных цветов. Ответить на вопросы, опираясь на иллюстрацию учебника. | Выразить своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. | ||||||||||
20 | Мозаика бумажной мостовой. Аппликация «Цветные рамки» с.40-43 | Знакомство с правилами безопасной работы с клеем ПВА и клеящим карандашом. Изучение приёмов работы с клеем и бумагой (обрывание бумаги, приклеивание бумаги). Изготовление поделок в технике обрывной мозаичной Аппликации. | ТБ при работе с клеем. Приёмы работы: обертывание, приклеивание. Техника мозаики. | Изготовление аппликации «Цветные рамки», «Поздравительная открытка». | Познакомиться с историей возникновения клея и его практическим назначением. Участвовать в беседе. Различать клей по видам. Изучать приёмы работы с бумагой и клеем с учётом ТБ. Использовать приёмы для изготовления поделок в технике обрывной мозаичной аппликации. Решать творческую задачу: декорирование при выполнении аппликаций на заданную тему. | Самостоятельно планировать и организовать работу по декорированию. Вести поиск исторических справок о мозаичной обрывной аппликации, видах декорирования и искусств. Провести эксперименты, основанные на свойствах бумаги. При обсуждении в классе выражать своё эмоционально-ценностное отношение к труду учителя. | ||||||||||
21 | Иллюстрирование сказки «Колобок» с.70-73 | Формирование умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи необычности происходящего. Развитие у учащихся умения образно характеризовать персонажей сказки в рисунке. Развитие умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения в листе в зависимости от замысла. Использование выразительных возможностей цветного фона в иллюстрации. | Выразительные возможностей цветного фона в иллюстрации. Образная характеристика персонажей сказки в рисунке. | Действуя по заданному алгоритму, выполнить иллюстрации к сказке «Колобок» (гуашь). | Ответить на вопросы, опираясь на иллюстрации к сказке «Колобок» Ю.Васнецова, Е. Рачёва, А. Савченко и Н. Кочергина на развороте в учебнике. Выявить художественно-выразительные средства иллюстраций. | Сравнить изображение лисы и волка разными художниками. Решение творческой задачи: создание художественного образа. | ||||||||||
22 | Бумажные силуэты. Аппликация «Облака – белогривые лошадки» с.44-47 | Знакомство с понятиями «тень», «силуэт», «контур». Изучение приёмов обрыва по контуру и отделения от общего листа. Изготовление поделок в технике обрывная аппликация по контуру. | Тень, силуэт, контур. Обрывная аппликация. | Изготовление поделок в технике обрывная аппликация по контуру «Облака - белогривые лошадки». | Исследовать свойство предмета отражать тень. Различать тень, силуэт и контур. Использовать изученные приёмы и техники при изготовлении аппликации. Осуществлять декоративное оформление работы. | Изучать и комментировать последовательность действий по отделению детали по контуру от общего листа, при обрыве деталей по шаблону, по наметке и без наметки. Сравнивать техники обрыва. | ||||||||||
23 | Иллюстрирование сказки «Петушок –золотой гребешок» с.74-77 | Развитие умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности происходящего. Обучение умению изображать сказочного петушка. Совершенствование умения применять приёмы акварельной и гуашевой живописи. Развитие фантазии и творческого воображения. | Приёмы акварельной и гуашевой живописи. | Рисовать петушка (акварелью). | Выявить средства, с помощью которых художники добиваются образной выразительности персонажей. Установить и прокомментировать последовательность работы. | Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. Обсудить эмоциональное отношение изображаемому. Провести самооценку. | ||||||||||
24 | Бумажная история. Аппликация «Морское царство» с.48-49 | Обобщение знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление аппликации на заданную тему с использованием шаблонов. | Приёмы работы с клеем и бумагой. Свойства бумаги. Аппликация: мозаичная, обрывная, из мятой бумаги. | Изготовление поделок «Морское царство». | Организовать самостоятельную работу по изготовлению аппликации на заданную тему и её декорированию. Осуществить выбор элементов аппликации, продумывание этапов работы, разработка композиции. | Участвовать в обсуждении по теме урока. Осуществить самоконтроль и самооценку этой работы (соответствие задуманного реальному воплощению идеи). | ||||||||||
25 | Иллюстрирование сказки «Красная Шапочка» с.78—79 | Формирование умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Обучение умению лепить из солёного теста. Совершенствование умения в правильной последовательности выполнять иллюстрации к сказкам. Развитие фантазии и творческого воображения. | Средства, с помощью которых художник создает сказочный образ. Способы передачи пространства в рисунке. | Выполнить иллюстрации к сказке (гуашь). Лепить из солёного теста крендельки, булочки и корзиночки для Красной Шапочки. Следовать заданной последовательности работы. | Рассмотреть и сравнить образ Красной Шапочки в иллюстрациях художников и детских рисунках. Выявить средства, с помощью которых художник создал сказочный образ волка. Выделить некоторые способы передачи пространства в рисунке. | Контролировать последовательность выполнения действий. Решать творческую задачу: придумать свои способы плетения корзины, своё угощение. | ||||||||||
26 | Страна волшебных ножниц. Золотые ножницы. «Дом, в котором ты живешь» с.78-83 | Знакомство с историей и устройством ножниц, их практическим назначением, правилами безопасной работы с ними. Изучение технологии и приёмов вырезания различных фигур из бумаги. Изготовление поделок из вырезанных деталей. | Ножницы. Приемы вырезания. Приёмы создания плоскостной аппликации. Форма детали как средство выразительности. | Изготовление поделки из вырезанных деталей «Дом, в котором ты живёшь» | Познакомиться с изобретением и устройством ножниц, их практическим назначением, приёмами работы с ними (с учётом ТБ). Изучить технологию и приёмы вырезания различных по размеру и форме фигур из бумаги. | Обсуждать уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда. Обсуждать роль архитектора в процессе создания архитектурного сооружения. Участвовать в коллективной работе. | ||||||||||
27 | Иллюстрирование сказки «Буратино» с.80–83 | Развитие умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной характеристики героев сказки. Совершенствование умения в правильной последовательности выполнять иллюстрации к сказкам. Развитие умения подбирать цветовые оттенки, подходящие для грустного и весёлого настроения героя с помощью красок или цветных карандашей. | Продолжить изучать «Азбуку цвета», вспомнить сведения о тёплых и холодных цветах. Элементарные способы передачи пространства на плоскости. | Ответить на вопросы и выполнить задание по инструкции. Выполнить иллюстрации к сказке «Буратино» (гуашь, смешанная техника). | Принять участие в беседе по иллюстрациям. Выделить средства передачи образной характеристики героев сказки. Сравнить образ Буратино в иллюстрациях Л. Владимирского, В. Каневского, В. Алфеевского и др. | Осознание алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план. Оценить, какие приёмы удалось применить. Развитие фантазии и Творческого воображения. | ||||||||||
В гостях у народных мастеров. Дымковская игрушка. «Барыня-сударыня» с.94-97 | Знакомство с традиционными народными художественными промыслами. Обучение умению выполнять дымковские узоры. Обучение умению пользоваться для создания узоров печаткой-тычком. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. | Дымковская игрушка, дымковская роспись. | Воспроизвести по образцу, повторить орнаменты (гуашь, тычки, тонкая кисточка). Лепить или вырезать силуэты дымковских Игрушек. | Совершить воображаемое путешествие в село Дымково. Познакомиться с игрушками, которые делают местные мастера. Рассмотреть игрушки и узоры и ответить на вопросы. | Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. Узнать о традиционных народных промыслах как части национальной культуры. | |||||||||||
28 | Город ткачей. Мир прядильщиков. Аппликация «Пушистый барашек» с.98-103 | Знакомство с историей и технологией изготовления нитей и верёвок, их применением. Изготовление нитей и верёвок ручным способом (прядение, скручивание). Изготовление поделки «Пушистый барашек». | Прядение, скручивание. Нитки, верёвки, вата. | Изготовление поделки «Пушистый барашек». Коллективная работа «Барашки на лугу». | Познакомиться с технологическим процессом изготовления различных нитей и верёвок и сырьём для них. Изготавливать нити и верёвки, простейший шпагат из нитей ручным методом. Изучать особенности работы с ватой. Применять знания, полученные на уроке, для создания плоскостной выпуклой аппликации. Самостоятельно оформлять работу. | Обсуждать уважительное отношение к людям разных профессий. Понимать значение технического прогресса в усовершенствовании технологии изготовления нитей и верёвок, роли в нём машинного труда. | ||||||||||
29 | Дымковская игрушка. «Олень» с.94-97 | Знакомство с традиционными народными художественными промыслами. Обучение умению выполнять дымковские узоры. Обучение умению пользоваться для создания узоров печаткой-тычком. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. | Дымковская игрушка, дымковская роспись. | Воспроизвести по образцу, повторить орнаменты (гуашь, тычки, тонкая кисточка). Лепить или вырезать силуэты дымковских Игрушек. | Совершить воображаемое путешествие в село Дымково. Познакомиться с игрушками, которые делают местные мастера. Рассмотреть игрушки и узоры и ответить на вопросы. | Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. Ориентироваться в учебнике. Узнать о традиционных народных промыслах как части национальной культуры. | ||||||||||
30 | Иголка-вышивальщица. Поделки «Кисточка», «Веселый заяц» с.104-113 | Знакомство с инструментами (игла, шило), правилами безопасной работы с ними. Знакомство с историей появления пуговиц. Получение навыков завязывания узелков, вдевания нити в иголку, вышивания, пришивания пуговиц. Изготовление поделок «Кисточка», «Весёлый заяц» | Игла и шило. Пуговицы. Вышивание, пришивание. | Изготовление поделок «Кисточка», «Весёлый заяц». | Познакомиться с иглой, шилом и их практическим назначением, навыками работы с ними (с учётом ТБ). Освоить технологию завязывания узелков, вдевания нити в иголку, вышивания, пришивания пуговиц. Ознакомиться с видами швов. | Иметь представление о роли трудовой деятельности человека в создании объектов окружающего мира. Уважительное отношение к своему и чужому труду. | ||||||||||
31 | Филимоновская игрушка. Орнамент. с.98-101 | Знакомство с филимоновскими игрушками. Обучение умению выполнять филимоновские узоры. Обучение умению расписывать филимоновские игрушки. | Филимоновская игрушка, филимоновские узоры. | Воспроизвести филимоновские орнаменты (гуашь). Расписать филимоновскими узорами игрушки (гуашь). | Изучить традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов филимоновских игрушек. Сравнить дымковские и филимоновские игрушки. | Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | ||||||||||
32 | Царство ткани. Коллаж «Зимняя картина» с.114-119 | Знакомство с различными тканями, их свойствами и особенностями. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Обучение кройке ткани. Изготовление поделки-коллажа из ткани «Зимняя картина». | Виды и свойства тканей. Лицевая и изнаночная стороны. Кройка. | Изготовление поделки-коллажа из ткани «Зимняя картина». Моделировать из ткани и нитей в технике лоскутной пластики. | Познакомиться с тканями различного вида, с их историей и применением. Исследовать свойства различных тканей, особенностей их изготовления и обработки. Научиться определять лицевую и изнаночную стороны. | Самостоятельно планировать и организовывать работу при создании аппликации на заданную тему из готовых форм. Участвовать в беседе о функциональной, эстетической и утилитарной роли одежды в жизни человека. | ||||||||||
4 четверть | ||||||||||||||||
33 | Матрешка. Роспись. с.102-105 | Знакомство с загорскими, семёновскими и полхов-майданскими матрёшками. Обучение умению выполнять их роспись. Обучение умению рисовать полхов-майданские цветы, ягоды и листья. Совершенствование умения применять приём «тычком» | Загорские, семёновские и полхов-майданские матрёшками. Художественный образ матрёшки. | Расписать загорских матрёшек (гуашь). Рисовать на альбомном листе полхов-майданские цветы, ягоды и листья (акварель). | Рассмотреть игрушки, сопоставить их с описанием в стихах и тексте, ответить на вопросы учебника. | Осознание алгоритма своего действия, самооценка учащихся. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | ||||||||||
34 | Поделка «Сердечный сувенир» с.120-121 | Обобщение знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление коллажа из ткани различных видов на фигурной основе из картона с использованием элементов декора: вышивки, фурнитуры (пуговиц) и декоративной текстильной продукции (ленты, тесьма, кружева). | Коллаж. Элементы декора. Различные виды ткани. | Изготовление поделок «Сердечный сувенир», «Праздничные сердечки». | Решать творческие конструкторские задачи. Выполнять самостоятельно произвольный раскрой деталей, продумывать последовательности этапов работы, разрабатывать композиции и воплощение этого плана в жизнь. | Осознание алгоритма своего действия. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы. | ||||||||||
35 | Страна оригами. Волшебный квадрат. Поделки «Самолетик», «Пароходик» | Знакомство и историей оригами. Изучение технологии складывания бумаги для получения объёмных поделок. Навыки чтения схем. Знакомство с базовыми формами оригами (конверт, воздушный змей, треугольник, бутон). Изготовление заготовок для оригами. | Искусство оригами. Базовые формы оригами: конверт, воздушный змей, треугольник, бутон. | Изготовление летающих и плавающих моделей «Пароходик — подставка для бумаг», «Самолётик». | Изучать технологию складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Узнать об истории искусства оригами. Исследовать свойства бумаги для её применения в технике оригами. Изучать базовые приёмы техники оригами, деление прямоугольного листа линиями складывания на нужные части. | Развивать пространственное воображение, техническое и логическое мышление, глазомер. Развивать аккуратность и точность при осуществлении каждого этапа изготовления поделки. Участвовать в беседе о патриотизме и служении Отечеству.. | ||||||||||
36 | Городецкие узоры. с.106-109 | Знакомство с изделиями городецких мастеров. Обучение умению выполнять городецкие узоры. Развитие умения выполнять кистевую роспись. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | Городецкие узоры, кистевая роспись. | Изображать городецкие узоры (розан, купавка, листок) по образцу. Нарисовать городецкую птицу на альбомном листе гуашью по заданной последовательности работы. | Побывать мысленно в гостях у городецких мастеров. Рассмотреть их изделия. Ответить на вопросы. Соотносить принесённые на урок изделия с городецкими узорами. | Развитие устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа. | ||||||||||
Цветочное оригами. «Тюльпаны» с.134-137 | Обобщение знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Отработка базовых приёмов складывания и сгибания бумаги. Закрепление навыков чтения чертежей. Изготовление поделок «Тюльпан-бутон» | Искусство оригами. Базовые формы оригами: конверт, воздушный змей, треугольник, бутон. | Изготовление поделок «Тюльпан-бутон». Коллективные работы «Праздничный плакат», «Поле тюльпанов». | Совершенствовать навыки техники оригами. Закреплять полученные ранее навыки базовых приёмов складывания и сгибания бумаги. Самостоятельное декорировать и дорабатывать поделки по собственному замыслу. | Выявлять возможные несоответствия между заданным и сделанным из-за несоблюдения требований к выполнению задания. Участвовать в беседе о Международном женском дне 8 марта. | |||||||||||
37 | Хохлома. Орнамент «ягодки», «травка» с.110-113 | Знакомство с изделиями хохломских мастеров. Обучение умению выполнять хохломские узоры. Развитие навыков кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Развитие устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа | Хохломская роспись. | Изучать и последовательно выполнять росписи «Ягодки» и «Травка». Изображать хохломские узоры на альбомном листе (гуашь) | Ознакомиться с видами изделий хохломских мастеров и выделить их характерные особенности. Изучить характер и цвет росписи этих изделий. | Воспринимать народное искусство как часть национальной культуры. Определять народные промыслы по характерным признакам: участие в обзорной викторине по изученным народным художественным промыслам. | ||||||||||
38 | Гжель. Орнамент на тарелочке. с.114-119 | Знакомство с изделиями гжельских мастеров. Обучение умению выполнять гжельские орнаменты. Развитие навыков кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. | Гжельские орнаменты. Кистевая роспись. | Повторять гжельские орнаменты (бордюры, сеточки, листочки и цветочки, выполненные примакиванием) на бумажной тарелке (гуашь). | Знакомиться с видами изделий гжельских мастеров и выделять их характерные особенности. Изучать характер росписи этих изделий. | Умение использовать знания о к традиционных народных художественных промыслах. | ||||||||||
39 | Бравая бумага. Поделка «Треуголка с кокардой» с.138-139 | Обобщение знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление поделок из бумаги в технике оригами по схеме: «Шапка-треуголка», «Кокарда». Декоративное оформление поделок в технике мозаичной обрывной аппликации | Искусство оригами. Базовые формы оригами: конверт, воздушный змей, треугольник, бутон. Мозаичная аппликация. | Поделки в технике оригами по схеме: «Шапка-треуголка», «Кокарда». Декоративное оформление поделок в технике мозаичной обрывной аппликации. | Решать творческую задачу: декоративно оформить поделки в технике мозаичной обрывной аппликации. Самостоятельно продумать этапы работы, декорирование и отделку. | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы. | ||||||||||
40 | Страна фантазия. Веселые поделки из бумаги. Поделка «Многоликая маска» с.144-149 | Освоение технологии изготовления нестандартных поделок (подвижные игрушки). Знакомство с техникой прорезания бумаги по условным обозначениям. Конструирование из плоского листа с прорезями. | Подвижные игрушки. Техника прорезания бумаги. | Изготовление поделок «Многоликая маска», «Говорящие игрушки», «Открытка-розыгрыш «Мой птенец». | Знакомиться с традициями оригами. Отработать технологические навыки изготовления подвижных игрушек. Познакомиться с техникой прорезания, пространственного конструирования. | Познакомиться с традициями празднования Дня смеха в разных странах мира. При обсуждении в классе выражать своё эмоционально-ценностное отношение к юмору. | ||||||||||
41 | В сказочной стране «Дизайн». Круглое королевство. с.126-127, 135 | Развитие зрительного восприятия и ощущения круглой формы. Обучение умению различать круги, половинки и четвертинки кругов в объектах дизайна. Развитие умения рисовать круги. Обучение умению выполнять декор из кругов. Совершенствование навыков живописи гуашью. | Декор, элементы декора. Круг, ½, ¼ круга. | Рисование кругов. Рисование на альбомном листе круглого угощенья для принца Круга (гуашь). | Совершить воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна круглой формы. Использовать навык живописи гуашью, применять приём «наложение цветов». | Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям жизни и искусства. | ||||||||||
42 | Выход в открытый космос. Поделка «Ракета» с.150-155 | Работа с новыми материалами: воздушный шар, картонный цилиндр, скрепки. Освоение приёмов завязывания воздушного шарика, продавливание бумаги карандашом, закрепления бумажного цилиндра разными способами. Сочетание изученных технологий. | Новые материалы: воздушный шар, картонный цилиндр, скрепки. Сочетание изученных технологий. | Изготовление поделки «Ракета» | Освоить технологии работы с новыми материалами. Действовать по инструкции: переносить точный рисунок с шаблона на бумагу. Освоить способы скрепления плоских деталей из бумаги с торцом картонного цилиндра. | Получить первичные знания по астрономии (устройство Вселенной, названия созвездий), физике (электричество и статическое напряжение). Участвовать в беседе о Дне космонавтики. | ||||||||||
43 | Шаровое королевство. Планеты. с.128-129 | Развитие зрительного восприятия и ощущения формы шара. Обучение умению различать шары и их половинки в объектах дизайна. Обучение умению изображать шар. Обучение умению выполнять декор на шарах и мячах. Совершенствование навыков живописи гуашью. Развитие фантазии. | Шар. ½ шара. | Рисование мячиков и шариков на альбомном листе в подарок королю Шару (гуашь).. | Продолжать воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна шарообразной формы, различать шарообразную и круглую формы. Определять форму шара через ощущения. | Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Развитие фантазии. | ||||||||||
44 | Подарок Курочки Рябы. Поделка «Бисерное яйцо» с.156-159 | Знакомство с крупами и возможностью работы с ними. Изучение приёмов наклеивания круп на шарообразную поверхность. Изготовление объёмных сувенирных поделок. Расписывание готового изделия гуашью. | Крупы. Приём наклеивания. Роспись гуашью. | Изготовить объёмную поделку на основе куриного яйца. Расписывание готового изделия гуашью. | Исследовать форму разных круп. Применять знания, полученные на уроке, при изготовлении объёмных сувенирных поделок на основе яичной скорлупы и круп различных сортов. Изучать различную технологию оклеивания скорлупы крупой. | Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Познакомиться с пасхальными традициями. | ||||||||||
45 | Треугольное королевство. с. 130-131 | Развитие зрительного восприятия и ощущения треугольной формы. Обучение умению различать треугольники в объектах дизайна. Обучение умению рисовать треугольные предметы. Развитие фантазии и творческого воображения. | Треугольник. | Конструировать: дорисовывать треугольники и «превращать» их в сказочные предметы (цветные карандаши, акварель). Составлять из треугольных форм сказочных зверей (аппликация). | Продолжать воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна треугольной формы. Определять форму треугольника через ощущения. | Осознание алгоритма своего действия. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Развитие фантазии и творческого воображения. | ||||||||||
46 | Квадратное королевство. Кубическое королевство. Кубик Рубика. с. 132-134, 136 | Развитие зрительного восприятия и ощущения квадратной формы. Обучение умению различать квадраты, клетки, сетки и решётки в объектах дизайна. Обучение умению выполнять декор из квадратов в технике «аппликация». Развитие фантазии и творческого воображения. | Квадрат. Клетка, сетка, решетка в объектах дизайна. Куб. Основные и составные цвета. | Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация). Роспись бумажных кубиков разноцветными линиями (гуашь). | Продолжать воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна квадратной формы. Определять форму квадрата, куба через ощущения. | Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока. Развитие фантазии и творческого воображения. | ||||||||||
47 | Бумажные вестники мира. Поделка «Голубь мира» с.160-163 | Изучение нового приёма работы с бумагой — гофрирования. Обучение вырезанию сложных фигур по контуру. Изучение технологии прорезания отверстий в бумаге и бесклеевого скрепления деталей. | Гофрирование бумаги. Вырезание сложных фигур. Технология прорезания и бесклеевого соединения. | Изготовление поделки «Голубь мира». | Научиться складывать бумагу гармошкой, вырезать сложные фигуры по контуру. Научиться технологии прорезания отверстий в бумаге, прикрепления гофрированной детали к плоской детали, бесклеевой технологии скрепления деталей из бумаги с использованием прорезного отверстия. | Участвовать в беседе о Великой Отечественной войне. Развитие нравственных, эстетических, патриотических качеств личности, уважение к ветеранам ВОВ. | ||||||||||
48 | Краски и фантазия (абстракция) | Проверка развития цветовосприятия, полученных знаний по цветоведению (порядок цветов радуги, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета). Определение уровня владения живописными навыками. | Порядок цветов радуги, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета | Правильно закрасить гуашью цветочки; украсить кресла для сказочного королевства (гуашь, акварель, цветные карандаши). | Выполнить задание по инструкции учителя, предъявив полученные знания по цветоведению. | Самоорганизация школьников при выполнении учебного задания. Использовать изученные приёмы работы красками. Оценить результат своей работы | ||||||||||
Здравствуй лето | Обобщение знаний . Изготовление коллажа ,используя различные материалы, приемы и способы | Развитие Фантазии. | Решать творческую задачу Составить коллаж на заданную тему. | Знать всевозиожные материалы и способы работы с ними. | Участвовать в обсуждении по теме урока Участвовать в коллективном творчестве. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду
Рабочая программа по технологии и изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования и программы по и...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)
Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по изобра...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 3 класс по программе Б.М.Неменского
Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС
Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова 1 класс...
Рабочая программа по "Изобразительное искусство и художественный труд", под редакцией Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2012
Настоящая программа по изобразительному искусству для 3 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учрежде...