Рабочая программа по ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. Уроки изобразительного искусства.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для дополнительного образования при подготовке детей к школе. Занятия проводятся два раза в неделю, с октября по апрель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении художественного творчества в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественная, продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество.
«Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, но перерабатывает его со связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».
Эта программа позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения, развивать творчество детей.
Цели и задачи программы
Цель программы:
Формировать у детей художественное мышление, умение находить новые способы для художественного изображения; развивать умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения цветовой палитры, для свободного экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами, изобразительными средствами. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
– Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
– Знакомить детей с нетрадиционными художественными техниками, а также учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе.
– Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
– Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
– Развивать фантазию, воображение, веры в свои силы.
Занятия построены с учетом возрастных возможностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в рисовании.
А использование тематического литературного, музыкального и игрового материала позволят сделать занятия доступными, интересными, познавательными.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы ребенок приобретет
- Практические умения и навыки в работе с различными изобразительными материалами;
- Трудовые навыки и умения.
- У детей появится интерес к рисованию
- Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, эмоциональное отношение через свое творчество;
Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в выставках, конкурсах различного уровня.
Итог детской деятельности:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и региональных выставках и конкурсах в течение года и т д.
Сроки реализации программы 1 год
Реализация программы осуществляется в соответствии с целями и задачами художественно-эстетического развития
Целевые ориентиры
К концу обучения дети должны уметь:
Владеть разными способами работы кистью и другими художественными материалами;
Различать виды изобразительного искусства, высказывать простейшие суждения о картинах, предметах народного декоративно-прикладного искусства;
Передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетание разных нетрадиционных изобразительных материалов, свободно пользоваться палитрой;
Воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности (цвет, форму, колорит, композицию);
Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием, передавать движение, используя нетрадиционные техники;
В своей работе использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов;
Рисовать по представлению и с натуры;
Располагать изображения на всём листе, на одной линии и на широкой полосе;
Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
Рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта
Содержание программы
Применяются следующие виды занятий: практическая работа, выставка, конкурс, игра- сказка, игра- путешествие, импровизация;
типы занятий: сообщения новых знаний, комбинированные, закрепления материала, экскурсии, занятия коррекции и контроля знаний, умений, навыков.
Применяются следующие методы организации занятий: репродуктивный, словесный, метод практической работы, метод игры (познавательные, подвижные, дидактические - на развитие глазомера, внимания, воображения, памяти и т. д.), метод наблюдения (зарисовки, рисунки), метод графических работ (составление схем), метод проблемного обучения, наглядный метод (наглядный материал- картины, репродукции мирового и русского искусства, рисунки, плакаты, фотографии, предметы декоративно- прикладного искусства).
Занятия строятся таким образом, чтобы активизировать внимание, зрительную память, мышление ребенка, расширить словарный запас. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, побудить к деятельности, применяются дополнительные стимулы:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент- любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение.
Обучение строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. При организации занятия, выборе материала и темы, учитываются индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинается работа с техники рисования пальцами, ладошкой, оттиска (поролоном, пенопластом, смятой бумагой), тычкового рисования (ватными палочками, пробкой, полусухой клеевой кистью) и т. д. В старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных- кляксографии, монотипии, набрызга, граттажа, тиснения, воскографии. Вышеперечисленные техники значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно- выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита. Большое внимание в процессе рисования уделяется формированию представлений о познавательных свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. В процессе занятия наряду с традиционными динамическими паузами активно применяются игры для развития пальцевой моторики (разработка О. И. Крупенчук, г. Петербург).
В результате деятельности дети самостоятельно создают индивидуальные художественные образы, могут самостоятельно передать сюжетную композицию с элементами наложения силуэтов, перспективы, владеют комплексом технических навыков и умений, способны мотивировать самостоятельный выбор художественных материалов. Поскольку рисование - продуктивный вид деятельности, то, несомненно - результатом являются различные выставки:
А) регулярные мини-выставки в изостудии по итогам нескольких занятий;
Б) выставка для Деда Мороза (полугодовая), портреты для мамы (к празднику 8-го марта);
В) итоговая выставка года.
Формы работы с детьми по обучению рисованию
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- Выставки детских работ
- Просмотр видеофильмов;
- Экскурсии;
- Дидактические игры;
- Использование силуэтного моделирования
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
- Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
- Использование физминуток;
- Создание книг самоделок (Мой город, по декоративно-прикладному искусству)
ОКТЯБРЬ
Недели | Название темы | Материал | Техника | Задачи |
1 | «Герои сказки « Репка» | Альбомный лист, гуашь, кусочки поролона, влажные салфетки, кисти, вода. | Пальчиками | Развивается мелкая моторика пальцев рук. умение составлять сюжет, согласно сказке, передавать выразительный образ героям. |
2 | «Добрые корабли» | Заготовки мятой бумаги, гуашь, кисти, салфетки, вода. | На мятой бумаге | Умение ориентироваться на плоскости, регулировать силу нажима на бумагу, развивается мелкая моторика пальцев рук. |
3 | «Чудо дерево» | Альбомный лист, коктельная трубочка, гуашь, кисти, вода, салфетки. | Выдувание трубочкой | Развивается воображение, умение регулировать силу выдоха из коктельной трубочки, творческое воображение. |
4 | «Отлет птиц» | Пластилин, плотная бумага тонированная, стеки, салфетки | Пластилиновая живопись | Развивается мелкая моторика пальцев рук, умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания основных цветов, воспитывается аккуратность |
НОЯБРЬ
Недели | Название темы | Материал | Техника | Задачи |
1 | «Грибная семейка» | Альбомный лист, поролон, гуашь. Кисти, вода, салфетки. | Рисование ладошками | Учатся проявлять самостоятельность и творчество. |
2 | «Слоненок» | Альбомный лист, кусочек поролона, гуашь, кисти, вода. | Рисование кулачком | Умение использовать разнообразные техники при изображении животных. |
3 | «Осень в лесу» | Альбомный лист, щетинистые кисти, гуашь, салфетки. | Рисование тычком и щетинистой кистью | Учатся равномерно наносить ворсом краску на изображение, развивается творчество |
4 | «Осьминожки» | Альбомный лист, коктельная трубочка, гуашь, кисти, вода, салфетки. | Выдувание трубочкой | Расширяются и обогащаются знания детей о подводном мире. Проявляется самостоятельность при передаче данного образа |
5 | «Золотая осень» | Альбомный лист, кусочки ваты и поролона, художественная пастель, влажные салфетки | Пастель, цветные мелки | Свободно изображают передний и задний план, закрепляются знания о соблюдении пропорций, развивается самостоятельность и смелость оригинальных решений. |
ДЕКАБРЬ
Недели | Название темы | Материал | Техника | Задачи |
1 | «Заснеженные горы» | Заготовки мятой бумаги, приклеенные на плотный картон, губка, вода, кисти, салфетки, гуашь. | На мятой бумаге | Развивается аккуратность, умение работать на неровной поверхности |
2 | «Бельчата» | Альбомный лист, щетинистые кисти, гуашь, салфетки. | Щетинистая кисть, тычком. | Учатся равномерно наносить ворсом краску на изображение, развивается творчество |
3 | «Волшебный рисунок» | Рисование свечой | ||
4 | «Сказочные деревья» | Пластилин, плотная бумага тонированная, стеки, салфетки | Пластилиновая живопись | Развивается мелкая моторика пальцев рук, умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания основных цветов, воспитывается аккуратность |
5 | Выставка детских работ «Раз, два, три, четыре, пять - всем нам некогда скучать!» |
ЯНВАРЬ
Недели | Название темы | Материал | Техника | Задачи |
1 | «Собачка Жучка» | Альбомные листы, поролон, гуашь, кисти, салфетки, вода. | Рисование ладошкой | Развивается творчество, смелость и оригинальность, творческое воображение |
2 | «Кактус» | Альбомный лист, коктельная трубочка, гуашь, кисти, вода, салфетки. | Выдувание трубочкой | Умение регулировать силу выдыхаемого воздуха из коктельной трубочки, располагать изображение на всем листе |
3 | «Снеговики» | Альбомный лист, кусочки ваты и поролона, художественная пастель, влажные салфетки | Пастель, цветные мелки | Свободно изображают передний и задний план, закрепляются знания о соблюдении пропорций, развивается самостоятельность и смелость оригинальных решений. |
4 | «Зимние кружева» | Альбомный лист, свечи, салфетки, гуашь, кисти. | Рисование свечой | Воспитывается любовь к природе, художественный вкус, умение располагать рисунок по всему листу, умение проявлять индивидуальность в работе. |
ФЕВРАЛЬ
Недели | Название темы | Материал | Техника | Задачи |
1 | «Птичий двор» | Заготовки мятой бумаги, приклеенные на плотный картон, губка, вода, кисти, салфетки, гуашь. | Рисование на мятой бумаге | Развивается аккуратность, умение работать на неровной поверхности |
2 | «Пушистый друг» | Альбомный лист, щетинистые кисти, гуашь, салфетки. | Щетинистой кистью и тычком | Учатся равномерно наносить ворсом краску на изображение, развивается творчество |
3 | «Подснежники» | Альбомный лист, кусочки ваты и поролона, художественная пастель, влажные салфетки | Рисование пастелью | Развивается самостоятельность и смелость оригинальных решений. |
МАРТ
Недели | Название темы | Материал | Техника | Задачи |
1 | «Жирафы» | Альбомный лист, гуашь, влажная губка, влажные салфетки, кисти, вода | Рисование ладошкой | Развивается творчество, смелость и оригинальность, творческое воображение |
2 | «Снежные цветы» | Альбомный лист, свечи, гуашь, кисти, вода, влажные салфетки | Рисование свечой | Умение регулировать силу нажима на свечу, проявляется самостоятельность. |
3 | «Медведи на льдине» | Альбомный лист, свечи, гуашь, кисти, вода, влажные салфетки | Рисование свечой | Развивается мелкая моторика пальцев рук, умение располагать изображение на переднем и заднем плане. |
4 | «Вот так зима!» | Пластилин, плотная бумага тонированная, стеки, салфетки | Пластилиновая живопись | Развивается мелкая моторика пальцев рук, умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания основных цветов, воспитывается аккуратность |
5 | Выставка детских работ «Новогодние фантазии». |
АПРЕЛЬ
Недели | Название темы | Материал | Техника | Задачи |
1 | «Вечнозеленые сосны» | Альбомный лист, щетинистые кисти, гуашь, салфетки. | Рисование щетинистой кистью | Учатся равномерно наносить ворсом краску на изображение развивается творчество и оригинальность |
2 | «Бегут ручьи» | Альбомный лист, коктельная трубочка, гуашь, кисти, вода, салфетки. | Выдувание трубочкой | Умение регулировать силу выдыхаемого воздуха из коктельной трубочки, располагать изображение на всем листе. Свободно изображают передний и задний план, |
3 | «Белеет парус» | Альбомный лист, свечи, гуашь, кисти, вода, влажные салфетки | Рисование свечой | Развивается мелкая моторика пальцев рук, умение располагать изображение на переднем и заднем плане. |
МАЙ
Недели | Название темы | Материал | Техника | Задачи |
1 | «Золотая рыбка» | Альбомный лист, гуашь, влажная губка, влажные салфетки, кисти, вода | Рисование ладошками | Развивается творчество, смелость и оригинальность, творческое воображение |
2 | «Цветы в корзине» | Рисование мятой бумагой | ||
3 | «Березовая роща» | Альбомный лист, щетинистые кисти, гуашь, салфетки. | Рисование щетинистой кистью | Учатся равномерно наносить ворсом краску на изображение Развивается творчество и оригинальность |
4 | Выставка детских работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для четвёртого класса (в соответствии с ФГОС учебник Т.Я.Шпикаловой Л.В.Ершовой"Изобразительное искусство")
Изучение изобразительного искусства имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые ими знания, первоначальное овладение эстетическим сознанием и жхудожественным вкусом, станут фунд...
Рабочая программа "Живопись" дополнительный курс по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса
Рабочая программа "Живопись" дополнительного курса по изобразительному искусству для обучающихся 1 классов. Работа красками на большом формате бумаги, кистью развивает творческие...
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству (3 класс)
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 1 — 4 классов начальной школы полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлен...
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству (1 класс)
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 1 — 4 классов начальной школы полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлен...
Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Изобразительное искусство» 1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основнойобразовательной п...