Рабочая программа по ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. Уроки изобразительного искусства.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Кадурина Наталия Александровна

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для дополнительного образования при подготовке детей к школе. Занятия проводятся два раза в неделю, с октября по апрель. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении художественного творчества в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском  саду является изобразительная, художественная, продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество.

«Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, но перерабатывает его со связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». 

Эта программа позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения, развивать творчество детей.

 Цели и задачи программы

Цель программы:

Формировать у детей художественное мышление, умение находить новые способы для  художественного изображения; развивать умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Задачи:

 – Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

 – Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

 – Создавать условия для освоения цветовой палитры, для свободного экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами, изобразительными средствами. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

– Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

– Знакомить детей с нетрадиционными художественными техниками, а также учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе.

 – Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

 – Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

– Развивать фантазию, воображение, веры в свои силы.

Занятия построены с учетом возрастных возможностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в рисовании.

А использование тематического литературного, музыкального и игрового материала позволят сделать занятия доступными, интересными, познавательными.

 Планируемые результаты

В ходе реализации программы ребенок приобретет

  • Практические умения и навыки в работе с различными изобразительными материалами;
  • Трудовые навыки и умения.
  • У детей появится интерес к рисованию
  • Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, эмоциональное отношение через свое творчество;

Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в выставках, конкурсах различного уровня.

Итог детской деятельности:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и региональных выставках и конкурсах в течение года и т д.

Сроки реализации программы 1 год

Реализация программы осуществляется в соответствии с целями и задачами художественно-эстетического развития

Целевые ориентиры

К концу обучения дети должны уметь:

Владеть разными способами работы кистью и другими художественными материалами;

Различать виды изобразительного искусства, высказывать простейшие суждения о картинах, предметах народного декоративно-прикладного искусства;

Передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетание разных нетрадиционных изобразительных материалов, свободно пользоваться палитрой;

Воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности (цвет, форму, колорит, композицию);

Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием, передавать движение, используя нетрадиционные техники;

В своей работе использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов;

Рисовать по представлению и с натуры;

Располагать изображения на всём листе, на одной линии и на широкой полосе;

Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;

Рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта

 Содержание программы

Применяются следующие виды занятий: практическая работа, выставка, конкурс, игра- сказка, игра- путешествие, импровизация;

 типы занятий: сообщения новых знаний, комбинированные, закрепления материала, экскурсии, занятия коррекции и контроля знаний, умений, навыков.

Применяются следующие методы организации занятий: репродуктивный, словесный, метод практической работы, метод игры (познавательные, подвижные, дидактические - на развитие глазомера, внимания, воображения, памяти и т. д.), метод наблюдения (зарисовки, рисунки), метод графических работ (составление схем), метод проблемного обучения, наглядный метод (наглядный материал- картины, репродукции мирового и русского искусства, рисунки, плакаты, фотографии, предметы декоративно- прикладного искусства).

Занятия строятся таким образом, чтобы активизировать внимание, зрительную память, мышление ребенка, расширить словарный запас. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, побудить к деятельности, применяются дополнительные стимулы:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент- любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение.

Обучение строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. При организации занятия, выборе материала и темы,  учитываются индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинается работа с техники рисования пальцами, ладошкой, оттиска (поролоном, пенопластом, смятой бумагой), тычкового рисования (ватными палочками, пробкой, полусухой клеевой кистью) и т. д. В старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных- кляксографии, монотипии, набрызга, граттажа, тиснения, воскографии. Вышеперечисленные техники значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно- выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита.  Большое внимание в процессе рисования уделяется формированию представлений о познавательных свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. В процессе занятия наряду с традиционными динамическими паузами активно применяются игры для развития пальцевой моторики (разработка О. И. Крупенчук, г. Петербург).

В результате деятельности дети самостоятельно создают индивидуальные художественные образы, могут самостоятельно передать сюжетную композицию с элементами наложения силуэтов, перспективы, владеют комплексом технических навыков и умений, способны мотивировать самостоятельный выбор художественных материалов. Поскольку рисование - продуктивный вид деятельности, то, несомненно - результатом являются различные выставки:

А) регулярные мини-выставки в изостудии по итогам нескольких занятий;

Б) выставка для Деда Мороза (полугодовая), портреты для мамы (к празднику 8-го марта);

В) итоговая выставка года.

Формы работы с детьми по обучению рисованию

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Выставки детских работ
  • Просмотр видеофильмов;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Использование силуэтного моделирования
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
  • Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
  • Использование физминуток;
  • Создание книг самоделок (Мой город, по декоративно-прикладному искусству)

ОКТЯБРЬ

Недели

Название темы

Материал

Техника

Задачи

1

«Герои сказки « Репка»

Альбомный лист, гуашь, кусочки поролона, влажные салфетки, кисти, вода.

Пальчиками

Развивается мелкая моторика пальцев рук. умение составлять сюжет, согласно сказке, передавать выразительный образ героям.

2

«Добрые корабли»

Заготовки мятой бумаги, гуашь, кисти, салфетки, вода.

На мятой бумаге

Умение ориентироваться на плоскости, регулировать силу нажима на бумагу, развивается мелкая моторика пальцев рук.

3

«Чудо дерево»

Альбомный лист, коктельная трубочка, гуашь, кисти, вода, салфетки.

Выдувание трубочкой

Развивается воображение, умение регулировать силу выдоха из коктельной трубочки, творческое воображение.

4

«Отлет птиц»

Пластилин, плотная бумага тонированная, стеки, салфетки

Пластилиновая живопись

Развивается мелкая моторика пальцев рук, умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания основных цветов, воспитывается аккуратность

НОЯБРЬ

Недели

Название темы

Материал

Техника

Задачи

1

«Грибная семейка»

Альбомный лист, поролон, гуашь. Кисти, вода, салфетки.

Рисование ладошками

Учатся проявлять самостоятельность и творчество.

2

«Слоненок»

Альбомный лист, кусочек поролона, гуашь, кисти, вода.

Рисование кулачком

Умение использовать разнообразные техники при изображении животных.

3

«Осень в лесу»

Альбомный лист, щетинистые кисти, гуашь, салфетки.

Рисование тычком и щетинистой кистью

Учатся равномерно наносить ворсом краску на изображение, развивается творчество

4

«Осьминожки»

Альбомный лист, коктельная трубочка, гуашь, кисти, вода, салфетки.

Выдувание трубочкой

Расширяются и обогащаются знания детей  о подводном мире. Проявляется самостоятельность  при передаче данного образа

5

«Золотая осень»

Альбомный лист, кусочки ваты и поролона, художественная пастель, влажные салфетки

Пастель, цветные мелки

Свободно изображают передний и задний план, закрепляются знания о соблюдении пропорций, развивается самостоятельность  и смелость оригинальных решений.

ДЕКАБРЬ

Недели

Название темы

Материал

Техника

Задачи

1

«Заснеженные горы»

Заготовки мятой  бумаги, приклеенные на плотный картон, губка, вода, кисти, салфетки, гуашь.

На мятой бумаге

Развивается аккуратность, умение работать на неровной поверхности

2

«Бельчата»

Альбомный лист, щетинистые кисти, гуашь, салфетки.

Щетинистая кисть, тычком.

Учатся равномерно наносить ворсом краску на изображение, развивается творчество

3

«Волшебный рисунок»

Рисование свечой

4

«Сказочные деревья»

Пластилин, плотная бумага тонированная, стеки, салфетки

Пластилиновая живопись

Развивается мелкая моторика пальцев рук, умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания основных цветов, воспитывается аккуратность

5

Выставка детских работ «Раз, два, три, четыре, пять - всем нам некогда скучать!»

ЯНВАРЬ

Недели

Название темы

Материал

Техника

Задачи

1

«Собачка Жучка»

Альбомные листы, поролон, гуашь, кисти, салфетки, вода.

Рисование ладошкой

Развивается творчество, смелость и оригинальность, творческое воображение

2

«Кактус»

Альбомный лист, коктельная трубочка, гуашь, кисти, вода, салфетки.

Выдувание трубочкой

Умение регулировать силу выдыхаемого воздуха из коктельной трубочки, располагать изображение на всем листе

3

«Снеговики»

Альбомный лист, кусочки ваты и поролона, художественная пастель, влажные салфетки

Пастель, цветные мелки

Свободно изображают передний и задний план, закрепляются знания о соблюдении пропорций, развивается самостоятельность  и смелость оригинальных решений.

4

«Зимние кружева»

Альбомный лист, свечи, салфетки, гуашь, кисти.

Рисование свечой

Воспитывается любовь к природе, художественный вкус, умение располагать рисунок по всему листу, умение проявлять индивидуальность в работе.

ФЕВРАЛЬ

Недели

Название темы

Материал

Техника

Задачи

1

«Птичий двор»

Заготовки мятой  бумаги, приклеенные на плотный картон, губка, вода, кисти, салфетки, гуашь.

Рисование на мятой бумаге

Развивается аккуратность, умение работать на неровной поверхности

2

«Пушистый друг»

Альбомный лист, щетинистые кисти, гуашь, салфетки.

Щетинистой кистью и тычком

Учатся равномерно наносить ворсом краску на изображение, развивается творчество

3

«Подснежники»

Альбомный лист, кусочки ваты и поролона, художественная пастель, влажные салфетки

Рисование пастелью

Развивается самостоятельность  и смелость оригинальных решений.

МАРТ

Недели

Название темы

Материал

Техника

Задачи

1

«Жирафы»

Альбомный лист, гуашь, влажная губка, влажные салфетки, кисти, вода

Рисование ладошкой

Развивается творчество, смелость и оригинальность, творческое воображение

2

«Снежные цветы»

Альбомный лист, свечи, гуашь,  кисти, вода, влажные салфетки

Рисование свечой

Умение регулировать силу  нажима на свечу, проявляется самостоятельность.

3

«Медведи на льдине»

Альбомный лист, свечи, гуашь,  кисти, вода, влажные салфетки

Рисование свечой

Развивается мелкая моторика пальцев рук, умение располагать изображение на переднем и заднем плане.

4

«Вот так зима!»

Пластилин, плотная бумага тонированная, стеки, салфетки

Пластилиновая живопись

Развивается мелкая моторика пальцев рук, умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания основных цветов, воспитывается аккуратность

5

Выставка детских работ «Новогодние фантазии».

АПРЕЛЬ

Недели

Название темы

Материал

Техника

Задачи

1

«Вечнозеленые  сосны»

Альбомный лист, щетинистые кисти, гуашь, салфетки.

Рисование щетинистой кистью

Учатся равномерно наносить ворсом краску на изображение развивается творчество  и оригинальность

2

«Бегут ручьи»

Альбомный лист, коктельная трубочка, гуашь, кисти, вода, салфетки.

Выдувание трубочкой

Умение регулировать силу выдыхаемого воздуха из коктельной трубочки, располагать изображение на всем листе. Свободно изображают передний и задний план,

3

«Белеет парус»

Альбомный лист, свечи, гуашь,  кисти, вода, влажные салфетки

Рисование свечой

Развивается мелкая моторика пальцев рук, умение располагать изображение на переднем и заднем плане.

МАЙ

Недели

Название темы

Материал

Техника

Задачи

1

«Золотая рыбка»

Альбомный лист, гуашь, влажная губка, влажные салфетки, кисти, вода

Рисование ладошками

Развивается творчество, смелость и оригинальность, творческое воображение

2

«Цветы в корзине»

Рисование мятой бумагой

3

«Березовая роща»

Альбомный лист, щетинистые кисти, гуашь, салфетки.

Рисование щетинистой кистью

Учатся равномерно наносить ворсом краску на изображение Развивается творчество  и оригинальность

4

Выставка детских работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для четвёртого класса (в соответствии с ФГОС учебник Т.Я.Шпикаловой Л.В.Ершовой"Изобразительное искусство")

Изучение изобразительного искусства имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые ими знания, первоначальное овладение эстетическим сознанием и жхудожественным вкусом, станут фунд...

Рабочая программа "Живопись" дополнительный курс по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

Рабочая программа "Живопись" дополнительного курса по изобразительному искусству для обучающихся 1 классов.   Работа красками на большом формате бумаги, кистью развивает творческие...

Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству (3 класс)

Рабочая программа «Изобразительное искусство»  для 1 — 4 классов начальной школы полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлен...

Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству (1 класс)

Рабочая программа «Изобразительное искусство»  для 1 — 4 классов начальной школы полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлен...

Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Изобразительное искусство» 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основнойобразовательной п...