Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Кувыкова Наталья Валериевна

Рабочая программа по предмету с УУД, требованиями к уровню продготовки оучающихся и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx48.23 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Утверждаю: ______________

Директор МОУ СОШ № 17 Е.П.Митина

Приказ №______от_____________

Рабочая программа по Изобразительному искусству

Уровень базовый

4 «А» класс

Составитель ФИО    Кувыкова Наталья Валериевна

                                   учитель начальных классов

2018 г.

Рабочая программа по курсу  «Изобразительное искусство»  разработана  на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования  и авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова.  Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования./ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2012./

На  изучение  данного  предмета  в 4 классе  отводится  34  ч. (34 учебные  недели  по  1 часу  в  неделю) .  

Формирование универсальных учебных действий

Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству. 

У четвероклассника продолжится: 

  • формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира; 

 

  • формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов; 
  • развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии; 
  • развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей; 
  • воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. 

Метапредметные  результаты освоения программы по изобразительному искусству. 

У четвероклассника продолжится: 

  • процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; 
  • развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходя- 

щеев мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритмов жизни и в природе; 

  • развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности; 
  • активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение;  
  • накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи; 
  • формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог; 
  • развитие пространственного восприятия мира; формирование понятая о природном пространстве и среде разных народов; 
  • развитие интереса к искусству разных стран и народов; 
  • становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли; 
  • освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства; 
  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия Произведений профессионального и народного искусства; 
  • воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре; 
  • формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.  

Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. 

У  четвероклассника продолжится: 

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства; 
  • развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах; 
  • развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания; 
  • воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения; 
  • формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы; 
  • формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна); 
  • умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусства; 
  • формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства. 

Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса:

Выпускник научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать

их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ  человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания

выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной  художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.

О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание программы (34 часа)

Развитие дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).  (17 часов)

Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля-прима». 

Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. 

Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью графических материалов. 

Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. 

Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. 

Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. 

Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. 

Участие в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества каждого человека. 

Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. 

Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. 

Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. 

Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. 

Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. 

Освоение графических компьютерных программ. 

Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. 

Выполнение набросков, с натуры (изображения одноклассников). 

Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. 

Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. 

Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. 

Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. 

Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. 

Создание небольших этюдов. 

Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета. 

Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. 

Лепка фигуры человека по наблюдению. 

Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). 

Передача симметрии и асимметрии в природной форме. 

Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. 

Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями. 

Развитие фантазии и воображения  (11 часов)

Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». 

Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)». 

Освоение поисковой системы Интернет. 

Выполнение графических работ по результатам обсуждения. 

Создание коллективных композиций в технике коллажа. 

Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. 

Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. 

Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). 

Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. 

Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. 

Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. 

Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. 

Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). 

Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. 

Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. 

Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. 

Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. 

Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел. 

Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы. 

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)  (6 часов)

Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). 

Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. 

Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. 

Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. 

Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. 

Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. 

Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. 

Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. 

Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. 

Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепкой), графике (линией), живописи (способом «от пятна»). 

 

 

Учебно-тематический план 

 

Содержание 

Количество часов 

1 

Форма 

8 

 

Развитие дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 

5 

Развитие  фантазии и воображения 

2 

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) 

1 

2 

Цвет 

8

 

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 

3 

Развитиефантазии и воображения 

2 

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) 

3 

3 

Композиция 

10 

 

Развитие дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 

8 

Развитиефантазии и воображения 

1 

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) 

1 

4 

Фантазия 

8 

 

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 

1 

Развитие фантазии и воображения 

5

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) 

2 

 

ИТОГО 

34 

Календарно-тематическое планирование

 

№п/п

Тема урока

№ урока в разделе

Сроки

планируемые

корректировка

1 четверть

Форма

1

Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня природы твоего родного края». 

1(1)_

2

 Эскиз крыльца деревянного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна. 

3(1)

3

Подражание мастеру. Уголок родной природы в технике цветной графики в стиле японских или китайских художников. 

2(1)

4

Природные формы. Жостовский поднос. 

3(2)

5

Природные формы. Хохломская роспись. 

2(2)

6

Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз, японского национального костюм

1(2)

7

Коллективное исследование «Чайная церемония в Китае». 

2(3)

8

Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия и соотношение величин в узоре полотенца в технике «вышивка крестом»

2(4)

2 четверть

9

Национальная посуда. Натюрморт

1(3)

10

Конструкция здания, природные условия и уклад  жизни. Здание в пейзаже. 

1(4)

11

Головной убор сказочного персонажа. 

1(5)

Цвет

12

Цвета и оттенки. Гонки (парусные или велосипедные). 

1(6)

13

Теплая и холодная гамма цветов и их оттенки. 

Горы в лучах заходящего солнца. Жанровая композиция. 

1(7)

14

Интерьер народного жилища. 

3(3)

15

Украшение класса к Новому году. 

2(5)

16

Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства. 

1(8)

3 четверть

17

Народная одежда. «Детские народные игры». Жанровая композиция. 

1(9)

18

Цветовое решение (колорит) и художественный образ. Сюжетная композиция, передающая движение. 

Коллективная творческая работа. 

3(4)

19

Художники-анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания. 

3(5)

20

«Рябиновая гроздь на подоконнике»

1(10)

Композиция

21

Трехмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы. Тематическая композиция «Старая площадь», «Торговые ряды», «Старые улицы»

1(11)

22

Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой. 

1(12)

23

Бытовой жанр. Композиция «Дети на реке», «Пылесосим пол», «Играем с собакой», «Мои домашние друзья» и др

3(6)

24

Гармония и равновесие в композиции натюрморта. Единая смысловая группа. «Овощи и фрукты на кухонном столе»

1(13)

25

Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние воспоминания» в стиле каргопольской игрушки. 

2(6)

26

Коллективная творческая работа «Базарный день»

2(7)

4 четверть

Фантазия

27

Мировое древо. Лист Мирового древа. 

2(8)

28

Объекты и явления окружающего мира и архитектура. Фантастический дом. 

1(14)

29

Художники- 

иллюстраторы. Иллюстрация к волшебной сказке. 

2(9)

30

Сто лет тому вперед. Иллюстрация к фантастическому произведению. 

1(15)

31

Диковинки. Дымковская игрушка. 

1(16)

32

Преданья старины глубокой. Иллюстрация к былине. 

2(10)

33

Подготовка «художественного события»  на темы сказок или на такие, как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка». 

1(17)

34

Коллективная творческая работа «Жизнь на земле через 1000 лет». 

2(11)

Итого: 34 часа

Согласовано

Руководитель ШМО _____________________________________________

Протокол ШМО  №_________________ от «_________»_____________________ 20____года.

Согласовано

Зам.директора по УВР ______________________________________

«______»_________________________ 20_________года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...