Рабочая программа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» на основе программы по изобразительному искусству 2 класс И. Э. Кашековой и на основе учебного плана, согласно которому продолжительность учебного года для учащихся 2 классов составляет 35 учебных недель. Таким образом, календарно – тематическое планирование составляет 35 часов (35 х 1 = 35). Программа предназначена для обучающихся 1-3 класса Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.
Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь ребенку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир.
Приобщение современного человека к искусству, как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах, значимо для его эстетического и этического воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства использовался в традиционном и в официальном образовании во все времена.
Искусство является одной из форм познания окружающего мира. Художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняет и гармонизирует картину мира.
Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
В соответствии с этой целью решаются задачи:
- воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».
Общая характеристика предмета
«Изобразительное искусство»
Программа состоит из 21 раздела, последовательно раскрывающих взаимосвязи искусства и жизни, вводящих учащихся в проблемное поле искусства и обучающих основам языка художественной выразительности.
В структурировании художественного материала нашел свое отражение концентрический принцип – опора на наиболее значимые явления культуры и произведения различных видов и жанров искусства, с которыми учащиеся встречались в дошкольном возрасте и обращаются на предметах гуманитарного цикла в начальной школе. Использование этого принципа даст возможность формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим и жизненным опытом школьников.
Каждый раздел курса включает рекомендованные примерной программой блоки, отражающие деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?», «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?», «Опыт художественно-творческой деятельности».
Таким образом, в каждом разделе, каждой теме программы учитывается специфика искусства: содержание учебного материала, эмоционально-ценностная направленность тематики заданий, знакомство с языком художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных искусств и дизайна, художественно-творческий опыт в разных видах и жанрах искусства, использование различных материалов и техник. Каждое задание одновременно раскрывает разные стороны искусства: типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную.
Программа нацеливает на знакомство с изобразительным искусством от витагенного (жизненного) опыта ребенка. В таком контексте искусство станет ближе и понятнее, приобретет для ученика личностный смысл, т.к. хорошо знакомые понятия выглядят убедительнее, чем нечто новое, неизведанное, а искусство дает возможность взглянуть на известные явления другими глазами.
Главная цель и смысл любого искусства – художественный образ.
Знакомство с понятием «художественный образ», так же как и с языком («азбукой») искусства, начнется со второго класса. Опыт освоения реального мира синхронизируется с опытом освоения искусства, итогом является осознание главных общечеловеческих ценностей как жизни, так и искусства. Семейные и школьные будни и праздники, общение и игры с друзьями, природа во всем многообразии ее проявлений – все это становится объектом внимания больших и маленьких художников, шаг за шагом осваивающих окружающий мир и явления в нем происходящие.
С целью научить ребенка пониманию сложности, многомерности и в то же время выразительности и лаконичности художественного образа, особое внимание уделяется процессу работы художника над его созданием в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала – зарисовки – отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла.
Учащиеся начинают понимать, что для создания художественного образа необходимо владеть языком (азбукой) искусства, который по ассоциации с родным языком, позволяет передавать информацию. Сделать эту информацию выразительной и эмоциональной помогут общие средства художественной выразительности изобразительных искусств – композиция, ритм, пропорции, фактура, симметрия-асимметрия. Они определяют выразительность и саму сущность художественного образа в любом произведении искусства.
Особенности изучаемого курса:
- опора на эмоциональный витагенный опыт ребенка;
- понимание основной специфики искусства – художественного образа;
- акцент на развитие визуальной культуры, освоение знаково-символических кодов искусства, позволяющих активно использовать его коммуникативную функцию;
- вовлечение ребенка в диалог с искусством и по поводу искусства с целью развития речи, оценочных суждений;
- постоянное обращение к региональной культуре и искусству: музеям, памятникам архитектуры, художественным промыслам, традициям родного края.
Наряду с основной формой организации учебно-воспитательного процесса – уроком – в процессе изучения программы рекомендуется активно использовать внеаудиторные занятия: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, региональные культурные центры, на выставки, в театры и концертные залы.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Согласно ФГОС, предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство». Изучается в 1-4 классах в объеме 135 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
При изучении предмета особое значение уделяется ценностной интерпретации индивидуального опыта ребенка. Человек относится к окружающему миру не бесстрастно, любое практическое отношение, так же как и практическая деятельность, всегда эмоционально окрашены, несут субъективные предпочтения, включают личную оценку. Особенно в этой связи важен опыт эстетический. Его значимость в жизни человека обусловлена тем, что эстетический опыт питает лучшие душевные качества человека – бескорыстие, открытость к прекрасному, способность к терпению, пониманию, сопереживанию, устремленность к творчеству.
Приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям средствами изобразительного искусства поможет научить эмоционально - эстетически воспринимать окружающий мир, а значит, гармонизировать свои отношения с ним. В переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту приобщение к изобразительному искусству целесообразно строить на конструктивной синхронизации: «Большие и маленькие художники о самом главном», которая, смыкаясь на определенном этапе, выведет ребенка на осознание главных общечеловеческих ценностей, воспринятых и прочувствованных через личностный субъективный опыт, пополненный опытом восприятия произведений пластических искусств (изобразительных, декоративных, архитектуры и дизайна), представляющих и интерпретирующих для данного возраста темы детства, материнства, природы, дружбы, любви к большой и малой Родине, заботы о животных.
Опираясь, на знакомые и личностно пережитые ценности, можно бережно ввести первоклассника в новый для него мир – мир искусства. Ему будет легче открыть и принять ценности искусства, если они соотносятся с известными явлениями окружающего мира, с переживаниями событий. В образе родного дома объединяются его внешний вид и внутреннее убранство, мама и другие члены семьи, игрушки, детские книжки, еда, одежда, наконец, домашние животные, т.е. все то, что знакомо, привычно и каждый день окружает ребенка дома. Однако искусство позволяет увидеть и прочувствовать все это по-другому: так как видел это художник, который жил в иное время, в иной стране, но также как и современный человек дорожил своим домом, семьей, любил маму, детей, близких людей, ценил пищу, заботился о тех, кто нуждался в его помощи. Искусство позволяет заглянуть в чужой, незнакомый мир, узнать о том, чем жили, чему радовались люди, что их огорчало.
На примерах, предоставляемых произведениями искусства, учащиеся личностно переживают понятия «добро и зло», «хорошо и плохо», «правда и ложь», «герой и злодей», «жизнь и смерть», «бескорыстие и жадность», «прекрасное и безобразное», «сострадание и жестокость».
Ребенок целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу. Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих образов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
- в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
- в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;
- в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору
в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся:
- получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;
- узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;
- определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;
- интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;
- имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;
- применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.
Содержание программы
Художественный образ - основа любого искусства (1 час)
Художественный образ (1 час).
Образ - это изображение, отображение. Художественный образ создаётся художником в процессе творческой деятельности. Создание в изобразительном искусстве визуальных образов реального и вымышленного мира. Создание художественного образа в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала - зарисовки - отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла. Соответствие (сходство и отличия) художественного образа первоначальному замыслу. Передача художником с помощью художественного образа мыслей и чувств. Образ Древа Жизни и его художественные воплощения. Образ дерева в искусстве разных художников. Разница между фотографией и произведением изобразительного искусства. Художественная деятельность: Создать образ лета - фигуративный (нарисовать деревья, поляну, речку) или абстрактный, символический (передать ощущение лета с помощью цвета). Цветные карандаши или фломастеры.
Характеристика деятельности учащихся.
Осознавать, что художественный образ – основа любого искусства.
Понимать, что с помощью художественного образа можно передавать мысли и чувства. Понимать специфику создания художественного образа.
Осознавать разницу между фотографией и произведением искусства.
Создавать художественный образ изобразительными средствами.
Азбука искусства (28 часов)
Введение в азбуку изобразительного искусства (2 часа).
Язык искусства. Цвет, линия, объём. Передача окружающего мира с помощью цвета, линии, объёма. Художественные материалы. Создать выразительный художественный образ помогают художественные материалы. Материалы, передающие красочное разнообразие мира (краски – акварель, гуашь, 22 масляные); материалы помогающие быстро сделать рисунок (карандаш, фломастер, уголь, перо и тушь, роллер, пастель, уголь); материалы, создающие объёмное изображение (пластилин, глина, камень, литье из металла). Использование необычных, не художественных материалов (бумага, тесьма, нити, стекло, пластиковые бутылки, береста). Образ осени. Соотнесение очертания листа с очертанием дерева. Сравнение литературных и живописных образов осени. Художественная деятельность.
Создать художественный образ осени в технике аппликации, используя цветную бумагу или сухие листья деревьев.
Характеристика деятельности учащихся.
Иметь представление о художественной выразительности языка изобразительных искусств, уметь его использовать в собственной художественно-творческой деятельности. Иметь представление о живописных, графических и скульптурных материалах, уметь их использовать в собственной художественно- творческой деятельности.
Уметь выбирать и использовать в собственной художественно-творческой деятельности необычные материалы для создания выразительного художественного образа.
Уметь сравнивать, сопоставлять, обобщать предметы и явления в жизни и в искусстве. Создавать художественный образ времени года, используя цветную бумагу или сухие листья деревьев.
Создавать образы природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов. Линия, штрих и художественный образ (1 час).
Создание образа природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов. Влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа. Описание характера линий и штрихов.
Слова для справки: весёлый, оживлённый, грустный, спокойный, озорной, резкий, грубый, колючий, воинственный, ужасный.
Графика. Графические художественные материалы. Рисунки художников, в которых разные по характеру штрихи создают разнообразные художественные образы природы. Художественная деятельность.
Передать разными по характеру штрихами впечатление от бегущих волн, летящих листьев, страшных грозовых туч. Гелиевая ручка или роллер.
Характеристика деятельности учащихся
Осознавать влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа и использовать в собственной художественно-творческой деятельности.
Сравнивать и соотносить литературные и живописные произведения.
Иметь представление о графике, как виде изобразительного искусства и понимать, как разные по характеру штрихи создают разные художественные образы.
Передавать разными по характеру штрихами впечатление от бегущих волн, летящих листьев, грозовых туч.
Линия, пятно и художественный образ (2 часа).
Пятно и линия. Пятно и художественный образ в графике. Воплощение художественного замысла с помощью пятна и линии. Художественные материалы: краска, тушь, уголь. Угадывание изображений в случайных пятнах. Получение отпечатка. Создание образа животного, растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями. Художественная деятельность.
Нарисовать краской или тушью на бумаге пятно. Получить отпечаток путем приложения к нему другого листа. Превратить с помощью линий новое пятно в забавных зверей. Характеристика деятельности учащихся.
Воплощать художественный замысел с помощью пятна и линии.
Фантазировать и создавать в воображении различные образы из разных по форме пятен. Создавать образы животного, растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями.
Овладевать основами языка графики.
Овладевать приемами работы различными графическими материалами.
Создаём художественный образ в графике (2 часа).
Изображение и значение образа птицы в искусстве (песни, сказки, росписи, резьба и т.д.). Сказочные птицы – образы добра и зла, дня и ночи. Использование различных по характеру линий и штрихов для изображения добрых и злых птиц. Художественная деятельность. Придумать и изобразить свою сказочную птицу. Начать контура птицы, а потом линиями, штрихами, точками, дужками украсить каждое пёрышко. Пятнами выделить важные детали. Гелиевая ручка или роллер.
Характеристика деятельности учащихся.
Понимать символическое значение образа птицы в разных искусствах.
Интерпретировать образы птиц в различных произведениях искусства.
Использовать различные по характеру линии и штрихи для изображения добрых и злых птиц.
Цвет и художественный образ (2 часа).
Использование цвета для создания выразительных образов в живописи. Три основные цвета - жёлтый, красный, синий. Смешивание основных цветов для получения составных. Умение различать на репродукциях картин основные и составные цвета. Многоцветие природы осенью. Образы осенней природы в живописи и в поэзии. Образ дерева осенью. Слова для справки: весёлый, грустный, резкий, тихий, шелестящий, подвижный, замерший, оживлённый, озорной, грубый, воинственный, тревожный, радостный. Художественная деятельность.
Выполнить коллективную работу «Диво-дерево». На небольшом листе бумаги смешать два основных цвета, чтобы получить пятно составного цвета: оранжевое, зеленое, фиолетовое. К подсохшему пятну приложить свою ладошку и обвести её карандашом, вырезать по контуру и наклеить получившееся изображение разноцветной ладошки на дерево, нарисованное учителем на большом листе.
Характеристика деятельности учащихся.
Овладевать основами языка живописи.
Использовать цвет для создания выразительных образов в живописи.
Иметь представление о трех основных цветах и их возможностях для получения составных цветов.
Уметь различать на репродукциях картин 24 основные и составные цвета.
Видеть многоцветие природы, обобщать природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.
Различать, уметь описывать устно и создавать в собственной художественно-творческой деятельности образ осеннего дерева.
Тёплые и холодные цвета создают разные образы (2 часа).
Теплые и холодные цвета создают разные образы. Характеристики тёплых и холодных цветов. Тёплые цвета – цвета солнца, огня, земли — жёлтый, оранжевый, красный, коричневый. Вспомнить сказки, в которых принимают участие Солнце, Огонь или Земля. Образ Огня и Солнца. Продумать, какими они могут быть: добрыми или злыми, полезными для человека и природы или вредными.
Слова для справки: палящий, жалящий, хищный, ласковый, тёплый, согревающий, дающий жизнь, губящий всё живое, испепеляющий, весёлый, радостный, озорной. Особое значение образов Солнца, Огня, Земли. Выбрать краски, которые понадобятся для изображения солнца или огня.
Художественная деятельность.
Создать свой образ Солнца или Огня. Холодные цвета. Холодными цветами называют цвета снега, льда, моря, травы, неба – зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Вспомнить сказочные образы, связанные с этими цветами.
Художественная деятельность.
Выложить из кусочков цветной бумаги, похожих на острые льдинки, образ хозяйки Снежного королевства. Определить ее характер, какая она — добрая или злая. Характеристика деятельности учащихся.
Различать теплые и холодные цвета.
Давать характеристики образам, изображенным теплым или холодными цветами. Выбирать краски, которые нужны для изображения солнца или огня.
Создавать в собственной художественно-творческой деятельности образы Солнца или Огня.
Выбирать краски, которые нужны для изображения снега, льда, морской воды.
Уметь называть сказочные образы, связанные с этими цветами.
Определять по характеру цвета характер сказочного героя.
Создавать образ сказочного героя, пользуясь холодными цветами.
Создаём художественный образ в живописи (1 час).
Повторить, какое настроение помогают передать тёплые цвета, а какое — холодные. Передача оттенков настроения путем добавления в любой цвет белой или чёрной краски. Изменение характера цвета при смешении с белой краской. Изменение характера цвета при смешении с чёрной краской. Найти примеры смешения красок с белой и черной в картинах художников. Описать, какое настроение удалось выразить художникам в этих картинах с помощью цвета.
Слова для справок: нежный, грустный, страшный, грозный, радостный, печальный, весенний, свежий, тревожный, ласковый.
Линия горизонта на картинах, изображающих природу. Изменение цвета ближе к линии горизонта.
Художественная деятельность.
Используя основные цвета, белый и чёрный, создать художественный образ моря — ласкового, нежного или страшного, штормового. Начать свою работу с линии горизонта. Характеристика деятельности учащихся.
Передавать в собственной художественно-творческой деятельности оттенки настроения путем добавления в любой цвет белой или чёрной краски.
Находить примеры смешения красок с белой и черной в картинах художников, описывать какое настроение передал художник.
Понимать значение линии горизонта в картине, изображающей природу и уметь ее строить.
Создавать художественный образ моря – ласкового и нежного или страшного, штормового.
Объём и художественный образ (1 час).
Объём использует скульптор для создания художественного образа человека или животного в скульптуре. Скульптура — один из самых древних видов искусства. Материалы скульптуры и способы их обработки: из мягких материалов — пластилина, глины — скульптуру лепят; работая с твердыми материалами — камнем, деревом — скульптор отсекает лишнее. Лепка маленьких статуэток из глины, высечение из камня огромных статуй богов, отливание фигур из различных металлов. Понимание замысла скульптора при круговом осмотре скульптуры. Создаём художественный образ в скульптуре. Изображение животных в скульптуре разных времен (первобытное искусство, звериный стиль у Скифов, искусство Египта, Дюрер, Рубенс и др.). Изображение зверей современными скульпторами (В. Ватагин, И. Ефимов). Красота, сила и пластика животных.
Художественная деятельность.
Слепить животное из пластилина или глины. Создать образ грациозной кошки или сильного слона, задумчивой черепахи или коварной змеи.
Характеристика деятельности учащихся.
Осознавать объем, как язык художественной выразительности скульптуры.
Иметь представление о материалах скульптуры и специфике работы с ними.
Овладевать основами языка скульптуры.
Стремиться к пониманию замысла скульптора при круговом осмотре скульптуры.
Иметь представление об изображении животных в скульптуре разных времен.
Видеть красоту, силу и пластику животных в образах скульптуры.
Создавать выразительный образ животного из пластилина или глины.
Линия, цвет и объём могут работать дружно (1 час).
Использование объёма архитектором для создания художественного образа архитектурных сооружений. Рассмотреть фотографии разных зданий, построенных в 15 – 17 вв. в Москве. Пофантазировать и рассказать, каким сказочным героям могли бы принадлежать эти здания. Перечислить признаки, по которым можно здание соотнести с персонажем сказки. Линия, цвет и объём помогают создать выразительный образ в архитектуре.
Художественная деятельность.
Сконструировать из белой бумаги дом для пластилинового зверька, слепленного на прошлом уроке. Украсить бумажный домик с помощью цветной бумаги и фломастеров. Помнить, что дом должен соответствовать облику и характеру персонажа.
Характеристика деятельности учащихся.
Видеть и понимать художественные образы различных построек.
Соотносить образ здания с образом его обитателя.
Понимать, что линия цвет, объем помогают создать выразительный образ в архитектуре. Конструировать из бумаги и украшать дом, соотнося его внешний вид и характер с образом будущего хозяина.
Цвет, линия и объём (2 часа).
Средства художественной выразительности разных видов изобразительного искусства. Использование цвета, линии, объема в художественном конструировании и оформлении разных предметов. Объяснить, почему люди выбирают для себя разные по оформлению предметы. Симметрия.
Художественная деятельность.
Дорисовать отпечаток раскрашенных гуашью ладошек на листе бумаги и создать из симметричной фигуры художественный образ.
Характеристика деятельности учащихся.
Использовать цвет, линию, объем в художественном конструировании и оформлении разных предметов.
Объяснять, почему люди выбирают для себя разные по оформлению предметы.
Иметь представление о симметрии.
Создавать симметричные композиции.
Использование линии, цвета и объёма художниками народных промыслов для создания выразительных образов в декоративно - прикладном искусстве: посуды, игрушек, предметов быта.
Единство формы и декора в художественных изделиях.
Определение по очертаниям изделий, к какому промыслу они принадлежат.
Художественная деятельность.
Выполнить коллективную работу, которая украсит класс к Новому году. Выбрать новогоднюю тему, например, «Дед Мороз и Снегурочка», «Зимний лес», «Снегопад», «Новый год в цирке». Каждый может сделать и украсить один элемент — шарик, снеговика, ёлку или другую фигурку. Использовать цветную бумагу, фломастеры, гелиевые ручки, ножницы, клей. С помощью нитей собрать все элементы вместе. Помнить, что наверху и в центре должны быть главные фигуры, которые по смыслу объединяют все остальные.
Характеристика деятельности учащихся.
Иметь представление об условиях создания выразительных образов в декоративно-прикладном искусстве.
Определять по форме изделия, к какому промыслу оно принадлежит.
Участвовать в коллективной работе.
Находить свое место в общем замысле.
Использовать различные художественные материалы.
Общие средства художественной выразительности (1 час).
Живопись, графика и скульптура для создания художественного образа используют общие средства выразительности – это композиция, ритм, форма. Композиция и художественный образ. Композиция – создание целого из отдельных частей на основе художественной идеи. С помощью композиции художник раскрывает зрителю содержание придуманных им историй. Героями историй могут быть люди или звери – зайцы, лисы или другие. По предложенным учителям композиционным схемам из простых геометрических фигур придумать и рассказать о приключениях, которые происходят с персонажами в предновогоднем лесу. Композиция помогает рассказать о событии и участвующих в нем героях.
Слова для справок: послушный, озорной, дружный, обиженный, непослушный, игра, шалун, прогулка, опасность, весело, капризный, прыгать, бегать, надменный, высокомерный, заботливый, смелый, спокойно, напряжённо.
Художественная деятельность.
Нарисовать придуманную историю с участием зверей в зимнем лесу. Схематично нарисовать композицию на придуманную историю о взрослом и двух детях, которых изобразить в виде простых геометрических фигур.
Характеристика деятельности учащихся.
Иметь представление об общих средствах выразительности изобразительных искусств – композиции, ритме, форме.
Понимать роль композиции в картине.
Осознавать, что композиция помогает рассказать о событии и участвующих в нем героях. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).
Симметрия и художественный образ (1 час).
Симметрия в жизни и в искусстве. Характер симметричных предметов (устойчивость, ощущение спокойствия уверенности). Характер несимметричных предметов (неустойчивость, готовность к движению). Способы получения симметричной фигуры. Опечаток. Симметрия в композиции. Симметрия помогает создать художественный образ в композиции. Устойчивость и спокойствие симметричной композиции. Передача движения, волнения, тревоги в несимметричной композиции.
Характеристика деятельности учащихся.
Видеть симметрию и асимметрию в жизни и в искусстве.
Различать характер симметричных и несимметричных предметов.
Понимать роль симметрии и асимметрии в композиции.
Ритм и художественный образ.
Ритм – повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними.
Повторы элементов в сказках, стихах и песнях.
Ритм в музыке и в живописи.
Равномерный ритм создаёт ощущение покоя.
Неравномерный ритм создаёт ощущение напряжённости, беспокойства.
Описание характера и ощущений персонажей по ритму их расположения в рисунке, картине.
Слова для справок: перепуганные, обеспокоенные, взволнованные, устрашённые, радостные, ликующие, оживлённые, бодрые.
Понимание того, о чем художники рассказывают с помощью ритма (например, на произведениях М. Эшера, А. Дейнеки, А. Матисса).
Художественная деятельность.
Выполнить аппликацию на одну из тем: «Испуганные рыбки», «Весёлые снежинки», «Встревоженные птицы», «Комета на звездном небе» или выбери другую тему. Рассказать с помощью ритма пятен об общем состоянии героев. Характеристика деятельности учащихся. Понимать роль ритма в композиции художественного произведения. Описывать характер и ощущения персонажей по ритму их расположения в рисунке, картине, пользуясь словами для справки. Передавать с помощью ритма в композиции эмоциональное состояние героев.
Ритм линий и пятен (1 час).
Ритм линий и пятен помогают художникам создавать различные художественные образы. Загораживание предметами друг друга в композиции. Передача с помощью ритма весёлого или тревожного настроения.
Художественная деятельность.
Коллективная работа на тему «Зимняя сказка». С помощью ритма линий и пятен создать композицию. Каждому: нарисовать одну фигурку в движении, вырезать её и прикрепить её на общий лист. Пастель или восковые мелки и цветная бумага для фона. Характеристика деятельности учащихся.
Понимать роль ритма и пятен в создании выразительных художественных образов. Участвовать в коллективной работе.
Создавать композицию с помощью ритма и пятен.
Рисовать фигуру человека в движении.
Ритм, симметрия и орнамент (2 часа).
Особое значение ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм в построении орнамента. Древнейшие элементы орнамента (круг, квадрат, треугольник, и зигзаг). Значение круга – солнце, небо, покой, свет, передача представления о добре и красоте. Значение квадрата – устойчивость, надёжность, земля. Квадрат или прямоугольник с пересекающимися линиями – пашня, плодородие. Треугольник – движение, рост, устремление ввысь. Зигзаг, волнистая линия, змейка означают воду, дождь. Оберегающее значение древних орнаментов. Орнамент как знак — оберег. Использование древних знаков в украшении предметов народного декоративно - прикладного искусства. Мотивы древних орнаментов – Мировое Древо, фигурки птицы, коня, Праматерь Сыра Земля. Рассмотреть орнаменты на старинных вышивках, деревянных прялках и определить, что на них изображено. Рисуночное письмо.
Художественная деятельность.
Сочинить орнамент, используя древние знаки. Нарисовать послание своим друзьям. Фломастеры, гелиевые ручки или роллеры красного и чёрного цвета.
Характеристика деятельности учащихся.
Осознавать особое значение ритма в декоративно - прикладном искусстве.
Знать древнейшие элементы орнамента и их значение.
Иметь представление об использовании древних знаков как оберегов в украшении предметов народного декоративно - прикладного искусства.
Знать основные мотивы древнего орнамента.
Определять, что изображено в орнаментах на старинных вышивках, прялках, керамической посуде, деревянной резьбе.
Сочинять и рисовать орнамент, содержащий какое-либо сообщение, используя древние знаки.
Форма и художественный образ (2 часа).
Форма - это внешний вид, очертание предмета. Форма может быть простая и сложная. Простые формы (простые геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник; геометрические тела – куб, призма, конус, пирамида, шар и т.д.). Сложные формы получены при сочетании в одном предмете нескольких простых форм. Определение, из каких простых форм составлены различные предметы. Отражение в форме характера. Рассмотреть натюрморт (например, голландских художников XVII в., Дж. Моранди. П. Пикассо). Вообразить, что предметы на натюрморте ожили, и между ними разыгрывается действие как в театре. Рассказать, какую роль может сыграть каждый предмет.
Слова для справки: изящный, лёгкий, хрупкий, скромный, горделивый, строгий, добрый, жадный, надменный, заносчивый, суровый, нежный, добродушный, задиристый, кроткий, глупый, уверенный, храбрый, достойный.
Художественная деятельность.
Слепить один предмет в его новой роли.
Характеристика деятельности учащихся.
Понимать роль формы в создании художественного образа.
Различать простые и сложные формы.
Определять, из каких простых форм составлены различные предметы.
Фантазировать и воображать по предметам в натюрмортах художников об их роли в «ожившем» сюжете.
Рассказывать, какую роль может сыграть каждый предмет.
Создавать новый (придуманный) образ предмета в объеме.
Форма создаёт художественный образ на плоскости (2 часа).
Создание с помощью формы выразительного образа персонажа. Различные формы пятен и их характер (плавные, словно стекающие или струящиеся формы, передают состояние покоя, нежности, лёгкости; жёсткие, угловатые формы передают агрессивное, тревожное состояние). Неустойчивые, подвижные, изящные формы, неуклюжие, тяжелые формы пятен. Описать впечатление, создаваемое художником с помощью пятен в картине.
Слова для справки: быстрое, стремительное, резкое, весёлое, вялое, медленное, плавное, уверенное, кружащееся, тревожное. Абстрактное искусство представляет мир в отвлеченных формах. Заострение художником внимания на главном, отказ от второстепенного.
Художественная деятельность.
Зарисовать в тетради несколько форм, использованных художником в композициях. Составить композицию из простых форм на тему «Мои друзья». Создать образ сказочного героя в технике аппликации. С помощью формы передать его характер.
Характеристика деятельности учащихся.
Осознавать, как форма предмета влияет на впечатление о его характере.
Описывать впечатление, создаваемое художником с помощью пятен в картине.
Иметь представление о возможностях абстрактного искусства.
Видеть и зарисовывать формы, использованные художником в композиции.
Составлять композицию на заданную тему из простых геометрических форм.
Создавать образы сказочных героев в технике аппликации, передавая его характер с помощью формы.
Форма создаёт художественный образ в объеме (1 час).
Художественный образ в скульптуре. Восприятие скульптуры при круговом движении. Передача формой характера персонажей. Украшение скульптурой парков, скверов, улиц. Образы сказочных персонажей в скульптурном оформлении современных парков. Художественная деятельность.
Вылепить фигурку сказочного героя. С помощью внешней формы передать его характер, привычки, намерения.
Характеристика деятельности учащихся.
Понимать, что форма передает характер персонажей в скульптуре.
Иметь представление о роли скульптурных изображений в повседневной жизни человека. Создавать фигурку сказочного героя в объеме, передавая его характер, привычки, намерения с помощью внешней формы.
Форма в художественном конструировании (1 час).
Форма играет важную роль в художественном конструировании. Конструировать можно посуду и мебель, одежду и игрушки, машины и здания. Художественное конструирование — это художественное построение предметов и расположение различных частей по отношению друг к другу. Форма предмета должна быть красива и удобна для использования. Конструирование различных предметов из бумаги. Придание разнообразных форм обычному листу бумаги путем сгибания, вырезания, склеивания. форм — куб, шар, призма, цилиндр, конус. Формы зданий – формы простых геометрических тел.
Художественная деятельность.
Выполнить коллективную работу. Сконструировать из белой бумаги сказочное королевство. Украсить модель с помощью цветной бумаги. Передать с помощью формы строений и их украшения характер и внешний облик короля, который живет в этом королевстве: добрый или злой, толстый или тонкий. Сконструировать из белой и цветной бумаги детскую площадку для игр.
Характеристика деятельности учащихся.
Осознавать роль формы в художественном конструировании.
Придавать разнообразные формы обычному листу бумаги путем сгибания, вырезания, склеивания.
Видеть в формах зданий простые геометрические тела.
Участвовать в коллективной работе.
Конструировать из белой бумаги элемент сказочного королевства, который потом войдет в общую композицию.
Передавать с помощью формы строений и их украшения характер и внешний облик обитателей королевства.
Конструировать из белой и цветной бумаги детскую площадку для игр.
Композиция, ритм, форма должны работать дружно (2 часа).
Композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности. Важным атрибутом современного праздника является поздравительная открытка. Композиция ритм, форма в поздравительной открытке. Разнообразие форм открыток (от обычной прямоугольной карточки до сложной раскладной конструкции). Открытка игрушка. Ритм форм в композиции открытки. Использование для изготовления открытки плотной бумаги или картона, различных материалов: нитей, ткани, тесьмы, бусинок, сухоцветов.
Художественная деятельность.
Придумать свою композицию поздравительной открытки ко дню рождения друга, мамы или бабушки. Выполнить в тетради её композиционную схему. Сконструировать форму открытки. Затем на отдельном листе выполнить рисунки и надпись, вклеить готовый рисунок в отведённое для него место на открытке. Изображение можно выполнить в технике аппликация. Цветная бумага, ткань, тесьма, блёстки, сухие цветы и листья. Характеристика деятельности учащихся.
Понимать, что композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности.
Видеть результаты использования композиции, ритма и формы в поздравительной открытке.
Придумывать композицию поздравительной открытки, конструировать ее форму и использовать различные материалы для изготовления.
Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа (6 часов)
Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов (2 часа)
Местоположение главного предмета в композиции (в центре, со смещением вверх-вниз или в сторону). Взаимоотношения второстепенных объектов с главным. Характер композиции (спокойствие или напряженность). Равновесие пространства картины с помощью формы и ритма предметов. Значение каждого предмета в целостном образе композиции.
Художественная деятельность.
Нарисовать композиционные схемы к картинам художников. Выделить на них главное и второстепенное.
Характеристика деятельности учащихся.
Понимать, что от месторасположения главного предмета в композиции зависит ее характер и содержание работы.
Создавать равновесие пространства картины с помощью формы и ритма предметов. Понимать значение каждого предмета в целостном образе композиции.
Видеть главное и второстепенное в произведениях живописи и графики.
Тема произведения и художественный образ (2 часа).
Художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии. Темы, нашедшие отражение в искусстве. Образы природы в изобразительном искусстве. Природа - лучший учитель художника. Пейзаж – изображение природы в изобразительном 32 искусстве. Весенняя природа в изобразительном искусстве, поэзии, в музыке. Разные образы весны. Впечатления от весенней природы, переданные в разных произведениях: общее и особенное.
Художественная деятельность.
Создать композицию на тему «Весна». Работу выполнять в два этапа: 1. Выполнить подготовительную работу. Написать небо – фон будущей композиции. При изображении неба и весенней земли, наметить линию горизонта. 2. Изобразить на подготовленном фоне разные по характеру деревья.
Характеристика деятельности учащихся.
Создавать композиционные схемы.
Понимать, что художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии.
Иметь представление о темах, нашедших отражение в искусстве.
Знать понятие «пейзаж», как изображение природы в искусстве.
Сравнивать и соотносить образ весны в разных видах искусства.
Создавать живописную композицию на тему «Весна».
Использовать правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы.
Изображать разные по характеру деревья.
Образ человека в изобразительном искусстве (1 час).
Передача внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры. Интерес художников не только к внешнему облику, но и внутреннему миру человека. Понимание человека с помощью его изображения, открытие новых черт его характера. Портрет – изображение человека в изобразительном искусстве. Расположение фигуры на листе. Смешение красок для изображения лица и рук. Тень от подбородка. Деление лица на три части линией бровей и линией кончика носа. Характерные черты персонажа.
Художественная деятельность.
Нарисовать портрет друга, мамы, учительницы или сказочного героя. Передать не только присущие ему внешние черты, но и настроение, характер. Пастель или восковые мелки. Характеристика деятельности учащихся.
Передавать характерные черты внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры.
Понимать, что в искусстве изображают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир.
Знать понятие «портрет», как изображение человека в изобразительном искусстве.
Знать элементарные приемы изображения портрета человека.
Рисовать портрет человека пастелью или восковыми мелками.
Передавать не только присущие человеку внешние черты, но и настроение, характер. Музеи изобразительного искусства (1 час).
Произведения изобразительного искусства хранятся в художественных музеях. В больших музеях хранятся огромные коллекции живописи, графики и скульптуры, собранные людьми за многие века. Здания, в которых находятся эти музеи. Крупные музеи России, имеющие мировое значение: Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и 33 Русский музей в Санкт - Петербурге. Коллекция произведений художников Древней Руси и России в Третьяковской галерее. Павел и Сергей Третьяковы. Здание Третьяковской галереи (проект В. Васнецова). Коллекция зарубежного искусства в Эрмитаже. Эрмитаж располагается в Зимнем дворце русских императоров. Региональные художественные музеи. Дом-музей художника Виктора Васнецова в Москве. Дом - музей художника Исаака Левитана в Плёсе. Знакомство с музеями своего района, области, города.
Характеристика деятельности учащихся.
Иметь представление о крупнейших художественных музеях России – ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и Русский музей в Санкт - Петербурге. Знать специфику коллекций ГТГ и Эрмитажа. Иметь представление о региональных художественных музеях, домах-музеях. Знать художественные музеи своего региона.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея | Ревизиты программы | УМК обучаю щегося | УМК учителя | ||
Феде раль ный компо нент | Регио Наль ный компо нент | Школь ный компо нент | ||||
2-3 | 1 | Рекомендовано Министерством образования и науки РФ | Учебник: Изобразительное искусство И. Э. Кашекова А. Л. Кашеков 2 класс. В 2 частях. – М.: Академкнига/Учебник, 2014 г. Изобразительное искусство: И. Э. Кашекова А. Л. Кашеков Тетрадь для самостоятельной работы– М.: Академкнига/Учебник, 2015г. | Учебник: Изобразительное искусство И. Э. Кашекова А. Л. Кашеков 2 класс. В 2 частях. – М.: Академкнига/Учебник, 2014 г. Изобразительное искусство: И. Э. Кашекова А. Л. Кашеков Тетрадь для самостоятельной работы– М.: Академкнига/Учебник, 2015г. Поурочно-тематическое планирование И. Э. Кашекова М.: Академкнига/ Учебник, 2015г. |
Календарно-тематическое планирование уроков
№ п/п | Наименование раздела программы. | Тема урока. | Количество часов. | Дата проведения (планируемая). | Дата проведения (фактическая). | Примечание. |
Художественный образ – основа любого искусства | 16 | |||||
1 | Как рождается художественный образ | 1 | ||||
2-3 | Я гражданин | Азбука искусства. Художественные материалы Мой любимый город | 2 | |||
4 | Линия, штрих и художественные материалы | 1 | ||||
5 | Линия, пятно и художественный образ | 1 | ||||
6-7 | Создаем художественные образы в графике | 2 | ||||
8 | Цвет и художественный образ | 1 | ||||
9-10 | Теплые и холодные цвета создают художественный образ | 2 | ||||
11-12 | Я гражданин | Создаем художественный образ в живописи Мама, папа, я – дружная семья | 2 | |||
13 | Объем и художественный образ. Создаем художественный образ в скульптуре. | 1 | ||||
14-15 | Линия, цвет и объем могут работать дружно | 2 | ||||
16 | Работа над проектом «Линия, цвет и объем учат нас работать дружно» | 1 | ||||
Общие средства художественной выразительности | 14 | |||||
17 | Композиция и художественный образ | 1 | ||||
18 | Симметрия и художественный образ | 1 | ||||
19 | Ритм и художественный образ | 1 | ||||
20 | Ритм линий и пятен | 1 | ||||
21-22 | Я гражданин | Ритм, симметрия и орнамент Я люблю свою школу | 2 | |||
23-24 | Форма и художественный образ | 2 | ||||
25-26 | Форма создает образ на плоскости | 2 | ||||
27 | Форма создает образ в объеме | 1 | ||||
28-29 | Форма в художественном конструировании | 2 | ||||
30 | Работа над проектом «Композиция, ритм, форма должны работать дружно» | 1 | ||||
Композиция, ритм, форма работают дружно | 5 | |||||
31 | Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов. Тема произведения и художественный образ | 1 | ||||
32-33 | Работа над проектом «Образы природы в ИЗО» | 2 | ||||
34 | Образ человека в изобразительном искусстве | 1 | ||||
35 | Я гражданин | Музей изобразительного искусства | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...