Рабочая программа для 3-х классов.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Ревуцкая Ирина Петровна

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучения учащихся 3 классов составлена на основе ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_3_klass.rar44.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 3 им. П.А. Столыпина  г. Ртищево  Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

                  /___________/

      ФИО

Протокол №         от  

«      »                  20    г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Лицей № 3 им. П.А. Столыпина г.Ртищево  Саратовской области»

_________/ ___________/

            ФИО  

«      »                       20    г.

Принято

на заседании

педагогического

совета

протокол № ____ от

«      »________20   г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Лицей №3 им. П.А.Столыпина г.Ртищево  Саратовской области»

______/ Рудаева С.В./

              ФИО

Приказ №         от  

«___»________20    г.

Приложение  к приказу

№___ от _____________

Рабочая программа учебного предмета

Изобразительное искусство

3 класс

                                                                                            Составила

       учитель высшей

       квалификационной      

       категории

                                                                                                           Ревуцкая И.П

2017 - 2018  учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая  программа по изобразительному искусству для обучения учащихся    3 класса б МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина» составлена на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373 с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от: 26 ноября 2010 г. № 1241; 22 сентября 2011 года № 2357; 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г. № 1643;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.), с изменениями от 25.12.2013г., с изменениями от 24.11.2015г.;
  • Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
  • Примерной основной образовательной программой ОС «Школа 2100» под научной редакцией Д.И. Фельдштнейна,- М.: Баласс 2011, которая имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» на основе авторской  программы  О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской   «Изобразительное искусство»  ОС «Школа 2100»
  • Основной образовательной программы  начального общего образования МОУ «Лицей №3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево Саратовской области» на 2015-2019гг. с изменениями  от  1.09.2016г приказ № _____

  Для реализации программного содержания изобразительного искусства  используются следующие учебник  и учебные пособия:

  1. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.Изобразительное искусство(«Разноцветный мир»). Учебник. 3  класс.- М.: Баласс. Школьный дом , 2012.
  2. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь  по изобразительному искусству для 3 класса «Разноцветный мир».- М.: Баласс. Школьный дом, 2014.

Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 34 часа (1 час  в неделю)

Сроки реализации программы -1 год

Предмет «Изобразительное искусство» представляет собой  единый курс для  обучения и эстетического развития младших школьников воспитывает в них  интерес к искусству, развивает зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формирует у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые  навыки и обеспечивает понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.

В программе учтены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.  

Виды и формы контроля:

Текущий контроль:

  • устный опрос
  • готовое изделие, рисунок, аппликация, открытка, панно

Планируемые результаты освоения учебного предмета

предметные

метапредметные

личностные

  1. Овладение языком изобразительного искусства:

- иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималисти-ческий жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историчес-кая живопись);

- понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;

- знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

- знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

- учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

  1. Эмоциональное восприятие и оценивание произведения искусства:

- чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;

- уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.

  1. Различение особенностей различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

- рисования цветными карандашами;

- рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

- выполнения декоративного панно в технике аппликации;

выполнения декоративного панно из природных материалов;

- выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

- выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

- овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);

- работой гуашевыми красками;

- постановки и оформления кукольного спектакля.

Углубление понятий о некоторых видах изобразительного искусства:

- живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

- графика (иллюстрация);

- народные промыслы (хохломская роспись).

  1. Изучение произведений признанных мастеров изобразительного искусства и объяснение их особенностей (Русский музей).
  2. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси

Регулятивные УУД:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую, на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а)        донести свою позицию до собеседника;

б)        оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания);

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

- учиться согласованно работать в группе:

а)        учиться планировать работу в группе;

б)        учиться распределять работу между участниками проекта;

в)        понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г)        уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности

  1. Проект «Кириллица»
  2. Проект «Наш театр»
  3. Проект «Военный парад»
  4. Проект «Поздравляем маму»
  5. Проект «Салют Победы»

Критерии оценивания практических работ  по ИЗО

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.

Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.

Содержание тем учебного предмета

Тематический раздел

Краткая характеристика содержания предмета

Основные виды учебной деятельности

Форма организации учебных занятий

Оценочные средства

Жанры живописи

Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).

Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.

Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента.

Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные.

Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского.

Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико.

Изображение натюрморта. Работа с  красками (гуашь, акварель, смешанная техника).

Изображение пейзажа.    

Рисование портрета по представлению или с натуры.

Рисование животного в движении с натуры или по представлению  

индивидуальная работа

самостоятельная работа

групповая работа

работа в парах

коллективная работа

беседа

фронтальная работа

анализ художественных произведений

рисунок

изделие

аппликация

Цветовая гамма. Штриховка и тон.

Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Работа цветными карандашами.

Смешивание цвета. Работа  цветными и простым карандашами Подборка  и использование дополнительных и родственных цветов при выполнении упражнений в рабочей тетради.

индивидуальная работа

самостоятельная работа

групповая работа

работа в парах

коллективная работа

беседа

фронтальная работа

анализ художественных произведений

рисунок

Декоративное панно.

Понятие о декоративном панно. Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации. Выполнение декоративного панно с использованием природного материала.

Работа  в технике акварели. Работа  в технике аппликации.

Выполнение декоративного панно из различных материалов.  

Работа с природными материалами.  

рисунок

изделие

аппликация

Форма. Светотень.

Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях.

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.

Выполнение упражнения на штриховку

Выполнение модели цилиндра, пирамиды, куба

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.

рисунок

изделие

аппликация

Люди и лица. Приметы возраста. Мимика.

Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.

Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика.

Рисование портрета, используя идеальные пропорции лица.

Рисование автопортрета. Рисование портретов разных возрастов и с разной мимикой.  

Выполнение декоративного панно «Семейный портрет».

Определять пропорции своего лица.

индивидуальная работа

самостоятельная работа

групповая работа

работа в парах

коллективная работа

беседа

фронтальная работа

анализ художественных произведений

рисунок

изделие

аппликация

панно

Народные промыслы. Золотая Хохлома

Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи

Изучение этапов выполнения различных хохломских узоров.

Расписывание тарелки или шкатулки в технике хохломской росписи.

рисунок

изделие

аппликация

Плетеные орнаменты

Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль.

Рисование плетёного орнамента.

рисунок

Волшебство акварели

Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка.

Совмещение нескольких техник в работе акварелью.

рисунок

Мастер иллюстрации. Иллюстрации к сказкам.

Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

Выполнение графической работы

рисунок

Из истории искусстваДревнерусская книга.

Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Коллективная работа «Кириллица».

Рисование буквицы.

Выполнение коллективного проекта «Кириллица»

индивидуальная работа

самостоятельная работа

групповая работа

работа в парах

коллективная работа

беседа

фронтальная работа

рисунок

изделие

аппликация

Художник и театр

Как создаётся театральный спектакль. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце»

рисунок

изделие

аппликация

Русский музей

Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.

Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём.

беседа

фронтальная работа

анализ художественных произведений

сообщение

Проекты

Проектные задания (открытки или панно) к праздникам.

Творческая деятельность.

Изготовление открытки.

Коллективная работа

индивидуальная работа

самостоятельная работа

групповая работа

коллективная работа

рисунок

изделие

аппликация

панно

открытка


Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Ресурсное обеспечение

план

факт

Жанры живописи. Натюрморт.

1

1 четв

05.09

ПК, репродукции

Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.

1

12.09

ПК, репродукции

Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи.

1

19.09

ПК, репродукции

Бытовой и анималистический жанры.

1

26.09

ПК, репродукции

Работа в рабочей  тетради с.22-23

Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг.

1

03.10

ПК

Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон.

1

10.10

ПК, фотографии учебника

Работа в рабочей тетради с.2-3.

Декоративное панно «В джунглях»

1

17.10

Работа в рабочей тетради с.4-5

Декоративное панно «Веселые попугайчики»

1

24.10

Изготовление коллективного панно «Весёлые попугайчики».

Декоративное панно  из природного материала.

1

2 четв

14.11

ПК

Работа в рабочей тетради с.6-7

Тон, форма, светотень.

1

21.11

ПК

Работа в рабочей тетради  с. 9

Рисование геометрических  тел.

1

28.11

.

ПК  

Работа в рабочей тетради с.10-11.

Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.

1

05.12

ПК

Работа в рабочей тетради с.12-13

Люди и их лица.

 

1

12.12

ПК

Работа в рабочей тетради с.25

Приметы возраста. Мимика.

1

19.12

ПК, фотографии, учебник

Работа в  рабочей  тетради с.27

Композиция «Семейный портрет».

1

26.12

ПК

Работа в  рабочей тетради с.28-29.

Народные промыслы. Золотая Хохлома.

1

3 четв

09.01

ПК

Работа в  рабочей тетради с.30-31

Хохломские сувениры.

1

16.01

ПК

Работа в  рабочей тетради с.32-33

  1. 19

Плетёные орнаменты. Звериный стиль.

1

23.01

ПК

Работа в рабочей тетради с.34-35

  1. 20

Чудеса акварели. Техника отпечатка.

1

30.01

ПК

Работа в рабочей тетради с.36 -37.

  1. 21

Мастер иллюстрации  И. Билибин. Билибинский стиль.

1

06.02

ПК (виртуальная экскурсия)

Работа в рабочей тетради с.42 -43.

  1. 23

 Иллюстрации к сказкам. Композиция «Древнерусский витязь.

1

13.02

ПК, фотографии, учебник

Работа в рабочей тетради с.44 -45.

Проект «Военный парад»

1

20.02

Иллюстрации к сказкам. Композиция «Девица – красавица»

1

27.02

Проект «Поздравляем маму»

1

06.03

фотографии, учебник

  1. 24

Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.

1

13.03

 ПК, фотографии

Работа в рабочей тетради с.46 -47.

  1. 25

Коллективный проект «Кириллица»

1

20.03

ПК

Коллективная деятельность

  1. 26

Художник и театр. Проект «Наш театр»

1

4 четв

03.04

Творческая деятельность

  1. 28

Наш театр. Сцена 1. «Кокованя, Дарёнка и Мурёнка в избе»

1

10.04

Иллюстрации

 ( с. 14–15 в рабочей тетради)

  1. 29

Наш театр. Сцена 2. «По дороге на заимку»

1

17.04

ПК, иллюстрации

 (с. 16–17 в рабочей тетради).

  1. 30

Наш театр. Сцена 3.  «Встреча Дарёнки с Серебряным Копытцем»

1

24.04

ПК

(с. 18–19 в рабочей тетради).

Проект «Салют Победы»

1

01.05

ПК

Творческая деятельность.

Изготовление открытки.

Учимся видеть. Русский музей.

1

08.05

ПК

(виртуальная экскурсия)

  1. 31

Выставка творческих работ «Разноцветный мир»

1

15.05

Творческая деятельность

  1. 34

Резерв

1

22.05

Приложения

Основные понятия

  • спектр
  • дополнительные цвета, родственные цвета
  • цветовая гамма
  • композиция, диагональная композиция
  • светотень
  • блик
  • колорит
  • пейзаж
  • натюрморт
  • эскиз
  • портрет
  • пропорции
  • орнамент

Методические рекомендации

Памятка по рисованию с натуры листьев деревьев

  1. Тонкой линией карандаша проведи центральную жилку листика.
  2. На жилке отметь длину листика без черешка.
  3. Наметь ширину листика. Прорисуй его основную форму. Наметь прожилки.
  4. Раскрась акварелью.

Памятка по выполнению аппликации из цветной бумаги.

  1. Карандашом нарисуй картинку.
  2. Вырежи из цветной бумаги или цветного картона листок, на который ты будешь наклеивать детали.
  3. Из цветной бумаги или цветного картона вырежи  все элементы аппликации.
  4. Наклей сначала самые большие элементы картинки, затем находящиеся вдали и в конце мелкие детали.

Памятка по выполнению иллюстрации к сказке.

  1. Выбери эпизод из сказки.
  2. Наметь карандашом расположение на листе бумаги главных героев сказки.
  3. Прорисуй в деталях весь сюжет.
  4. Раскрась краской большие участки на своей картинке: небо, поле, лес, речку; затем – дом, одежду героев.
  5. Более тщательно проработай цветом части и детали предметов.

Памятка по деятельности субъектов процесса проектирования

на различных его этапах

  №

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы

1 Уточняют информацию  

 2. Обсуждают задание

1.        Мотивирует учащихся.

2.        Объясняет цели проекта.

3.        Наблюдает

Планирование

Анализ проблемы Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов Ролевое распределение в команде

1.        Формируют задачи.

2.        Уточняют информацию (источники).

3.        Выбирают и обосновывают
свои критерии успеха  

1.        Помогает в анализе и синтезе (по просьбе).

2.        Наблюдает             

Принятие решения

Сбор и уточнение информации Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта Уточнение планов деятельности

1. Работают с информацией.

2 Проводят синтез и анализ идей

3. Выполняют исследование

1.        Наблюдает.

2.        Консультирует

 

Выполнение

Выполнение проекта

1 Выполняют исследование и работают над проектом. 2. Оформляют проект

1.        Наблюдает.

2.        Советует (по просьбе)

Оценка

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин  этого.  Анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

1.        Наблюдает.

2.        Направляет процесс анализа  
(если необходимо)

Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка

1        Защищают проект

2        Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Лист корректировки рабочей программы

Дата

Причины коррекции

Что скорректировано

Подпись

заместителя директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....