Красавица Матрешка
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в начальных классах, с её помощью знакомить детей с разными видами росписи.
Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность,способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
История русской матрёшки. Роспись Загорской матрёшки.
Цель занятия: познакомить с историей возникновением матрёшки,
особенностями росписи русской матрёшки.
Образовательные задачи: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к искусству, уважение к творческому наследию. Воспитать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.
Оборудование: презентация; выставка игрушек - матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов - Майдана; музыка на мотив русских народных песен, образец педагогического рисунка; раздаточный материал (шаблоны); листы а4, гуашь , кисти, палитра, непроливайки, тряпочки; простой карандаш, ластик.
Ход урока:
1.Организационно-подготовительный момент.
Приветствие:
Здравствуйте ребята!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня будем рисовать,
Узнавать и рассуждать.
Давай повернемся к соседу справа и улыбнемся ему, повернемся к соседу слева и помашем ему. Я вам желаю творческих успехов на нашем уроке, садитесь.
Проверка готовности к уроку.
- На занятии вам будут необходимы акварельные краски, кисточки, простой карандаш, ластик, баночку с водой и альбом.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в далёкое прошлое. И поговорим о
старинном символе России.
- А о каком, вы узнаете из загадки:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …
(Матрешки)
-Молодцы! Конечно же, это матрёшка. (Предложить рассмотреть, потрогать, полюбоваться.)
Давайте послушаем песенку про этот символ. ( Включается детская песня «Мы веселые матрешки»)
Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяна, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. В словаре русского языка С. И. Ожёгова есть определение :
« Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера»
Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок.
Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!
Ребята, послушайте стихотворение.
Стихотворение «Русская матрёшка»
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
“Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
- Ребята, а вы хотите узнать, как появилась матрешка, и какой искусный мастер ее так красиво расписал? Началось все так:
Давным-давно привезли в Россию из далекой страны Японии фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму. Игрушка-старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья. Игрушка эта была выточена из дерева.
-Значит она какая? (Деревянная)
-Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, он увидел фигурку деревянного Фукурумы, и так она ему понравилась, что решил он ее привезти в Россию. Показал ее русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришелся. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Василий Звёздочкин сделал заготовки из дерева, выточил пустые фигурки. Расписали русские художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать.
-Разные мастера матрешек расписывали по-разному. Поэтому хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно: одна грустит отчего-то, а другая смеется, а третья как будто задумалась, четвертая сердится немного. (обратить внимание на выставку матрешек.)
Физкультминутка:
Шла по ягоду Матрёшка – дети шагают на месте,
Позабыла взять лукошко – поднимание плеч,
И куда ж такую сласть – наклоны в сторону,
Мне теперь, подружки, класть? – пружинка с поворотом.
Три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Сергиево- Посадская матрешка, Полхов- Майданская матрешка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно посмотрим на все три вида матрешек (изображения на презентации).
Прежде чем мы начнем работу, надо, чтобы наши руки разогрелись. Тогда нам легче будет
выполнять работу.
Пальчиковая гимнастика.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас модные прически.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас красные сапожки.
-Ну, что, ребята, приступаем к нашей важной работе.
II этап Основной (Обвести шаблон; Разукрашиваем платок и фартук; Определить колорит)
- Ребята, у каждого на парте лежат шаблоны матрёшек. Сегодня мы попробуем стать
мастерами-художниками научимся сегодня расписывать Загорскую матрешку. Она очень скромная. Элементы росписи простые.
Сергиево-посадская (Загорская) похожа на людей. У нее всегда прорисованы ручки, есть полный костюм: рубаха, сарафан, передник. Эта матрёшка – работница: она, как правило, с предметами – курицей, узелком, поросёнком, кошкой, ребёнком, корзинкой. Они расписаны
простыми цветами, листочками и точками. Обычно используют три – четыре цвета – красный или
оранжевый, желтый, зеленый и синий. Контуры рисунка обводят черным.
- Прикладываем шаблон матрёшки на середину листа, придерживая рукой шаблон начинаем сверху вниз ровно обводить матрёшку. Дальше показываем лицо и линию волос. Потом аккуратно намечаем глаза, нос и рот, щёки. Далее рисуем одежду для нашей матрешки : платочек, рукава, передник. Растительный узор на матрёшке вы выполните самостоятельно. Проявите свою фантазию! Помните, что в ручках у матрешки должен быть предмет – курица, узелок, корзинка. Матрешка расписана простыми цветами, листочками и точками. Какие цвета гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Контуры рисунка обводим черным цветом. Желаю всем творческих успехов!
III этап Заключительный
Рефлексия:
- Ребята, о ком мы сегодня говорили?
- Кто был прообразом русской матрешки?
- От какого русского имени названа матрёшка?
- Какие виды русских матрешек вы запомнили?
Сегодня все были молодцы, все приложили своё старание и умение.
А сейчас подумайте, какое настроение у вас появилось в конце нашего урока. Довольны ли вы
тем, что узнали на уроке, понравилось ли вам расписывать матрёшку, получилась ли у вас
работа.
Давайте устроим выставку ваших работ.
Вы очень хорошо поработали. У всех получились замечательные матрешки.
Наше занятие подошло к концу, до скорых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физминутки для глаз: "Матрешки", "Футбол", "А снег идет" и другие.
В апреле 2011 года была на курсах по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Хочу поделиться предложенными мне видеофизминутками....
Русская матрешка
В данной работе представлены материалы по истории русской матрешки...
презентация "Красавица матрешка"
презентация к проектной работе моего ученика Леонова Юры на тему:"Красавица матрешка"...
Урок ИЗО "Кукла матрешка. История русской матрешки"
История русской матрешки...
красавица матрешка
Яковлева Изабелла ДмитриевнаМБОУ Мастахская сош им. А.А МироноваТема урока Красавица Матрешка...
Урок изобразительного искусства во 2 классе по теме «Красавица- матрешка»
Материал урока дан в занимательной форме. Дети знакомятся с видами матрешек и с их росписью....
Конспект урока изобразительного искусства для 3 класса " Красавица Матрешка"
конспект расчитан на урок длительностью 45 минут. расписана структура урока поминутно...