Урок изобразительного искусства во 2 классе по теме «Красавица- матрешка»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Материал урока дан в занимательной форме. Дети знакомятся с видами матрешек и с их росписью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izobrazitelnogo_iskusstva_vo_2_klasse.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия Урок изобразительного искусства во 2 классе «Красавица- матрешка» Провела учитель начальных классов: Антонова Е.Е.,
Узловая - 2011 |
Урок изобразительного искусства во 2 классе
по теме «Красавица- матрешка»
Цели урока:
Образовательная – углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана; научить расписывать матрешку по образцам изделий разных областей России.
Воспитательная – воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; воспитывать эстетический и художественный вкус.
Развивающая – развитие общего кругозора, памяти, речи, мышления; развивать познавательный интерес к истории и культуре России, активизировать творческие способности и фантазию, наблюдательность; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.
Оборудование:
для учителя – матрёшки, презентация «Красавица матрёшка», фонограммы песен «Коробейники», «Во поле береза стояла», «Матрешка», «Частушки», таблицы «Виды матрешек».
для учащихся – альбом для рисования, шаблоны матрешек, кисть, гуашь, акварельные краски, кисточки.
Ход урока:
Слайд 1
- Организационный момент
Учитель:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
И с усердием трудитесь!
Слайд 2
Под песню «Коробейники» входят в класс мальчик и девочка в народных костюмах.
Девочка.
Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Мальчик.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ…
Учитель: Как вы думаете, почему наш урок начался с этих строк старинной русской песни (обращаю внимание на шкатулку).
Чем же может быть наполнен этот сундучок? (Конечно, старинными русскими вещами). Открою вам тайну… Сундучок наполнен игрушками. Конечно, в нем нам не придется искать заграничных кукол Винкс или роботов. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам сундучок, они созданы руками народных русских мастеров.
Итак, откроем наш сундучок? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?
Слайд 2
- О ком так говорят?
В этой молодице
Прячутся сестрицы .
Каждая сестрица-
Для меньшей темница. (Матрешки)
Слайд 3
Девочка
Ну-ка, хлопайте в ладошки,
В гости к нам идут матрешки!
Мальчик
Эй, матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка, частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Матрешки поют частушки.
Все: Мы матрешки, мы подружки
Утром рано мы встаем
Вшестером поем частушки
И танцуем вшестером.
2.Никогда мы не скучаем,
Шесть у нас платочков есть.
И гостей мы приглашаем
Вместе с нами песни петь.
3. Ой, спасибо тебе, мастер,
Руки золотые!
Получились мы на славу
Яркие такие!
4. На щеках заря играет,
А в руках петух кричит.
И кому глазок мигает,
Уж никто не различит!
5. Деревянные сестрички,
От большой до невелички,-
Изнутри мы все пусты,
Кроме младшенькой сестры.
6. Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички.
Как пойдем плясать да петь,
Вам за нами не успеть!
7. Наши ручки – крендельки,
Щечки – будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!
8. Мы веселые матрешки.
На ногах у нас сапожки.
В сарафанах наших пестрых
Мы похожи словно сестры.
Все: Мы матрешки, все мы крошки,
Нам похлопайте в ладошки,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!
Учитель: Спасибо, матрешечки, присаживайтесь на стульчики, будете нам помогать вести урок.
Матрешки: С большим удовольствием!
2.Сообщение темы урока.
Слайд 5
Учитель:
Тема нашего сегодняшнего урока «Красавица- матрёшка».
1) Ребята, а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Делать эскизы будущих работ)
2) Скажите, а что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? (Как появилась на Руси матрешка?)
3. Изучение нового материала:
Учитель:
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?
Слайд 6
Ученик читает стихотворение И. Кадухиной «Русская матрешка». Под негромкое исполнение песни «Во поле береза стояла»
Кто матрёшку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навёл зари румянец,
Неба синь всплеснул в её глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
"Ну и ой, гуляй себе по свету,
Весели себя, честной народ",
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
(Ответы и предположения детей)
Учитель:- А на самом деле все было так…
Кликнуть 2 раз
Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Слайд 7
Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.
Показать на картинке
Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.
- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.
Слайд 8 Матрёшки из Сергиева Посада (Загорска)
Девочка читает стихотворение и показывает картинку с изображением этих матрешек
Я из Сергиева Посада . Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Мальчик рассказывает о матрешке
Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.
Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.
Слайд 9 Матрёшки из Полховского Майдана
Девочка читает стихи и картинку с изображением этих матрешек
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Мальчик рассказывает о матрешке
Есть такое село в Нижегородской области – Полхов- Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки - матрёшки.
Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.
Слайд 10 Матрёшка семёновская
Девочка читает стихи и картинку с изображением этих матрешек
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Мальчик рассказывает о матрешке
Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе - Семёнове Нижегородской области.
Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.
Слайд 11 Вятская матрешка
Девочка читает стихи и картинку с изображением этих матрешек
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
Мальчик рассказывает о матрешке
Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.
Слайд 12. Авторская матрешка
В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрёшка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу.
Фантазии современных художников нет границ. Художники изображают матрёшек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, различными кувшинами. Предметы, которые матрёшки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты. Для украшения своих матрешек художники используют не только различные цветочные узоры, но даже сюжеты из народных сказок.
Слайд 13 Особенности изготовления и этапы росписи матрешки.
- Интересно, а как же рождается матрешка?
Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.
Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...
Слайд 14. Этапы росписи матрешки.
Учитель: О том как расписывают матрешку нам расскажет Людмила Викторовна.
Слайд 15
- Шлифовка заготовки
Слайд 16
- Обводка контура узора
Слайд 17
- Прорисовывание основного фона
Слайд 18
- Прорисовывание деталей
Слайд 19
- Окончательная обводка
Слайд 20
- Лакировка
Слайды 21,22, 23, 24, 25, Фотографии авторских работ.
Слайд 26 Видео «Авторские матрешки».
4.Физкультминутка.
Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам отдохнуть и спеть песню , а матрешек мы попросим станцевать .
Ученик
Эй, Матрешки , хватит спать,
Выходите –ка плясать!
Слайд 27.
Матрешки исполняю танец, а все поют песенку «Русские матрешечки».
1.В лавке на прилавке матрёшечки стоят,
Удивляет, завлекает затейливый наряд!
Сарафаны расписные, щёчки зорькою горят,
Матрёшки, как живые, шлют улыбки всем подряд.
Припев:
Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Знамениты и пригожи эти крошечки–
Русские матрёшечки!
2.Все вокруг довольны, покупкам нет цены,
Покупатели, как дети, в матрёшек влюблены!
А матрёшки и по кругу, и шеренгами стоят,
Похожи друг на друга, будто все они родня.
Припев:
Люба,Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Впереди стоят большие, сзади крошечки–
Русские матрёшечки!
3.Белым пароходом плывёт за океан
Наша русская матрёшка– весёлый сарафан.
И теперь диктует моду симпатичный сувенир:
Матрёшек хороводы покорили целый мир!
Припев:
Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Всем напомнят о России эти крошечки–
Русские матрёшечки!
Всем напомнят о России эти крошечки–
Русские матрёшечки!
5. Практическая работа под руководством учителя.
- Сегодня вам, ребята, предстоит выполнить эскиз матрешки. В группах вы создадите свою « Матрешку-вкладку». Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо техники росписи.
(Опираясь на иллюстрации, дети вспоминают особенности хохломской, полховской, загорской, семеновской, техник росписи)
- Карточки с элементами цветоведения помогут вам, ребята, вспомнить, как, опираясь на основные цвета (красный, синий, желтый), получить оранжевый, фиолетовый, зеленый цвета, а, используя белый и черный цвет, холодные и теплые оттенки.
- Итак, переходим к выполнению нашей практической части.
(Дети в группах выполняют работу, делают Матрешку- вкладку, используя иллюстрации, карточки с элементами цветоведения; (во время работы можно включить записи русских народных песен)
Слайды 28, 29, 30.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итогом работы является выставка рисунков «Матрешек- вкладок». Каждая группа может дать название своей работе и рассказать, элементы каких техник она использовала в своей работе. Что у вас получилось, а что нет? Какие у вас возникали затруднения?
- Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке? (Ответы детей)
Учитель
…Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
А мы желаем вам удач и говорим:
“ До встречи, милые друзья!”
Учитель:- Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Жду вас на следующем занятии. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства 2 класс по теме "Цвет как средство выражения. Автопортрет"
Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе Б.М. Неменского....
Урок-презентация изобразительного искусства 3 класс на тему "Одуванчик"
Презентация может быть использована учителем на уроке рисования не только в 3 классе. На слайдах поэтапная работа по теме....
Урок-презентация изобразительного искусства 3 класс на тему "Паучок"
Урок можно интегрировать с окружающим миром, с уроком технологии. Работа не сложная, поэтому дети 2 класса тоже вполне смогут справиться....
Презентация по предмету изобразительное искусство , 2 класс на тему "Виды изобразительной деятельности"
Данный материал подготовлен в рамках преподавания предмета изобразительное искусство по Образовательной системе "Школа 2100", Разноцветный мир (автор Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.) во 2 классе....
Технологическая карта урока Изобразительного искусства 2 класс на тему - Масленица
технологическая карта урока Изобразительного искусства на тему - Масленица...
Учебно методический комплект по изобразительному искусству 4 класс на тему "Города в пустыне"
Программа "Школа России"...
Учебно-методический комплект по изобразительному искусству 4 класс на тему "Древняя Эллада"
Тема урока: Древняя ЭлладаЦели урока: знакомство с художественной культурой народов мираПланируемые результаты:· Предметные: обучение способности воспринимать...