Учебно-методическое пособие по изобразительному творчеству.
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) на тему

Михайленко Екатерина Андреевна

Учебно-методическое пособие по изобразительному творчеству. Возраст детей 6-10 лет.  Срок реализации 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_izo_1_na_2_goda.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

       Санкт-Петербургское государственное

бюджетное учреждение

центр для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Центр содействия семейному воспитанию № 12»

__________________________________________________________________

ПРИНЯТА:                                                               УТВЕРЖДЕНА:

На заседании педагогического совета                   Приказом № __ от _____20___г.

от «___» ___________ 20___г.                                                   Директору СПБ ГБУ            

Протокол №________                                                  Центр содействия семейному

воспитанию № 12

_____________ А.В.Погорелова

Учебно-методическое пособие

«Изобразительное творчество»

возраст учащихся  6 - 10  лет

срок реализации  2 года

           

 

Разработчик : Михайленко Е.А.,

педагог дополнительного образования

 

                                                        

  Пояснительная записка.

          Направленность программы .

   Программа «Изобразительное творчество» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего  возраста. Программа рассчитана на 2 года.

 Актуальность.

Необходимо в данном возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

Отличительные особенности .

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Адресат  программы.

Программа рассчитана на детей младшего и дошкольного возраста, общекультурного уровня, начинающим или продолжающим изучение данной дисциплины. Программа обучения детей изобразительному искусству рассчитана на 2 лет. В кружок принимаются дети, без специальной подготовки.

В этом возрасте начинают рисовать самостоятельно, без особых знаний и умений,активно выражая свою непосредственность восприятия мира. Поэтому очень важно способствовать и развивать данные потребности. Данная программа  рассчитана для учащихся начальной и средней школы .

Эта программа способствует приобщению ребенка к изобразительному искусству, способствует формированию духовной культуры личности, приобщению к общечеловеческим ценностям, овладению национальным и культурным наследием. Очень важным моментом является раскрытие творческого потенциала школьника, развитие его художественно-образного восприятия, воображения и фантазии. Повышение уровня художественной образованности школьников, расширение круга знаний об искусстве, умений и навыков изобразительной деятельности.

Создание данной программы вызвано актуальностью синтеза  имеющихся в дополнительном образовании условий организации художественно-творческой деятельности обучающихся и возможности индивидуального творческого развития личности, осмысливающей и создающей собственный художественный образ.

Содержание программы рассчитано на осмысление ребенком окружающего мира, и выделения в нем  художественного образа. На каждом занятии ставятся конкретные задачи обучения, которые определяют форму и тип урока.

Основной задачей занятий в изостудии является индивидуальное развитие художественно-творческих способностей детей в совокупности духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

Цель программы:

Создание условий для расширения художественно-творческого опыта ребенка, развития его творческих способностей и задатков в области живописи, скульптуры, графики, способствующего созданию собственного нового художественного образа.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Обогатить знания  о мировой художественной культуре.
  • Научить работать с различными художественными материалами.
  • Научить ребенка видеть и использовать основные средства художественной выразительности.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетическое восприятие мира.
  • Формировать представление о красоте и гармонии.
  • Воспитывать чувство любви к окружающим, к своей семье, к своему народу.

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус.
  • Развивать  воображение.
  • Развить умение образно мыслить.
  • Развить способность эстетично объединять в работе различные  материалы и фактуры, добиваясь при этом единого  и гармоничного образа.

Формы работы учащихся:

  •  Плоское и объемное изображение с натуры и по представлению.
  • Объемная, конструктивная деятельность.
  • Обсуждение и сравнение работ учащихся .
  • Поисковая работа.
  • Анализ произведений искусства.

Режим занятий.

- 1 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часа ; 72 часа в год

- 2 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часа ; 72  часов в год

Формы и методы организации педагогической деятельности.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

• рисование с натуры.

• рисование по представлению.

• рисование на различную тематику.

• иллюстрирование.

• декоративная работа с элементами дизайна.

• аппликация.

• беседы об изобразительном искусстве.

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.

Методы организации занятий:

• словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.

• наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.

• репродуктивный метод – метод практического показа.

Методы и формы работы:

•  беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание

• демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал

•  работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов

• организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества

• организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

• организация выставок детских работ

• создание и развитие детского коллектива

• фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

• коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы по группам.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.

Формы проведения контроля.

- опрос

- коллективный просмотр, получившихся работ

- открытое занятие

- проведение диагностики

Материально - техническая база.

Для занятий в студии необходимо следующее оборудование:  бумага формата А-1, А-3, А-4, А-5, кисти разных номеров, натюрмортные столы, бумага цветная, цветной картон, пластилин, предметы натюрмортного фонда, краски гуашь и акварель. Клей ПВА, клей-карандаш, иголки, нитки, проволока, стеки. Ткань, разного цвета и разной фактуры, бусины, бисер. Мука, мелкая соль, обойный клей. Выставочные стенды.

Оборудование и материалы:

• парты

• стулья

• доска

• учебные пособия

• объяснительно-иллюстративный материал

• изделия народных промыслов

• репродукции картин

• натюрмортный фонд

Натюрмортный фонд:

1) Предметы быта: Стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы, другая посуда). Деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки). Металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли). Керамические ( горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).

2) Предметы декоративно-прикладного искусства: Прялка, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

3) Природные элементы: Букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий.

4) Драпировки.

Художественные материалы:

• гуашь , темпера, акрил, акварель

• мелки, пастель, карандаши цветные, карандаши простые

• кисти разного размера

• различная бумага, картон

• пластилин

• клей

Ожидаемые результаты освоения программы:

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

• основные цвета • цветовую гамму красок ( теплые и холодные цвета)

• понятие композиция листа • понятие симметрии

• свойства красок и графических материалов

• азы линейной и воздушной перспективы

• основные приемы бумажной пластики

Будут уметь:

• смешивать цвета на палитре

• правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом

• грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки

• работать самостоятельно и в коллективе

Они  получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:

• умение организовывать и содержать в порядке рабочее место

• трудолюбие

• самостоятельность

• уверенность в своих силах

К концу второго года обучения дети будут знать:

• контрасты цвета

• гармонию цвета

• азы композиции

• пропорции плоскостных о объемных предметов

Будут уметь:

• выбирать формат и расположение листа

• соблюдать последовательность в работе ( от общего к частному)

• работать с натуры

• доводить работу до конца

• использовать различные техники рисования гуашью

• работать с бумагой

Они получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:

• умение работать в группе

• ответственность

• самокритичность

• самоконтроль

Способ проверки результатов:

В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:

• текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе)

• промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)

• итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)

Выявление результатов осуществляется:

• через отчетные просмотры законченных работ;

  • отслеживание личностного развития детей методом наблюдения. 
  • Заполнение диагностической таблице два раза в год. В начале и в конце рабочего года.

Учебно-тематический план.

Уровень освоения программы :

 общекультурный.

1 год обучения.

           

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма  контроля

теория

практика

всего

 

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

2

 

 2

Входная беседа.

2

Графический задание  «Рисую, как умею»

 1

9

10

Итоговый просмотр работ.

Беседа.

3

Рисуем штрихом

1

7

8

Итоговая работа.

4

Работа с трафаретами

1

7

8

Итоговый просмотр работ.

5

Декоративное рисование

1

7

8

Итоговая работа.

6

Иллюстрации к сказкам и мультипликационным героям.

1

9

10

Итоговая работа. Просмотр.

7

Свободная тема.

8

8

Итоговая работа.

8

Участие в тематических художественных выставках и подготовка к ней.

10

10

Выполнение и отправка работы на выставку.

9

Выставка работ

Итоговое занятие года

1

3

4

Итоговой просмотр.

10

Мероприятия познавательно - воспитательного характера. Экскурсии , мастер-классы.

1

3

4

Итоговая выставка.

Беседа. Круглый стол.

 

 Итого :

 9

63

72

Уровень освоения программы :

 общекультурный.

2 год обучения.

       

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма  контроля

теория

практика

всего

 

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности.

2

 

 2

Входная беседа.

2

Основы рисования карандашом.

 1

7

8

Итоговый просмотр работ.

Беседа.

3

Основы живописи.

1

7

8

Итоговая работа.

4

Бумажная пластика.

1

7

8

Итоговая работа.

5

Работа с трафаретами.

1

7

8

Мини семинар на пройденную тему.

6

Иллюстрации к сказкам и мультипликационным героям.

1

9

10

Итоговая работа. Просмотр.

7

Свободная тема.

8

8

Итоговая работа.

8

Участие в тематических художественных выставках и подготовка к ней.

10

10

Выполнение и отправка работы на выставку.

9

Выставка работ.

Итоговое занятие года.

4

4

Итоговой просмотр.

10

Мероприятия познавательно - воспитательного характера. Экскурсии , мастер-классы.

1

7

8

Итоговая выставка.

Беседа. Круглый стол.

 

 Итого :

8

64

72

Календарный  учебный график.

Уровень освоения программы :

 общекультурный.

Год обучения.

Дата начала обучения по программе.

Дата окончания обучения по программе.

Всего учебных недель.

Количество учебных часов

Режим Занятий

1 год

10  сентября

31 мая

36

72

2 раза в неделю по 1 часу

2 год

1 сентября

31 мая

37

72

2 раза в неделю по 1 часу

Список используемой литературы:

  • Е. Макарова «Преодолеть страх или искусствотерапия» М. Школа-Пресс1996
  • Н.Г.Ли .Основы учебного академического рисунка.М.2005
  • Кен Халтгрен. Амьтан зурах урлаг.(759 рисунков)
  • Стили в искусстве. «Орнаменты и декоративные мотивы».М.2006
  • Д.Фишер. Расписываем керамику.М.2006
  • Т.А.Копцева. Природа и художник.М.2006
  • Ю.Г.Шапиро,О.М.Персианова,К.В.Мытарева,Н.М.Арена.50 кратких биографий мастеров З-Европейского искусства 14-19 вв.Л.1968.
  • Традиции школы рисования СПбГХПА им.А.Л.Штиглица.С-Пб.2007
  • И. В. Штанько Воспитание искусством в д/с., М. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...

Учебно-методическое пособие по рисованию По теме: изобразительное творчество в детском саду «Путешествие в мир красок»

Мы  знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет с...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...

Приказ №344."О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс."

"О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс.5-8."...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и...

Учебно-методическое пособие по учебном предмету "Изобразительная деятельность" 3 класс ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для обучающихся 3 «О» класса  является приложением к Адаптированной основной образовательной программе о...