Учебно-методическое пособие по изобразительному творчеству.
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) на тему
Учебно-методическое пособие по изобразительному творчеству. Возраст детей 6-10 лет. Срок реализации 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_1_na_2_goda.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное
бюджетное учреждение
центр для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию № 12»
__________________________________________________________________
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
На заседании педагогического совета Приказом № __ от _____20___г.
от «___» ___________ 20___г. Директору СПБ ГБУ
Протокол №________ Центр содействия семейному
воспитанию № 12
_____________ А.В.Погорелова
Учебно-методическое пособие
«Изобразительное творчество»
возраст учащихся 6 - 10 лет
срок реализации 2 года
Разработчик : Михайленко Е.А.,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
Направленность программы .
Программа «Изобразительное творчество» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего возраста. Программа рассчитана на 2 года.
Актуальность.
Необходимо в данном возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.
Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.
Отличительные особенности .
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей младшего и дошкольного возраста, общекультурного уровня, начинающим или продолжающим изучение данной дисциплины. Программа обучения детей изобразительному искусству рассчитана на 2 лет. В кружок принимаются дети, без специальной подготовки.
В этом возрасте начинают рисовать самостоятельно, без особых знаний и умений,активно выражая свою непосредственность восприятия мира. Поэтому очень важно способствовать и развивать данные потребности. Данная программа рассчитана для учащихся начальной и средней школы .
Эта программа способствует приобщению ребенка к изобразительному искусству, способствует формированию духовной культуры личности, приобщению к общечеловеческим ценностям, овладению национальным и культурным наследием. Очень важным моментом является раскрытие творческого потенциала школьника, развитие его художественно-образного восприятия, воображения и фантазии. Повышение уровня художественной образованности школьников, расширение круга знаний об искусстве, умений и навыков изобразительной деятельности.
Создание данной программы вызвано актуальностью синтеза имеющихся в дополнительном образовании условий организации художественно-творческой деятельности обучающихся и возможности индивидуального творческого развития личности, осмысливающей и создающей собственный художественный образ.
Содержание программы рассчитано на осмысление ребенком окружающего мира, и выделения в нем художественного образа. На каждом занятии ставятся конкретные задачи обучения, которые определяют форму и тип урока.
Основной задачей занятий в изостудии является индивидуальное развитие художественно-творческих способностей детей в совокупности духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.
Цель программы:
Создание условий для расширения художественно-творческого опыта ребенка, развития его творческих способностей и задатков в области живописи, скульптуры, графики, способствующего созданию собственного нового художественного образа.
Задачи программы:
Образовательные:
- Обогатить знания о мировой художественной культуре.
- Научить работать с различными художественными материалами.
- Научить ребенка видеть и использовать основные средства художественной выразительности.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетическое восприятие мира.
- Формировать представление о красоте и гармонии.
- Воспитывать чувство любви к окружающим, к своей семье, к своему народу.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус.
- Развивать воображение.
- Развить умение образно мыслить.
- Развить способность эстетично объединять в работе различные материалы и фактуры, добиваясь при этом единого и гармоничного образа.
Формы работы учащихся:
- Плоское и объемное изображение с натуры и по представлению.
- Объемная, конструктивная деятельность.
- Обсуждение и сравнение работ учащихся .
- Поисковая работа.
- Анализ произведений искусства.
Режим занятий.
- 1 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часа ; 72 часа в год
- 2 год обучения – 2 раза в неделю по 1 часа ; 72 часов в год
Формы и методы организации педагогической деятельности.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
• рисование с натуры.
• рисование по представлению.
• рисование на различную тематику.
• иллюстрирование.
• декоративная работа с элементами дизайна.
• аппликация.
• беседы об изобразительном искусстве.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. При этом учитываются время года и интересы учащихся.
Методы организации занятий:
• словесные: объяснение новых тем, новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
• наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций, изображений скульптур, изображений зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
• репродуктивный метод – метод практического показа.
Методы и формы работы:
• беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание
• демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал
• работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов
• организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества
• организация экскурсий в музеи изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
• организация выставок детских работ
• создание и развитие детского коллектива
• фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
• коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы по группам.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.
Формы проведения контроля.
- опрос
- коллективный просмотр, получившихся работ
- открытое занятие
- проведение диагностики
Материально - техническая база.
Для занятий в студии необходимо следующее оборудование: бумага формата А-1, А-3, А-4, А-5, кисти разных номеров, натюрмортные столы, бумага цветная, цветной картон, пластилин, предметы натюрмортного фонда, краски гуашь и акварель. Клей ПВА, клей-карандаш, иголки, нитки, проволока, стеки. Ткань, разного цвета и разной фактуры, бусины, бисер. Мука, мелкая соль, обойный клей. Выставочные стенды.
Оборудование и материалы:
• парты
• стулья
• доска
• учебные пособия
• объяснительно-иллюстративный материал
• изделия народных промыслов
• репродукции картин
• натюрмортный фонд
Натюрмортный фонд:
1) Предметы быта: Стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы, другая посуда). Деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки). Металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли). Керамические ( горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).
2) Предметы декоративно-прикладного искусства: Прялка, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, подносы, гжельская посуда, керамические предметы).
3) Природные элементы: Букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий.
4) Драпировки.
Художественные материалы:
• гуашь , темпера, акрил, акварель
• мелки, пастель, карандаши цветные, карандаши простые
• кисти разного размера
• различная бумага, картон
• пластилин
• клей
Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
• основные цвета • цветовую гамму красок ( теплые и холодные цвета)
• понятие композиция листа • понятие симметрии
• свойства красок и графических материалов
• азы линейной и воздушной перспективы
• основные приемы бумажной пластики
Будут уметь:
• смешивать цвета на палитре
• правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом
• грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки
• работать самостоятельно и в коллективе
Они получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:
• умение организовывать и содержать в порядке рабочее место
• трудолюбие
• самостоятельность
• уверенность в своих силах
К концу второго года обучения дети будут знать:
• контрасты цвета
• гармонию цвета
• азы композиции
• пропорции плоскостных о объемных предметов
Будут уметь:
• выбирать формат и расположение листа
• соблюдать последовательность в работе ( от общего к частному)
• работать с натуры
• доводить работу до конца
• использовать различные техники рисования гуашью
• работать с бумагой
Они получат развитие обще-учебные умения и личностные качества:
• умение работать в группе
• ответственность
• самокритичность
• самоконтроль
Способ проверки результатов:
В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:
• текущие - (цель – выявление ошибок и успехов в работе)
• промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)
• итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)
Выявление результатов осуществляется:
• через отчетные просмотры законченных работ;
- отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.
- Заполнение диагностической таблице два раза в год. В начале и в конце рабочего года.
Учебно-тематический план.
Уровень освоения программы :
общекультурный.
1 год обучения.
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Форма контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 2 |
| 2 | Входная беседа. |
2 | Графический задание «Рисую, как умею» | 1 | 9 | 10 | Итоговый просмотр работ. Беседа. |
3 | Рисуем штрихом | 1 | 7 | 8 | Итоговая работа. |
4 | Работа с трафаретами | 1 | 7 | 8 | Итоговый просмотр работ. |
5 | Декоративное рисование | 1 | 7 | 8 | Итоговая работа. |
6 | Иллюстрации к сказкам и мультипликационным героям. | 1 | 9 | 10 | Итоговая работа. Просмотр. |
7 | Свободная тема. | 8 | 8 | Итоговая работа. | |
8 | Участие в тематических художественных выставках и подготовка к ней. | 10 | 10 | Выполнение и отправка работы на выставку. | |
9 | Выставка работ Итоговое занятие года | 1 | 3 | 4 | Итоговой просмотр. |
10 | Мероприятия познавательно - воспитательного характера. Экскурсии , мастер-классы. | 1 | 3 | 4 | Итоговая выставка. Беседа. Круглый стол. |
| Итого : | 9 | 63 | 72 |
Уровень освоения программы :
общекультурный.
2 год обучения.
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Форма контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 2 |
| 2 | Входная беседа. |
2 | Основы рисования карандашом. | 1 | 7 | 8 | Итоговый просмотр работ. Беседа. |
3 | Основы живописи. | 1 | 7 | 8 | Итоговая работа. |
4 | Бумажная пластика. | 1 | 7 | 8 | Итоговая работа. |
5 | Работа с трафаретами. | 1 | 7 | 8 | Мини семинар на пройденную тему. |
6 | Иллюстрации к сказкам и мультипликационным героям. | 1 | 9 | 10 | Итоговая работа. Просмотр. |
7 | Свободная тема. | 8 | 8 | Итоговая работа. | |
8 | Участие в тематических художественных выставках и подготовка к ней. | 10 | 10 | Выполнение и отправка работы на выставку. | |
9 | Выставка работ. Итоговое занятие года. | 4 | 4 | Итоговой просмотр. | |
10 | Мероприятия познавательно - воспитательного характера. Экскурсии , мастер-классы. | 1 | 7 | 8 | Итоговая выставка. Беседа. Круглый стол. |
| Итого : | 8 | 64 | 72 |
Календарный учебный график.
Уровень освоения программы :
общекультурный.
Год обучения. | Дата начала обучения по программе. | Дата окончания обучения по программе. | Всего учебных недель. | Количество учебных часов | Режим Занятий |
1 год | 10 сентября | 31 мая | 36 | 72 | 2 раза в неделю по 1 часу |
2 год | 1 сентября | 31 мая | 37 | 72 | 2 раза в неделю по 1 часу |
Список используемой литературы:
- Е. Макарова «Преодолеть страх или искусствотерапия» М. Школа-Пресс1996
- Н.Г.Ли .Основы учебного академического рисунка.М.2005
- Кен Халтгрен. Амьтан зурах урлаг.(759 рисунков)
- Стили в искусстве. «Орнаменты и декоративные мотивы».М.2006
- Д.Фишер. Расписываем керамику.М.2006
- Т.А.Копцева. Природа и художник.М.2006
- Ю.Г.Шапиро,О.М.Персианова,К.В.Мытарева,Н.М.Арена.50 кратких биографий мастеров З-Европейского искусства 14-19 вв.Л.1968.
- Традиции школы рисования СПбГХПА им.А.Л.Штиглица.С-Пб.2007
- И. В. Штанько Воспитание искусством в д/с., М. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...
Учебно-методическое пособие по рисованию По теме: изобразительное творчество в детском саду «Путешествие в мир красок»
Мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет с...
Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...
Приказ №344."О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс."
"О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс.5-8."...
Учебно-методический комплект к уроку изобразительного искусства "Городецкая роспись"
Городецкая роспись...
Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и...
Учебно-методическое пособие по учебном предмету "Изобразительная деятельность" 3 класс ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для обучающихся 3 «О» класса является приложением к Адаптированной основной образовательной программе о...