Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 35
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
- Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2016 г.
- Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2015 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2012 г.).
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 1 час в неделю (35 ч).
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Задачи, реализуемые в 3 классе:
- Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
- Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
- Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.
- Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
- Познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.
- Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Результаты изучения курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся
Содержание курса
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ (18 часов)
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.
Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:
с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства. Приемы работы раздельным удлиненным мазком (по форме, в разных направлениях, мазки плоские и заостренные). Экспериментирование с цветом: тональная и цветовая гармония при передаче многоцветности, освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое растяжение цвета по сухой и сырой бумаге;
с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.). Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя);
по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.
Опыт художественно-творческой деятельности:
изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не мутится»);
изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей полна»);
изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные») с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»), создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы;
составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица» с последующим выполнением ее в материале на уроках труда в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы» с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта.
ОСНОВЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (17 часов)
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды.
Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный).
Опыт художественно-творческой деятельности:
ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры;
ознакомление с богородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор, вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда;
ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью;
ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»);
ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);
продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме;
знакомство с особенностями театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»);
ознакомление с искусством павловских шалей. Плат — головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы — «огурец», «перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка;
ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Композиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.
Планируемые результаты
– формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
– сравнивать различные виды изобразительных искусств (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
– применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественной творческой деятельности;
– полученные знания и умения использовать в практической и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства при посещении художественных выставок и музеев изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс
В результате изучения изобразительного искусства обучающийся должен:
знать/понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других
народов мира;
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Учебно-методическое обеспечение
- Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г.А. Величкина. М.: Просвещение, 2016
- Методическое пособие к учебнику "Изобразительное искусство. 3 класс"
- Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 3 класс», Москва,
- Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Изобразительное искусство 3 класс. Творческая тетрадь, Москва, «Просвещение», 2016 г.
- Б. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2016
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству – 3 класс
№ уро ка | Тема урока Тип урока | Кол-во часов | Учебная деятельность учащихся | УУД | Форма контроля | Дом. задание | Дата проведения | ||||||
По плану | Факт. | ||||||||||||
| Земля одна, а цветы на ней разные Урок-образ | 1 | Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности | К концу урока учащиеся смогут: Создать композицию «Чужие цветы краснее, а свои милее». Знать понятия «цвет, нюанс и контраст». Уметь создавать собственную композицию | Викторина | Повторить изученный материал | 06.09 | ||||||
| В жостовском подносе все цветы России Урок-повтор | 1 | Умение работать индивидуально Длительная и устойчивая сосредоточенность при восприятии учебного материала на основе произвольного и послепроизвольного внимания | К концу урока учащиеся смогут: Познакомиться с секретом послойного Жолтовского письма. Нарисовать веточку с листьями и цветок лилии, как показал мастер. Знать понятие «русские лаки». Уметь создавать собственную композицию | Кроссворд | Повторить основные термины и понятия | 13.09 | ||||||
| О чем может рассказать русский расписной поднос Урок-вариация | 1 | Умение работать в заданном темпе. Умение воспринимать информацию Находить сходство и различие в приемах кистевой росписи мастеров Жостова и Городца | -Знать этапы послойного Жолтовского письма -Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи | Устное оценивание | Выполнить рисунок | 20.09 | ||||||
| Каждый художник урожай своей земли хвалит Урок-образ | 1 | - Нарисовать с натуры натюрморт «Славный урожай» - Выбрать правильные тона для создания композиции | -Знать понятия «натюрморт», «свет и форма» | Выставка творческих работ | Повторить изученный материал | 27.09 | ||||||
| Лети, лети, бумажный змей Урок-повтор и импровизация | 1 | Умение воспринимать информацию -Завершить композиционную схему зеркально-симметричного орнамента бумажного змея - Смоделировать форму и яркое украшение для своего воздушного змея -Выполнить эскиз бумажного змея | -Знать понятия «орнамент» и «форма» -Уметь выполнять эскиз бумажного змея | Тест | Лети, лети, бумажный змей | 04.10 | ||||||
| Чуден свет — мудры люди, дивны дела их Урок-вариация и импровизация | 1 | формирование приёмов мыслительной деятельности -Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием предметов быта -Понимать знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства -Выполнить эскиз орнамента для своего лоскутного коврика | Знать понятие «лоскутная мозаика» -Уметь читать композиционные схемы орнаментов лоскутных ковриков с пояснением названия композиции -Уметь создавать эскиз орнамента для своего лоскутного коврика | Викторина | Повторить основные термины и понятия | 11.10 | ||||||
| Живописные просторы Родины Урок-образ | 1 | Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности пейзажей разных географических широт -Нарисовать картину «Родные просторы» -Овладеть графическими, живописными и композиционными навыками, расширению диапазона приемов работы с красками в передаче пространственных планов пейзажа | -Знать понятия «пейзаж», «пространство» и « цвет» -Уметь экспериментировать с красками и цветными карандашами -Уметь читать композиционные схемы пейзажей | Кроссворд | Повторить изученный материал | 18.10 | ||||||
| Родные края в росписи гжельской майолики Урок-повтор | 1 | понимать учебную задачу -учиться работать в заданном темпе Нарисовать деревья, как гжельские мастера - Рисовать кистью, получая растяжение цвета в сюжетах по мотивам гжельской майолики | Знать понятия «керамика, майолика, квасник, кумган» -Уметь рисовать кистью, получая растяжение цвета в сюжетах по мотивам гжельской майолики | Устное оценивание | Выполнить рисунок | 25.10 | ||||||
| Двор, что город, изба, что терем Урок-вариация | 1 | владение способами объединения по общему признаку -Углубить представление о знаках-символах в народном орнаменте на примере знаков-оберегов в украшении крестьянской избы - Нарисовать резное полотенце причелины со знаками солнца, воды, земли | Знать понятия «причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупен» -Уметь выполнять эскиз полотенца | Выставка творческих работ | Повторить основные термины и понятия | 08.11 | ||||||
| То ли терем, то ли царев дворец Урок-образ | 1 | Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности - Овладеть графическими, живописными и композиционными навыками -Познакомятся с контрастами архитектурных объемов и форм | -Уметь создавать свой терем для сказочных героев | Тест | Работа по карточке | 15.11 | ||||||
| Каждая птица своим пером красуется Урок-образ | 1 | Умение работать в заданном темп-Нарисовать по памяти быстрые наброски птиц - Изобразить зимующих птиц в разных поворотах с передачей их характерной формы, цветовой окраски оперения -Освоить технику работы «по сырому» | -Знать понятия «форма и цвет» -Уметь видеть характерные особенности пернатых -Уметь выполнять технику работы «по сырому» | Викторина | Повторить изученный материал | 22.11 | ||||||
| Каждая изба удивительных вещей полна Урок-эксперимент | 1 | умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения. Поэкспериментировать в подборе оттенков цвета для передачи, освещенной и теневой поверхностей предметов при искусственном освещении. -Расширить представления о натюрморте как жанре изобразительного искусства, раскрывающем зрителю страницы истории, культуры, традиций народов, открывающем красоту предметного мира | К концу урока учащиеся смогут: -Углубить знания в области цветоведения -Познакомиться с особенностями влияния искусственного освещения на цвет предметов -Знать понятия «натюрморт», «свет и тень» -Завершить в цвете натюрморт из предметов крестьянского быта | Кроссворд | Выполнить рисунок | 29.11 | ||||||
| Русская зима Урок-эксперимент | 1 | формирование приёмов мыслительной деятельности -владение способами объединения по общему признаку - Расширить представления о графике как одном из видов изобразительного творчества - Раскрыть возможности графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой -Развить графические и композиционные навыки: в передаче ажурности, декоративности заснеженных, заиндевевших деревьев, трав, кустов. | -Знать понятие «пейзаж в графике» -Уметь передавать образ заиндевелых растений -Знать правила работы с белой краской | Устное оценивание | Повторить основные термины и понятия | 06.12 | ||||||
| Зима не лето, в шубу одета | 1 | Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности -Получат представление об особенностях построения сетчатых орнаментов. | -Знать значение знаков-символов в орнаменте народов Севера -Уметь создавать свой эскиз украшения из бисера как памятного подарка родителям, друзьям и близким -Уметь читать композиционные схемы орнамента вязаных изделий | Выставка творческих работ | Подобрать загадки о зиме | 13.12 | ||||||
| Зима за морозы, а мы за праздники Урок-образ | 1 | понимать учебную задачу -Завершить картину карнавального шествия -Изобразить красками яркий, сверкающий праздник с новогодней елкой и наряженными участниками веселья | -Знать правила работы с акварельными красками -Уметь использовать прием растяжения цвета, прием цветного мазка | Тест | Повторить изученный материал | 20.12 | ||||||
| Всякая красота фантазии да уменья требует Урок-импровизация | 1 | Умение работать в заданном темп - Нарисовать эскиз карнавальной маски -Передать в ней образ матушки-зимы | -Уметь выполнять эскиз карнавальной маски -Уметь выбирать материалы и приемы художественного изображения | Викторина | Выполнить рисунок | 27.12 | ||||||
| В каждом посаде в своем наряде Узоры-обереги в русском народном костюме Урок-повтор | 1 | Длительная и устойчивая сосредоточенность при восприятии учебного материала на основе произвольного и послепроизвольного внимания -Познакомиться с названиями главных частей севернорусского и южнорусского костюма (работа со словарем) | -Уметь читать композиционные схемы -Сформировать графические навыки: в построении композиции народного орнамента - Завершить орнаментальные полосы, которые украшают народный костюм | Кроссворд | Работа по карточке | 17.01 | ||||||
| Жизнь костюма в театре Урок-импровизация | 1 | понимать учебную задачу, -учиться работать в заданном темпе -Познакомиться с театральными костюмами героев русской оперы -Углубить представление о пропорциях фигуры человека - Создать эскиз исторического костюма (мужского или женского) | -Уметь создавать эскиз исторического костюма -Знать элементы народной одежды | Устное оценивание | Работа по карточке | 24.01 | ||||||
| Россия державная Урок-путешествие | 1 | - Расширить представление о старинном каменном зодчестве — архитектуре крепостей -Сформировать живописные навыки гармоничного подбора цветосочетаний: в колористическом решении архитектурного ансамбля |
-Знать изображение отдельных архитектурных объемов -Уметь подбирать цветосочетания, в колористическом решении архитектурного ансамбля | Выставка творческих работ | Повторить изученный материал | 31.01 | ||||||
| «Город чудный, город славный…» | 1 | Умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное - Выполнить рисунок «Старинный русский город-крепость» | -Уметь читать композиционные схемы изображения старинного русского города-крепости -Уметь выполнять свой рисунок по заданной теме | Тест | Выполнить рисунок | 07.02 | ||||||
| Защитники земли Русской Урок-образ | 1 | понимать учебную задачу, -учиться работать в заданном темп -Расширить представления о тематической композиции на ярких примерах изобразительного искусства | -Уметь создавать образ воина - Создать свой образ воина | Викторина | Повторить основные термины и понятия | 14.02 | ||||||
| Дорогие, любимые, родные | 1 | -Расширить представления о портрете как одном из жанров изобразительного искусства | -Уметь читать композиционные схемы -Уметь работать в любой технике (акварель, гуашь, фломастеры, мелки) -Уметь использовать линию симметрии в построении рисунка | Кроссворд | Повторить изученный материал | 21.02 | ||||||
| Широкая Масленица Урок-импровизация | 1 | -Развить образное видение цветовосприятие -Расширить представления об особенностях проводов зимы в разных регионах России | -Уметь создавать образ праздника проводов зимы -Знать, как отмечают Масленицу в разных районах нашей страны -Уметь подбирать теплые и холодные цвета -Уметь использовать основные и составные цвета | Устное оценивание | Работа по карточке | 28.02 | ||||||
| Красота и мудрость народной игрушки Урок-повтор | 1 | Длительная и устойчивая сосредоточенность при восприятии учебного материала на основе произвольного и послепроизвольного внимания -Углубить и систематизировать представления о народной деревянной игрушке | -Уметь выполнять зарисовки народных деревянных игрушек | Выставка творческих работ | Принести книги со сказками | 07.03 | ||||||
| Герои сказки глазами художника Урок-эксперимент | 1 | - Развить композиционные навыки, уметь выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы | -Уметь выполнять иллюстрацию к любимой сказке в технике бумажной аппликации (на историческую тему или по литературному произведению) | Тест | Подготовить вопросы викторины по сказкам | 14.03 | ||||||
| Иллюстрация к любимой сказке Урок-эксперимент | 1 | - Выполнить иллюстрацию к любимой сказке в технике бумажной аппликации (на историческую тему или по литературному произведению) | Уметь выполнять иллюстрацию к любимой сказке в технике бумажной аппликации (на историческую тему или по литературному произведению) | Викторина | Повторить изученный материал | 21.03 | ||||||
27 | Водные просторы России Урок-эксперимент и импровизация | 1 | -Развить образное видение и цветовосприятие на примерах наблюдаемых морских и речных пейзажей, произведений живописцев. |
-Уметь создавать картину весенней навигации -Знать теплые и холодные цвета -Уметь смешивать цвета -Знать понятие «художники-маринисты» | Кроссворд | Выполнить рисунок | 04.04 | ||||||
28 | Цветы России на Павловских платках и шалях Урок-повтор и вариация | 1 | Умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное - Завершить фрагмент рисунка мелкими узорами |
-Уметь выполнять свой рисунок по заданной теме | Устное оценивание | Повторить основные термины и понятия | 11.04 | ||||||
29 | «Всяк на свой манер» | 1 | понимать учебную задачу, -учиться работать в заданном темпе; -Расширить представления об искусстве ручной набойки. -Углубить представление об особенностях композиции узорного Павловского платка на примерах вариантов композиционных схем - Создать вариант музыкально-ритмической композиции для шали | -Уметь читать композиционные схемы -Уметь создавать вариант музыкально-ритмической композиции для шали | Выставка творческих работ | Работа по карточке | 18.04 | ||||||
30 | В весеннем небе — салют Победы Урок-образ | 1 | Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности - Расширить представления о возможностях цвета, о декоративности контрастных цветосочетаний | -Уметь создать композицию на заданную тему - Создать композицию «Салют Победы» | Тест | Подобрать стихи о весне | 25.04 | ||||||
31 | Гербы городов Золотого Кольца России Урок-импровизация | 1 | Умение работать индивидуально, в паре, группе. -Познакомиться с геральдическими символами на примерах гербов городов Золотого кольца России -Углубить представление о выразительных средствах декоративного образа: силуэт, цвет, линия, символическое значение изображений на гербе | -Уметь создать композицию на заданную тему - Придумать герб того места (села, города), где родились твои родители | Викторина | Повторить изученный материал | 16.05 | ||||||
32 | Сиреневые перезвоны | 1 | Умение воспринимать информацию -Расширить представления о натюрморте, о роли света в формировании колористической гаммы в произведениях живописи - Нарисовать сирень с натуры или по представлению, под впечатлением увиденных произведений | -Знать понятия «натюрморт, цвет и свет» -Уметь рисовать сирень с натуры или по представлению, под впечатлением увиденных произведений | Кроссворд | Работа по карточке | 23.05 | ||||||
33 | У всякого мастера свои затеи Урок-повтор,импровизация | 1 | Длительная и устойчивая сосредоточенность при восприятии учебного материала на основе произвольного и послепроизвольного внимания Углубить представление о связи материала, формы и техники исполнения в украшении художественной вещи, предмета; о связи красоты и функционального предназначения предмета | -Уметь использовать линию симметрии в построении рисунка -Знать правила работы с акварельными красками | Устное оценивание | Повторить основные термины и понятия | 30.05 | ||||||
34-35 | Изображение зверя в разных техниках Урок-образ | 2 | Длительная и устойчивая сосредоточенность при восприятии учебного материала на основе произвольного и послепроизвольного внимания - Придумать орнамент, в котором изображение животного станет мотивом -Выполнить изображение зверя в разных техниках | -Уметь выполнять изображение зверя в разных техниках | Выставка творческих работ | Повторить изученный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...