Рабочая программа по ИЗО 1 кл
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Рабочая программа по ИЗО 1 класс по прогамме "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_izo_1_kl_2018.doc | 85.5 КБ |
ktp_izo.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 декабря 2009 г. №373»
- Примерная программа по предмету изобразительное искусство.
- Основная образовательная программа МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина;
- Учебный план школы;
- Календарный график школы на текущий учебный год
УМК:
для ученика: Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1—4 классы
для учителя: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. — М.: Просвещение, 2011. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы - М.: Просвещение, 2011;
Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета ФГОС
Личностные результаты
- интерес к русской художественной культуре на основе знакомства с произведениями И.И. Шишкина, И.И. Левитана, З.Е. Серебряковой и др.);
- основа для восприятия художественного произведения, определение его основного настроения;
- эмоциональное восприятие образов природы, в том числе растительного и животного мира, отраженных в рисунке, картине;
- первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;
- положительное отношение к занятиям изобразительным искусством, интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности;
- чувство гордости за свой народ через знакомство с народным творчеством;
- интерес к человеку, его чувствам, мыслям через восприятие портретов, в том числе детских образов, автопортретов известных художников;
- основа для развития чувства прекрасного через доступные для детского восприятия художественные произведения.
- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;
- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;
- уважения к чувствам и настроениям другого человека, представлениям о дружбе, доброжелательном отношении к людям;
- мотивации к коллективной творческой работе;
- представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Метапредметные результаты
- оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своей художественно-творческой деятельности;
- понимать выделенные учителем ориентиры
- адекватно воспринимать предложения учителя.
- принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике;
- на первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения;
- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;
- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей.
Предметные результаты
- эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
- группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;
- владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
- осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали жизнь человека;
- принимать условность ты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу; выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.
По окончании изучения курса обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;
- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- принимать настроение других людей, их эмоции от восприятия репродукций картин и фотоматериалов.
Обучающийся получит возможность:
- соотносить собственное впечатление от произведения искусства и мнение других людей о нем;
- обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и ее результаты;
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;
- следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности.
ФКГОС
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать: – значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
– некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
– отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Каргополь);
– ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
– отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
– основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
– основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
– эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
Уметь: – организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
– применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
– передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
– составлять композиции с учетом замысла;
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
– рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
– различать теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
Содержание учебного предмета
Восхитись красотой нарядной осени (8 ч)
Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи (1 ч)
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Живопись. Живописные материалы.
Цвет — основа языка живописи. Жанр пейзажа. Изображение природы разных географических широт.
Твой осенний букет. Декоративная композиция (1 ч)
Виды художественной деятельности в изобразительном искусстве: живопись и декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Композиция.
Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы (1 ч)
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Образы природы и человека в живописи. Эмоциональные возможности цвета. Элементарные приёмы композиции на плоскости.
В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция (1 ч)
Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Природные формы в декоративно-прикладном искусстве. Жанр пейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция (1 ч)
Форма. Природные формы. Жанр натюрморта. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости с помощью цвета. Расположение предметов в натюрморте. Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр.
В гостях у народного мастера С.Веселова. Орнамент народов России (1 ч)
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Любуйся узорами красавицы зимы (8 ч)
О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России (1 ч) Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Русская глиняная игрушка (1 ч)
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отображённые в искусстве. Образ человека в традиционной культуре.
Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике (1 ч)
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Силуэт. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы.
Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике (1 ч)
Наблюдение природы и природных явлений, различия их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи родной природы. Роль белой и чёрной краски в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Белоснежные узоры. Вологодские кружева (1 ч)
Рисунок. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые, спиралью, летящие). Передача с помощью линии эмоционального состояния природы. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Композиция. Симметрия и асимметрия.
Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция (1 ч)
Разнообразие форм и предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Жанр натюрморта. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Способы передачи объёма на плоскости. Ритм линий, пятен, цвета.
Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект (2 ч)
Демонстрация достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), жанрам (пейзаж, декоративная композиция), по видам народного искусства (орнамент, народная глиняная игрушка, кружево), средствам художественной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмам (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.); традиции празднования Нового года и Рождества в семье и в школе.
Радуйся многоцветью весны и лета (17ч)
По следам зимней сказки. Декоративная композиция (1 ч)
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в искусстве (переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Образы архитектуры в декоративно-прикладном искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Зимние забавы. Сюжетная композиция (1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Образы человека и природы в живописи. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Защитники земли Русской. Образ богатыря (1 ч)
Образ человека в традиционной культуре, представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Представления народа о мужской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, былинах, песнях. Жанр портрета. Композиция портрета. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие.
Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка (2 ч)
Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Выразительность объёмных композиций.
Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм (1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет (1 ч)
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Образ природы и человека в живописи. Пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Цвет.
Птицы — вестники весны. Декоративная композиция (2 ч)
Пейзаж родной природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
«У Лукоморья дуб зелёный…» Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве (1 ч)
Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Природные формы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.
О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя (1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа.
В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета (2 ч)
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Цвет — основа языка живописи. Эмоциональные возможности цвета. Тёплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Смешение цветов.
Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки (1 ч)
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Пейзажи разных географических широт. Жанр натюрморта. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Смешение цветов. Эмоциональные возможности цвета.
Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи (1 ч)
Пейзажи родной природы. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран.
Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты (1 ч)
Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились, с чем ознакомились: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт, сюжетная картина), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы, инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Виды контроля |
1. | Восхитись красотой нарядной осени. | 8 | Текущий Групповая творческая работа |
2. | Любуйся узорами красавицы зимы. | 8 | Текущий Коллективная творческая работа |
3. | Радуйся многоцветью весны и лета. | 17 | Текущий Коллективная творческая работа |
Предварительный просмотр:
6Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контро-ля | Дата проведения | ||
По плану | Факти-чески | Примеча-ние | |||||||
Тема 1. Восхитись красотой нарядной осени (9 ч). | |||||||||
1. | Какого цвета осень? | 1 | ОНЗ | Познакомить детей с понятиями: живопись, пейзаж, научить пользоваться приёмом «красочное пятно и линия» | Понимать как неисчерпаемо богатство цвета в природе. Как по-разному воспринимают поэт и живописцы краски осени и в своих произведениях отображают живую природу (создают её образ). Знать что такое живопись, пейзаж и как цвет передаёт красоту осени. Выполнять художественный приём «красочное пятно и линия». | текущий | |||
2. | Твой осенний букет. Декора-тивная компо-зиция. | 1 | ОНЗ | Познакомить с понятиями: композиция, коллаж, научить пользоваться приемом «печатание» | Знать, что такое композиция, коллаж. Создавать декоративное изображение приемом отпечатка с готовой формы | текущий | |||
3. | Осенний пейзаж. | 1 | ОНЗ | Научить применять приём «раздельный мазок» точкой и удлиненный. | Понимать, как живописец создаёт образ листопада. Знать, что такое композиция в пейзаже: как с помощью планов (передний, средний, дальний) передать пространство. выполнять художественный приём «раздельный мазок» точкой и удлинённый. | текущий | |||
4. | В сентябре у рябины именины. | 1 | Р | Закрепить умения использовать в своей работе изученные приемы рисования. | Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, запечатлевших образ осенней рябины в природе. Рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия. Различать разнообразные формы в природе и узнавать их изображения в произведениях декоративно-прикладного и народного искусства и живописи. Объяснять смысл понятий живопись и декоративно- прикладное и народное искусство. Сравнивать изображения рябиновых ветвей, листьев, ягод в разных произведениях изобразительного (пейзаж, натюрморт) и народного искусства, находить, в чём состоит их сходство и различия. Участвовать в обсуждении характерных признаков ветки рябины и отличия её декоративного изображения (условность формы, цвета, расположение на поверхности художественной вещи) от живописного. | текущий | |||
5. | Щедрая осень. | 1 | ОНЗ | Познакомить детей с понятием «натюрморт», научить рисовать натюрморт. | Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия красоты разнообразных форм обыденных предметов и даров осени в природе и о чувствах, которые они вызывают. Рассматривать натюрморты живописцев. Различать формы, цвета, размеры осенних плодов в природе и находить соответствие им в изображениях плодов в натюрмортах живописцев. Объяснять значение понятия натюрморт. Сравнивать произведения разных художников, находить сходство и различия в изображении даров природы в них. Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него. | текущий | |||
6. | В золоте Хохломы – золото осени. | 1 | ОНЗ | Познакомить детей с понятием «орнамент», с элементами травяного орнамента, научить использовать орнамент в своей работе. | Сравнивать изображение трав на картине живописца и в декоративном орнаменте народного мастера из Хохломы, находить общее и различное. Узнавать основные элементы хохломского травного орнамента и называть их. Участвовать в обсуждении различий изображения родной природы в живописи и народном искусстве, элементов хохломского узора и палитры хохломской росписи. Повторять элементы травного орнамента Хохломы («травинки», «капельки» «усики», «завитки», «кустики») и сверять свои навыки работы кистью с художественно-дидактической таблицей. Выполнять упражнение на повтор приёмов кистевой росписи элементов травного орнамента хохломского узора. Завершить узор из «ягод» и «травинок» с помощью кисти и печатки. Сверять рисунок с таблицей. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | текущий | |||
7. | Ритмы травного узора хохломы | 1 | Р | Познакомить с понятием «ритм», декоративно – прикладное искусство, учить использовать приемы росписи в своих работах. | Анализировать хохломской узор: цветовую гамму, порядок чередования элементов (волнистый основной стебель, упругие завитки травинок, одинаковые группы ягод), место расположения элементов («ягоды» — в каждой впадине волны, «листочки» — на гребне волны). Составлять свою композицию узора на основе волнистого стебля для украшения хохломской ложки, ковша и рисовать её. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы с помощью приёмов кистевого письма | текущий | |||
8. | Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект | 1 | Р | Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учить создавать коллективную работу, работать в группах. | Рассматривать работы одноклассников, созданные в течение первой четверти и давать им оценку. | текущий | |||
Тема 2. Любуйся узорами красавицы- зимы (7 ч) | |||||||||
9. | Карго-польский узор. | 1 | ОНЗ | Познакомить с каргопольским узором, учить рисовать элементы карго-польского узора. | Сопоставлять форму, цвет знаков-символов с природными явлениями и рассказывать об их связи с природой. Участвовать в обсуждении особой монолитной объёмной формы каргопольский игрушки, древних знаков- символов в её геометрическом узоре, ритма и палитры. Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зёрен, находить знаки-символы, из которых составлен узор изделия, и объяснять их смысл, выявлять цветовую палитру каргопольской росписи. Повторять элементы каргопольского узора (знаки- символы солнца, дождя, земли, зёрен) за народным мастером по таблице. Рисовать их сразу кистью. Использовать палитру каргопольского узора. Выражать в творческо-художественной деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к красоте природы с помощью приёмов кистевого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | текущий | |||
10. | Карго-польская игрушка. Краски природы в наряде русской красавицы. | 1 | ОНЗ | Учить лепить из пластилина. | Работать по художественно-дидактической таблице народного мастера: рассматривать порядок и приёмы лепки (примазывать отдельные части, делать налепы, заглаживать поверхность) каргопольской игрушки из целого куска глины (пластилина). Соблюдать последовательность в работе. Отличать приёмы лепки каргопольской игрушки из целого куска глины от других видов лепки глиняной игрушки. Придумывать сказочного героя для своей глиняной игрушки. Рассказывать сказку в рисунках о своей глиняной игрушке. Рисовать своего придуманного героя или Полкана-богатыря. Лепить сказочную игрушку по своему рисунку. Выражать в творческой работе своё отношение к каргопольской игрушке. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | текущий | |||
11. | Зимнее дерево. | 1 | ОНЗ | Познакомить детей с понятием «графика», учить рисовать с помощью приёмов замкнутого контура, штриха, дугообразных линий или спиралей. | Рассматривать произведения графики, запечатлевшие образ зимней природы в разных её состояниях, и рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия. Сравнивать изображение зимней природы в различных видах искусства с реальной природой. Определять, какими художественными средствами переданы признаки холодного дня, оголённые зимой кустарники и травы, простор и тишина в графическом пейзаже. Объяснять смысл понятия «графика» Сравнивать произведения разных художников-графиков и находить сходство и различия в изображении зимней природы. Участвовать в обсуждении содержания и художественных выразительных средств графических пейзажей. | текущий | |||
12. | Зимний пейзаж: день и ночь. | 1 | Р | Научить выполнять рисунок в графической технике. | Рассматривать произведения художников-пейзажистов, запечатлевших красоту зимней природы в разное время суток. Определять своими словами главное в них. Высказывать своё отношение к понравившемуся зимнему пейзажу в технике живописи или графики. Сравнивать живописные и графические пейзажи, находить в них сходство и различия в передаче красоты зимней природы. Выявлять в живописных пейзажах характерные для зимы оттенки цвета в состоянии дня и лунной ночи. Участвовать в обсуждении художественных приёмов живописи и графики, с помощью которых художники по-разному передали состояния природы в дневное, вечернее, ночное время суток, их загадочность, привлекательность. Выбирать характер линий для создания образа зимнего дня и ночи и создавать графическими средствами выразительные образы природы в это время суток. Выявлять в композиции дневное и ночное изображение зимней природы. Подбирать цвета для изображения снегопада днём и ночью. Дорисовать по памяти, по представлению чёрной и белой линиями заданную композицию зимнего пейзажа «День и ночь». Использовать приёмы рисования белой линией на чёрном и чёрной линией на белом. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы с помощью графических приёмов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | текущий | |||
13. | Белос-нежные узоры – воло-годские кружева | 1 | ОНЗ | Познакомить с понятием «симметрия», с особенностями композиции кружевных узоров. | Понимать как график, поэт и народный мастер по-разному видят и отображают красоту белоснежных узоров природы. Знать каковы особенности композиции кружевных узоров — ритм и симметрия. Уметь последовательно рисовать белоснежные кружевные узоры. Сравнивать элементы кружева с объектами реальной природы и изображением их в произведениях графики, узнавать линии, разные по виду, и называть их, находить аналогии с художественными образами в поэзии. | текущий | |||
14. | Цвета радуги в новогод-них игрушках. | 1 | Р | Учить рисовать декоративную композицию из новогодних игрушек, закреплять умение использовать известные художественные приемы. | Рассматривать лаковую миниатюры (Мстёра). Узнавать и называть приёмы (цвет, ритм, симметрия), с помощью которых народный мастер передаёт праздничное настроение. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия. Сопоставлять приёмы передачи праздничного новогоднего настроения в произведении народного мастера и живописном портрете, находить сходство и различия. Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи настроения праздника в декоративно-прикладном и живописном искусстве, роли композиции, цвета и ритма, симметрии. | текущий | |||
15-16. | Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект | 2 | Р | Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учить создавать коллективную работу, работать в группах. | Характеризовать работы одноклассников, созданные в течение второй четверти, и давать оценку им. Принимать участие в коллективной работе по завершению проекта «Оформление класса к новогоднему празднику» | текущий | |||
Тема 3. Радуйся многоцветью весны и лета (16 ч) | |||||||||
17. | По следам зимней сказки. | 1 | Р | Познакомить с произведениями художников и народных мастеров, продолжать учить применять в своих работах известные художественные приемы. | Анализировать постройки по размеру (высокое или приземистое), по составу объёмов (разнообразие пристроек и башенок), по материалу (ледяное, лубяное, хрустальное, алмазное), цвету (искрящееся, серебряное и т. д.). Придумывать, каким будет жилище твоего сказочного героя. Выбирать краски (темные, нежные, светло-голубые, розовые, сиреневые), приемы работы кистью (раздельный мазок, линия штрих, цветное пятно) в соответствии с замыслом (дворец, терем, избушка, хоромы). Рисовать дом, в котором живет один из героев зимней сказки (волшебница-зима, Снегурочка, Метелица, Дед Мороз, Морозко и т. п.). Выражать в творческой работе своё отношение к изображению образа зимнего дома для одного из сказочных персонажей. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | текущий | |||
18. | Зимние забавы. | 1 | Р | Познакомить с понятием «сюжет», продолжать учить применять в своих работах известные художественные приемы. | Рассказывать о забавах, играх, в которые школьникам нравится играть зимой, использовать свои жизненный опыт и наблюдения, приводить примеры из поэтических произведений. Высказывать суждение о понравившемся произведении живописи, народного мастера или учебной работе сверстников. Участвовать в обсуждении содержания, особенностей композиции сюжетно-тематической картины и цветовых сочетаний, помогающих художникам и народным мастерам передать различные настроения людей в своих произведениях. Рисовать по памяти, по представлению картину «Зимние забавы» на один из сюжетов: «Лыжные гонки», «Учимся кататься на коньках», «Строим ледяную гору». Изображать человека в движении согласно замыслу. Показывать в композиции конкретные действия людей и их настроение. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы, к зимним забавам посредством известных средств выразительности. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | текущий | |||
19. | Защитники земли Русской - богатыри. | 1 | Р | Познакомить с произведениями художников и народного мастера, учить применять в своих работах известные художественные приемы. | Рассматривать произведения русских художников и народных мастеров на темы героического эпоса и исторического прошлого нашей Родины. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений. Сравнивать образы воинов и их доспехи в произведениях разных художников, средства художественной выразительности, которые используют мастера живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное. Участвовать в обсуждении своеобразия образов воинов-защитников родной земли, созданных в произведениях разных видов изобразительного искусства и народно-поэтического творчества. Сверять изображение воинского снаряжения на своей картине с таблицей. | текущий | |||
20. | Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка | 1 | ОНЗ | Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить рисовать элементы дымковского узора. | Рассматривать народные дымковские игрушки, находить образы животных, птиц, человека в игрушечных фигурках Дымки и определять своими словами самое главное в их форме и декоре. Сравнивать образы фигурок человека («нянек» и «барынь»), находить в них общее и различное. Участвовать в обсуждении художественного своеобразия форм и орнамента, цветовой гаммы дымковской глиняной игрушки (округлость, статность фигуры барыни, стройность коня, богатство оперения хвоста и элементов декора птицы). Выполнять приёмы орнаментальных элементов кистью, тычком, соблюдать последовательность в работе. Лепить дымковскую игрушку (по выбору) приёмами лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку либо бумажный силуэт дымковской игрушки, следуя советам мастера. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к образам дымковской игрушки приёмами кистевого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | текущий | |||
21. | Дым-ковская игрушка | 1 | ОНЗ | Учить лепить дымковскую игрушку. | Участвовать в обсуждении художественного своеобразия форм и орнамента, цветовой гаммы дымковской глиняной игрушки (округлость, статность фигуры барыни, стройность коня, богатство оперения хвоста и элементов декора птицы). Выполнять приёмы орнаментальных элементов кистью, тычком, соблюдать последовательность в работе. | текущий | |||
22. | Краски природы в наряде русской красави-цы. Народ-ный костюм | 1 | ОНЗ | Познакомить с произведениями художников, рассмотреть женский народный костюм, элементы узора. | 06.03 | ||||
23. | Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет. | 1 | Р | Познакомить с произведениями художников, учить применять в своих работах известные художественные приемы. | Рассматривать пейзажи живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков ранней весны и в пору половодья в природе, различать цветовые сочетания в изображении только что прогретой солнцем земли и тех мест, где появились первоцветы. Сравнивать композицию и цветовое решение пейзажей разных живописцев. Определять общее и различное в них. Высказывать суждение о понравившемся весеннем пейзаже и давать свою эмоциональную оценку. Аргументировать ответ. Участвовать в обсуждении выразительности цветовых сочетаний в передаче первых признаков весны в живописных пейзажах. Рисовать по памяти, по представлению весенний пейзаж. Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии её движение. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к весенней природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | текущий | |||
24. | Птицы — вестники весны. Декора-тивная компо-зиция | 1 | Р | Познакомить с произведениями художников, учить применять в своих работах известные художественные приемы. | Рассматривать пейзаж А. Саврасова «Грачи прилетели» и произведение декоративно-прикладного искусства. Определять своими словами их композицию и колорит. Приводить примеры признаков ранней весны и прилёта птиц в природе родного края и находить соответствие им в изображении весны в пейзаже А. Саврасова. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия. Сравнивать изображение птиц в реалистической живописи с их изображением в декоративной композиции народного мастера и давать характеристику особенностям декоративной композиции, её элементам, цветовому решению, технике исполнения. Участвовать в обсуждении своеобразия художественного решения образа весеннего прилёта птиц в живописном пейзаже и декоративной композиции. Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги на одну из тем по выбору «Поющее дерево» или «Птичка и весенняя веточка». Выбирать художественные приёмы (аппликация или смешанная техника) для осуществления своего замысла. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенней природы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | текущий | |||
25. | «У Луко-морья дуб зелёный…» Образ дерева в искусстве | 1 | Р | Учить применять в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности. | Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающих природу. Определять своими словами самое главное в них. Объяснять, почему в народном искусстве всегда почитали и берегли деревья и образ дерева называли «древо жизни». Сравнивать произведения живописи и декоративно- прикладного и народного искусства, находить общее и различное в изображении дерева в зависимости от поставленных задач живописцем и народным мастером. Приводить примеры живописных пейзажей и декоративных композиций, в которых главным мотивом было дерево. Участвовать в обсуждении художественных образов дерева в произведениях фазных видов искусства и художественных выразительных средств, с помощью которых они созданы. Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства (обобщённость природных форм, выявление существенных признаков для создания декоративного образа, условность цвета). Выражать в творческой работе своё отношение к образу дерева декоративными средствами. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности | текущий | |||
26. | О неразлуч-ности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочно-го героя | 1 | Р | Учить применять в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности. | Рассматривать произведения живописи, графики и декоративно-прикладного и народного искусства. Определять своими словами самое главное в них. Сравнивать реальные и сказочно-фантастические образы коня в произведениях разных видов искусства, находить в них общее и различия (в характере формы, декора, цветового решения). Объяснять, почему в представлениях народа коня называют другом и помощником человека. | текущий | |||
27. | Красуйся, красота, по лазоревым цветам. Цвет и оттенки. | 1 | Р | Учить применять в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности. | Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, различать в них на основе своих наблюдений природы характерные признаки весны и лета и свойственные им цвета и оттенки. Объяснять, что и с помощью, каких художественных приёмов изображено в реалистических произведениях (натюрморте и пейзаже) и декоративной композиции народного мастера, какова их композиция. Объяснять смысл понятий цвет, оттенки. Участвовать в обсуждении многообразия цветов и их оттенков в изображении весенней природы в произведениях искусства, способов получения оттенков, художественных приёмов, которые используют художники в создании реалистического и декоративного образа природы. Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определённого цвета. Решать, из каких весенних цветов составить собственную композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморт) её выполнить. Определять место расположения главных и второстепенных героев в композиции. Выбирать художественные приёмы, техники и материалы согласно замыслу. Рисовать по памяти, по представлению композицию из весенних цветов красками, полученными путём смешения с белой гуашью. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенних цветов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | текущий | |||
28-29. | В царстве радуги-дуги. Тёплые и холодные, основные и дополнительные цвета | 2 | ОНЗ | Познакомить с основными и дополнительными цветами, учить применять на практике разные цвета. | Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находить в них цвета радуги. Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), тёплые и холодные. Участвовать в обсуждении многообразия цветов и их оттенков в природе и применения их в изобразительном искусстве для передачи различных её состояний и настроения человека, основ цветоведения и гармонического сочетания цветов в произведениях разных художников. Исследовать возможности цвета: смешивать попарно краски основных цветов на палитре и определять, какие новые цвета получились, и запоминать их. Рисовать одинаковые изображения (например, бабочку, рыбку, пирамидку и т, п.). Выполнять одно изображение в тёплой цветовой гамме, другое — в холодной, третье — в смешанной. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | текущий | |||
30. | Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи | 1 | Р | Познакомить с произведениями художников, учить передавать красками свое видение родной природы. | Рассматривать произведения художников-пейзажистов, отобразивших природу разных географических широт России. Объяснять, какими средствами живописи в пейзаже переданы особенности природы в разных регионах нашей страны. Сравнивать произведения художников, находить общее и различное в композиции пейзажа, цветовой гамме, художественных приёмах художников. Участвовать в обсуждении красоты природы родных мест, находить отражение знакомых мотивов в произведениях живописи. Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна родная?» в виде пейзажа. Передавать цветом своё видение родной природы в весеннее или летнее время года. Выражать в творческой работе своё отношение к образу родной земли. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | текущий | |||
31. | Образ приближающегося лета. | 1 | Познакомить с произведениями художников, учить передавать красками свое видение родной природы. | Рассматривать произведения художников-пейзажистов, отобразивших природу разных географических широт России. Объяснять, какими средствами живописи в пейзаже переданы особенности природы в разных регионах нашей страны. Сравнивать произведения художников, находить общее и различное в композиции пейзажа, цветовой гамме, художественных приёмах художников. Участвовать в обсуждении красоты природы родных мест, находить отражение знакомых мотивов в произведениях живописи. Рисовать композицию на тему «Утренний и вечерний пейзаж». | текущий | ||||
32-33. | Наши достижения. Что я знаю и могу. | 3 | Р | Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учить создавать коллективную работу, работать в группах. | Характеризовать произведения живописи разных жанров (натюрморт, пейзаж, сюжетная композиция). Участвовать в обсуждении содержания произведения искусства, выявлять средства художественной выразительности, которые использует каждый автор, определять характер цветовой гаммы (тёплый или холодный), настроение, которое хотели передать художники. Рассматривать работы одноклассников, созданные в течение третьей и четвёртой четвертей, анализировать их. Участвовать в коллективной работе над проектами «Город мастеров». Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами и работать в ней согласно поставленной задаче: создать на большом листе работ картину «От зимы к весне» из наиболее красочных и выразительных рисунков одноклассников, усилить композицию дополнительными деталями в группе пейзажистов; составить композицию «Богатырское поле» в группе художников-историков; составить композицию-панно «Весенний букет» из работ одноклассников, дополнить композицию весенними ветками с распустившимися первыми листочками в группе флористов; составить сказочную композицию «Конь-огонь», вылепить этого сказочного героя из пластилина; вылепить из пластилина или изготовить из бумаги жителей слободы Дымково, участников ярмарки по технологической карте в группе скульпторов; | текущий | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...