рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
- требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России № 373 от 6 октября 2009 года );
- Примерной программой по изобразительному искусству 1-4 классы, разработанной В.С Кузиным, обеспечена УМК «Школа России» для 3 класса автором В.С.Кузиным
- основной образовательной программой «Ростовской областной спецшколы;
- годовым календарным учебным графиком;
- учебным планом ОУ «Ростовская областная спецшкола (Приказ №132 -0 от 19.06.2017г.)
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального образования (приказ Минобрнауки РФ ;
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
- требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России № 373 от 6 октября 2009 года );
- Примерной программой по изобразительному искусству 1-4 классы, разработанной В.С Кузиным, обеспечена УМК «Школа России» для 3 класса автором В.С.Кузиным
- основной образовательной программой «Ростовской областной спецшколы;
- годовым календарным учебным графиком;
- учебным планом ОУ «Ростовская областная спецшкола (Приказ №132 -0 от 19.06.2017г.)
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального образования (приказ Минобрнауки РФ ;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._izo_3_kl.docx | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением»
Согласовано: Протокол заседания МС «Ростовской областной спецшколы» Протокол № _1___ от 31.08.2017г. Руководитель МС _____Л.А.Колесникова | Согласовано: Заместитель директора по УВР ____Л.А.Колесникова | «Утверждаю» Директор «Ростовской областной спецшколы» Приказ № 167-о от 31.08. 2017 г. _______ В.Н.Тищенко МП |
Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для 3 класса
на 2017-2018 учебный год
начальное общее образование
количество часов- 34
учитель – Карпова Л.Н.
Программа разработана на основе требований ФГОС начального общего образования (2009 года). Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству (1-4 классы), разработанной В.С. Кузиным.
с. Маньково-Калитвенское
2017г.
Сведения об учителе.
1.Карпова Людмила Николаевна.
2.Учитель начальных классов
3.Образование – среднее - специальное.
4.Вёшенское педагогическое училище им. М. А. Шолохова.
5.Стаж работы – 25 лет.
6. I квалификационная категория, 2016 год.
7. Курсы – в 2015 году.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
- требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России № 373 от 6 октября 2009 года );
- Примерной программой по изобразительному искусству 1-4 классы, разработанной В.С Кузиным, обеспечена УМК «Школа России» для 3 класса автором В.С.Кузиным
- основной образовательной программой «Ростовской областной спецшколы;
- годовым календарным учебным графиком;
- учебным планом ОУ «Ростовская областная спецшкола (Приказ №132 -0 от 19.06.2017г.)
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального образования (приказ Минобрнауки РФ ;
На основании:
- Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3);
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 рального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 .
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и
других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою
общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и
навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и
общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности, разными художественными
материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место учебного предмета
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет изобразительное искусство
в 3 классе отводится 1 час в неделю. Таким образом, количество часов по
изобразительному искусству в 3 классе равно 1 часу в неделю.
Годовой календарный учебный план на 2017- 2018 учебный год предусматривает 35
учебных недель в 3 классе. В соответствии с учебным планом спецшколы на 2017-2018 уч. г.
для начального общего образования на учебный предмет изобразительное искусство в 3
классе отводится 1 час в неделю, т.е. 35 часов. В связи с тем ,что 1 урок совпадает с
праздничным днём (9 мая ), произведено перераспределение учебного материала ,и, весь
предусмотренный программой материал будет изучен за 34 часа.
Содержание программы
3 класс (34 ч)
Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (10 ч)
Рисование с натуры простых по очертаниям и строению объектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Примерные задания:
а) рисование листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);
б) рисование веточек деревьев с почками (верба, тополь);
в) рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);
г) рисование фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);
д) рисование животных (заяц, кролик, скворец, утка, снегирь, голубь, майский жук, стрекоза, кузнечик, шмель);
е) рисование предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, детское ведерко, детская лопата);
ж) рисование игрушечных машин (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом), народных игрушек (глиняные свистульки - Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки – Полхов - Майдан);
з) выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы (8 ч)
Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
Примерные задания:
а) рисование на темы «Осень в саду», «На качелях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;
б) иллюстрирование русских народных сказок «Сивка - бурка», «Петушок - золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина, «Серая Шейка» Д. Мамина - Сибиряка, «Федорино горе» К. Чуковского, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого; басен «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух» И. Крылова; стихотворений «Уж небо осенью дышало...», «Зимнее утро» А. Пушкина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова; рассказов «Красное лето» И. Соколова - Микитова, «Художник Осень» Г. Скребицкого.
Декоративная работа (7 ч)
Углубленное знакомство с народным декоративно - прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).
В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества народного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.
Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).
Примерные задания:
а) выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и зверей; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной тарелочки, очечника, сумочки, салфетки и т. п.;
б) выполнение эскизов росписи игрушки - матрешки, украшений для елки (расписные шарики, гирлянды, флажки, хлопушки и т. п.);
в) выполнение эскизов карнавальных принадлежностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т. п.);
г) выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т. п.);
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии;
е) выполнение эскизов сувениров, сконструированных из пустых коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т. п.);
ж) выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.
Лепка (3 ч)
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.
Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.
Примерные задания:
а) лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей с натуры, по памяти или по представлению;
в) лепка фигурок по мотивам народных игрушек;
г) лепка композиций на темы быта и труда человека «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. д.
Аппликация (2 ч)
Составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.
Примерные задания:
а) составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежинок», «Весенняя сказка цветов»;
б) составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», басни «Кукушка и Петух» И. Крылова и др.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)
Основные темы бесед:
• виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
- наша Родина - Россия;
- Москва;
- старинные города России;
- тема матери в творчестве художников;
- тема труда в изобразительном искусстве;
- родная природа («Порыв ветра, звук дождя, плеск волны», «Облака», «Красота моря»);
- форма, объем и цвет в рисунке, живописи;
- действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
- русское народное творчество в декоративно - прикладном искусстве, выразительные средства декоративно - прикладного искусства;
- музеи России.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
В течение учебного года учащиеся должны углубить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
- доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов - Майдан и т. д.);
- начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов - Майдана;
- правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно - оранжевого и желто - оранжевого, желто -зеленого и сине - зеленого, сине - фиолетового и красно - фиолетового.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески использовать приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;
- использовать силуэт и светлостный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках технологии.
Тематический план учебного
курса Тематическое планирование
Период обучения | Количество часов | № п/п | Наименование раздела | Всего часов | |
1 четверть | 8 | 1 | И снова осень к нам пришла | 8 ч. | |
2 четверть | 8 | 2 | В мире сказок | 8 ч. | |
3 четверть | 10 | 3 | Труд и отдых людей зимой и весной | 10 ч. | |
4 четверть | 8 | 4 | В каждом рисунке – солнце | 8 ч. | |
Итого | 34 | Всего | 34 |
Календарно – тематическое планирование
Условные обозначения: рисование с натуры, по памяти и представлению - РНП; рисование на тему - РТ;
декоративная работа - ДР; лепка - Л; аппликация - АП.
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Основные термины и понятия | |
план | факт | |||
1 четверть (8 ч) И снова осень к нам пришла (8 ч) | ||||
Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». | Элементарные основы изобразительного языка искусства: композиция (на примере картин русских художников) | |||
РТ. Прощаемся с теплым летом | Спектр, натура. Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Смешивание красок. | |||
Л. Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы. | Пропорции, силуэт. | |||
РНП. Дары осеннего сада и огорода (ветка яблони)». | Живопись. | |||
04.10 | АП. Составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев» | Композиция, орнамент, ритм. | ||
11.10 | РТ. Осень в саду | Пространственное расположение объектов. Пейзаж, композиция. | ||
18.10 | РНП. Тёплые и холодные цвета спектра. Симметрия. Бабочка. | Тёплые - холодные цвета. Симметрия. | ||
25.10 | ДР. Русская матрешка в осеннем уборе | Основные краски. Полхов - Майдан. | ||
2 четверть (8 ч) В мире сказок (8 ч) | ||||
08.11 | Беседа «Сказка в произведениях русских художников» | Элементарные основы изобразительного языка художников. | ||
15.11 | РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | Иллюстрация. Пропорции, силуэт. Построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм. | ||
22.11 | РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина | |||
29.11 | РНП. Рисование с натуры игрушки (сказочного персонажа) | |||
06.12 | ДР. Выполнение эскиза варежки, украшенной узором | Эскиз. Цветовая гамма. | ||
13.12 | ДР. «Готовим наряд для сказочной елки» | |||
15- 16 | 20.12 27.12 | АП. «В царстве прекрасных снежинок» | Композиция, ритм. | |
3 четверть (10 ч) Труд и отдых людей зимой и весной (10 ч) | ||||
17. | 17.01 | Беседа «Тема труда в изобразительном искусстве» | Художники, сюжет. | |
18. | 24.01 | РНП. Рисование предметов быта (ведро, лопата) | Жанровая живопись. | |
19. | 31.01 | РНП. Рисование игрушечных машин (самосвал) | Жанр анималистики. | |
20. | 07.02 | РТ. «Труд людей зимой и весной» | Цвет, мазок, линия, пятно. Пространственное расположение объектов. | |
21. | 14.02 | РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица). | Построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм. Анатомия, пропорции. | |
22. | 21.02 | РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица). | ||
23. | 28.02 | Л. Лепка зверей с натуры, по памяти или по представлению | ||
24. | 07.03 | ДР. Выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав. | Кистевая роспись. | |
25. | 14.03 | ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели. | Гжель. | |
26. | 21.03 | Беседа «Весна в произведениях русских художников» | Традиции реализма | |
4 четверть (8 ч) В каждом рисунке – солнце (8 ч) | ||||
27. | 04.04 | РТ. Весеннее солнце | Теплые и холодные тона | |
28. | 11.04 | РНП. Рисование веточек деревьев с почками (верба) | ||
29-30 | 18.04 25.04 | РТ. Полёт на другую планету | Пространственное расположение объектов. | |
31. | 02.05 | РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет) | Спектр в пределах наборов акварельных красок | |
32. | 16.05 | РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет) | ||
33. | 23.05 | Л. Лепка фигурок по мотивам народных игрушек | Пластические и конструктивные способы лепки | |
34. | 30.05 | РТ. Пусть всегда будет солнце. Подведение итогов, выставка работ. | Теплые и холодные тона. Пространственные отношения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...