рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Карпова Людмила Николаевна

Данная рабочая программа составлена в соответствии  с:

  • требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России № 373  от 6 октября 2009 года   );
  • Примерной программой по изобразительному искусству 1-4 классы, разработанной В.С Кузиным, обеспечена УМК «Школа России» для 3 класса автором В.С.Кузиным
  • основной образовательной программой «Ростовской областной спецшколы;
  • годовым календарным учебным графиком;
  • учебным планом ОУ «Ростовская областная спецшкола (Приказ №132 -0 от 19.06.2017г.)
  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального образования (приказ Минобрнауки РФ ;

    Данная рабочая программа составлена в соответствии  с:

  • требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России № 373  от 6 октября 2009 года   );
  • Примерной программой по изобразительному искусству 1-4 классы, разработанной В.С Кузиным, обеспечена УМК «Школа России» для 3 класса автором В.С.Кузиным
  • основной образовательной программой «Ростовской областной спецшколы;
  • годовым календарным учебным графиком;
  • учебным планом ОУ «Ростовская областная спецшкола (Приказ №132 -0 от 19.06.2017г.)
  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального образования (приказ Минобрнауки РФ ;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._izo_3_kl.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для  обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением»

Согласовано:

Протокол заседания МС

«Ростовской областной спецшколы»

Протокол № _1___

от 31.08.2017г.

Руководитель МС

 _____Л.А.Колесникова

Согласовано:                                                          

Заместитель  

директора по УВР

____Л.А.Колесникова

«Утверждаю»

Директор

«Ростовской  областной  спецшколы»

Приказ № 167-о

от 31.08. 2017 г.

_______ В.Н.Тищенко

МП

Рабочая программа по учебному предмету

«Изобразительное  искусство»

для 3 класса

на  2017-2018 учебный  год

начальное общее образование

количество  часов-  34

учитель – Карпова Л.Н.

                                           

                                             

Программа разработана на основе требований  ФГОС   начального общего образования (2009 года). Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству  (1-4 классы), разработанной В.С. Кузиным.

с. Маньково-Калитвенское

2017г.

Сведения об учителе.

1.Карпова Людмила Николаевна.

2.Учитель начальных классов

3.Образование – среднее - специальное.

4.Вёшенское педагогическое училище им. М. А. Шолохова.

5.Стаж работы – 25 лет.

6. I   квалификационная   категория, 2016 год.

7. Курсы – в 2015 году.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии  с:

  • требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России № 373  от 6 октября 2009 года   );
  • Примерной программой по изобразительному искусству 1-4 классы, разработанной В.С Кузиным, обеспечена УМК «Школа России» для 3 класса автором В.С.Кузиным
  • основной образовательной программой «Ростовской областной спецшколы;
  • годовым календарным учебным графиком;
  • учебным планом ОУ «Ростовская областная спецшкола (Приказ №132 -0 от 19.06.2017г.)
  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального образования (приказ Минобрнауки РФ ;

На основании:

  • Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3);

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года №  273-Ф3 рального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года №  273-Ф3 .

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание

нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и

других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою

 общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности

творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и

навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,

 декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и

общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование

художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах

художественно-творческой деятельности, разными художественными

материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и

окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной

жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Место учебного предмета

В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет изобразительное искусство  

в 3 классе отводится 1 час в неделю. Таким образом, количество часов по

изобразительному искусству  в 3 классе равно 1 часу в неделю.

Годовой календарный учебный план на 2017- 2018  учебный год предусматривает 35

учебных недель в 3 классе. В соответствии с учебным планом спецшколы  на 2017-2018  уч. г.

для начального общего образования на учебный предмет изобразительное искусство в 3

классе  отводится 1 час в неделю, т.е. 35 часов. В связи с тем ,что 1 урок совпадает с

праздничным днём (9 мая ), произведено перераспределение учебного материала ,и, весь

предусмотренный программой материал будет изучен за 34 часа.

                                                                              Содержание программы

                                                                                   3 класс  (34 ч)

Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (10 ч)

Рисование с натуры простых по очертаниям и строению объектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

Примерные задания:

а)        рисование листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);

б)        рисование веточек деревьев с почками (верба, тополь);

в)        рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);

г)        рисование фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);

д)        рисование животных (заяц, кролик, скворец, утка, снегирь, голубь, майский жук, стрекоза, кузнечик, шмель);

е)        рисование предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, детское ведерко, детская лопата);

ж)        рисование игрушечных машин (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом), народных игрушек (глиняные свистульки - Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки – Полхов - Майдан);

з)        выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы (8 ч)

Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

Примерные задания:

а)        рисование на темы «Осень в саду»,  «На качелях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;

б)        иллюстрирование русских народных сказок «Сивка - бурка», «Петушок   -   золотой   гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;  сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина, «Серая Шейка» Д. Мамина - Сибиряка, «Федорино горе» К. Чуковского, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого; басен «Стрекоза и Муравей», «Кукушка и Петух» И. Крылова; стихотворений «Уж небо осенью дышало...», «Зимнее утро» А. Пушкина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова; рассказов «Красное лето» И. Соколова - Микитова, «Художник Осень» Г. Скребицкого.

Декоративная работа (7 ч)

Углубленное знакомство с народным декоративно - прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).

В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества народного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

Примерные задания:

а)         выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и зверей; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной тарелочки, очечника, сумочки, салфетки и т. п.;

б)        выполнение эскизов росписи игрушки - матрешки, украшений для елки (расписные шарики, гирлянды, флажки, хлопушки и т. п.);

в)        выполнение эскизов карнавальных принадлежностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т. п.);

г)         выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т. п.);

д)        раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии;

е)          выполнение эскизов сувениров, сконструированных  из пустых  коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т. п.);

ж)        выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

Лепка (3 ч)

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.

Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.

Примерные задания:

а)          лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б)        лепка птиц и зверей с натуры, по памяти или по представлению;

в)        лепка фигурок по мотивам народных игрушек;

г)         лепка композиций на темы быта и труда человека «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. д.

Аппликация (2 ч)

Составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.

Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.

Примерные задания:

а)        составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежинок», «Весенняя сказка цветов»;

б)        составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», басни «Кукушка и   Петух» И. Крылова и др.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

• виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;

  • наша Родина - Россия;
  • Москва;
  • старинные города России;
  • тема матери в творчестве художников;
  • тема труда в изобразительном искусстве;
  • родная природа («Порыв ветра, звук дождя, плеск волны», «Облака», «Красота моря»);
  • форма, объем и цвет в рисунке, живописи;
  • действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
  • русское народное творчество в декоративно - прикладном искусстве, выразительные средства декоративно - прикладного искусства;
  • музеи России.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе

В течение учебного года учащиеся должны углубить свои знания о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

  • доступные сведения об известных центрах народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов - Майдан и т. д.);
  • начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов - Майдана;
  • правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно - оранжевого  и  желто - оранжевого,  желто -зеленого и сине - зеленого, сине - фиолетового и красно - фиолетового.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  • чувствовать  и  определять  холодные  и теплые цвета;
  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
  • использовать  особенности  силуэта,  ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
  • творчески использовать приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;
  • использовать силуэт и светлостный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;
  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках технологии.

     

Тематический план учебного

курса                                                                                        Тематическое планирование

Период обучения

Количество часов

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1 четверть

8

1

И снова осень к нам пришла

8 ч.

2 четверть

8

2

В мире сказок

           8 ч.

3 четверть

10

3

Труд и отдых людей зимой и весной

10 ч.

4 четверть

8

4

В каждом рисунке – солнце

8 ч.

Итого

34

Всего

34


Календарно – тематическое планирование

Условные обозначения: рисование с натуры, по памяти и представлению - РНП; рисование на тему - РТ;

декоративная работа - ДР; лепка - Л; аппликация - АП.

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Основные термины и понятия

план

факт

1 четверть (8 ч)

И снова осень к нам пришла (8 ч)

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».

Элементарные основы изобразительного языка искусства: композиция (на примере картин русских художников)

РТ. Прощаемся с теплым летом

Спектр, натура. Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Смешивание красок.

Л. Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы.

Пропорции, силуэт.

РНП. Дары осеннего сада и огорода (ветка яблони)».

Живопись.

04.10

АП. Составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев»

Композиция, орнамент, ритм.

11.10

РТ. Осень в саду

Пространственное расположение объектов. Пейзаж, композиция.

18.10

РНП. Тёплые и холодные цвета спектра. Симметрия. Бабочка.

Тёплые - холодные цвета. Симметрия.

25.10

ДР. Русская матрешка в осеннем уборе

Основные краски. Полхов - Майдан.

2 четверть (8 ч)

В мире сказок (8 ч)

08.11

Беседа «Сказка в произведениях русских художников»

Элементарные основы изобразительного языка художников.

15.11

РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

Иллюстрация. Пропорции, силуэт. Построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм.

22.11

РТ. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

29.11

РНП. Рисование с натуры игрушки (сказочного персонажа)

06.12

ДР. Выполнение эскиза варежки, украшенной узором

Эскиз. Цветовая гамма.

13.12

ДР. «Готовим наряд для сказочной елки»

 15-     16

 20.12

 27.12

АП. «В царстве прекрасных снежинок»

Композиция, ритм.

3 четверть (10 ч)

Труд и отдых людей зимой и весной (10  ч)

 17.

17.01

Беседа «Тема труда в изобразительном искусстве»

Художники, сюжет.

 18.    

24.01

РНП. Рисование предметов быта (ведро, лопата)

Жанровая живопись.

 19.

  31.01

РНП. Рисование игрушечных машин (самосвал)

Жанр анималистики.

 20.

07.02

РТ. «Труд людей зимой и весной»

Цвет, мазок, линия, пятно. Пространственное расположение объектов.

 21.

14.02

РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица).

Построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм. Анатомия, пропорции.

22.

21.02

РНП. Зимующие птицы (снегирь, воробей, синица).

23.

28.02

Л. Лепка зверей с натуры, по памяти или по представлению

24.

07.03

ДР. Выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

Кистевая роспись.

25.  

14.03

ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели.

Гжель.

26.

21.03

Беседа «Весна в произведениях русских художников»

Традиции реализма

4 четверть (8 ч)

                                                   В каждом рисунке – солнце (8 ч)

27.

04.04

РТ. Весеннее солнце

Теплые и холодные тона

28.

11.04

РНП. Рисование веточек деревьев с почками (верба)

29-30

18.04

25.04

РТ. Полёт на другую планету

Пространственное расположение объектов.

31.

02.05

РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет)

Спектр в пределах наборов акварельных красок

32.

16.05

РНП. Рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет)

33.

23.05

Л. Лепка фигурок по мотивам народных игрушек

Пластические и конструктивные способы лепки

34.

30.05

РТ. Пусть всегда будет солнце. Подведение итогов, выставка работ.

Теплые и холодные тона. Пространственные отношения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...