Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

   Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предназначена для обучающихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc504.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гниловская основная общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

для 1 – 4 классов

         

                                                     

                                                             Составитель программы:

                                                                   Чаусова Светлана Ивановна-

                                                                    учитель начальных классов

с. Гнилое

2016г.

2. Пояснительная записка

   Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

   Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:

  1. Федеральный закон РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
  2. Устав Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Гниловская основная общеобразовательная школа»
  3. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Гниловская ООШ»
  4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011
  5. Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС.
  6. Авторской программы «Изобразительное искусство»  Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др..  М.: «Просвещение». 2011

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи преподавания изобразительного искусства:

- формирование у обучающихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

     Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

 Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип от родного порога в мир общечеловеческой культуры. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

      Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность

— конструктивная художественная деятельность.

 При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

 Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа

Место учебного предмета в учебном плане

        

    В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в  каждом классе начальной школы  отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 34 ч в год.

Для реализации программного содержания используется УМК:

1.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 1-4 класс; уч. для общеобразоват. организаций/    Н.А.Горяева, Л.А.Неменская./ под ред. Б.М. Неменского.- 3-е изд.- М. Просвещение. 2011.

2.Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1-4 кл.; Л.А.Неменская. М. Просвещение. 2013.

3.Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011

Кто разработал рабочую программу по учебному предмету

Чаусова Светлана Ивановна- учитель начальных классов

Когда и как разрабатывает рабочую программу

В 2016 г., на основе Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС

Ответственность исполнителя за

-невыполнение функций, отнесенных к  компетенции;

-реализацию обучающимися не в полном объеме рабочих программ в соответствии с учебным планом образовательной органи-зации на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий); - -качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся;                             -нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации рабочих программ

3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры:

  • представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

4. Содержание учебной программы

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, д. Приемы работы с различными графическими материалами. т. пастель, мелки и Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного др.). Элементарные конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на д.). Ознакомление с произведениями народных художественных т. стекле и промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и д. т. маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывид.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль  ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи т.д. гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Н.К.Рерих, К.Моне, П.Сезанн и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку. Образы персонажей, вызывающие гнев,  заботу, героизм, бескорыстие и раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно  прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественнотворческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуально-обособленная;
  • фронтальная;
  • коллективная;
  • работа в паре

Содержание учебного предмета с основными видами деятельности

Содержание учебного предмета

в 1 классе

Кол

час

Основные виды учебной деятельности

Ты учишься изображать

9

Введение в предмет. Знакомство с Мастером Изображения.

1

Нахождение в окружающей действительности изображений, сделанных художниками.

Рассуждение о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривание иллюстраций (рисунков) в детских книгах.

Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Придумывание и изображение того, что каждый хочет, умеет, люби

Изображения всюду вокруг нас.

1

Мастер Изображения учит видеть.

1

Поиск, рассматривание красоты в обыкновенных явлениях природы и рассуждение об увиденном.

Выявление геометрической формы простого плоского тела (листьев).

Сравнение различных листьев на основе выявления их геометрических форм.

Изображать можно пятном.

1

Использование пятна как основы изобразительного образа на плоскости.

Соотношение формы пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видение зрительных метафор — нахождение потенциального образа в случайной форме силуэтного пятна и проявление его путем дорисовки

Изображать можно в объеме.

1

Восприятие и анализ (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской

Изображать можно линией.

1

Поиск выразительных, образных объемов в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Восприятие выразительности большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Разноцветные краски.

1

Соотношение цвета с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приведение примеров.

Экспериментирование исследование возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

1

Соотношение цвета с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приведение примеров.

Экспериментирование исследование  возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков

Художники и зрители

1

Восприятие и эмоциональное оценивание выставки творческих работ одноклассников.

Участие в обсуждении выставки.

Ты украшаешь

8

Мир полон украшений. Знакомство с Мастером Украшения.

1

Поиск  примеров декоративных украшений в окружающей действительности .

Наблюдение и эстетическое оценивание украшений в природе.

Любование красотой природы.

Создание росписи цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Цветы — украшение Земли.

Красоту нужно уметь замечать

1

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

1

Поиск  природных узоров (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Рассматривание узоров и форм, созданных природой, интерпретирование их в собственных изображениях и украшениях.

Осваивание простых приемов работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи  и т. д.

Изображение (декоративно) бабочек,  рыб, птиц,  передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Красивые рыбы.

Монотипия

1

Украшения птиц. Объёмная аппликация.

1

Узоры, которые создали

1

Поиск орнаментальных украшений в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Придумывание своего орнамента: образное, свободное написание красками и кистью декоративного эскиза на листе бумаги.

 Как украшает себя человек.

1

Рассматривание изображения сказочных героев в детских книгах. Анализ украшений как знаков, помогающих узнавать героев и характеризующих их. Изображение сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Итоговая контрольная работа №1

1

Создание несложных новогодних украшений из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Придумывание, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.

Ты строишь

11

Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки

1

Рассматривание и сравнение различных архитектурных построек, иллюстраций из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Дома бывают разными

1

Соотношение внешнего вида архитектурной постройки с ее назначением.

Анализ: из каких основных частей состоят дома

Домики, которые построила природа

1

Наблюдение за постройками в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализ их форм, конструкций, пропорций.

 Дом снаружи и внутри

1

Придумывание и изображение фантазийных домов (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Строим город.

1

Рассматривание и сравнение реальных зданий разных форм.

Овладение первичными навыками конструирования из бумаги.

Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

Конструирование(строительство) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразных домов, создание коллективного макета игрового городка.

Строим город

1

Всё имеет своё строение

1

Анализ различных предметов с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Составление, конструирование из простых геометрических форм изображений животных в технике аппликации.

Строим вещи.

1

Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта.

Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи.

Строим вещи.

1

Город, в котором мы живём.

1

Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

Обсуждение работы

Город, в котором мы живём.

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе?

1

Различие трёх видов художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Восприятие, обсуждение выставки детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделение в них знакомых средств выражения, определение задач, которые решал автор в своей работе. Анализ деятельности Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений

Праздник весны. Праздник птиц.

Разноцветные жуки.

1

Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса

Создание коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира.

Наблюдение и анализ природных пространственных форм.

Фантазирование, придумывание декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

Сказочная страна

1

Времена года

1

Поэтическое видение мира.

Любование красотой природы

Наблюдение за живой природой с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов  художественной  деятельности.

Здравствуй, лето!

Итоговая контрольная работа №2

1

Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Содержание учебного предмета

во 2 классе

Кол

час

Основные виды учебной деятельности

Чем и как работают художники 

8

Три основных цвета. «Цветочная поляна».

1

Наблюдать цветовые сочетания в природе.

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

Овладевать первичными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе».

1

Учить быть хорошим зрителем, настоящим художником.

Учить видеть красоту природы, людей, животных и суметь передать её в своём произведении, выразить своё к ней отношение

.

«Осенний лес» (пастель, мелки, акварель, их выразительные возможности)

1

Расширять знания о художественных материалах.

Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели

Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.

Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше).

Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.

«Осенний листопад» - коврик аппликаций.

1

Овладевать техникой и способами аппликации.

Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов

1

Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Изображать, используя графические материалы, зимний лес.

«Звери в лесу». (Работа в объёме)

1

Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.

«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Возможности бумаги.

1

Обобщение по теме «Как и чем работает художник?»

1

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.

Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Реальность и фантазия

7

Изображение и реальность.

«Наши друзья: птицы».

1

Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.

Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

Передавать в изображении характер выбранного животного.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Изображение и фантазия

«Сказочная птица». 

1

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.).

Придумывать выразительные фантастические образы животных.

Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.

Развивать навыки работы гуашью.

Украшения и реальность

«Паутинка»

1

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Эмоционально откликаться на красоту природы.

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.)

Развивать навыки работы тушью, пером, углём, мелом.

Украшения и фантазия

«Кружевные узоры»

1

Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях украшениях, на посуде.

Осваивать приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.

Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.

Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины.

Постройка и реальность

Подводное царство

1

Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.

Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.

Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллективной работы.

Постройка и фантазия

Коллективная работа «Городок-коробок»

1

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.

Осваивать приёмы работы с бумагой.

Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

Участвовать в создании коллективной работы.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе

1

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их триединство).

Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

О чем говорит искусство

11

Изображение характера животных. Четвероногий друг.

1

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.

Давать устную зарисовку-характеристику зверей.

Входить в образ изображаемого животного.

Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

Развивать навыки работы гуашью.

Изображение характера человека: мужской образ.

1

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов.

Учиться изображать эмоциональное состояние человека.

Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи).

Изображение характера человека: женский образ

1

Создавать противоположные  по характеру сказочные  женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

Образ сказочного героя в объёме

1

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).

Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером

Море. Изображение природы в различных состояниях

1

Наблюдать природу в различных состояниях.

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Человек и украшение.

(Украшение кокошников)

1

Понимать роль украшения в жизни человека.

Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.

Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники).

Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.

Украшение богатырских доспехов

1

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Украшать доспехи богатырей

«Морской бой Салтана и пиратов»

1

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотилий.

Замок Снежной королевы. Образ  здания.

1

Учиться видеть художественный образ в архитектуре.

Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек.

Приобретать опыт творческой работы.

Замок Снежной королевы. Образ здания.

1

Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство»

1

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников

Как говорит искусство

8

Цвет как средство выражения:

тёплые и холодные цвета.

«Перо жар-птицы».

1

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь составлять теплые и холодные цвета.

Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов.

Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.

Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

Развивать колористические навыки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т.п.)

Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.

«Весенняя земля»

1

Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.

Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого.

Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе.

Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.

Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.

Закреплять умения работать кистью.

Графическое изображение весеннего лесного пейзажа

1

Линия как средство выражения: характер линий.

«Дерево»

1

Умение видеть линии в окружающей действительности,

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ.

Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

Изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением

Ритм пятен как средство выражения.

«Птицы».

1

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое ритм.

Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа.

Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации

Пропорции выражают характер

1

Повторять и закреплять полученные знания и умения.

Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа

Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.

Коллективная работа «Весна. Шум птиц».

1

Коллективная работа «Весна. Шум птиц».

1

Обобщающий урок. «В гостях у Братьев-Мастеров»

1

Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников

Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти.

Фантазировать и рассказывать о своих планах на лето

Содержание учебного предмета

в 3 классе

Кол

час

Основные виды учебной деятельности

Искусство в твоем доме

8

Как работать с учеником

1

Твои игрушки

1

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Посуда в твоем доме

1

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением.

Обои, шторы в твоем доме

1

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

Мамин платок

1

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический). Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.  Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).

Твои книжки

1

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.

Создавать проект детской книжки-игрушки.

Овладевать навыками коллективной работы.

Поздравительная открытка

(декоративная закладка)

1

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.

Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения

Труд художника для твоего дома

1

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.

Искусство на улицах твоего города

7

Наследие предков: памятники архитектуры

1

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

Парки, скверы, бульвары

1

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.

Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Ажурные ограды

1

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.

Волшебные фонари

1

Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания.

Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).

Витрины

1

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.

Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

Удивительный транспорт

1

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать. создавать образы фантастических машин.

Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

Труд художника на улицах твоего города. Контрольная работа №1 по теме «Искусство на улицах твоего города»

1

Осознавать и уметь объяснять важную и всем  нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.

Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.

Художник и зрелище

7

Художник в цирке

1

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.

Художник в театре

1

Сравнивать объекты, элементы театрально- сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции.

Театр кукол

1

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу);

Афиша и плакат

1

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).

Праздник в городе

1

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформления праздника.

Театральный занавес

1

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Школьный карнавал. Контрольная работа №2 по теме «Художник и зрелище»

1

Художник и музей

12

Музей в жизни города

1

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Картина - особый мир

1

Музеи искусства

1

Картина- пейзаж

1

Иметь представление, что картина, это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и г. д.).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

Картина- портрет

1

Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Картина- натюрморт

1

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.

Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом.

Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).

Развивать живописные и композиционные навыки.

Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта

Картины исторические и бытовые

1

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.

Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.

 Развивать композиционные навыки.

Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

Скульптура в музее и на улице

1

Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Назвать виды скульптуры ( скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Художественная выставка

1

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней

Каждый человек художник

1

Обобщение темы четверти

1

Оценивать свою творческую деятельность

Контрольная работа №3по теме «Художник и музей»

1

Содержание учебного предмета

в 4 классе

Кол

час

Основные виды учебной деятельности

1 четверть

Истоки искусства твоего народа

9

Какого цвета Родина? Осенний вернисаж

1

Познакомить  обуч-ся  с красотой осеннего пейзажа; учить рисовать по памяти и представлению; развивать образное видение, воображение, творческую  фантазию, художествен -  ный вкус.

Пейзаж родной земли.

1

Познакомить  обуч-ся  с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; учить передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки.

Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.

Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.

Гармония жилья с природой

1

Познакомить обуч-ся с образом традиционного русского дома – избы; рассмотреть конструкцию избы и назначение ее частей, ее украшения; воспитывать у детей интерес к искусству.

Деревня - деревянный мир

1

Познакомить обуч-ся с деревянной храмовой архитектурой;.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.

Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира.

Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов.

Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.

Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.

Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы, избы и других построек традиционной деревни и т. д.

Образ русского человека (женский образ)

1

Познакомить обуч-ся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин; показать роль искусствам в понимании красоты русской женщины; учиться определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве.

Образ русского человека (мужской образ)

1

Познакомить обуч-ся с изображением образа русского богатыря в живописи; дать представление о вооружении древнерусского воина; развивать умения определять средства художественной выразительности; воспитывать у детей интерес к живописи.

Народные праздники

1

Дать представление о языческих богах древних славян; познакомить с народными праздниками, обычаями; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к традициям русского народа.

Ярмарка

1

Дать представления  о проведении ярмарки; познакомить с обычаями в проведении ярмарки; обобщить знания обуч-ся по теме: «Историки родного искусства»; укреплять межпредметные связи.  

Обобщение  по теме «Историки родного искусства»

1

2 четверть (7 часов)

Древние города твоей земли  

7

Древнерусский город крепость

1

Рассказать обуч-ся об архитектуре города-крепости; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать любовь к родному краю.  

Древние соборы

1

Познакомить обуч-ся с историей создания соборов Москвы; дать представление об особенностях архитектуры древних соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим.

Древний город и его жители

1

Познакомить обуч-ся с организацией внутреннего пространства города; рассмотреть характер жилых построек; учить выделять средства художественной выразительности в произведениях живописи; развивать композиционное мышление.

Древнерусские воины – защитники.

1

Дать представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); повторить знания о вооружении древнерусских воинов-защитников воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

Города русской земли

1

Дать представление об исторической архитектуре и памятниках древне русских городов; познакомить с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей; воспитывать художественный вкус.

Узорочье теремов

1

Познакомить обуч-ся с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); развивать творчество, композиционное мышление.

Праздничный пир в теремных палатах.

Обобщение темы четверти

1

Обобщить знания обуч-ся о роли постройки, украшения и изображения в создании образа древне- русского города; познакомить уч-ся с праздничными одеждами бояр, купцов; показать стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.

3 четверть  (10 часов)

Каждый народ – художник

10

Праздник как элемент художественной культуры страны.

Образ японских построек

1

Дать представление о характере архитектуры в Японии; познакомить с традиционным японским праздником «Цветение вишни-сакуры»; воспитывать интерес к культуре, искусству других народов.

Отношение к красоте природы в японской культуре

1

Дать представление о характере образа японской природы; показать различия образов японского и русского пейзажей; развивать воображение, творчество, навыки работы с акварелью; воспитывать трудолюбие.

Образ человека, характер одежды в японской культуре

1

Познакомить с изображением японской женщины, с японским национальным костюмом; учить выделять средства художественной выразительности в живописи; развивать композиционное мышление, творчество, воображение.

Искусство народов степей

1

Показать разнообразие природу нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях; дать представление о поселениях в горах; развивать творчество и графические навыки; воспитывать уважение к культуре других народов.

Образ художественной культуры средней Азии

1

Дать представление о памятниках архитектуры Средней Азии; познакомить с декором старинных мечетей, минаретов; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности.

Образ красоты древнегреческого человека

1

Дать представление о древнегреческом образе прекрасного человека; познакомить уч-ся с древнегреческими скульптурами и искусством греческой вазописи; развивать художественно эстетический вкус на основе духовных ценностей древнегреческой культуры.

Древнегреческая архитектура

1

Дать представление о характере древнегреческой архитектуры; познакомить с понятием «ордер» в архитектуре; рассмотреть виды древнегреческих ордеров; развивать эстетическое, эмоциональное воображение; воспитывать интерес к культуре Древней Греции.

Олимпийские игры в древней Греции

1

Дать представление о Олимпийских игр в Древней Греции; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Образ готических городов средневековой Европы.

Средневековая архитектура.

1

Дать представление об образе готических городов средневековой Европы; познакомить обуч-ся с образом готического храма и его декором; воспитывать интерес к архитектуре.

Средневековые готические костюмы

Обобщение по теме каждый народ художник

1

Дать представление о сословных разделениях людей, о ремесленных цехах; познакомить с образом средневекового готического костюма; показать стилистическое единств: средневековой архитектуры и средневекового костюма; развивать композиционное мышление.

Обобщить знания по теме четверти; показать стилистическое единство образа природы, образа архитектуры и образа человека в каждой культуре; развивать эстетическое, эмоциональное воображение, творчество; прививать интерес к культуре разных народов.

4 четверть (8 часов)

Искусство объединяет народы

8

Все народы воспевают материнство

1

Дать представление, о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствовать навыки и умение в изображении человека; воспитывать уважение к женщине, к матери.

Все народы воспевают мудрость старости

1

Дать представление о роли живописи в изображении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни; учить выделять средства художественной выразительности; развивать воображение, творчество и композиционное мышление; воспитывать любовь и уважение к пожилым людям.

Сопереживание великая тема искусства

1

Показать, как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю; познакомить учащихся с работами В. Перова и Рембрандта; совершенствовать изобразительные навыки; развивать композиционное мышление; воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому.

Герои борцы и защитники

1

Расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество и художественный вкус; осуществлять межпредметные связи; воспитывать патриотизм.

Герои борцы и защитники

1

Познакомить с творчеством Микеланджело; раскрыть роль искусства в воспевании мужества и героизма; формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру; воспитывать любовь к Родине.

Юность и надежды

1

Дать представление об изображении в искусстве разных народов радости детства; познакомить с творчеством некоторых художников и их произведениях о детях; развивать композиционное мышление, творчество и воображение; укреплять межпредметные связи; прививать аккуратность.

Искусство народов мира. Искусствоведческая викторина.

1

Подвести итоги учебно-воспитательной работы за год; создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей, знаний детей; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства.

Обобщение темы четверти

1

Обобщить знания по теме четверти; показать стилистическое единство образа природы, образа архитектуры и образа человека в каждой культуре; развивать эстетическое, эмоциональное воображение, творчество; прививать интерес к культуре разных народов.

5. Календарно- тематическое планирование (1 класс)

№ п/п

урока

Наименование разделов и тем

Кол

час

Дата

Примечание

п

ф

Ты учишься изображать

9

1

Введение в предмет. Знакомство с Мастером Изображения.

1

2

Изображения всюду вокруг нас.

1

3

Мастер Изображения учит видеть.

1

4

Изображать можно пятном.

1

5

Изображать можно в объеме.

1

6

Изображать можно линией.

1

7

Разноцветные краски.

1

8

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

1

9

Художники и зрители

1

Ты украшаешь

8

10

Мир полон украшений. Знакомство с Мастером Украшения.

1

11

Цветы — украшение Земли.

Красоту нужно уметь замечать

1

12

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

1

13

Красивые рыбы.

Монотипия

1

14

Украшения птиц. Объёмная аппликация.

1

15

Узоры, которые создали

1

16

 Как украшает себя человек.

1

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Итоговая контрольная работа №1

1

Ты строишь

11

18

Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки

1

19

Дома бывают разными

1

20

Домики, которые построила природа

1

21

 Дом снаружи и внутри

1

22

Строим город.

1

23

Строим город

1

24

Всё имеет своё строение

1

25

Строим вещи.

1

26

Строим вещи.

1

27

Город, в котором мы живём.

1

28

Город, в котором мы живём.

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

29

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе?

1

30

Праздник весны. Праздник птиц.

Разноцветные жуки.

1

31

Сказочная страна

1

32

Времена года

1

33

Здравствуй, лето!

Итоговая контрольная работа №2

1

Календарно- тематическое планирование (2 класс)

№ п/п

урока

Наименование разделов и тем

Кол

час

Дата

Примечание

п

ф

Чем и как работают художники 

8

1

Три основных цвета. «Цветочная поляна».

1

2

Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе».

1

3

«Осенний лес» (пастель, мелки, акварель, их выразительные возможности)

1

4

«Осенний листопад» - коврик аппликаций.

1

5

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов

1

6

«Звери в лесу». (Работа в объёме)

1

7

«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Возможности бумаги.

1

8

Обобщение по теме «Как и чем работает художник?»

1

Реальность и фантазия

7

9

Изображение и реальность.

«Наши друзья: птицы».

1

10

Изображение и фантазия

«Сказочная птица». 

1

11

Украшения и реальность

«Паутинка»

1

12

Украшения и фантазия

«Кружевные узоры»

1

13

Постройка и реальность

Подводное царство

1

14

Постройка и фантазия

Коллективная работа «Городок-коробок»

1

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе

1

О чем говорит искусство

11

16

Изображение характера животных. Четвероногий друг.

1

17

Изображение характера человека: мужской образ.

1

18

Изображение характера человека: женский образ

1

19

Образ сказочного героя в объёме

1

20

Море. Изображение природы в различных состояниях

1

21

Человек и украшение.

(Украшение кокошников)

1

22

Украшение богатырских доспехов

1

23

«Морской бой Салтана и пиратов»

1

24

Замок Снежной королевы. Образ  здания.

1

25

Замок Снежной королевы. Образ здания.

1

26

Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство»

1

Как говорит искусство

8

27

Цвет как средство выражения:

тёплые и холодные цвета.

«Перо жар-птицы».

1

28

Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.

«Весенняя земля»

1

29

Графическое изображение весеннего лесного пейзажа

1

30

Линия как средство выражения: характер линий.

«Дерево»

1

31

Ритм пятен как средство выражения.

«Птицы».

1

32

Пропорции выражают характер

1

33

Коллективная работа «Весна. Шум птиц».

1

34

Коллективная работа «Весна. Шум птиц».

1

35

Обобщающий урок. «В гостях у Братьев-Мастеров»

1

Календарно- тематическое планирование (3 класс)

№ п/п

урока

     Наименование разделов и тем

Кол

час

Дата

Примечание

п

ф

Искусство в твоем доме

8

1

Как работать с учеником

1

2

Твои игрушки

1

3

Посуда в твоем доме

1

4

Обои, шторы в твоем доме

1

5

Мамин платок

1

6

Твои книжки

1

7

Поздравительная открытка

(декоративная закладка)

1

8

Труд художника для твоего дома

1

Искусство на улицах твоего города

7

9

Наследие предков: памятники архитектуры

1

10

Парки, скверы, бульвары

1

11

Ажурные ограды

1

12

Волшебные фонари

1

13

Витрины

1

14

Удивительный транспорт

1

15

Труд художника на улицах твоего города. Контрольная работа № 1по теме «Искусство на улицах твоего города»

1

Художник и зрелище

7

16

Художник в цирке

1

17

Художник в театре

1

18

Театр кукол

1

19

Афиша и плакат

1

20

Праздник в городе

1

21

Театральный занавес

1

22

Школьный карнавал. Контрольная работа №2 по теме «Художник и зрелище»

1

Художник и музей

12

23

Музей в жизни города

1

24

Картина - особый мир

1

25

Музеи искусства

1

26

Картина- пейзаж

1

27

Картина- портрет

1

28

Картина- натюрморт

1

29

Картины исторические и бытовые

1

30

Скульптура в музее и на улице

1

31

Художественная выставка

1

32

Каждый человек художник

1

33

Обобщение темы четверти

1

34

Контрольная работа №3по теме «Художник и музей»

1

Календарно- тематическое планирование (4 класс)

№ п/п

урока

Наименование разделов и тем

Кол

час

Дата

Примечание

п

ф

1 четверть

Истоки искусства твоего народа

9

1

Какого цвета Родина? Осенний вернисаж

1

2

Пейзаж родной земли.

1

3

Гармония жилья с природой

1

4

Деревня - деревянный мир

1

5

Образ русского человека (женский образ)

1

6

Образ русского человека (мужской образ)

1

7

Народные праздники

1

8

Ярмарка

1

9

Обобщение  по теме «Историки родного искусства»

1

2 четверть (7 часов)

Древние города твоей земли  

7

10

Древнерусский город крепость

1

11

Древние соборы

1

12

Древний город и его жители

1

13

Древнерусские воины – защитники.

1

14

Города русской земли

1

15

Узорочье теремов

1

16

Праздничный пир в теремных палатах.

Обобщение темы четверти

1

3 четверть  (10 часов)

Каждый народ – художник

10

17

Праздник как элемент художественной культуры страны.

Образ японских построек

1

18

Отношение к красоте природы в японской культуре

1

19

Образ человека, характер одежды в японской культуре

1

20

Искусство народов степей

1

21

Образ художественной культуры средней Азии

1

22

Образ красоты древнегреческого человека

1

23

Древнегреческая архитектура

1

24

Олимпийские игры в древней Греции

1

25

Образ готических городов средневековой Европы.

Средневековая архитектура.

1

26

Средневековые готические костюмы

Обобщение по теме каждый народ художник

1

4 четверть (8 часов)

Искусство объединяет народы

8

27

Все народы воспевают материнство

1

28

Все народы воспевают мудрость старости

1

29

Сопереживание великая тема искусства

1

30

Герои борцы и защитники

1

31

Герои борцы и защитники

1

32

Юность и надежды

1

33

Искусство народов мира. Искусствоведческая викторина.

1

34

Обобщение темы четверти

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...