КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Никитина Любовь Олеговна

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  ДЛЯ 4 КЛАССА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО  4 КДАСС

Урок 4. ДЕРЕВНЯ – ДЕРЕВЯННЫЙ МИР

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи        

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный /коллективная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, деревянное зодчество, фронтон, причелина, наличник, изба, конек,
знак-оберег, образ, цвет, тон, композиция

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Русская деревня».

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, клей ножницы, цветная бумага

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1. Организационный

момент

2. Актуализация знаний

3.Мотивация познавательной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уча-

щихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку.

Чтобы узнать тему урока, вам надо расшифровать запись. (Слайд 1)

5,6,18,6,3,15,33-5,6,18,6,3,33,15,15,29,11 14,10,18.

Читает стихотворение (на фоне записи инструментальной русской народной мелодии – (Слайд 2)).

Как я люблю свои березы,

Свои леса, свои луга,

И ночи летние, и грозы,

И зиму с стужей, и снега!

Люблю я речки серебристой

Хрустально-нежный разговор,

И травки бархатный, душистый,

С цветами скромными ковер.

Люблю я мирные картины

Своих полей, своих лесов,

Люблю мычание скотины

И звуки птичьих голосов.

Я не расстанусь с этим раем,

Люблю я эту красоту.

И город с пылью и трамваем

Им ни за что не предпочту.

М. Чехов «В деревне»

– Ребята, как вы думаете, где такую красоту мог увидеть автор этих стихов?

– Правильно, в деревне. И сегодня мы побываем в русской деревне, познакомимся с различными видами изб, будем любоваться красотой деревянной храмовой архитектуры.

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению
о деревне.

Отвечают
на вопрос

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться,

проявляют эмоционально- ценностное отношение

к русской природе

Устные
ответы

4. Организация познавательной деятельности

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Русская деревня».

Художественное слово о родном крае, о русской деревне.

С чего начинается родина, отчизна?

Правильно, то есть с малой родины.

Тонкие берёзы, русские избы и огороды, обнесённые простеньким плетнём, - всё это такое близкое и родное. Это всё малая родина, о которой с любовью рассказывает в картине - пейзаже «Село Хмелёвка» Н.М.Ромадин (Слайд 3).

Николай Михайлович Ромадин родился в 1903 году в семье железнодорожника. С одиннадцати лет стал сам зарабатывать деньги и помогать большой семье. Он одновременно учился и работал. Юношей ушёл добровольцем в Красную армию. Ромадин получил художественное образование в Москве в Высших художественно-технических мастерских. Он написал очень много картин-пейзажей. Все они говорят о глубокой любви художника к русской природе с её широкими далями, многоводными реками, холмами и лесами.

Рассмотрите пейзаж «Село Хмелёвка»

- Какие чувства рождает у вас эта картина?

- Где расположено село Хмелёвка?

- Какое время года изображено на картине? Можно ли сказать, что это золотые дни осени? Почему?

-Сравните окраску осеннего леса с окраской воды, берегов и неба. Какое настроение выражено в этой картине?

- Почему изменилась окраска дальнего берега реки?

- Можно ли сказать, что пейзаж освещён солнцем? Почему?

- Как связан между собой образ русской природы и русской деревни?

- Какое впечатление создаёт у вас картина в целом?

Художественный язык картины «Село Хмелёвка» очень выразителен. На берегу Волги живописно раскинулось село Хмелёвка, привольно расположившееся среди широких русских просторов. Сизые избы, крытые где тёсом, где соломой, разбросанные по склонам балки, оставляют впечатление какой-то сиротливой и нежной горечи.

Несказанное, синее, нежное... (Слайд 4)

Тих мой край после бурь, после гроз.

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом мёда и роз.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась под окном.

Я люблю этот дом деревянный,

В брёвнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

                        С.Есенин

Центром села всегда оставалась церковь (храм), а в деревне – соответственно часовня (Слайд 5). Даже если центром большого села становилась торговая площадь,

то церковь всегда строилась на краю торга.

– Давайте послушаем стихотворение

о храме, которое подготовили ученики нашего класса.

ШАТРОВЫЙ ХРАМ (Слайд 6)

Венчая живописную вершину,

Возвысившись на острове святом,

Никольский скит, подобно исполину,

Застыл на небосводе голубом.

 Шатровый храм стоит так одиноко!

Сверкает златым куполом во тьме

У входа в бухту Ладоги глубокой

Красуется в туманной тишине.

Священный уголок земного рая,

Где вековые сосны до небес,

И плещут волны, скалы омывая,

У пристани стоит поклонный крест.

Мох стелется широкими коврами,

Гармония присутствует во всем,

Порой земли не чувствуешь ногами,

На время забываешь о былом.

Душа найдет здесь полную свободу,

Приобретая веру и покой,

И, вдохновившись дивною природой,

Частичку счастья унесет с собой!

Н. В. Вотинцева

С дома, улицы, деревушки или города.

Отвечают на вопросы

Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения.

Учащиеся читают подготовленные дома стихотворения.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют

поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)

о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

– Ребята, понравилось ли Вам стихотворение и то, как его прочитали наши ребята?

– Мне тоже очень понравилось.

– Значение какого слово вам непонятно?

– Давайте попробуем разобраться, что такое шатровый храм, как его строили зодчие (Слайд 7).

– В русском деревянном зодчестве шатер является распространенной, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей.

В целом схема построения всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик («восьмерик на четверике»), служивший опорой для высокого восьмигранного шатра. Но при этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно.

Сам храм был окружен гульбищем –

в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета (нижний нежилой этаж).

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная работа

Устные
ответы

Физкультминутка

(Слайд 8)

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили:

– Ах! Ух! Ох! Их!

(Руки – в замок, энергичные наклоны
вперед.)

Выполняют упражнения

5. Творческая практическая деятельность

Повторение составных частей русской избы

Создание коллективного панно.

Музыкальный фон: русская народная музыка

в исполнении Академического русского народного оркестра имени

Н. П. Осипова

(Слайд 9)

- сруб - часть здания, состоящая из четырёх или более стен бревенчатой  конструкции;

- выпуски - концы брёвен, выступающие из сруба, поддерживающие свесы кровель, крыльца;

- крыша - верхняя часть здания, служащая его покрытием и защитой от непогоды;

- конёк - верхний стык двух скатов кровли, этот стык покрывается выдолбленным бревном - охлупенем;

- причелина - доска, прикрывающая торцы подкровельных слег, она обычно покрывается резьбой, это неотъемлемая часть тесовых кровель;

- полотенце - короткая резная доска, закрывающая стык причелин;

- гребень - резная доска, стоящая на коньке кровли по всей его длине;

- чело (лоб) - верхняя часть здания под кровлей;

- лобовая доска - закрывающая переход брёвен стены к доскам фронтона избы, обычно бывает покрыта резьбой;

- наличник - декоративное обрамление "лица" избы - дверного или оконного проёма.

Делит учащихся по группам, определяет этапы работы:

1-я группа рисует на больших листах пейзаж того места, где будет строиться деревня. После полной компоновки панно дорисовывают деревья и другие детали.

 2-я группа из цветной бумаги вырезает силуэты изб, учитывая, что избы вдали должны быть меньше по размерам. Украшают силуэты деталями декора

(конек, наличники и т. д.) и аккуратно
вклеивают заготовки в панно.

3-я группа выполняет силуэты мель-

ницы, колодца, храма, ворот. Украшают
силуэты деталями декора и аккуратно
вклеивают заготовки в панно.

Выполнение заданий на с. 26 учебника

Для примера, можно показать готовые работы (Слайд 10).

Составляют план работы над панно

в группах.

Рисуют красками.

Выполняют аппликацию из цветной бумаги

 

Работа в группах

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Наблюдение.

Выполнение коллективной работы

IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка коллективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли

у нас получилось. Удалось ли нам передать образ русской деревни?

– Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Рассматривают панно, оценивают работу свою и од-

ноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для че-

ловека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края

с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы



Предварительный просмотр:

        ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО  4 КЛАСС                        

ТЕМА УРОКА:Пейзаж родной земли

Методическая литература:Учебник для 4 класса нач. школы Л.А. Неменская, под ред. Б.М. Неменского; М.- Просвещение 2015

Цель методическая: создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся,  реализация концепции духовно-нравственного воспитания.

Цель образования:Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи художников- передвижников, используя понятия тёплые и холодныецвета. Продолжить овладение техникой гуаши. Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ художников- передвижников.

Задачи урока:

Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и ситуации изучаемого материала, к рефлексии,воспитание любви и бережного отношения к природе;

Содержательные:построение обобщенных норм и выявление теоретических основ содержательно-методическихособенностей построения композиции пейзажа, определения  средств выразительности для передачи настроения и чувств в пейзаже, развитие воображения, творческой  фантазии;совершенствование умения рисовать по памяти.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. Компьютер;
  2. Экран;
  3. Акустические колонки
  4. Мультимедийный проектор;
  5. Презентация к уроку.
  6. Аудио запись Шопен «Вальс дождя», «Нежность», «Осенний вальс», Моцарт «Грусть», Вивальди «Осень», Чайковский «Времена года - Октябрь»
  7. Ствол дерева, листья желтые, красные, оранжевые

Межпредметные и внутрипредметные связи:искусство, литература, музыка,история.


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А.С.Пушкин

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Время

Мотивация к учебной деятельности

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

1. Проверим на месте ли

разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь).

 Покажите их.

2. Сегодня вам не обойтись без той, которая

- «Над бумажным над листом машет весело хвостом.

   И не просто машет, а бумагу мажет.

   Красит в разные цвета.

   Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её.

3. А дневники на месте? Покажите их.

Выполняют.

показывают

Познавательные действия

1. Находитьинформацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшойпересказпростого текста.

4. Простойплан.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителемопределять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4.Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5.Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

2

Актуализация знаний.

Ребята, что для человека самое дорогое?(Слайд 1)

Что для вас означает слово Родина?

Природа на  территории России сильно меняется: есть могучие леса и бескрайние степи, горы, моря и океаны. Через всю страну бегут полноводные реки. Светлыми лентами вьются дороги. Бескрайни и разноцветны  просторы полей: одно с голубизной от васильков, на другом золотиться рожь. Прозрачные берёзовые рощи или непролазная чаща. Всё это мы можем увидеть на картинах художников

-  Каждый народ любит природу своей страны. О её красоте поют песни, пишут стихи

Сформулируйте тему урока.

Слайд 2

Отвечают.

(мама и Родина)

Человек живет среди природы, сам являясь её частью.  И нет на земле человека, который бы  не  любил  природу,  не  любовался  бы  её  ясным  небом, цветущими лугами, огненными закатами. Природа всегда нас манит своей неповторимой красотой, и каждый раз предстает перед нашим взором то ласковая, то суровая, но всегда как настоящее чудо.

Отвечают.

Пейзаж родной земли

2

Этап выявления места и причины затруднения

Зрительное восприятие красоты пейзажа  родного края Работа по учебнику (стр.14-16)

  • Рассмотрите картины наших великих художников.
  • Назовите имена художников

  • Какое время года изобразили художники?

  • Какие средства выразительности использовали художники для передачи настроения природы в разное время года?
  • А сейчас какое время года ?
  • Как вы думаете есть ли картины художников с изображением осени? Назовите.

  • Посмотрите на слайдах репродукции картин русских художников:

Слайд 3-7

  • Какие чувства пробуждают в вас эти картины?

Эпиграфом нашего урока являются слова А.С.Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Слайд 8

Какие картины возникают в вашем воображении?

Отвечают.

И Левитан, И Шишкин, В Борисов-Мусатов, И. Грабарь

Лето, зима

Светотень, цветовой контраст, композиционный центр и др.

Осень

Да.

Могут быть затруднения в ответах

Душевный трепет, умиротворение, любовь к родной природе)

Отвечают

9

  • Как называется картина, на которой изображена природа?

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы).

  • Как называют художников, изображающих природу?

Слайд 9

пейзажисты

Этап построения проекта выхода из затруднения

1. Сегодня на уроке мы любовались пейзажами природы нашей необъятной страны.

2. вам предстоит побывать в роли художников-пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге осенний пейзаж родной природы.

- Что вам понадобится для изображения пейзажа?

3) Учебник – стр. 18

- Прочтите рекомендации, данные по изображению пейзажа.

- Что значит «живопись»?

- Чем отличается живопись от раскрашенного рисунка?

- Как изменить цвет гуаши, если это вам понадобится?

дети перечисляют

самостоятельное чтение

живое письмо

(рассуждения учащихся)

смешивание красок прямо в изображении

Этап реализации построенного проекта

Кто ответит – что такое «композиция»?

Как правильно компоновать пейзаж?

(сочинение, расположение)

Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).

1

Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи

Слайд 10

Мы не просто будем писать осенний  пейзаж родного края, а постараемся изобразить его разноплановым. Разместим объекты не по одной линии, а те, которые находятся близко, нарисуем в нижней части листа. Это будет передний план.

А вы помните, как надо изображать ближние предметы?

Другие объекты мы нарисуем чуть дальше, т.е. выше на листе (чуть меньше). Это средний план.

И, наконец, изобразим предметы, которые находятся вдали, в верхней части листа. Это дальний план.

 Как нарисуем дальние предметы  

Объяснение сопровождаю показом на образце.

Посмотрите на рисунок.

 Можно ли его назвать разноплановым пейзажем?

Если кто забыл, как изображаются деревья, посмотрите на таблицу, рисунок.

Помните, что дерево можно сравнить с человеком: у человека есть туловище, у дерева – ствол, у человека – руки, у дерева – толстые сучья, на руках у человека – пальцы, у дерева от сучьев отходят тонкие ветки, на пальцах – ноготочки, на тонких ветках – листочки или иголки.

У природы также, как у человека может быть разное настроение. Она может быть радостной, грустной, печальной, грозной, спокойной.

Но всегда остается красивой. С помощью чего можно передать настроение?

(крупно, ярко, с прорисовкой мелких деталей).

(мелко, без прорисовки деталей).

С помощью теплого холодного цвета

2

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Физминутка(Слайд 11)

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше выше.

Самостоятельная работа учащихся по изображению пейзажа родной природы(Слайд 12).

(во время работы звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)

Выполняют.

20

Этап включения в систему знания и повторения

Сегодня Вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами.

Давайте посмотрим на Ваши работы.

Насколько Вам удалось передать красоту русской природы, её удивительный и загадочный мир (анализ и оценка)

Выполняют.

показать всем ребятам наиболее удачные работы.

5

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Продолжи предложение(Слайд 13):

  • У меня получилось…..
  • Мне понравилось……
  • Я знаю……

Отразите свое мнение о нашем  уроке на (осеннем) дереве

Желтый лист- урок понравился, был интересный, узнал новое

Оранжевый лист- урок

Красный лист-урок не  понравился

Отвечают

Выполняют.

3

10

Домашнее задание.

1. Доработать пейзаж. Оформить его в паспарту.

2. Принести рабочую тетрадь, альбом, карандаш,  гуашь, цветную бумагу. На следующем уроке будем создавать коллективное панно.

3. Выучить стихотворение «Шатровый храм» на оценку.

Слайд 14

Записывают.

1

ШАТРОВЫЙ ХРАМ

Венчая живописную вершину,

Возвысившись на острове святом,

Никольский скит, подобно исполину,

Застыл на небосводе голубом.

 Шатровый храм стоит так одиноко!

Сверкает златым куполом во тьме

У входа в бухту Ладоги глубокой

Красуется в туманной тишине.

Священный уголок земного рая,

Где вековые сосны до небес,

И плещут волны, скалы омывая,

У пристани стоит поклонный крест.

Мох стелется широкими коврами,

Гармония присутствует во всем,

Порой земли не чувствуешь ногами,

На время забываешь о былом.

Душа найдет здесь полную свободу,

Приобретая веру и покой,

И, вдохновившись дивною природой,

Частичку счастья унесет с собой!

Н. В. Вотинцева



Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО    4 КЛАСС

ТЕМА УРОКА: Образ красоты человека. Праздничный костюм

ЗАДАЧИ деятельности педагога

Сформировать представление о понимании красоты народного костюма в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «декор», «композиция», познакомятся
с творчеством выдающихся русских художников.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, понимают красоту женского народного костюма

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, кокошник, лобная повязка, портрет, образ, цвет, тон, композиция

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: «Народный праздничный костюм», Б. Кустодиев «Сенокос»; И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; К. Коровин «Северная идиллия».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение.
(Слайд 1)

Во первый раз вышивала
Красно солнце с маревами,
Со теплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами;

………………………….

В четвертый раз вышивала
Сине море со волнами…

Старинная русская народная песня

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Красота человека».

Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм».

Работа с иллюстрациями картин.

Просмотр презентации

Физкультминутка

– Ребята, представьте себе такую картину (Слайд 2). 

Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся
в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено, и снова тихо. В этой комнате находится бабушка и ее внучка. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.

А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила. А внучка, как бы ни была интересна сказка, краем глаза примечала, как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.

Прошло время. Вот уже к повзрослевшей внучке пришли женихи свататься (Слайд 3). Вышла к ним девица в таком наряде, что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит, не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки.

Издавна Русь славилась своими ярмарками, которые в те времена были большим праздником (Слайд 4 – Картины Б.Кустодиева). Люди с нетерпение ждали и готовились к ярмарке – одевались по-праздничному, во все самое лучшее.

Флаг поднят. Ярмарка открыта.

Народом площадь вся покрыта.
На море пестрое голов
Громада белая домов
Глядит стеклянными очами;
Недвижная, затоплена
Вся солнца золотом она.
Люд божий движется волнами...
И кички с острыми углами,
Подолы красные рубах,
На черных шляпах позументы
И ветром в девичьих косах
Едва колеблемые ленты – Вся деревенская краса
Вот так и мечется в глаза!

И. С. Никитин

– По одежде, узорам, платью, по головному убору и обуви можно было узнать, откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.

– Ребята, а кто может сказать, как выглядит русский костюм? (Слайд 5)

– С первого взгляда наряды – женский и мужской костюмы – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, порты (штаны), головной убор.

Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самым лучшим.

– Давайте рассмотрим картины художников, изображавших русский люд (Слайд 6).

Борис Кустодиев «Сенокос».

– Картина была написана в 1917 г.

На картине показан тяжелый крестьянский труд. Во что одеты крестьяне?

Какая цветовая гамма преобладает в одежде? (Слайд 7)

Илья Аргунов «Портрет неизвестной
крестьянки в русском костюме» 1784 г.

– Во что одета крестьянка? Перечислите детали костюма.

– Какой цвет преобладает в костюме?

– Отличается ли крестьянская одежда
на первой картине от представленной здесь? Почему?

Константин Коровин «Северная идиллия» (Слайд 8).

– Картина была написана в 1886 г.

Художник точно передал костюмы крестьянок Тульской губернии, почувствовав их декоративность.

– Во что одеты девушки? А пастушок?

– Что украшает головы людей?

– Какие цвета преобладают в одежде?

– Праздничные костюмы крестьян отличались от повседневных. Они щедро декорировались (украшались), чтобы выразить свое представление о празднике и счастье.

Рябинка (Слайд 9)

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх.)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо и влево).
Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеется.
(Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображая ветер.) 

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников

Отвечают
на вопросы.

Просматривают материал презентации и отвечают на вопросы

отвечают на вопросы

отвечают на вопросы

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность

к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников-иллюстраторов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Устные
ответы.

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

III. Творческая практическая

деятельность

Выполнение рисунка человека в русском народном костюме (мужской или женский образ – по выбору).

Музыкальный фон: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка»

– Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать. Правильно расположите фигуру человека на формате вашего листа (Слайд 10) . Прочитайте в учебнике задание на с. 39 и начинайте работать
по плану.

– Внимательно рассмотрите народный костюм, расцветку его элементов и их расположение. Попробуйте использовать элементы народного костюма в своей работе

Выполняют творческую работу

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют свою работу.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения фигуры крестьянки или крестьянина; строят индивидуальную деятельность в полном цикле: ставят цели, анализируют ситуацию, планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

IV. Итог урока.

V. Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.


Обобщающая беседа

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Слайд 12)

– О чем может рассказать нам русский народный костюм?

– Из каких элементов состоит русский народный костюм?
– Какой цвет особенно любили на Руси?
– Какими головными уборами украшали голову?

А теперь сами оцените себя.

Рассматривают работы, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их

Самоанализ работы на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания с оценкой увиденного в произведениях русского искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы



Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО    4 КЛАСС

ТЕМА УРОКА: Образ красоты человека. Праздничный костюм

ЗАДАЧИ деятельности педагога

Сформировать представление о понимании красоты народного костюма в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «декор», «композиция», познакомятся
с творчеством выдающихся русских художников.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, понимают красоту женского народного костюма

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, кокошник, лобная повязка, портрет, образ, цвет, тон, композиция

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: «Народный праздничный костюм», Б. Кустодиев «Сенокос»; И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; К. Коровин «Северная идиллия».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение.
(Слайд 1)

Во первый раз вышивала
Красно солнце с маревами,
Со теплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами;

………………………….

В четвертый раз вышивала
Сине море со волнами…

Старинная русская народная песня

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Красота человека».

Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм».

Работа с иллюстрациями картин.

Просмотр презентации

Физкультминутка

– Ребята, представьте себе такую картину (Слайд 2). 

Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся
в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено, и снова тихо. В этой комнате находится бабушка и ее внучка. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.

А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила. А внучка, как бы ни была интересна сказка, краем глаза примечала, как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.

Прошло время. Вот уже к повзрослевшей внучке пришли женихи свататься (Слайд 3). Вышла к ним девица в таком наряде, что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит, не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки.

Издавна Русь славилась своими ярмарками, которые в те времена были большим праздником (Слайд 4 – Картины Б.Кустодиева). Люди с нетерпение ждали и готовились к ярмарке – одевались по-праздничному, во все самое лучшее.

Флаг поднят. Ярмарка открыта.

Народом площадь вся покрыта.
На море пестрое голов
Громада белая домов
Глядит стеклянными очами;
Недвижная, затоплена
Вся солнца золотом она.
Люд божий движется волнами...
И кички с острыми углами,
Подолы красные рубах,
На черных шляпах позументы
И ветром в девичьих косах
Едва колеблемые ленты – Вся деревенская краса
Вот так и мечется в глаза!

И. С. Никитин

– По одежде, узорам, платью, по головному убору и обуви можно было узнать, откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.

– Ребята, а кто может сказать, как выглядит русский костюм? (Слайд 5)

– С первого взгляда наряды – женский и мужской костюмы – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, порты (штаны), головной убор.

Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самым лучшим.

– Давайте рассмотрим картины художников, изображавших русский люд (Слайд 6).

Борис Кустодиев «Сенокос».

– Картина была написана в 1917 г.

На картине показан тяжелый крестьянский труд. Во что одеты крестьяне?

Какая цветовая гамма преобладает в одежде? (Слайд 7)

Илья Аргунов «Портрет неизвестной
крестьянки в русском костюме» 1784 г.

– Во что одета крестьянка? Перечислите детали костюма.

– Какой цвет преобладает в костюме?

– Отличается ли крестьянская одежда
на первой картине от представленной здесь? Почему?

Константин Коровин «Северная идиллия» (Слайд 8).

– Картина была написана в 1886 г.

Художник точно передал костюмы крестьянок Тульской губернии, почувствовав их декоративность.

– Во что одеты девушки? А пастушок?

– Что украшает головы людей?

– Какие цвета преобладают в одежде?

– Праздничные костюмы крестьян отличались от повседневных. Они щедро декорировались (украшались), чтобы выразить свое представление о празднике и счастье.

Рябинка (Слайд 9)

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх.)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо и влево).
Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеется.
(Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображая ветер.) 

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников

Отвечают
на вопросы.

Просматривают материал презентации и отвечают на вопросы

отвечают на вопросы

отвечают на вопросы

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность

к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников-иллюстраторов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Устные
ответы.

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

III. Творческая практическая

деятельность

Выполнение рисунка человека в русском народном костюме (мужской или женский образ – по выбору).

Музыкальный фон: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка»

– Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать. Правильно расположите фигуру человека на формате вашего листа (Слайд 10) . Прочитайте в учебнике задание на с. 39 и начинайте работать
по плану.

– Внимательно рассмотрите народный костюм, расцветку его элементов и их расположение. Попробуйте использовать элементы народного костюма в своей работе

Выполняют творческую работу

Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют свою работу.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения фигуры крестьянки или крестьянина; строят индивидуальную деятельность в полном цикле: ставят цели, анализируют ситуацию, планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт

Наблюдение.

Выполнение творческой работы

IV. Итог урока.

V. Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.


Обобщающая беседа

– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Слайд 12)

– О чем может рассказать нам русский народный костюм?

– Из каких элементов состоит русский народный костюм?
– Какой цвет особенно любили на Руси?
– Какими головными уборами украшали голову?

А теперь сами оцените себя.

Рассматривают работы, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их

Самоанализ работы на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания с оценкой увиденного в произведениях русского искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные
ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

Конспект урока изобразительного искусства Тема урока: Строим вещи.

Конспект урока  изобразительного искусстваТема урока: Строим вещи....

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусства"

Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...