Адаптированная рабочая программа по ИЗО 2 Класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Павлова Ольга Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281

129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

sch-281@yandex.ru

ОКПО  301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

  Описание: C:\Users\user\Dropbox\Отчеты для классного руководителя\Печать\Печать1.JPG

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ 2-К КЛАССА

НА 2014 – 2015 УЧ.Г.

Автор-составитель программы –

                                                                      учитель начальных классов                                                  

                                                                                          Павлова О.А.

                                           

                         

                                                                     

Москва

2014

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству  составлена  на основе  адаптированных основных образовательных  программ для детей с умственной отсталостью.

В основу адаптации положены рекомендации авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией   В. В. Воронковой, 2006 г.

Целью данной программы является:

  • оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
  • способствовать формированию личности ребенка;
  • воспитание положительных навыков и привычек.

На уроках  по изобразительному искусству ставятся  следующие основные задачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в  изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по изобразительному искусству  включены знания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:

  • овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
  • освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
  • развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
  • формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
  • развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2013-2014  учебном году».

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

- Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Просвещение, 2008.

- Л.В. Орлова. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 16с.

- Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.

- Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина. Дымковская игрушка. М.: мозаика-Синтез, 2004. – 24с.

     Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

       Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Их главная задача – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). На этом этапе важно сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

Также на подготовительном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.

Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого нужно иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото, а также различные игрушки.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев помогают формированию у учащихся эстетического вкуса.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

 Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
      В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
      В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
      Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

                                                                 

2 класс

                                                            (1 ч в неделю)

                                             ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

      Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

                                             РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

      Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

                                                РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

      Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

                   

               БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

                                           (2 раза в четверть)

      Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
      Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

Примерные задания

  Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
      Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор).
      Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).
      Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.
      Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами).
      Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях).
      Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
      Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, папка, линейка, треугольник чертежный).
      Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы. Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу).
      Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью.
      Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).
      Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
      Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».

  Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).
      Рисование на тему «Снеговики».
      Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.
      Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
      Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).
      Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.
      Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).
      Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям).
      Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма).
      Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик — квадрат и треугольник, тележка — прямоугольник и два круга, скворечник — прямоугольник и треугольник и т. п.).

      Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.
      Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
      Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
      Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.
      Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
      Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в круге (круг — готовая форма). Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
      ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
      использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
      закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
      рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
      понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
      различать и знать названия цветов;
      узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Дополнительная литература:

- И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.

- И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 175с.

- Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.

- В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208

Тематическое планирование по ИЗО

I четверть

Тема урока

Дата

1

Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстрации в детских книгах.

4.09

2

Рисование с натуры разных видов грибов (бел., подосин., мухоморы).

11.09

3

Рисование с натуры узоров в полосе из листьев и ягод.

18.09

4

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

25.09

5

Рисование на тему: "Деревья осенью". Рассматривание иллюстрации в детских книгах.

2.10

6

Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (папка).

9.10

7

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике по образцу.

16.10

8

Рисование геометрического орнамента в квадрате по образцу.

23.10

9

Рисование в квадрате узора из веточек ели с помощью осевых линий.

30.10

II ЧЕТВЕРТЬ

Тема  урока

Дата

1

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике по образцу.

13.11

2

Рисование в квадрате узора из веточек ели с помощью осевых линий.

20.11

3

Рисование с натуры веточек ели. Рассмотрение иллюстраций в детской книге.

27.11

4

Рисование с натуры праздничных флажков.

4.12

5

Рисование с натуры ёлочных украшений.

11.12

6

Рисование узора из снежинок. Украшение шарфа.

18.12

7

Рисование узора из снежинок. Украшение шарфа.

25.12

III четверть.

Тема урока

Дата

1

Рисование узора из снежинок. Украшение свитера.

15.01

2

Рисование на тему: "Снеговик".

22.01

3

Рисование рамки для картин. Беседа по картинкам.

29.01

4

Рисование на тему: "Рыбка в аквариуме". Рисование с натуры игрушки-рыбки.

5.02

5,6,7

Рисование с натуры предметов прямоугольной формы.

12.02

19.02

26.02

8

Декоративное рисование - узор в полосе для косынки треугольной формы.

5.03

9

Декоративное рисование - узор в полосе для косынки треугольной формы.

12.03

10

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур.

19.03

IV ЧЕТВЕРТЬ

Тема  урока

Дата

1

Рисование с натуры дорожного знака "Впереди опасность".

2.04

2

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

9.04

3

Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

16.04

4

Тематический рисунок "Дом - украшение к празднику флажками".

23.04

30.04

5

Рисование узора в полосе из цветов и листочков.

7.05

6

Рисование узора из цветов в круге.

14.05

7

Рисование рисунка на тему: "Как я буду проводить лето".

21.05

28.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида

Адаптированная  рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена  в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание  благопри...

Адаптированная рабочая программа за 2 класс

Адаптированная рабочая программа с планированием за 2 класс по ФГОС. Предназначена учителям, дефектологам....

адаптированные рабочие программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1.

Программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1....

Адаптированная рабочая программа 2-4 классы для учащихся с ЗПР (7.2 вида) по английскому языку по учебнику "Rainbow English"

Адаптированная рабочая программа 2-4 классы для учащихся с ЗПР (7.2 вида) по английскому языку по учебнику "Rainbow English"...

Адаптированная рабочая программа «Математика» (2 класс)

Адаптированная рабочая программа «Математика» разработана на основе Федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможн...

Адаптированная рабочая программа СИПР 1 класс

Целью данной программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной...

Адаптированные рабочие программы для подготовительного класса. (ОВЗ НОДА вариант 6.3, надомное обучение)

Рабочие программы составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптиров...