Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_rab.progr_._ktp.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы по изобразительному искусству (М.: Просвещение, 2010г.) и программы «Изобразительное искусство» автора Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2011г.)
Цели и задачи учебного курса
Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного курса
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Результаты изучения курса
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Место курса в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год.
Учебно-методический комплект
Для реализации целей и задач обучения изобразительному искусству по данной программе используется УМК «Школа России» издательства «Просвещение»:
Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2011
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. /Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 2011
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебникам под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
- Работать по предложенному учителем плану;
- Отличать верно выполненное задание от неверного;
- Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД:
- Пользоваться языком изобразительного искусства;
- Слушать и понимать высказывания собеседников;
- Согласованно работать в группе.
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе являются формирование следующих знаний и умений:
Учащиеся должны знать:
∙ три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;
∙ названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
∙ правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
∙ элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;
∙ простейшие приёмы лепки.
Учащиеся должны уметь:
∙ верно держать лист бумаги, карандаш;
∙ правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
∙ выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
∙ передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
∙ применять элементы декоративного рисования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художественных позиций наблюдать реальность, рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь закладывается фундамент в познание огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу первого года обучения входит осознание того, что Мастера работают разными материалами, а также первичное освоение этих материалов.
Но Мастера предстают перед детьми не все сразу. Сначала показывается Мастер Изображения, затем Мастер Украшения, потом Мастер Постройки. В конце они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе.
1 класс
Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч)
Ты учишься изображать (9 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
- Изображения всюду вокруг нас.
- Мастер Изображения учит видеть.
- Изображать можно пятном.
- Изображать можно в объеме.
- Изображать можно линией.
- Разноцветные краски.
- Изображать можно и то, что невидимо.
- Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
- Мир полон украшений.
- Цветы.
- Красоту надо уметь замечать.
- Узоры на крыльях. Ритм пятен.
- Красивые рыбы. Монотипия.
- Украшения птиц. Объёмная аппликация.
- Узоры, которые создали люди.
- Как украшает себя человек.
- Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
- Постройки в нашей жизни.
- Дома бывают разными.
- Домики, которые построила природа.
- Дом снаружи и внутри.
- Строим город.
- Все имеет свое строение.
- Строим вещи.
- Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
- Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
- Праздник весны.
- Сказочная страна.
- Времена года (экскурсия)
- Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 1 КЛАСС 33Ч.
№ п/п | Дата | Тема урока (Страницы учебника) | Вид работы (задание) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС НОО) | ||||||
Понятия | Предметные результаты | Универсальные учебные действия (УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Ты учишься изображать. (9 ч) | ||||||||||
1 (1) | I четверть | Введение в предмет. Стр. | Рисунок солнца. | Предмет «Изобразительное искусство». | Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. | Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. | Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | |||
2 (2) | Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с Мастером Изображения. Стр. | Рисунок по замыслу. | Изображения в жизни человека. Знакомство с Мастером Изображения. | Находить в окружаю-щей действительности изображения, сделан-ные художниками. Рассматривать иллюс-трации (рисунки) в детских книгах.Приду-мывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | Работать по предложен-ному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. | Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. | ||||
3 (3) | Мастер Изображения учит видеть. Стр. | Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья | Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». | Находить, рассматри-вать красоту в обыкно-венных явлениях при-роды и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору в выделенных деталях природы.Выявлять геометрическую фор-му простого плоского тела. | Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | ||||
Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графи-ческими средствами заданный метафори-ческий образ на основе выбранной геометрической формы. | ||||||||||
4 (4) | Изображать можно пятном. Стр. | Превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, хвост, уши, усы и т.д.) | Пятно как способ изображения на плоскости. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. | Использовать пятно как основу изобр-го образа на плоскости. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.Овладевать первичными навыка-ми изображения на плоскости с помощью пятна, навыками рабо ты кистью и краской. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | ||||
5 (5) | Изображать можно в объеме. Стр. | Лепка животного. | Объемные изоб-ражения.Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Целостность формы. Приемы работы с пластилином. | Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравни-вать и группировать произведения изобр-го искусства (по изо-м средствам, жанрам и т.д.). Слушать и понимать высказывания собеседников. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | ||||
6 (6) | Изображать можно линией. Стр. | Изображение линией «путаница» рисунка на тему «Расскажи нам о себе» | Знакомство с по-нятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изобра-жения на плос-кости.Повествова-тельные возмож-ности линии (линия — рассказчица). | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). | Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | ||||
7 (7) | Разноцветные краски. Стр. | Создание разноцветного коврика | Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Проба красок. | Овладевать первич-ными навыками рабо-ты гуашью. Соотно-сить цвет с вызывае-мыми им предмет-ными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспер-ть,исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | ||||
8 (8) | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Стр. | Изображение настроения. | Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. | Соотносить восприя-тие цвета со своими чувствами и эмоция-ми. Изображать радость или грусть (работа гуашью). | Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | ||||
9 (9) | II четверть | Художники и зрители (обобщение темы). Стр. | Рассматрива-ние художест-венных произведений. | Художники и зрители.Знаком- ство с понятием «произведение искусства». Картина.Скульп-тура.Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. | Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изо-го искусства. | Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. | |||
Ты украшаешь. (8 ч) | ||||||||||
10 (1) | Мир полон украшений. Знакомство с Мастером Украшения. Стр. | Изображение сказочного цветка | Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Знакомство с Мастером Украшения. | Находить примеры декоративных укра-шений в окружающей действительности (в школе, дома, на ули-це). Создавать роспись цветов-заготовок, вы-резанных из цветной бумаги (раб. гуашью). | Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | ||||
11 (2) | Цветы — украшение Земли. Красоту нужно уметь замечать. Стр. | Аппликация: составление букета из вырезанных цветов (коллективная работа) | Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. | Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). | Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. | ||||
12 (3) | Узоры на крыльях. Ритм пятен. Стр. | Украшение крыльев бабочки. | Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Ритмический узор пятен и симметричный повтор. | Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Понимать простые основы симметрии. | Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Соглас работать в группе. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | ||||
13 (4) | Красивые рыбы. Монотипия. Стр. | Украшение рыбок узорами чешуи. | Ритмическое соот ношение пятна и линии. Симметрия повтор, ритм, сво-бодный фантазий-ный узор. Знаком ство с техникой монотипии (отпе-чаток красочного пятна).Вырази-тельность фактур. | Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике живописной и графической роспи-си, монотипии и т. д. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру. | ||||
14 (5) | Украшения птиц. Объёмная аппликация. Стр. | Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации. | Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоратив ных элементов. Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики. | Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике объемной аппликации и коллаже | Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.Сравни-вать и группировать произведения изо-го искусства (по изо-ым средствам, жанрам и т.д.). Слушать и понимать высказывания собеседников. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | ||||
15 (6) | Узоры, которые создали люди. Стр. | Рисование орнамента. | Красота узоров (орнаментов), созданных челове-ком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении чело-века.Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. | Находить орнамен-тальные украшения в предметном окруже-нии человека, в пред-метах, созданных человеком.Рассмат-ривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образ но, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. | Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. | Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | ||||
16 (7) | III четверть | Как украшает себя человек. Стр. | Рисование сказочных героев и их украшений. | Украшения человека расска зывают о своем хозяине. Какие украшения бывают у разных людей. Когда и зачем украшают себя люди. | Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). | Работать по предложен-ному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | |||
17 (8) | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Стр. | Изготовление украшений к празднику. | Без праздничных украшений нет праздника. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала. | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). | Проговаривать после-довательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, получен- ную на уроке;Согласо ванно работать в группе. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. | ||||
Ты строишь. (11 ч) | ||||||||||
18 (1) | Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки. Стр. | Рисование домиков для сказочных героев. | Первичное зна-комство с архи-тектурой и дизай-ном. Постройки в окружающей нас жизни.Постройки, сделанные человеком. | Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. | Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. | Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. | ||||
19 (2) | Дома бывают разными. Стр. | Построение на бумаге дома с помощью печаток. | Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. | Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). | Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | ||||
20 (3) | Домики, которые построила природа. Стр. | Лепка сказочного домика в форме овощей или фруктов. | Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. | Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. | Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | ||||
21 (4) | Дом снаружи и внутри. Стр. | Рисование дома в виде буквы алфавита. | Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид.Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. | Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | ||||
22 (5) | Строим город. Стр. | Складывание домика из бумаги, постройка города из бумажных домиков. | Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.
| Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. | Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравнивать и группиро-вать произведения изо. искусства (по изо. сред-ствам, жанрам и т.д.). Слушать и понимать высказывания собеседников. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | ||||
23 (6) | Строим город. Стр. | |||||||||
24 (7) | Всё имеет своё строение. Стр. | Выполнение изображения животного из различных геометричес-ких фигур в технике аппликации. | Конструкция предмета. | Составлять, конструи-ровать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. | Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | ||||
25 (8) | Строим вещи. Стр. | Конструиро-вание и украшение упаковок. | Конструирование предметов быта. Знакомство с работой дизайнера | Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. | Организовывать своё рабочее место.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. | Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. | ||||
26 (9) | IV четверть | Строим вещи. Стр. | ||||||||
27 (10) | Город, в котором мы живём. Стр. | Экскурсия. | Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. | Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.Перера-батывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творчес-кой деятельности. | ||||
28 (11) | Город, в котором мы живём. Стр. | Создание панно «Город, в котором мы живём» (коллективная работа). | Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). | Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. | Организовывать своё рабочее место. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. | ||||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) | ||||||||||
29 (1) | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе? Стр. | Рассматрива-ние работ художников и детских работ. | Взаимодействие трех видов художественной деятельности. | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).Анали зировать деятельность Мастера изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в созда-нии произведений искусства (изо, деко-ративного, конструктивного). | Проговаривать последовательность действий на уроке; Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. | Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | ||||
30 (2) | Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. Стр. | Конструиро-вание из бумаги и украшение птиц и жуков. | Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.). | Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечат-лений, а также свойств и возможностей заданных худ-ных материалов. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать получен ную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творчес кой деятельности. | ||||
31 (3) | Сказочная страна. Стр. | Панно-коллаж с изображением сказочного мира (коллективная работа). | Изображение сказочного мира. Выразительность размещения элементов коллективного панно. | Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. | Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. | Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | ||||
32 (4) | Времена года. Стр. | Экскурсия. | Красота природы. Выразительные детали весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). | Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. | Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | ||||
33 (5) | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). Стр. | Композиция на тему «Здравствуй, лето!» | Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. | Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» | Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...