Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_3_kl.docx | 49.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России
- и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
Содержание учебного предмета.
I ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 ч.)
Мастера ведут ребенка по его дому и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Тема. Твоя игрушка. (1 часа)
Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных Мастера — Изображения, Постройки и Украшения. Их совместная работа — это три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.
Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.
Задание: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке.
Вариант задания: создание игрушки из любых подручных материалов.
Материалы: пластилин или глина, гуашь, водоэмульсионная краска для грунта, кисти маленького размера, тампоны; солома, кусочки меха, деревянные брусочки, кусочки ткани, природные материалы. Зрительный ряд: разнообразные игрушки с ярко выраженным художественным образом; народная игрушка (дымковская, городецкая, филимоновская, каргопольская, богородская), игрушки из подручного материала — упаковок, ткани, меха.
Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки.
Тема. Твоя посуда. (1 часа) Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Работа Мастеров Постройки, Украшения и Изображения по изготовлению посуды: конструкция — форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов.
Задание: лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов. При этом обязательно подчеркнуть назначение посуды (для кого она, для какого случая).
Материалы: пластилин, глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага. Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слайды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).
Тема. Мамин платок. (1 час)
Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения.
Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
Зрительный ряд: яркие примеры росписи платков и тканей (слайды и натурный фонд); женские образы в произведениях искусства; фотографии, кадры из фильмов; природные мотивы в росписи платков; образцы детских работ по этой теме.
Тема. Обои, шторы, в твоем доме. (1 час)
Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, или гостиная, или комната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты.
Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа. Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.
Зрительный ряд: фотографии художественно разработанных интерьеров, отобранные образцы обоев, художественные эскизы, детские работы по теме.
Тема. Твоя книжка. (1 час)
Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров при создании книги. Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями.
Вариант задания (сокращение): иллюстрация выбранной сказки или конструирование обложки для книжки-игрушки.
Материалы: для учащихся — гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы; для учителя — степлер.
Зрительный ряд: детские книги с хорошими иллюстрациями, книжки-игрушки, различные по назначению и форме взрослые книги; иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке. Литературный ряд: текст выбранной сказки.
Тема. Поздравительная открытка (декоративная закладка). (2 часа)
Создание художником поздравительных открыток и другой мелкой тиражной графики. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.
Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки. Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя. Зрительный ряд: лучшие образцы печатных и самодельных открыток; старинные открытки, которые иногда берегут в семье на добрую память; произведения тиражной графики, различные по технике; детские работы по теме.
В создании всех предметов в доме принимал участие художник. В любой работе ему помогали наши волшебные Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке детских работ, выполненных в течение четверти. «Ведут беседу» три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни и есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники. Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом четверти и одновременно открытием.
Учебная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ за период четверти.
II ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7ч)
Все начинается с порога родного дома. II четверть и посвящена этому порогу. И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.
Тема. Наследие предков: памятники архитектуры. (1 час)
Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие произведения архитектуры — это достояние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.
Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.
Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага.
Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.
Тема. Витрины на улицах. (1 час)
Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Реклама на улице.
Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам).
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии и слайды с изображением оформленных витрин; детские работы предыдущих лет.
Тема. Парки, скверы, бульвары. (1 час)
Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумывает не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Рассмотреть, как построены парки и сады, там где мы живем. Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж).
Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа).
Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды садов и парков разных эпох; видовые фотографии и слайды; изображения садов и парков в искусстве.
Тема. Ажурные ограды. (1 час)
Чугунные ограды в Санкт- Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.
Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот — вырезание из сложенной цветной бумаги (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»). Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: старинные ограды в Москве и Санкт- Петербурге; современные декоративные решетки и ограды в различных городах (слайды).
Тема. Фонари на улицах и в парках. (1 час)
Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт- Петербурга, других городов.
Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Материалы: тушь, палочка, белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Тема. Транспорт. (2 часа)
Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.
Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии транспорта; слайды старинных машин. (Обобщение темы). Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы наши Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков. Здесь можно разместить ажурные ограды и фонари, транспорт. Дополняется панно фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно провести игру в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города. Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации. Беседа о роли художника в создании облика города.
III ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (8ч)
Зрелище — неотъемлемая часть жизни человека. Какой тусклый и однообразный был бы мир без праздника! В цирке, на концерте или в театре нас встречает праздничное и красочное зрелище, созданное художником.
Игровая природа зрелища позволяет учителю в конце четверти продемонстрировать творческие работы детей в виде театрализованного представления или спектакля.
Тема. Художник и театр. (1 час)
Спектакль — вымысел и правда театральной игры. Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания театрально-сценического оформления.
Задание: театр на столе — создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.
Литературный ряд: выбранная сказка.
Тема. Образ театрального героя. (1 час)
Мир театра, мир условности, мир игры. Театр кукол как пример видового разнообразия кукол. Задание: создать эскиз кукольного персонажа.
Материалы: картон, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы, формат А4.
Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.
Литературный ряд: выбранная сказка.
Тема. Театральные маски. (1 часа)
Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике.
Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и театральных масок.
Тема. Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм. (2 часа)
Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм.
Задание: создание куклы к кукольному спектаклю.
Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы.
Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репродукции из книг о кукольном театре, диафильм.
Тема. Театральный занавес. (1 час)
Задание: создание эскиза театрального занавеса.
Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата.
Зрительный ряд: театральные и цирковые занавесы.
Тема. Афиша. (1 часа) Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт.
Задание: создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению.
Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата.
Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.
Тема. Художник в цирке. Праздник в городе. (1 час) Роль художника в цирке. Цирк — образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности — веселая тема детского творчества. Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.
Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии, слайды и видеофрагменты циркового представления.
Заключительный урок четверти предоставляет учителю различные возможности для его проведения. Это может быть театрализованное представление или спектакль с использованием сдеданных на занятиях масок, кукол и т. д. или же дети как Мастера Изображения, Украшения и Постройки могут украсить класс или школу, превратив их в место для праздника.
IV ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (11 ч).
Три четверти учебного года были посвящены прикладным видам деятельности художника. Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, в IV четверти мы обращаемся к станковым видам изобразительного искусства. Речь пойдет о картине и скульптуре, будет дано представление о жанрах изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой и исторический жанры) и разных по назначению видах скульптуры. Лучшие произведения искусства хранятся в музеях, и люди специально приходят, чтобы увидеть их. Многие города могут гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений мирового и русского искусства. К этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения.
В Москве есть музей — святыня русской культуры — Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромно значение Эрмитажа и Русского музея в Петербурге — центров международных художественных связей. И есть также много небольших интересных музеев, выставочных залов.
Однако тема «Художник и музей» шире. Существуют самые разные музеи, но всегда в их организации принимает участие художник, который помогает сделать музейную экспозицию. Бывают художественные, литературные, исторические музеи, музеи науки и т. д. и даже домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей.
Тема. Музеи в жизни города. (1 час) Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музей родного города. Рассказ учителя и беседа.
Задание: «Мы в музее» — изображение музейного интерьера с фигурами зрителей.
Материалы: гуашь или графические материалы; бумага.
Зрительный ряд: слайды и фотографии зданий и интерьеров крупнейших музеев и музеев местного значения, фрагменты видеофильмов с экскурсиями по музеям.
Рекомендуется посещение художественного музея (экскурсия).
Тема. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. (1 час) Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И, Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро и т. д.
Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже.
Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный, мрачный и тоскливый, нежный и певучий.
Дети на этом уроке повторяют понятия «холодный и теплый цвета», «звонкий и глухой цвета» и «разный характер красочного мазка».
Материалы: гуашь, кисти или пастель, белая бумага.
Зрительный ряд: знаменитые живописные пейзажи с ярко выраженным настроением И. Левитана, А. Саврасова, А. Рылова, А. Куинджи, Н. Рериха, К. Коро, В. Ван Гога.
Тема. Картина-натюрморт. (1 часа) Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины. Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: знаменитые натюрморты с ярко выраженным настроением и ясным для детей сюжетом Ж.-Б. Шардена, К. Пе-трова-Водкина, П. Кончаловского, М. Сарьяна, П. Кузнецова, В. Стожарова, В. Ван Гога и др.
Тема. Картина-портрет. (1 час) Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.
Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей — одного из родителей, друга, подруги или автопортрета (по представлению).
Материалы: гуашь, кисти или пастель, или акварель по рисунку восковыми мелками, бумага.
Зрительный ряд: живописные портреты Ф. Рокотова, В. Серова, И. Репина, В. Тропинина; портреты эпохи Возрождения.
Тема. Картины исторические и бытовые. (2 час) Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть картины: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события.
Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага. З
Зрительный ряд: дается общее представление об исторической картине так, чтобы не требовалось глубокого разбора сюжета на уроке (картины П. Уччелло, Пьеро делла Франчески и русских художников начала XX века, например, А. Рябушкин. Свадебный поезд). Бытовой жанр: Ж.-Б.Шарден. Молитва перед обедом; З.Серебрякова. За обедом; произведения В.Перова, А. Пластова.
Тема. Скульптура в музеях и на улицах. (1 час) Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.
Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.
Зрительный ряд: известные скульптурные памятники; парковая скульптура, разная по характеру и материалу; скульптурные произведения разных эпох из экспозиций центральных музеев.
Тема. Художественная выставка. (2 час) Организация выставки лучших работ за год — обобщение темы «Искусство вокруг нас». Выставка — это всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итога: какова роль художника в жизни каждого человека?
Тематическое планирование
Раздел № 1. Искусство вокруг нас.
Искусство в твоём доме. - 8 часов.
№ п/п | Тема урока. Понятия. | Решаемые проблемы | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) | Примечание | ||||
Предметные результаты | Личностные и метапредметные результаты УУД | |||||||
1 | «Каждый человек – художник!» (свободная тема) Приёмы рисования кистью. | Для чего нам нужны уроки рисования? Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Развитие умения передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, глазомер, графические навыки; | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: -осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | ||||
2 | Твои игрушки. (Украсить гуашью игрушки ) Цветовой контраст и гармония цветовых оттенков. | Из чего и для чего делают игрушки? Освоение основ декоративно-прикладного искусства. | Иметь начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки. Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; | |||||
3 | Посуда у тебя дома. (Пидумать и украсить гжельскими узорами праздничный сервиз ) Хохлома. Гжель. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. (Расположение , цвет и ритм узора.) | Научиться определять зависимость формы и декора от назначения посуды; получить понятия об орнаменте и его элементах; научиться выполнять коллективную творческую работу; | |||||
4 | Обои и шторы в твоем доме. (Создание узоров из отпечатков листьев ЭСТАМП ) Ритм. | Как ритм повторяющихся рисунков создаёт весёлое или спокойное настроение? | Уч-ся должны овладеть способом «набивки» по шаблону, трафарету. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: -осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач. К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | ||||
5 | Мамин платок. ( Нарисовать платок для своей мамы или бабушки) Орнамент. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. (Расположение , цвет и ритм узора.) | ….познакомиться с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; …уметь определять, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни. | |||||
6 | Твои книжки. (Придумать и сделать обложку для книги ) Иллюстрации | Как правильно скомпоновать сюжетный рисунок? | Уч-ся должны иметь представление о роли обложки, ее отличии от иллюстраций; …представлять многообразие форм и видов книг, их конструкций. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: -осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач. | ||||
7 | Открытки. Декоративная закладка. ( Создание закладки для книг) Цветовой контраст. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. (Расположение, цвет и ритм узора.) | …познакомиться с цветным кругом, …контрастными цветами и выразительными их сочетаниями; …иметь представление об элементах орнамента, его видах; | |||||
8 | Труд художника для твоего дома. Обобщающий урок. ( Свободное рисование) | Если бы художником вещей стал ты, какими бы ты их сделал? | Научиться последовательно проводить работу над рисунком по представлению. Иметь представление о произведениях изобразительного искусства. | |||||
Искусство на улицах твоего города. – 7 часов. | ||||||||
9/1 | Памятники архитектуры. (Придумать и изобразить гуашью свой проект красивого здания) Памятники архитектуры. | Как передать настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства? | Знать основные памятники своего города, своей страны, места их нахождения. Научиться выполнять коллективную творческую работу. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | ||||
10/2 | Парки, скверы, бульвары, города. ( Нарисовать свой образ весёлого детского парка) Парковое искусство. | Как правильно передать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски? | …познакомятся с планированием и созданием парков; …иметь представление об эмоционально-образном характере парков разного назначения; …ознакомяття с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари;. | |||||
11/3 | В мире народного зодчества. (Создать ажурную ограду в стиле «Квилинг») Квилинг | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. (Расположение и ритм узора.) | Рассматривать и анализировать конструкции, их формы, пропорции; накапливать опыт работы с бумагой (закручивание, надрезание, складыва-ние, склеивание); участвовать в создании коллективной работы. Иметь представление о русской архитектуре, основных материалах этого вида изобразительного искусства и формах (объемной и плоской). | |||||
12/4 | Волшебные фонари. ( Сделать проект фонарей из белой бумаги в объёме) Бумагопластика | Построение композиции и рассказ о замысле. | Сравнивать и сопоставлять природные формы с архитектурными постройками; увидеть в примерах архитектуры природные аналоги; накапливать опыт работы с бумагой (закручивание, надрезание, складыва-ние, склеивание); участвовать в создании коллективной работы. | |||||
13/5 | Витрины. (Создать плоский эскиз витрины способом аппликации) | Какую роль выполняет каждый из Братьев – Мастеров, работая над образом витрины? | Ознакомить с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах города; дать представление о соответствии художественного стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы. | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | ||||
14/6 | Удивительный транспорт. ( При помощи восковых мелков изобразить транспорт будущего) | Какую роль выполняет каждый из Братьев – Мастеров, работая над образом машины? | Познакомить с городским транспортом, машинами; учить анализировать формы сложного объекта, его составляющих; дать представление о синтезе постройки, изображения и украшения в работе художника-дизайнера; | |||||
15/7 | Труд художника на улицах твоего города. Обобщающий урок. ( Выполнить рисунок цветов.) Правила работы с гуашью. | Какую роль выполняет каждый из Братьев – Мастеров, работая над образом города? | Дать представление об искусстве составления букетов и ознакомить с репродукциями изображения цветов; закрепить правила работы с гуашью, смешивание красок, | |||||
Художник и зрелище. – 11 часов. | ||||||||
16/1 | Праздник города. (рисование по представлению. ) | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. | Научиться анализировать специфические свойства акварели и гуаши; передавать в работе эмоции и эстетические чувства. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Р.: - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; П.: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. | ||||
17/2 | Маска. ( Изготовление маски из бумаги) Грим | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, материала. | Дать представление об истоках театра; дать понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске - контрастность, яркую декоративность; | |||||
18/3 | Школьный карнавал. | Передача настроения в творческой работе | Научиться передавать эмоции и эстетические чувства. | |||||
19/4 | Художник и цирк. (Нарисовать самое интересное в цирке. Н-р клоуна.) Тёплые и холодные тона. | Какую роль выполняет каждый из Братьев – Мастеров, работая в цирке? | Познакомятся с созданными художником в цирке костюмами, гримом, деталями общего оформления; умением передавать смысловую связь между предметами; | |||||
20/5 | Художник в театре. Декорации. Макет. | Смысловая связь между предметами в пространстве | Познакомятся с элементами оформления зрелища; узнают о работе художника в театре (художник-костюмер, художник-гример); будут учиться передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними; | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона (средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности); - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.: -формулирует собственное мнение и позицию; -задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | ||||
21/6 | Театр кукол. (Конструирование кукол из бумаги) | Практика в работе с различным материалом, формами; | Дать общие сведения о кукольном театре, о способах изготовления кукол; ввести элементы и приемы эмоциональной разрядки; воспитывать взаимную вежливость. | |||||
22/7 | Театр кукол. (Конструирование кукол из бумаги) | |||||||
23/8 24/9 | Афиша и плакат. (Нарисовать эскиз плаката-афиши к спектаклю.) Шрифт | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. | Научиться анализировать специфические свойства акварели и гуаши; передавать в работе эмоции и эстетические чувства. | |||||
25/10 26\11 | Художник в театре. (Изготовление декораций к спектаклю ) | Смысловая связь между предметами в пространстве | Познакомятся с элементами оформления зрелища; узнают о работе художника в театре (художник-костюмер, художник-гример); будут учиться передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними; | |||||
Художник и музей. –8часов. | ||||||||
27/1 | Музеи и жизнь города. (Виртуальная экскурсия) Музеи. Экспозиция. Коллекция. Музеи искусства. | Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся на основе духовных ценностей русского народа. | Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии. | Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану П.: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; | ||||
28/2 | Картина – особый мир. (Изготовление рамок для картин) Художественные музеи. | Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся на основе духовных ценностей.. | Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, проявлению фантазии. | |||||
29/3 | Музеи искусства. ( Экскурсия ) | Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся на основе духовных ценностей. | Систематизировать знания об архитектуре, музеях; дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры; | |||||
30/4 | Картина – пейзаж. ( Изображение пейзажей с помощью гуаши) Пейзаж. | Как понять настроение природы и передать его на бумаге с помощью холодных и теплых цветов, тихих и звонких ? | Познакомятся с жанром живописи - пейзажем, его разновидностями, законами композиции; будут учиться строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции; научаться выделять главное в рисунке; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски. | Л.: - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства; Р.: - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по совместно составленному с учителем плану; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов). П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | ||||
31\5 | Картина – портрет. (Портрет друга.) «Портрет. Набросок» | О чем нам может рассказать портрет человека? Чем каждый человек отличается от других людей? | Познакомится с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, приемы изображения человека. Узнает о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадного портрета в разные исторические периоды. | |||||
32/6 | Картина – натюрморт. (Нарисовать картину-натюрморт «Праздничный стол». Гуашь.) Натюрморт. | Как рассказать о человеке - изображая только его вещи? Изучение формы предметов, характера мазков и передача настроения цветом. | Формирование графических навыков в изображении объемных предметов простой формы и развитие умения определять оттенки «холодных» и «теплых» цветов с целью верной передачи особенностей натуры. Знакомство со светотенью, развитие чувства пропорции, соразмерности. | |||||
33/7 | Картины исторические и бытовые. (Рисунок на тему «Мой день») | Как нарисовать сюжетный рисунок? Выбор сюжета и построение композиции.) | Научиться последовательно проводить работу над рисунком по памяти и представлению. Иметь представление о произведениях изобразительного искусства. | Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. П.: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. К. - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;: - слушать и понимать речь других. | ||||
34/8 | Картины исторические и бытовые. (Рисунок на историческую тему) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...