Рабочие программы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
- Федерального Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Федерального перечня учебников. рекомендуемых к использованию в 2016-2017 учебном году.
- Основной образовательной программы начального общего образования, утверждённого приказом 1-50 от 30 августа 2014г.
- Учебного плана на 2016-2017 учебный год.
- Положением о рабочей программе, утверждённым приказом 1-56 от 20.06.2016г.
- Программы по изобразительному искусству разработанной на основе авторской программы «Изобразительное искусство» (Неменский Б.М, Неменская Л.А., Горячева Н.А., Питерских А.С.).
1.2.Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
1.3.Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
1.4. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели).
1.5. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 класс (33 ч)
Тема первого года обучения: «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 8 ч.
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, линия, цвет – основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски. Художники и зрители.
Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 5 ч.
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 8 ч.
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу–5ч.
Общие начала всех пространственно – визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно – образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
1.6. Учебно – тематический план
1 класс (33 ч.) | |
1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 8 ч. |
2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 ч. |
3. Ты строишь Знакомство с Мастером Постройки | 11 ч. |
4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 6 ч. |
Итого: | 33 ч. |
1.7. Планируемые результаты по курсу
«Изобразительное искусство» к концу 1-го года обучения
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства в собственной художественно – творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство»
Первоклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги.
Первоклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещение выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
1.8 Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- различать основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- различать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
1.9. Система оценки планируемых результатов.
Форма организации занятий – урок.
Методы обучения, используемые на уроках изобразительного искусства:
- словесные (беседа, сообщение),
- наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
- практические,
- метод проблемного обучения,
- методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
- методы самоконтроля.
2 .Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2.1. Учебно-методическое обеспечение
Программа:
- Программа «Изобразительное искусство» (Неменский Б.М, Неменская Л.А., Горячева Н.А., Питерских А.С.).
Учебники и рабочие тетради
- Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 1 – 4 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М.Неменского.- М.: Просвещение, 2015.
- Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 – 4 классов начальной школы. Под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2015.
2.2. Учебно-методические пособия для учителя:
- Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы. Б.М. Неменский , Е.И. Коротеева и др.; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015.
- Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1- 4 классы.
2.3. Список используемой литературы:
- Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
- Казначеева С.А., Бондарева С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков. 1-6 классы. – Волгоград, изд. «Учитель», 2009
- Степанчук З.А., Степанчук О.А. изобразительное искусство 1-8 классы. Опыт творческой деятельности школьников. - Волгоград: Учитель, 2009
- Лободина Н.В., Павлова О.В. Олимпиадные задания. Изобразительное искусство 1-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2010
- Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
- Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс
№ п/п | Тема | Дата | Примечание | ||
план | факт | ||||
1. | Изображения всюду вокруг нас. Изображения в жизни человека. | ||||
2. | Мастер Изображения учит видеть. Знакомство с понятием «форма». | ||||
3. | Изображать можно пятном. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. | ||||
4. | Изображать можно в объеме. Объемные изображения. | ||||
5. | Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». | ||||
6. | Разноцветные краски. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. | ||||
7. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | ||||
8. | Художники и зрители (обобщение темы). Цвет и краски в картинах художников. | ||||
9. | Мир полон украшений. Украшения в окружающей действительности. | ||||
10. | Красоту надо уметь замечать. | ||||
11 | Узоры на крыльях. (Украшение крыльев бабочек) | ||||
12 | Красивые рыбы. | ||||
13. | Украшение птиц.
| ||||
14 | Узоры, которые создали люди. | ||||
15 | Как украшает себя человек. | ||||
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | ||||
17-18 | Постройки в нашей жизни | ||||
19. | Дома бывают разными
| ||||
20. | Домики, которые построила природа. | ||||
21. | Какие можно придумать дома. | ||||
22. | Дом снаружи и внутри.
| ||||
23. | Строим город | ||||
24. | Все имеет свое строение. | ||||
25. | Строим вещи. | ||||
26. 27. | Город, в котором мы живем (обобщение темы)
| ||||
28. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | ||||
29-30 | «Сказочная страна». Создание панно. | ||||
31. | «Праздник весны». Конструирование из бумаги. | ||||
32. | Урок любования. Умение видеть. | ||||
33. | Здравствуй, лето! (обобщение темы) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
- Мне нравится (1)