Рабочая программа 4 класс "ИЗО"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Изобразительное искуство" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_4_klass.docx | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО /Анофрикова В.А ./ Протокол № от « » августа 2017г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ» /______________/ Анфиногенова И.А/ « » августа 2017 г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ » /______________/Березкина Л.А./ Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
Программа по учебному курсу
«Изобразительное искусство»
4 класса
Учитель: Тараканчикова О.Г
2017- 2018 учебный год
2.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования и авторской программы Б.М.Неменскго «Изобразительное искусство. 1-4классы»(УМК «Школа России») Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства и др. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане:
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Ерышовская СОШ».
Данная программа рассчитана на 1 год – 3 класс. Общее число учебных часов в 3 классе – 34часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели)
3. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 4 классе являются формирование следующих знаний и умений:
К концу изучения блока «Изобразительное искусство» обучающиеся научатся:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
К концу изучения блока «Изобразительное искусство» обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
4. Содержание курса «Изобразительное искусство»
Название темы | Кол-во часов | Изучаемые в теме вопросы | Практикум: к/р., пров./р., диктанты, сочинения, изложения, практ./р., л/.р., экскурсии. |
Истоки родного искусства | 8 ч | Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир. Образ красоты человека. Народные праздники (обобщение темы). | |
Древние города нашей Земли | 7 ч | Древнерусский город - крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины – защитники. Города Русской земли Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах. | |
Каждый народ — художник | 11 ч | Образ японских построек. Образ человека, характер одежды в японской культуре Отношение к красоте природы в японской культуре. Народы гор и степей Города в пустыне Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции Европейские города Средневековья (архитектура) Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха. Многообразие художественных культур в мире. | |
Искусство объединяет народы | 8 ч | Материнство Мудрость старости Мудрость старости Сопереживание великая тема искусства Герои-защитники Юность и надежды Искусство народов мира. (Обобщение темы) | |
Итого: | 34ч |
5. Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Планируемые результаты | Метериально-техническое обеспечение | Дата проведения | Количество часов | ||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||
Истоки родного искусства (8ч) | |||||||||
1. | Пейзаж родной земли. | Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; | ПК Картинки | 1 | |||
2. | Деревня - деревянный мир | ПК. Пр. | 1 | ||||||
3. | Деревня - деревянный мир (коллективное панно «Деревня» | ПК.Пр. Картинки Рисунки | 1 | ||||||
4. | Красота человека. Образ русского человека (женский образ, мужской образ). | ПК. Картинки | 1 | ||||||
5. | Красота человека. Женский, мужской праздничный костюм. | ПК. ПР. Картинки Рисунки | 1 | ||||||
6. | Воспевание труда в искусстве | ПК. Картинки | 1 | ||||||
7. | Народные праздники | ПК. Картинки | 1 | ||||||
8. | Народные праздники. | ПК.Пр. Картинки | 1 | ||||||
Древние города нашей земли (7ч) | |||||||||
9. | Родной угол. Древне-русский город крепость | Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; | ПК | 1 | |||
10. | Древние соборы | ПК. Картинки | 1 | ||||||
11. | Города Русской земли | ПК Пр. Картинки | 1 | ||||||
12. | Древне-русские воины – защитники | ПК Картинки | 1 | ||||||
13. | Новго-род. Псков. Влади-мир и СуздальМосква. | ПК Картинки | 1 | ||||||
14. | Узоро-чье теремов | ПК.Пр. Картинки | 1 | ||||||
15. | Праздничный пир в терем-ных палатах. | ПК Картинки Рисунки | 1 | ||||||
Каждый народ – художник (11ч) | |||||||||
16. | Образ японс-ких постро-ек | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; | ПК. Картинки | 1 | |||
17. | Образ челове-ка, харак-тер одежды в японс-кой культу-ре | ПК. Картинки | 1 | ||||||
18. | Отношение к красоте приро-ды в японс-кой культу-ре. | ПК. Пр Картинки Фотографии | 1 | ||||||
19. | Народы гор и степей | ПК.Пр. Картинки | 1 | ||||||
20. | Города в пустыне | ПК.Пр. Картинки | 1 | ||||||
21. | Древняя Эллада. Образ красоты древне-гречес-кого челове-ка | ПК. Картинки | 1 | ||||||
22. | Древняя Эллада. Древне-гречес-кая архитектура | ПК. Картинки | 1 | ||||||
23. | Древняя Эллада. Олим-пийские игры в древней Греции | ПК. Рисунки | 1 | ||||||
24. | Европейские города Средне-вековья (архитектура) | ПК.Пр. Картинки | 1 | ||||||
25. | Средне-вековые готические костю-мы | ПК Картинки | 1 | ||||||
26. | Много-образие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каж-дый народ худож-ник» | ПК Картинки | 1 | ||||||
Искусство объединяет народы (8ч) | |||||||||
27. | Материнство | Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; | ПК. Пр. Картинки | 1 | |||
28. | Мудрость старос-ти | ПК Пр. Картинки Рисунки | 1 | ||||||
29. | Мудрость старос-ти. Закрепление | ПК. картинки | 1 | ||||||
30. | Сопереживание великая тема искусства | ПК. Картинки Рисунки | 1 | ||||||
31. | Герои-защитники | ПК.Пр.. Картинки | 1 | ||||||
32. | Юность и надеж-ды | ПК. Картинки | 1 | ||||||
33. | Искусство народов мира. | ПК.Пр. Рисунки Фотографии | 1 | ||||||
34. | Каждый народ – художник.
| ПК. Детские рисунки | 1 |
6. Литература
Учебные пособия: (для УМК «Школа России».)
1. Горяева Н.А, Неменская Л.А., Питерских А.С: Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Б.М. Неменского/. 4 класс. М.: «Просвещение», 2015 г
2.Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство вокруг нас» для 4 класса – М.: Просвещение, 2015
Учебно-методическая литература:
- Авторская программа Б.М.Неменскго «Изобразительное искусство. 1-4классы»(УМК «Школа России»)
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе./М.Ю.Демидова. С.В.Иванов/. –М.:Просвещение, 2010
- Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя. –М.:Просвещение, 2010
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя./А.Б.Воронцов/. –М.:Просвещение, 2011
- Развитие исследовательских умений младших школьников./Н.Б.Шумакова/. –М.:Просвещение, 2011
- Планируемые результаты начального общего образования. /Л.Л.Алексеева/.–М.:Просвещение, 2010
ИКТ-средства
-Компьютер
-Презентации с интернета
-Личные презентации
-Наглядные пособия *таблицы *картинки *рисунки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...