Тематическое планирование. Перспектива. 2 класс.ИЗО,
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Тематическое планирование по программе "Перспектива" по ИЗО. 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 109.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Место учебного предмета, курса в учебном плане:
В соответствии с учебным планом государственных образовательных учреждений Санкт -Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017/2018 учебный год на изучение курса «Изобразительное искусство» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч.
Программа скорректирована на 2 часа с учётом выходных и праздничных дней
(Приложение 1).
Рабочая программа адресована учащимся 2-х классов с разноуровневой подготовкой и позволяет обеспечить требуемый уровень дальнейшей подготовки школьников, предусматриваемый федеральным государственным образовательным стандартом НОО.
Рабочая программа разработана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе программы УМК «Перспектива», для 2 класса Т.Я. Шпикаловой. Изобразительное искусство.
Учебно – методический комплект
- Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2014.
- Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2014.
Литература для учителя
- Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс: Методическое пособие с поурочными разработками. М.: Просвещение, 2017.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival. 1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education
5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
7. http://www.it-n.ru/ – «Сеть творческих учителей
Цели и задачи
Цели: воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Познавательные УУД
1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
2) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
4) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
5) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные УУД
1) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Формы контроля
Название раздела (темы) | Кол –во часов | Диагностическая работа | Контрольная работа |
1. В гостях у осени | 11 ч. | 1.4 | 1.11 |
2.В гостях у чародейки зимы | 12 ч. | 2.12 | |
3.Весна – красна! Что ты нам принесла | 5 ч. | 3.5 | |
4.В гостях у солнечного света | 6 ч | 4.2 | 4.6 |
Итого | 34 | 2 | 4 |
Содержание учебного предмета
Распределение учебных часов по разделам программы
1.В гостях у осени | 11 ч. |
2.В гостях у чародейки зимы | 12 ч. |
3.Весна – красна! Что ты нам принесла | 5 ч. |
4.В гостях у солнечного света | 6 ч |
Итого | 34 ч. |
Общая характеристика программы
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реалиизации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Содержание программы
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты), как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и
зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,
К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление
о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных
народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и
природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Поурочно – тематическое планирование
№ п/п | Дата по план | Дата во факту | Тема урока | Тип урока | Конт роль | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД (Личностные, метапредметные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | |||||||
1. В гостях у осени (11 ч ) | ||||||||
1.1 1 | 6.09 | Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета теплые и холодные. | Урок обще – методо- логической напраленности. | Научиться узнавать жанры | Личностные: эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; понимать значение красоты природы и произведений поэтов, художников, проявлять интерес к предмету; выражать в творческой работе свое отношение к красоте природы и человека средствами художественного образного языка живописи. Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов. Познавательные: • общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках летней поры; составление описания лета; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения лета; формулирование ответов на вопросы учителя; • логические – определять цель учебной деятельности, осуществлять поиск ее достижения. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о лете и ее осмысление. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, в обсуждении содержания произведений живописи и народного искусства на тему лета, их сюжетов, художественно-выразительных средств, принимая его условия и правила; выразительно читать стихотворения | |||
1.2 2 | 13.09 | Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет. | Урок открытия нового знания | Узнать, какими художественными средствами живописцы в пейзажах выражают свое отношение к природе, варианты композиционных схем построения пейзажей, особенности рисования акварелью. Научиться ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, решать композиционные задачи, сравнивать свою композицию | Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, воспринимать природу и искусство, понимать необходимость бережного отношения к природе, важности ее сохранения для жизни на земле; выражать в творческой Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении материалов и принадлежностей для рисования красками; оценивать результаты своего труда, адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Познавательные: • общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте родного края осенью, многоцветье природы в осеннюю пору; составление описания любимых уголков природы; понимание того, что важнейшей особенностью изобразительного искусства является его способность передавать все многообразие, сложность и красоту природы; умение понимать назначение условных обозначений и свободное ориентирование в них, пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; сравнивать варианты композиционных схем, формулировать ответы на вопросы учителя; • логические – умение осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках. Коммуникативные: уметь слушать учителя и сверстников, понимать позицию партнера, уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их для уточнения услышанной информации, выразительно читать стихотворения о родном крае, его природе; рассказывать о происходящих переменах в природе по мере наступления осени, о цветовом богатстве родной земли; участвовать в обсуждении содержания и художественно-выразительных средств пейзажей художников. | |||
1.3 3 | 20.09 | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: симметрия, нюансы, ритм, цвет. | Урок открытия нового знания | Узнать о богатстве цветов сокровищ, находящихся в недрах земли, о красоте, созданной ювелирами, особенностях новых художественных материалов (полудрагоценные и драгоценные камни, жемчуг) и некоторых техниках и приемах (шитье) создания произведений декоративно-прикладного искусства. Научиться составлять декоративные композиции на основе народных орнаментов России, различать оттенки и формы каменных кристаллов, создавать нужные от- тенки красок путем смешивания их на палитре, передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции | Личностные: воспринимать основы эстетической культуры через образы музыкально-поэтического и устного фольклора, в которых русский народный костюм – неотъемлемая часть образов сказочных персонажей, произведения декоративно-прикладного искусства и с уважением относятся к образцам творчества, представляющим многонациональную культуру России; понимать чувства других людей, сопереживают им; объясняют себе, что делают с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с учетом функциональности, удобства и безопасности в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов, контролировать качество своей работы на каждом этапе рисования; осуществлять эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке; определять успешность выполнения задания совместно с учителем. Познавательные: • общеучебные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений декоративно-прикладного творчества, умение анализировать результаты сравнения, строить осознанное речевое высказывание по изучаемой теме; • логические – осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение и отстаивать его, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, ориентироваться на позиции других людей, отличные от собственной; адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
| |||
1.4 4 | 27.09 | В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | Урок открытия нового знания | Диагност. р. | Узнать об общности гончарного искусства мастеров народов мира, особенностях мотивов и балхарских и гречес ких узоров, ис-пользуемых для украшения керамической посуды, правила рисования орнамента на керамических сосудах разной формы, смысл понятий «керамика», «гончар», «меандр», «пальметта». Освоят первичные знания о мире декоративно-прикладного искусства, формах их бытования в повседневной жизни. Научатся сравнивать изделия декоративно-прикладного творчества, выявляя закономерности в построении узора, рисовать элементы орнамента керамики Дагестана, Греции, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций: изображать силуэт симметричного предмета (сосуда), намечать основные его части (горловые, тулово, поддон), украшать орнаментом. | Личностные: иметьадекватную мотивацию учебной деятельности, уважительно относиться к произведениям народных мастеров, понимать значение декоративно-прикладного искусства в жизни людей, адекватно реагировать на оценку педагогом и одноклассниками выполненных работ, дать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона (реального действия) и его продукта, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: • общеучебные – понимание значения знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце в произведениях гончарного искусства, выявление • логические – осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: уметь отстаивать собственное мнение, слушать учителя и одноклассников, понимать позицию партнера, уважительно относиться к иному мнению, согласованно работать | ||
1.5 5 | 4.10 | Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, светотень, штрих. | Урок открытия нового знания | Узнать элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; композиция), суть понятия натюрморт, основы композиционного построения натюрморта. Расширят свое представление об особенностях таких видов изобразительного искусства, как графика, живопись. Научатся определять картины-натюрморты среди картин других жанров; составлять простейшие композиции из двух-трех предметов; технике и приемам создания рисунков-натюрмортов (графических и живописных); выражать в творчес кой работе свое эмоционально-ценностное отношение к природным и рукотворным формам. | Личностные: иметь интерес к предмету, желание учиться, воспринимают язык живописного и графического произведения Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия во время творческой практической деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Познавательные: • общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме о красоте обычных предметов; умение использовать образный язык изобразительного искусства для достижения своего творческого замысла, умение представить (моделировать), распознавать геометрические формы в природных формах и художественных вещах, созданных человеком, строить композиции натюрморта из двух-трех предметов с учетом расположения их ближе или дальше; • логические – осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании природных и рукотворных форм в натюрморте, участвовать в обсуждении своеобразия передачи красоты природных и рукотворных форм в натюрмортах графика и художника-живописца, отстаивать свою точку зрения. | |||
1.6 6 | 11.10 | Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: | Урок открытия нового знания | Узнать об особенностях графических произведений изобразительного искусства, отдельные произведения выдаю щихся отечественных художников, их авторов; сравнивают различные виды изобразительного искусства (графики, живописи). Научатся объяснять смысл понятий: силуэт, ритм, техническим приемам работы графитным карандашом, передавать настроение в творческой работе с помощью тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, выражать в творческих работах свое отношение к окружающему миру, выбирать выразительные средства для создания образа цветов при рисовании. | Личностные: иметь мотивацию учебной и творческой деятельности; понимать причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимать и понимать предложения и оценки учителя и товарищей; воспринимать красоту окружающего мира и произведений искусства, относятся Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок, планировать алгоритм действий по вы полнению творческой практической работы, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. Познавательные: • общеучебные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых графических и живописных произведений, умение анализировать результаты сравнения, познавая основные средства выразительности графики (линия, пятно, штрих, ритм); • логические – осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: уметь использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве | |||
1.7 7 | 18.10 | Разноцветные краски осени Цветовой круг: основные цвета, цветовой контраст. | Урок обще – методо- логической напраленности. | Узнать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, их авторов, понятия «составные и основные цвета», контрастные цвета», «дополнительные цвета» как взаимодействие цветов (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый) создает ощущение особой яркости цвета. Научиться работать с цветовым кругом, выполнять упражнения на цветовые контрасты, пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи в собственной художественно-творческой деятельности | Личностные: соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке, действуют согласно правилам обращения с художественными материалами и правилам работы, адекватно оценивают свою работу на уроке, обсуждают индивидуальные результа ты художественно-творческой деятельности, воспринимают красоту окружающих предметов и предметного мира. Регулятивные: знать основы самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества), контролировать процесса создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану, организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности Познавательные: • общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках праздника в произведениях художников; умение составлять и анализировать варианты композиций натюрморта на заданную тему, сравнивать их и выбирать лучший, развитие способности смыслового восприятия художественных произведений; • логические – умение осуществлять поиск информации в разных источниках, ее осмысление, составление словесного описания композиций натюрморта на заданную тему. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; вести дискуссию, диалог, слышать | |||
1.8 8 | 25.10 | В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. | Урок открытия нового знания | Углубить представление о цветовом контрасте в народном искусстве и в живописи. Узнать, как отражена в народной игрушке связь природы | Личностные: воспринимать образ народной игрушки, чувствовать своеобразие связей народной пластики с действительностью, неразрывность народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями, уважительно относиться к произведениям декоративно-прикладного творчества и мастерам Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: • общеучебные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений декоративно-прикладного творчества (сопоставление образов дымковской, каргопольской и филимоновской игрушки), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, приемов вариации и импровизации узоров при выполнении творческой работы; • логические – осуществление поиска информации, расширяющей и дополняющей представление о народной глиняной игрушке, символическом восприятии животного мира. Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать образную речь при описании глиняных игрушек, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок). | |||
1.9 9 | 8.11 | Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. | Урок открытия нового знания | Получат представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека. Узнать о символике цвета, знаках-символах природных стихий в искусстве вышивки. Научиться передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции, учитывая соотношение их с изображением, понимать символику цвета, находить соответствие красного цвета в произведении искусства реальному цвету | Личностные: воспринимать красный цвет (в сочетании с другими цветами) в разных видах изображений, в искусстве народов мира; готовы к самостоятельным действиям при выполнении практической работы. Регулятивные: планировать свои действия и контролировать их выполнение во время работы, адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; организовывать свое рабочее место с учетом функциональности, удобства, рациональности и безопасности в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов. Познавательные: • общеучебные – умение преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию, понимать условное, поэтическое восприятие и выражение света в народном и декоративно-прикладном искусстве (свет и ритм жизни); • логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о символическом восприятии цветов, знаков-символов. Коммуникативные: уметь слушать художественные произведения, вступать в коллективный обмен мнениями, отстаивать свою точку зрения. | |||
1.10 10 | 15.11 | Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет. | Урок открытия нового знания | Расширять представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в картине, свой активный словарь, познакомившись с обозначениями тончайших оттенков красного цвета. Узнать о цветовом круге из 12 цветов, правила получения разных оттенков краски путем ее смешения с другими. Научиться называть все от-тенки цветового круга, видеть и различать цвета в изображении с натуры, передавать форму и цвет предметов, расположение и соотношение ближних и дальних предметов в рисовании натюрморта с натуры, получать разные оттенки красного цвета, выполнять натурную постановку предметов, рисовать декоративный натюрморт из двух-трех предметов сближенных цветов. | Личностные: иметь мотивацию учебной и творческой деятельности; понимать причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимать предложения и оценки учителя и товарищей; уметь видеть красоту реальной действительности Регулятивные: планировать свою деятельность и следовать согласно составленному плану, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Познавательные: • общеучебные – умение преобразовывать модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (выявление формы и цвета предметов); осуществлять анализ объектов при выполнении натурной постановки предметов, устанавливать аналогии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при рисовании натюрморта; • логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняю щей представление о способах получения разных оттенков цвета, достижения декоративности в рисунке. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить | |||
1.11 11 | 22.11 | Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия. | Урок открытия нового знания | К /Р | Узнать о том, как черный и белый цвета проявляются в природе и в искусстве, | Личностные: принимать ценности отечественной и мировой культуры, адекватно оценивают результаты своей работы на уроке, соблюдать дисциплину и правила поведения во время урока, иметь представление о себе и своих возможностях, объяснять самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, что получается хорошо. Регулятивные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, организовывать свое творческое пространство, проговаривать последовательность действий на уроке; ставить новые творческие учебные задачи. Познавательные: • общеучебные – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме о красоте произведений из фарфора и стекла, богатстве декоративных возможностей, скрытых в стекле; выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий; • логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе создания изделий из стекла и хрусталя. Коммуникативные: использовать образную речь, составляя описания изделий из стекла и хрусталя, сотрудничать с учителем | ||
2. В гостях у чародейки-зимы. ( 12 ч ) | ||||||||
2.1 12 | 29.11 | В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок. | Урок открытия нового знания | Познакомиться с художественными народными традициями керамического искусства Гжели, правилах выполнения технического приема – гжельского мазка с тенями. Научиться называть оттенки синего цвета, выполнять кистевую роспись, сочетать изображе ние узора с поверхностью украшаемого предмета, повторять за народным мастером из Гжели элементы росписи | Личностные: открыты для диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, эстетически воспринимают произведения декоративно-прикладного искусства; уважительно относятся к работам народных мастеров Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Познавательные: • общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; • логические – осуществление поиска информации из разных ис точников, расширяющей и дополняющей представление об узорах для гжельской посуды, технических приемах рисования узоров. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании гжельской керамики. | |||
2.2 13 | 6.12 | Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет. | Урок обще – методо- логической напраленности. | Узнать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, их авторов; о правилах построения композиции пейзажа, способах рисования кистью деревьев, кустарников. Научиться читать и рисовать композиционные схемы зимнего пейзажа, составлять разные оттенки синего цвета, передавать градации синего цвета, располагать элементы пейзажной композиции, использовать приемы гжельского живописного мазка, намечать линию горизонта и располагать деревья наближнем и дальнем планах, изображать деревья, кусты, добиваясь выразительности, рисовать картины зимнего леса, пользуясь необходимыми приемами работы с красками, кистью, рисовать, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа; изображать зимний лес, используя выразительные свойства художественного материала | Личностные: видеть красоту реальной действительности путем наблюдения природы, понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников, народных мастеров для человека и принимают его, сориентированы на активное восприятие произведений живописи, литературы, проявляют интерес к самостоя тельной творческой деятельности, желание привносить в окружающую действительность красоту Регулятивные: уметь определить последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составить план и последовательности действий, вносить изменения в свои действия во время работы при отклонении результата от эталона. Познавательные: • общеучебные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для начала зимы, умение наблюдать природу при отсутствии действия, сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими, сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, приемов вариации и импровизации узоров при выполнении творческой работы; • логические – построение логической цепи рассуждений при об-суждении композиционных схем; выдвижение гипотез об альтернативных вариантах композиционных решений зимнего пейзажа и их обоснование. Коммуникативные: уметь использовать образную речь при описании зимнего пейзажа, показывая чуткость к меткому слову ус-тного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки), выразительно читать стихотворения о зиме, строить речевое монологическое высказывание о первых признаках зимы, участвовать в коллективном обсуждении того, какие цвета (контрастные, сближенные) и в каком живописном пейзаже использовали художники, какое настроение с помощью их передали, отстаивать собственное мнение. | |||
2.3 14 | 13.12 | Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. | Урок открытия нового знания | Узнать о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз. Овладеть художественно-графическими умениями в передаче пропорций и выражения лица, умением применять цвет для достижения своего замысла. Научиться действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций, выполнять быстрые линейные наброски выражения лица: человек смеется или сердится, спокоен или гневается | Личностные: иметь мотивацию учебной и творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные: • общеучебные – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного (с помощью учителя), перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; • логические – умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на разворо те, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушать и понимать высказывания собеседников, выразительно читать стихи о новогоднем карнавале, использовать образную речь при описании масок, новогоднего карнавала, показывая чуткость к меткому слову устного народного творчества (загадки, песни), совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им. | |||
2.4 15 | 20.12 | Цвета радуги в новогодней ёл-ке. Сюжетная композиция. | Урок обще – методо- логической напраленности. | Узнать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, посвященные новогодним праздникам, их авторов. Углубят представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и ис- кусстве, о цветовом круге (12 цветов) и цветовом контрасте, холодных и теплых цветах. Научатся передавать настроение (праздника), эмоции с помощью цвета и использования различных художественных материалов, приёмов работы с ними, передавать форму и цвет предметов, расположение и соотношение ближних и дальних предметов при рисовании по представлению и с натуры, использовать предварительный цветовой эксперимент на палитре, цветовой контраст как основное выразительное средство в передаче праздничного новогоднего настроения | Личностные: умеют учиться и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); воспринимают произведения изобразительного искусства, сориентированы на активное восприятие произведений живописи, литературы, понимают чувства других людей и сопереживают им Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок, планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. Познавательные: • общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях новогоднего натюрморта на русских зимних праздниках; составление описания новогоднего шара; приведение поэтических примеров изображения новогодних праздников; • логические – умение формулировать проблемы; самостоятельно решать проблемы творческого Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать об-разную речь при описании новогодних шаров, зимних праздников, выразительно читать стихи о новогодних праздниках. | |||
2.5 16 | 27.12 | Храмы Древней Руси. Архитектура: объемы, пропорция, симметрия, ритм. | Урок открытия нового знания | Познакомиться с отдельными произведениями выдающихся отечественных архитекторов, художников: К. Юона, Т. Мавриной, А. Косова, И. Сандырева. Научиться объяснять термины: архитектура, храм (церковь), купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма, различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику, читать композиционную схему одноглавого храма; овладеют художественно-графическим умением в передаче образа архитектурного сооружения (симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали); научатся выполнять графические зарисовки разных куполов симметричной формы | Личностные: воспринимать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского искусства (живопись, архитектуру), изображающие различные стороны окружающего мира и жизненных явлений, уважительно относятся к старине и к русским обычаям, выражают любовь к Древней Руси и России Регулятивные: уметь выделять и сохранять цель, заданную в виде образца-продукта действия, оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок, планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы Познавательные: • общеучебные – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме • логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о шедеврах древнерусской архитектуры, композиционных схемах храмов. Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании шедевров русского зодчества, участвовать в обсуждениях, отстаивать свою точку зрения; ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной. | |||
2.6 17 | 17.01 | Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет. | Урок открытия нового знания | Познакомиться с произведениями русских художников. Углубить представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа. Научатся составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа(место для неба, снежного покрова, леса, деревьев), воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; сравнивать пейзажи живописцев, находить в них об-щее и различное, называть месторасположение линии горизонта в пейзажах, выражать в творческой работе свое отношение к красоте родной природы | Личностные: проявляют интерес к предмету, эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников, народных мастеров для человека и принимают его; сориентированы на активном восприятии произве дений поэзии, живописи, графики, народного искусства и красоты окружающего мира; связывают свои наблюдения за зимними приметами родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в работу, добиваясь соответствия с эталоном, планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. Познавательные: • общеучебные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых графических и живописных произведений, умение анализировать результаты сравнения, познавая основные средства выразительности в изобразительном искусстве; • логические – осуществление поиска информации из разных ис- точников, расширяющей и дополняющей представление о творчестве Леонардо да Винчи, А. А. Дейнеки, пропорциях и об- щем строении человеческой фигуры, способах изображения фигуры человека в движении. Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изобразительного искусства на тему спорта, своеобразия передачи в них стремительных и плавных движений человека, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. | |||
2.7 18 | 24.01 | Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. | Урок открытия нового знания | Познакомятся с творчеством Леонардо да Винчи, Дейнеки А. А., вариантами расположения фигурок ребят на фоне зимнего пейзажа. Научатся сравнивать собственные наблюдения природы с зимним пейзажем, увиденным на картине, «читать» композиционные схемы зимнего пейзажа щее строение человеческой фигуры, делать набросок кистью, стараясь уловить главное в силуэте, определять цветовую гамму, соответствующую замыслу | Личностные: иметь желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); воспринимать произведения изобразительного искусства, уметь видеть проявления прекрасного в произведениях искусства и окружающем мире Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в работу, добиваясь соответствия с эталоном, планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. Познавательные: • общеучебные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых графических и живописных произведений, умение анализировать результаты сравнения, познавая основные средства выразительности в изобразительном искусстве; • логические – осуществление поиска информации из разных ис- точников, расширяющей и дополняющей представление о творчестве Леонардо да Винчи, А. А. Дейнеки, пропорциях и об- щем строении человеческой фигуры, способах изображения фигуры человека в движении. Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изобразительного искусства на тему спорта, своеобразия передачи в них стремительных и плавных движений человека, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. | |||
2.8 19 | 31.01 | Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца. | Урок открытия нового знания | Узнают содержание терминов: изразец, муравленый изразец, познакомятся с памятниками древнерусской архитектуры, с композиционными схемами размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике. Углубят представление о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец). Научатся «читать» композиционные схемы, продолжат освоение творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, | Личностные: сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры, адекватно оценивают результаты своей работы Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий Познавательные: • общеучебные – осознанное • логические – построение логической цепи рассуждений при изучении композиционных схем размещения орнамента на изразцах разной формы; осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями в паре, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их, участвовать в обсуждении художественных особенностей русских изразцов, их разнообразных форм, рисунков, цветовых оттенков, видов использования. | |||
2.9 20 | 7.02 | Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок. | Урок открытия нового знания | Узнатьсодержание терминов: опечье, печурка, под, устье, шесток, значение печи в жизни наших предков, их обычаев и представления о мироздании. Научиться составлять сюжетно-декоративную композицию по мотивам народной сказки, | Личностные: иметь адекватную мотивацию учебной деятельности, сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие картин жизни и поверий далеких предков, проявлять интерес к культуре и истории своего народа, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины успеха Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии Познавательные: • общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации, выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для устройства и декоративного оформления печи, умение анализировать композиционные схемы; • логические – умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера при создании декоративной композиции. Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобрази тельного искусства, доносить свою позицию до собеседников, вступать в коллективное учебное сотрудничество с учителем | |||
2.10 21 | 14.02 | Русское поле. Воины- богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей – защитников земли Русской | Урок открытия нового знания | Познакомиться | Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, сориентированы на сохранение исторической памяти, уважительное отношение к подвигу своих предков, эстетически воспринимают произведения искусства, выражают в творческой работе свое чувство сопричастности и гордости за Родину, российский народ и историю России – подвиги воинов Древней Руси Регулятивные: контролировать свою деятельность (в форме сличения способа действия Познавательные: • общеучебные – осознанное • логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творчестве А. А. Дейнеки, костюмах и доспехах воинов Древней Руси. Коммуникативные: уметь проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, участвовать в коллективных обсуждениях композиционных приемов и художественных выразительных средств, с помощью которых воссоздается образ мужественного защитника земли русской, проявлять инициативу, отстаивать собственное мнение, активно слушать одноклассников, учителя | |||
2.11 22 | 21.02 | Народный календарный праздник «Масленица» в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация. | Урок открытия нового знания | Познакомиться | Личностные: имеют мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, работе на результат, понимают необходимость в бережном отношении к духовным ценностям Регулятивные: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Познавательные: • общеучебные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для произве дений искусства, передающих радость и веселье, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, приемов вариации и импровизации узоров при выполнении творческой работы, умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебной и практической задачи; • логические – построение логической цепи рассуждений при обсуждении композиционных схем; выдвижение альтернативных вариантов композиционных решений узоров орнамента. Коммуникативные: уметь слушать собеседника и вести диалог, участвовать в обсуждении характерных признаков народного праздника, отраженных в сюжете произведения (наряды людей, узоры конской упряжи), в состоянии природы (цвет неба, снежного покрова, деревьев, кустов), художественных приемов передачи веселья и удали; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | |||
2.12 23 | 28.02 | Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости. | Урок открытия нового знания | К/Р | Познакомятся Овладеют художественно-графическими умениями в изображении соотношения частей предметов симметричной формы, в расположении предметов на плоскости (ближе – дальше). Научатся называть предметы (братина, ендова, скобкарь, горшок, корчага, крынка, чаша), в живописном натюрморте и определять их назначение, видеть образ художественной вещи в произведениях современной живописи, при выполнении натурной постановки натюрморта, определять место предметов на плоскости (какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше, какие загорожены) | Личностные: соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке, действуют согласно правилам обращения с художественными материалами и работы с ними, адекватно оценивают свою работу на уроке, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие предметов традиционной русской домашней утвари, натюрмортов современных художников, в которых есть предметы старинного быта, уважительно относятся к истории своего народа Регулятивные: контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями, адекватно оценивать результаты своего труда. Познавательные: • общеучебные – умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов в натюрморте, преобразовывать модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную об- ласть (выявление формы и цвета предметов); осуществлять анализ объектов при выполнении натурной постановки предметов, устанавливать аналогии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при рисовании натюрморта; • логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о способах получения разных оттенков цвета, достижения декоративности в рисунке. Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании рукотворных форм в натюрморте, участвовать в обсуждении расположения предметов на плоскости с помощью приемов перспективы и художественных выразительных средств передачи их формы и объема в натюрмортах художников; аргументированно отстаивать свою точку зрения; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства, оформить свою мысль в устной и живописной форме. | ||
3.Весна – красна! Что ты нам принесла ( 5ч ) | ||||||||
3.1 24 | 7.03 | «А сама-то величава, выступает, будто пава…». Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация. | Урок открытия нового знания | Познакомиться | Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, предметы быта, выполненные народными мастерами, произведения искусства, выражают в твор ческой работе свое отношение Регулятивные: выделять и сохранять цели, заданные в виде образца-продукта, действия, ориентироваться на образец и правило выполнения действия, контролировать и корректировать свои действия, оценивать результаты своей работы. Познавательные: • общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказы вание в устной форме о красоте народного костюма, его декоре; умение составлять и анализировать варианты декора женских народных костюмов, сравнивать их • логические – умение осуществлять поиск информации в разных источниках, ее осмысление, составление словесного описания русского народного костюма. Коммуникативные: уметь использовать образную речь при описании народного костюма, воспринимать поэтические строки, посвященные народному костюму; участвовать в обсуждении художественных выразительных средств (симметрия, пропорции, цвет, ритм узоров) передачи красоты и величия в образе красной девицы в праздничной нарядной одежде. | |||
3.2 25 | 14.03 | Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки. | Урок открытия нового знания | Получить начальное представление о художественном образе – «продукте» литературного и изобразительного творчества, его метафоричности. Закрепить полученные ранее навыки работы гуашью (мелками), смешивая цвета и создавая живую связь красок на рисунке. Научиться строить композицию, исходя из собственного замысла, подбирать на палитре красивое сочетание цветов, которые будут использо ваны в композиции, создавать образ сказочного героя из «Сказки о царе Салтане». Овладеют художественно-графическими умениями (с помощью цвета, соотношения главных частей композиции) | Личностные: проявляют интерес к предмету, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие того, как мастера лаковой миниатюры творят палехскую сказку под воздействием поэтического мира А. Пушкина, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружаю щих во время коллективного обсуждения какого-либо вопроса, самостоятельны в поиске решения различных изобразительных задач Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней (определять порядок ее выполнения) в соответствии с последовательностью палехских мастеров; вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Познавательные: • общеучебные – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы Коммуникативные: уметь образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения с опорой на фрагменты литературных произведений (поэзии, сказок), произведений устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, скороговорки), использовать образную речь при описании сюжетов миниатюр, слушать других, уважать мнение другого, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства, оформить свою мысль в устной и живописной форме. | |||
3.3 26 | 21.03 | Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. | Урок обще – методо- логической напраленности. | Узнать о приметах ранней весны в пейзаже Научиться передавать особенности соотношения цветовых оттенков начала весны, смешивать краски на палитре для получения нужных оттенков, свободно размещать главные элементы композиции пейзажа, передавать цветовыми пятнами и линиями радость пробуждения природы весной, определять, какие цвета могут передавать настроение, выделять в композиции пейзажа композиционный центр. Овладеть художественно-графическими умениями в передаче красок ранней весны | Личностные: иметь необходимый уровень мотивации учебной и творческой деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; испытывают эстетические чувства при знакомстве с произведениями искусства; сориентированы на особое отношение к природе – источнику красоты и вдохновения Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения действия, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями, адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва Познавательные: • общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках ранней весны; составление описания весенней поры; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения ранней весны; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно правилам работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами; • логические – осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание о своих наблюдениях за приметами ранней весны, обмениваться своими впечатлениями об увиденных картинах-пейзажах выдающихся художников, активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; выразительно читать стихотворения о весне, использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок). | |||
3.4 27 | 4.04 | Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение. | Урок открытия нового знания | Получить представление о множественности приемов изображения художественными средствами природных стихий (земля, вода, огонь, воздух). Расширить словарный запас: планета, полет космический, космос, вселенная, Солнечная система, атмосфера. Узнают о разных видах изображений рактное, декоративное). Овладеть художественно-графическими умениями (свободный выбор приема для передачи космического пейзажа). Научиться подбирать цвета для воплощения своего замысла, смешивать на палитре цвета для получения нужных оттенков, передавать свои воображаемые космические впечатления | Личностные: видят красоту реальной действительности путем наблюдения природы; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников, народных мастеров для человека, принимают его, сориентированы на активное восприятие произведений живописи, литературы, принимают ценности отечественной и мировой культуры, адекватно оценивают результаты своей работы на уроке, понимают, что природа нашей планеты хрупка Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи. Познавательные: • общеучебные – формулирова-ние познавательной цели; поиск и выделение информации; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте космических пейзажей, умение составлять, анализировать, сравнивать варианты композиционных схем, выбирать лучший; • логические – осуществление поиска информации, расширяющей и дополняющей представление о художественных средствах изображения природных стихий. Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать образную речь при описании космических пейзажей. | |||
3.5 28 | 11.04 | Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия. | Урок обще – методо- логической напраленности. | К/Р | Познакомиться | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, воспринимают природу и искусство, понимают необходимость бережного отношения к природе, важность ее сохранения для жизни на земле Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия во время творческой практической деятельности, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Познавательные: • общеучебные осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте весеннего пейзажа, многоцветье природы весной; составление описания весенней природы; умение понимать назначение условных обозначений и свободное ориентирование в них, пользоваться знаками, символами, приведенными в учеб нике, тетради; сравнивать варианты композиционных схем, формулировать ответы на вопросы учителя; • логические – построение логической цепи рассуждений; доказательство; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о весне, техниках живописи. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание о своих наблюдениях за приметами весны, расцветающей весенней природой, обмениваться мнениями о своих впечатлениях об увиденных картинах-пейзажах выдающихся художников, выразительно читать стихотворения о весне, использовать образную речь, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок). | ||
4.В гостях у солнечного света. ( 6 ч ) | ||||||||
4.1 29 | 18.04 | Тарарушки из села. Полоховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация. | Урок открытия нового знания | Познакомиться | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие произведений народных мастеров из с. Полховский Майдан, умеют видеть связь декоративного образа с природой Регулятивные: быть способными мобилизовать силы и энергию для разрешения ситуаций мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; уметь принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия во время творческой практической деятельности, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Познавательные: • общеучебные – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы • логические – осуществление поиска существенной информации Коммуникативные: уметь адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. | |||
4.2 30 | 25.04 | Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. | Урок открытия нового знания | Диагн.р. | Познакомиться с искусством мастеров-резчиков пряничных досок. Получить представление о многообразии искусства мастеров-резчиков и пекарей, о характере творческой деятельности мастера. Узнать об обрядовой роли пряников в русском быту. Овладеть художественно-графическими умениями в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т. п.) в технике графического рисунка для пряничной доски, продолжат совершенствовать графические навыки. Научиться выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы, выполнять изображения с учетом стилизации образа коня, птицы и др. в декоративном рисунке, применять ритм штрихов в разном направлении, сочетание черного и белого | Личностные: имеют необходимый уровень мотивации учебной и творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, сориентированы на восприятие и пони мание предложений и оценок учителей и товарищей; бережно относятся к народному искусству Регулятивные: уметь планировать свои действия и контролировать их выполнение во время работы, адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; организовывать рабочее место. Познавательные: • общеучебные – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы • логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о народных промыслах и творческой деятельности мастеров. Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушать и понимать высказывания собеседников, использовать образную речь при описании пряничных досок, совместно договариваться о правилах общения и поведения и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | ||
4.3 31 | 2.05 | Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. | Урок открытия нового знания | Получить первоначальное представление о скульптуре как объемном изображении. Узнать суть терминов скульптура, памятник, рельеф, горельеф, | Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимают и понимают предложения и оценки учителя и товарищей; воспринимают красоту окружающего мира и произведений искусства Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий Познавательные: • общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях одного из видов изобразительного искусства – скульптуры, выразительных возможностях разных видов скульптуры, составление описания скульптурных произведений искусства; приведение поэтических описаний скульптур; • логические – умение формулировать проблемы; самостоятельно решать проблемы творческого Коммуникативные: уметь использовать образную речь при описании скульптурных произведений искусства, выразительно читать стихотворение о скульптурах, понимать позицию одноклассника, согласовывать свои действия со сверстником, вступать | |||
4.4 32 | 16.05 | Братья наши меньшие. Графика: набросок, линии, разные по виду и ритму. | Урок открытия нового знания | Знать технику работы с графическими материалами. Овладеть художественно-графическими навыками при изображении домашних животных, умениями применить пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных, передавать образ животного, настроение. Научиться создавать выразительный образ домашнего животного и передавать свое отношение к нему; выбирать и использовать различные приемы художественного языка графики для передачи собственного замысла | Личностные: имеют мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, работе на результат Регулятивные: уметь самостоятельно планировать свою деятельность, контролировать про межуточные результаты с целью выявления отклонений от эталона, вносить коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном. Познавательные: • общеучебные – формулирование познавательной цели; поиск • логические – осуществление поиска информации, расширяющей и дополняющей представление Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной | |||
4.5 33 | 23.05 | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | Урок открытия нового знания | Познакомятся с образцами растительного орнамента народов мира | Личностные: видят красоту реальной действительности путем наблюдения природы, понимают значение красоты природы Регулятивные: планировать свою деятельность, контролировать промежуточные результаты с целью выявления отклонений Познавательные: • общеучебные – поиск и выделение информации (общее и различное в растительных орнаментах разных стран); умение составлять и анализировать варианты композиционных схем орнаментов; сравнивать их и выбирать лучший; • логические – осуществление поиска информации, расширяющей и дополняющей представление Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании распускающихся цветов, участвовать в обсуждениях, аргументированно отстаивать свою точку зрения; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. | |||
4.6 34 | Всякому молодцу ремесло к лицу. Сюжетная и декоративная композиции: цвет. | Урок обще – методо- логической напраленности. | Расширят представление о портрете как об одном из жанров изобразительного искусства. Научатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла, изображать лицо человека в соответствии с известными пропорциями, пользоваться художественными материалами | Личностные: творчески воспринимают народное искусство, понимают, что оно дает возможность каждому из нас участвовать в диалоге разных национальных культур, уважительно относятся к творчеству мастеров, самостоятельны в поиске решения различных изобразительных задач Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок, планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы, организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. Познавательные: • общеучебные – умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы • логические – осуществление поиска информации в разных источниках о способах достижения выразительности рисунка, ее осмысление. Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. |
Приложение 1
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Даты по осн. КТП | Даты прове дения | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||||
4.1 4.2 | 18.04 25.04 | 18.04 | Тарарушки из села. Полоховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация. Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. | 2 | 1 | Праздничные дни | Объединение тем |
4.5 4.6 | 23.05 | 23.05 | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. Всякому молодцу ремесло к лицу. Сюжетная и декоративная композиции: цвет. | 2 | 1 | Праздничные дни | Объединение тем |
Программа скорректирована на 2 часа с учётом выходных и праздничных дней.
Приложение 2
Формы контроля
Название раздела (темы) | Кол –во часов | Диагностическая работа | Контрольная работа |
1. В гостях у осени | 11 ч. | 1.4 | 1.11 |
2.В гостях у чародейки зимы | 12 ч. | 2.12 | |
3.Весна – красна! Что ты нам принесла | 5 ч. | 3.5 | |
4.В гостях у солнечного света | 6 ч | 4.2 | 4.6 |
Итого | 34 | 2 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК "Перспектива"русский язык
УМК" Перспектива" календарно-тематическое планирование за 3 класс по русскому языку...
Календарно-тематическое планирование 1 класс "Перспектива"
В данном материале Вы найдёте планирование по всем предметам, которые изучаются в 1 классе по программе "Перспектива"....
Календарно - тематическое планирование. Перспектива. 2 класс.
В данном материале Вы найдёте календарно - тематическое планирование по следующим предметам:Русский язык. По учебникам Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной.Литературное чтение. По учебникам Л.Ф. Климано...
Календарно-тематическое планирование. 2 класс. УМК "Перспектива"
Русский язык. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. УМК "Перспектива" (204 ч.)Литературное чтение Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская. УМК "Перспектива" (170 ч.)Математика. Л.Г.Петерсон. УМК "Перспектива" (170 ч....
Календарно-тематическое планирование. 3 класс. УМК "Перспектива"
Русский язык. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. УМК "Перспектива" (204 ч.)Литературное чтение. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская. УМК "Перспектива" (136 ч.)Математика. Л.Г.Петерсон. УМК "Перспектива" (170 ч...