Рабочая программа 3 класс ИЗО (по ФГОС)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
"Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_izo_.docx | 49.76 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_izo.docx | 42.76 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» | ||||||||
№ | Тема урока | Кол-во час. | Компетенции | УУД | Домаш. задание | Дата | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
I ТРИМЕСТР | ||||||||
Искусство в твоем доме - 8 часов | ||||||||
1. | Твои игрушки придумал художник. Создание формы. Лепка игрушки по мотивам народной «Дымковская кукла». | 1 | Познакомиться с видами современного декоративно-прикладного искусства: дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки. Лепка из пластилина. | Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Каргополя. Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки. | Формирование положительного отношения к урокам изобразительного искусства, интереса к знаниям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни. | Принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы. | Глина, стеки, дощечки. | 02.09.13 |
2. | Посуда у тебя дома. Изображение сервиза из предметов Хохломы, Гжели. | 1 | Познакомиться с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды. Познакомиться с народными промыслами: Гжель, Хохлома. Декоративное рисование. | Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома) Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз» | Формирование эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства различного образного содержания. | Выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстником ориентир. Выражать свое мнение о произведении живописи. | Гуашь, кисти, бумага | 16.09.13 |
3. | Обои в твоем доме. Эскиз обоев для комнаты, имеющей четкое назначение. | 1 | Обратить внимание на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый - для детской комнаты, столовой; строгий - для кабинета). Декоративное рисование: выполнить эскиз обоев для определенной комнаты. | Знать роль художников в создании обоев, штор. Уметь разработать эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с ее назначением. | Формирование первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества. | Выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя. Осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности. | Восковая пастель/ мелки, акварель | 20.09.13 |
4. | Шторы в твоем доме. Эскиз ткани в технике набойки с помощью трафарета. | 1 | Овладеть способом «набивки» по шаблону, трафарету. Конструирование: выполнить эскиз штор для определенной комнаты. | Знать роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. Уметь превращать их в орнамент для украшения комнаты. | Эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка. | Планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий. Выбирать способы решения художественной задачи. | Гуашь, бумага, картон, ножницы маникюрные, поролон. | 27.09.13 |
5. | Художественная роспись платка «Мамин платок». Создание природного орнаментального рисунка. | 1 | Познакомить с работой художника по тканям - художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; определить, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни. Нарисовать цветочную роспись по схеме переноса узора на ткань. | Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка. | Формирование эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, открытости, первоначальной готовности к диалогу, творческому сотрудничеству. | Эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве. Понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми. | Восковая пастель/ мелки, гуашь, палитра. | 04.10.13 |
6. | Книжная иллюстрация. Разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. | 1 | Показать все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки - раскладущки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками. Бумажное конструирование. Выполнение иллюстрации к народной сказке. | Знать роль художника в создании книги, многообразие видов книг. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку и делать иллюстрации. | Формирование умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач. | Осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми. | Краски, кисти бумага. Гуашь, кисть, фломастеры, бумага, ножницы. Скотч, бумага, свеча, мыло, тушь, кисть, игла, восковая пастель. | 18.10.13 |
7. | Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки. | 1 | Выполнить иллюстрации к русским народным потешкам в стиле дымковской игрушки. Обобщить знания о дымковской игрушке. | Уметь рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, глазомер, графические навыки. | Представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России. | Выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек). Осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках | 25.10.13 | |
8. | Поздравительная открытка, декоративная закладка. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Что сделал художник в нашем доме. Обобщающий урок. | 1 | Познакомиться со слайдами, изображающими гравюры по дереву (ксилография), по линолеуму (линогравюра), по металлу (офорт), с литографий; Знать отличие литографии от линогравюры. Уметь выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно. Занимательные игры-угадайки, экскурсия по выставке детских работ, выполненных за это время. | Знать виды графических работ (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике) Уметь выполнять простую графическую работу. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | 01.11.13 | |
Искусство на улицах твоего города - 7 часов | ||||||||
9. | Памятники архитектуры – наследие веков. Изображение одного из архитектурных памятников. | 1 | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города. Рисование по памяти и представлению архитектурного памятника. | Знание художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею. | Гуашь, кисти, бумага. | 08.11.13 |
10. | Парки, скверы, бульвары «Пойдем гулять». Изображение парка, сквера, создание коллажа. Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот. | 1 | Познакомиться с планированием и созданием парков; дать представление об эмоционально-образном характере парков разного назначения; ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари. Выполнять работу в технике «коллаж». Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. | Знание, в чем заключается работа художника-архитектора. Знание, понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника-архитектора – работа целого коллектива. Умение изобразить парк или сквер. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. Закрепить приемы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных формы ажурных сцеплений металла. Умение конструировать из бумаги ажурные решетки. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. | Цветные нарезки из различных журналов, бумага белая, клей, ножницы. Бумага, карандаш, одноцветный пластилин, стеки. | 15.11.13 |
II ТРИМЕСТР | ||||||||
11. | Фонари на улицах как украшение города. | 1 | Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным фонарям в Санкт-Петербурге, Москве. Отмечать особенности формы и украшений. Рисование по памяти и представлению фонарей. | Изображать необычные фонари. Знание виды и назначение фонарей. Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника. | Формирование первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества. | Эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве. Принимать активное участие в различных видах совместной деятельности. | Гуашь, кисти, бумага. | 29.11.13 |
12. | Новогодний фонарик. Изготовление игрушки из бумаги. | 1 | Наблюдать за разнообразием форм новогодних фонарей, конструировать новогодние игрушки-фонари. Работать в группе. | Знание основных приемов работы с бумагой. Умение конструировать фонарь из цветной бумаги к празднику, передавать настроение в творческой работе. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Цветная бумага, клей, ножницы. | 06.12.13 |
13. | Витрины магазинов. Создание проекта оформления витрины любого магазина. | 1 | Познакомиться с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах города, ролью художника-дизайнера в городской среде; дать представление о соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы. Выполнить работу по замыслу. | Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Гуашь, кисти, бумага. Воск, мелки/ пастель, акварель | 13.12.13 |
14. | Фантастические машины. «Машина будущего». Зарисовка образа фантастических машин. | . 1 | Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения. Рисование по представлению фантастической машины. | Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта. Умение изобразить разные виды транспорта. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его | 20.12.13 | |
15. | Что сделал художник на улицах города. Панорама улицы. | 1 | Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода. | Овладеть приемами коллективной творческой деятельности. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Гуашь, кисти, бумага. | 27.12.13 |
Художник и зрелище - 7 часов | ||||||||
16. | Художник в цирке. Выполнение рисунка на тему циркового представления. | 1 | Познакомить с элементами оформления зрелища, созданными художником в цирке (костюмы, грим, детали общего оформления). Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Тематическое рисование: учиться изображать яркое, веселое подвижное. | Знание отличия и сходство театра и цирка. Умение создать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве. Понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми. | Гуашь, кисти, бумага Масляная пастель или мелки, акварель, картон, цветная бумага. | 10.01.14 |
17. | Художник в театре. Театр на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. | 1 | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Познакомиться с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира. Конструирование из бумаги и картона. Применение в работе элементов декорирования. | Знание истоков театрального искусства. Умение создать эпизод театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма Знание, каким был древний античный театр. Умение нарисовать эскиз театрального костюма. | Формирование первоначальных навыков оценки и самооценки художественного творчества. | Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям. | 17.01.14 | |
18. | Искусство маски в театре и на празднике. Конструирование выразительных и острохарактерных масок. | 1 | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу. Конструирование маски из картона. | Знание истории происхождения театральных масок. Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. | Картон, ножницы, гуашь, кисти. | 24.01.14 |
19. | Театр кукол, создание кукольного персонажа. Создание куклы (Би-ба-бо) к кукольному спектаклю. Продолжение работы над головой куклы. Роспись кукольной основы. | 1 | Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр. Выполнение работы в объеме. Применение в работе элементов декорирования. | Знание театра кукол как пример видового разнообразия театра. Умение создать театральных кукол из различных материалов. | Формирование положительного отношения к урокам изобразительного искусства, интереса к знаниям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни. | Понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми. Планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий. | Масса для папье-маше, воздушный шарик (для основы), подставка. Гуашь, кисти, клей ПВА. | 31.01.14 |
20. | Афиша и плакат. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю. | 1 | Познакомиться с плакатом как видом графики и с работой художника-графика в жанре афишного плаката; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта плаката. Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста. Декоративное рисование. | Знание назначения афиши. Умение создать эскиз афиши к спектаклю. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека. | Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение. | Гуашь, кисти, бумага. | 07.02.14 |
III ТРИМЕСТР | ||||||||
21. | Праздник в городе. Выполнение рисунка украшения к празднику. | 1 | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, Новому году. | Знание элементов праздничного оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Гуашь, кисти, бумага. | 14.02.14 |
22. | Школьный праздник-карнавал. Выполнение эскизов карнавальных костюмов и украшения к празднику. | 1 | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. | Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества. | Формирование трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека, положительной самооценки. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Гуашь, кисти, бумага. | 21.02.14 |
Художник и музей - 9 часов | ||||||||
23. | Музеи в жизни города. Создание презентации о крупнейших музеях страны. | 1 | Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев. Создание электронной презентации про крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города. Уметь анализировать увиденное. | Знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию. | Энциклопедии по искусству | 28.02.14 |
24. | Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. Художники-пейзажисты. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. | 1 | Познакомиться с жанром живописи - пейзажем, его разновидностями, законами композиции; учить строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. Познакомиться со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В.И. Шишкина. Рисование по памяти. | Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению. | Формирование чувства сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. | Гуашь, кисти, бумага. | 14.03.14 |
25. | Картина-портрет, художники-портретисты. Создание портрета близкого человека. | 1 | Познакомиться с жанром портрета, его разновид ностями, с творчеством отдельных художников-портретистов (Ф. Рокотова, В. Серова, В. Ван Гога, И. Репина), с изображением человека в жанровых, исторических картинах; рассказать о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадного портрета в разные исторические периоды; живописные портреты. Рассказывать об изображенном на картине человеке. Наблюдать за характером, стремиться передать в рисунке увиденное. | Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Овладевать основами живописи. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Пастель сухая, тонированная бумага. | 21.03.14 |
26. | Картина-натюрморт. Создание натюрморта. | 1 | Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт); познакомиться со сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирования деталей. Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Рисование с натуры натюрморта. | Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Умение изобразить натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Акварель, кисти, акв. бумага. Гуашь, кисти, бумага А3. | 28.03.14 |
27. | Историческая картина. Изображение яркого общезначимого события. | 1 | Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах. Тематическое рисование. | Знание отличия исторических и бытовых картин. Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | 04.04.14 | |
28. | Бытовая картина. Изображение сцены из повседневной жизни. | 1 | Гуашь, кисти, бумага. | 11.04.14 | ||||
29. | Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. | 1 | Расширить представления о работе скульптора; развивать умение уловить пластику человеческого тела в объеме, компоновать части в единое целое; формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру. Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Закрепление навыков работы с пластилином. Выполнять работу в объеме из пластилина. | Знание, что такое скульптура. Знание нескольких знаменитых памятников и их авторов. Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Пластилин, стеки. | 18.04.14 |
30. | Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства. | 1 | Познакомиться с одной из разновидностей художественных музеев - музеями декоративно-прикладного искусства, их экспозицией; расширять кругозор детей о художественных народных промыслах, народных умельцах. Выполнять работу в технике «коллаж». | Знать понятие «орнамент». Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» тканей. | Формирование эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, открытости, первоначальной готовности к диалогу, творческому сотрудничеству. | Эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве. Понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми. | Цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, фломастеры, кусочки ткани. | 25.04.14 |
31. | Каждый человек-художник. Художественная выставка. | 1 | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | Знание крупнейших музеев страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ. | Детские работы. | 16.05.14 |
32-34 | Резервный урок (Повторение) | 3 | 23.05.14 |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987
109469, Москва, ул. Белореченская, д.36, корп.1. тел. 347-45-54
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №1987
Май Т.Н._______________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 3 КЛАССЕ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель Парфенова Т.С.
Составлено в соответствии с программой курса «Окружающий мир» автор Б.М. Неменский
Учебник: Изобразительное искусство
Рассмотрено на заседании МО
«___» августа 2013г.
Руководитель МО
______________________
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по ИЗО, под редакцией Б.М.Неменского. Программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
- Роль и место дисциплины в образовательном процессе.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
- Кому адресована программа.
Программа адресована обучающимся 3-х классов общеобразовательных школ, реализующих систему Л. В. Занкова.
- Соответствие государственному образовательному стандарту.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
- Цели программы.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, рефлексивной.
Цель третьего года обучения – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Воспитание гражданственности патриотизма.
- Задачи программы.
Развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни; фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;
Воспитание культуры восприятия произведений ИЗО;
Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях;
Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
- Специфика программы.
Одна из основных идей программы по «Изобразительному искусству» в 3 классе - «От родного порога - в мир культуры земли» т.е. без приобщения детей к культуре своего народа (даже к культуре своей «малой Родины») нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей нужно подвести к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение. Но и являются носителями духовной культуры, и так было всегда - с далекой древности до наших дней. Нужно помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников - Мастеров Изображения, Украшения, Постройки - в создании среды жизни человека. В конце учебного года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждого раздела должны строиться на вопросах «Что было бы, если братья - Мастера не участвовали в создании окружающего мира - дома, на улице и т.д.?». Понимание огромной роли искусства в повседневной жизни большей частью не осознается, поэтому должно стать открытием для детей и их родителей.
- Программное и учебно – методическое оснащение.
КЛАСС | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты государственной или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа | УМК обучающегося | УМК учителя |
III | 1 | 1. Примерная программа начального общего образования по образовательной области «Искусство». Москва: Просвещение, 2010 г. 2. Авторская программа «ИЗО и художественный труд. 1-4 классы». Б.М.Неменский. Москва: Просвещение, 2011 г. | 1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. А. Горяева [и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012. 2.Изобразительное искусство. Твоя мастерская, 3 класс : рабочая тетрадь / Н. А. Горяева [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012. | 1. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. ФГОС: Л.А.Неменская, Б.М.Неменский, Е.И,Коротеева – Москва: Просвещение, 2013 г. 2. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 3 класс. ФГОС: М.А.Давыдова –Москва: Вако, 2013 г. |
- Содержание программы.
№ п/п. | Наименование разделов | Кол-во часов | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия. |
1. | Искусство в твоем доме | 8 | Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге выясняется, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома. Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы. Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования. |
2. | Искусство на улицах твоего города | 7 | Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами. Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки, ограды, скверы; их образное решение. | Понимать условность и субъективность художественного образа. Выполнять учебные действия. Выражать в беседах свое отношение к произведению искусства. |
3. | Художник и зрелище | 7 | В зрелищных искусствах Братья-Мастера принимали участие с древних времен. Деятельность художника в театре в зависимости от видов зрелищ или особенностей работы. | Эмоционально откликаться на образы персонажей театрализованных представлений. Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре и т.д. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. |
4. | Художник и музей | 9 | Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира. | Иметь представление о самых разных музеях и роли художника в создании экспозиции. Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины. Создавать композиции на заданную тему. |
5 | Резервные уроки (повторение) | 3 |
- Планируемые результаты освоения предмета.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные универсальные учебные действия. | |
У третьеклассника будут формироваться: -Чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. -Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом. -Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека. -Эстетические чувства художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазия. -Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. -Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. -Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы. | Третьеклассник получит возможность для формирования: -Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека. -Понимания роли искусства в собственной жизни. -Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ. -Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям. -Мотивации к коллективной творческой работе. -Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека. -Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве. |
Метапредметные учебные действия | |
Третьеклассник научится: -Овладеет умением творческого видения с позиции художника. Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы. -Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию. -Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. -Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий. -Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов. | Третьеклассник получит возможность: -Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике. -На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения. -Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности. -Воспринимать мнение и предложения своих сверстников. -Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности. -Делать несложные выводы. -Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты. -Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи. -Следить за действиями других участников в совместной деятельности. |
Предметные результаты Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности | |
Третьеклассник научится: | Третьеклассник получит возможность научиться: -Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений. -Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу. -Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства. -Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. -Выбирать характер линий для изображения того или иного образа. -Овладеть на практике основами цветоведения. -Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета. -Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы. -Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение. |
-Различать виды художественной деятельности. -Различать виды и жанры в ИЗО. -Понимать образную природу искусства. -Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира. -Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы. -Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства. -обсуждать и анализировать произведения искусства. -Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона. -Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике. -Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники -Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ. Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности. -овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, Навыками изображения средствами аппликации и коллажа. Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру. -Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории. -Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников. -Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. -Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. |
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня 'интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно/неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
- «хорошо», «отлично» - оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Объектом оценки результатов служит, в полном соответствии с требованиями нового стандарта, способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство».
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Важно то, чтобы комплект работ третьеклассника демонстрировал нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров изобразительной деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудио - записи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии, презентации, интерактивные материалы и др.
Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то отдельную неудачу и способствует пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Критерии оценивания детских работ
Оформление: оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов.
Техника выполнения: оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения.
Техническая реализация: сложность организации работы; соответствие рисунка заданной теме; название рисунка.
- Педагогические условия и средства реализации стандарта.
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – беседа
- урок – зачет
- урок – игра
- выполнение учебного проекта.
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое сопровождение (оборудование)
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
- открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов, животных и птиц, насекомых;
- стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги, детских работ, книг, таблиц;
- складные мольберты с планшетами;
- демонстрационные столики;
- разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.
Электронно-программное обеспечение:
- электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;
- записи классической и народной музыки;
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
- презентации по изобразительному искусству.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор , DVD-плееры, MP3-плееры;
- компьютер с художественным программным обеспечением;
- музыкальный центр;
- демонстрационный экран;
- демонстрационная доска для работы маркерами;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер.
Информационные материалы (программно-методическое обеспечение )
Дидактические материалы (сборники тестов, сценарии дидактических игр, обучающие программы )
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии обучения:
1. Технологии развивающего обучения:
- Система развивающего обучения Л.В. Занкова;
2. Традиционные технологии:
- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)
3.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
- Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
4.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- Игровые технологии
Принципы обучения:
1. Принцип научности обучения
2. Связи теории с практикой
3. Системности
4. Принцип сознательности и активности в обучении
5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
6. Принцип наглядности
7. Доступность обучения
8. Принцип прочности усвоения знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике по ФГОС 3 класс
Представлена примерная рабочая рограмма по математике "Школа России" по учебнику Моро на 2012-2013 учебный год....
рабочая программа по русскому языку ФГОС, 1 класс, Соловейчик
Рабочая программа с применением ФГОС НОО автор Соловейчик Расчитана на учащихся 1 класса, программа "Гармония"...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по ИЗО по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по ИЗО по ФГОС 1 класс ( УМК " Начальная школа 21 века")....
рабочая программа по математики по ФГОС 1 класс (Школа России)
рабочая программа по математике по ФГОС 1класс...
рабочая программа по ИЗО по ФГОС 1 класс ( Школа России)
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по ФГОС...
рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс( Школа России)
рабочая программа по технологии по ФГОС 1 класс...