Рабочая программа по ИЗО для 3 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО для 3 класса по учебнику Т.А.Копцевой "Изобразительное искусство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_-_17_izo.docx | 74.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № ____ от ____________ | «Утверждаю» __________ / В. И. Гулидова/ Директор МАОУ СОШ № 50 Приказ № ___ от __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для «3» класса
базовый уровень обучения
Разработчик: Алимпиева И.А.,
учитель начальных классов
2017 год
Оглавление
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Изобразительному искусству для учащихся 3 класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС, примерной программой основного общего образования по Изобразительному искусству, учебным планом МАОУ СОШ №50 на 2017—2018 учебный год.
В основу разработки программы положена авторская программа Т. А. Копцевой.
Программа обеспечена УМК для учащихся 3 класса авторами Т. А. Копцевой,
В. П. Копцевым, Е. В. Копцевым.
На изучение предмета Изобразительное искусство в 3 классе в учебном плане МАОУ СОШ №50 отведено 34 часа в год. Соответственно - 1 час в неделю.
Программа «Природа и художник» по предмету «Изобразительное искусство» для 1–4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы.
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Программа реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт использования следующих образовательных технологий:
- технологии проблемного обучения,
- технологии деятельностного метода,
- технологии учебного сотрудничества,
- технологии проектного обучения,
- здоровьесберегающей технологии,
- игровой технологии.
Освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов учебной программы за оцениваемый период, динамики достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
Формами текущего контроля усвоения содержания учебной программы являются:
– творческая работа, предполагающая использование выразительных средств, приёмов рисования, разных материалов для достижения замысла;
– устная проверка (проверка усвоения новых терминов, описание приёмов изображения, составления композиции, сюжетов и др.);
– комбинированная проверка (сочетание практических и устных форм, защита творческих проектов).
Дополнительные формы отслеживания результатов освоения образовательной программы, являются:
– анализ, выбор лучших творческих работ на выставку в рамках какого-либо классного или школьного проекта (по заданным параметрам);
– защита проекта;
– оценка результатов творческих проектов;
– оценка результатов разнообразных внеурочных и внешкольных творческих работ, достижений учеников.
В учебном плане МАОУ СОШ №50 учебный предмет «ИЗО» относится к обязательной части, формируемой участниками образовательного процесса.
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИССКУСТВО»:
№№ | Изменение | Обоснование |
1 | Уроки в нетрадиционной форме: познавательные лаборатории, творческие мастерские, экскурсии (неурочные форм организации образовательного процесса в рамках 20 % школьной вариативности) |
|
2 | Реализация программы надпредметного учебного курса (модуля) «Мир деятельности» за счёт резервных часов аналогичной тематики. |
|
3 | Изменение количества часов, отводимых на изучение отдельных тем | Введение надпредметного учебного курса (модуля) «Мир деятельности» |
Самостоятельное открытие, осваивание и применение новых знаний, умение справляться с затруднениями в учёбе и выполнение заданий любой сложности. Овладение навыками согласованной работы в группах, навыками, помогающими в учёбе (активность, терпение, трудолюбие, доброжелательность, честность, любознательность). Осознание необходимости учиться более увлечённо и результативно.
Для закрепления на практике отдельных аспектов содержания программы по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИССКУСТВУ, а также организации и проведения индивидуальных занятий с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, используется внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельностью реализуется в следующих формах:
- творческие проекты;
- индивидуально- групповая творческая деятельность;
- участие в региональной выставке рисунков, фотографий в рамках областных Бианковских чтений; городском конкурсе рисунков «Талисман года», «Звёзды Балтики»;
- участие в школьных творческих конкурсах («Талисман года», «Мгновения осени» и др.)
Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
1 класс – «Художник и природа родного края».
2 класс – «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».
3 класс – «Художник и природа разных стран мира».
4 класс – «Художник, природа и я».
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусств». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.
В 1 классе закладываются основы интереса к изучению изобразительного искусства. Решению этой задачи способствуют материалы, представленные на страницах учебника: разнообразные задания (в том числе игровые), стимулирующие познавательную и творческую активность детей, рождающие чувство удовлетворения от результатов творческого труда; привлекательные темы, тексты и многочисленные иллюстрации, близкие опыту первоклассников, способствуют расширению детских представлений о художнике и природе родного края, о различных способах реализации творческих замыслов при освоении изобразительных, декоративных и конструктивных видов деятельности.
Во 2 классе центральным направлением является изучение выразительных возможностей разных художественных материалов: краска, уголь, фломастеры, пастель и др., а также осмысление проблемы «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем». Решению данной проблемы способствуют визуальные ряды учебника, которые выстраиваются на диалоге: живая природа, произведение искусства, продукт детского изобразительного творчества. Творческие задания, представленные на страницах учебника, способствуют вариативному раскрытию темы, индивидуализации образовательного процесса.
В 3 классе основной образовательной проблемой является тема «Художник и природа разных стран мира». На первый план выдвигается тезис: «От родного порога в мир общечеловеческих ценностей». Этим тезисом, как мотивом, направляется развитие у учащихся графических умений, навыков творческой интерпретации, формирование познавательной активности и коммуникативных универсальных учебных действий как при создании плоскостного, так и при создании объемного изобразительного образа.
В 4 классе углубление интереса к изобразительному искусству осуществляется через личностные смыслы образования «Художник, природа и Я». Материалы учебника нацеливают деятельность ученика на активное решение проблем с целью выработки определенных действий по созданию творческого продукта (произведения). Руководствуясь тезисом «Каждый народ – художник», учащиеся идут путём постоянных наблюдений, поиском средств художественного выражения, и в ходе разнообразной практической работы в рамках различных тем курса регулярно получают его подтверждение.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая таким образом условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду, обязательную для успешной деятельности.
Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительного искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.
Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создаёт особую образовательную напряжённость, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристичеcкому поиску решений, способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию.
Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:
– его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);
– работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);
– участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);
– участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или рисунков всех работ с одного урока и т. п.);
– участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник – школе», «Школьник – детскому саду», «Школьник – студенту» и т. п.). Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3–4 классах – выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо жизни» и т. п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно: «Времена года», «Культуры мира», «День-ночь» или др.).
Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребёнком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли творца, первооткрывателя, изобретателя и т. п. Рисунок, скульптура, конструкция и т. п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я – зритель – критик – ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.
Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.
Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.
Любое положительное проявление творчества юного художника (автора) находит поддержку и сопровождение педагога.
Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.
Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будут способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.
Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т. п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.
Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я – художник», «я – зритель», «я – слушатель», «я – эксперт», «я – экскурсовод» и т. п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М. Бахтин писал, что для художника нет безгласных вещей, мир художника – это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» – важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного», заинтересованного освоения искусства через искусство, в формах искусства и средствами искусства – это формула положительного эмоционального фона обучения.
Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог как образовательную ситуацию, цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения.
Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества.
Возникает образовательная напряжённость – диалог культур, в которой ребёнок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.
Урок изобразительного искусства поддерживается разными формами внеурочной художественно-творческой деятельности школьников: вне школы – посещение детских выставок и выставок профессиональных художников, экскурсии в музеи; в школе – студии-мастерские по освоению работы с разными художественными материалами, например с глиной, бумагой, песком, тканью и другими нетрадиционными или природными материалами, а также студии, интегрирующие разные виды искусства: живопись, графику, музыку, литературу и театр и др. Их работа создаёт благоприятную творческую среду, способствует расширению представлений младших школьников о выразительных средствах и формах изобразительного искусства, развитию познавательной активности учеников, их общению со сверстниками, учителями, родителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной художественно-творческой деятельности. «Книжная иллюстрация» знакомит с искусством книжной графики, нацеливает деятельность младших школьников на освоение работы с различными графическими материалами при выполнении иллюстраций к литературным произведениям.
«Бумажная пластика» создаёт условия для овладения школьниками приёмами и способами формотворчества с белой и цветной бумагой.
«Песочная анимация» призвана расширить пространство для самовыражения учащихся путём приобщения к искусству анимации и освоения техники рисования песком.
«Глиняная игрушка» способствует расширению творческого опыта младших школьников в процессе лепки из глины и знакомства с народной игрушкой.
«Кукольный театр» способствует приобщению к мировой художественной культуре через создание детьми перчаточных кукол, декораций и постановку кукольных спектаклей по мотивам сказок народов мира.
«Цвет и музыка» развивает интегративное начало творческой деятельности детей в процессе «слушания» и «видения» объектов и явлений природы, восприятия произведений музыки и живописи, а также в результате продуктивных видов практической изобразительной деятельности.
Особое значение в организации художественного образования младших школьников имеют проектные работы: конкурсы юных художников, инсценировки «ожившие картины и скульптуры», олимпиады и праздники любителей живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, вернисажи, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Образовательная цель программы «Природа и художник» развитие культуры творческой личности, познавательных, коммуникативных, регулятивных, предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
Предметные результаты
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» ученик научится:
- Выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
- Различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);
- Различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;
- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
- Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
- Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу;
- Использовать в практической работе полученный художественно-творческий опыт работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности, навыки работы с:
- Живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;
- Графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;
- Скульптурными материалами: пластилин или глина;
- Конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.;
- Для достижения замысла использовать средства художественного выражения: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру.
- Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия;
- Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира;
- Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного;
- Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек;
- Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека;
- Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;
- Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point
Универсальные учебные действия
В результате освоения курса изобразительного искусства у младших школьников развиваются универсальные учебные действия:
– познавательные: расширяется представление школьников об основных видах пластических искусств (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, фантастический, исторический); о ведущих художественных музеях страны и мира;
– регулятивные: проявляется способность работать по правилам: понимать и принимать учебные и творческие задачи, выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– коммуникативные: умение искать информацию для решения проблемной ситуации; проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение использовать возможности ИКТ для достижения образовательной задачи;
– предметные: выполнение заданий в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творческой деятельности; проявление навыков работы на компьютере: заливкой, мозаикой, реставратором и др., навыков художественного восприятия, оценки и анализа произведений пластических искусств; овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и творческими процессами (созерцание – созидание);
– метапредметные: проявление навыков моделирования новых образов путем трансформации известных с использованием средств изобразительного языка; усвоение способов решения проблем творческого и поискового характера; наличие мотивов учебной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
– личностные: способность к самостоятельной учебной деятельности, личная ответственность за результаты своего труда; умение накапливать и проявлять опыт эмоционально-ценностных отношений к миру; наличие авторского неповторимого стиля в выполнении творческих заданий; умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру и т.п. для достижения своих творческих замыслов.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 3 КЛАССЕ
Федеральным государственным стандартом начального общего образования в области изобразительного искусства определяется ряд образовательных задач, решение которых способствует развитию универсальных учебных действий учащихся третьих классов (УДД).
Познавательные УДД: сообщать с учётом возрастных особенностей детей знания в области изобразительного искусства, развивать представления детей о видах пластических искусств: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве (дизайне); об основных жанрах изобразительного искусства: портрете, пейзаже, натюрморте, анималистическом жанре, о региональных (краеведческий, художественный) и ведущих художественных музеях страны (Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и др.); знакомить с собраниями ведущих музеев мира (Лувр и др.).
Регулятивные УДД: приумножать опыт творческой деятельности, развивать умения третьеклассников в создании оригинальных замыслов творческой работы, в постановке целей и задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения, оценивать этапы и результаты индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Коммуникативные УДД: развивать умение общаться в процессе диалога; расширять навыки общения во время выполнения индивидуальных и коллективных форм деятельности, в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.; развивать коммуникативный опыт в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных, человека, и в процессе обсуждения индивидуальных или коллективных результатов своей художественно-творческой деятельности и сверстников; развивать умения использовать в учебном процессе возможности ИКТ и справочной литературы.
Личностные УДД: способствовать накоплению у учащегося опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, проявлять авторский, неповторимый изобразительный стиль, развивать умения использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, ритм, композицию, объём, фактуру и др.) для достижения своих творческих замыслов, развивать навыки моделирования новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка); способствовать участию в выставках детского изобразительного творчества, коллекционированию своих творческих работ. Уникальным достижением ученика является его Творческая папка (альбом), где он собирает и хранит продукты своей изобразительной деятельности.
Предметные УДД: обучать изобразительным, конструктивным и декоративным видам творческой деятельности, развивать навыки работы с разными художественными материалами (гуашь, акварель, карандаш, пастель, восковые мелки, тушь, перо, гелевые и шариковые ручки, фломастеры, маркеры, пластилин, цветная бумага и др.); развивать навыки художественного восприятия произведений изобразительного искусства различных видов пластических искусств (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство) и их оценки.
Метапредметные УДД: развивать у детей навыки учебной и творческой деятельности; умения осуществлять анализ, сравнение, группировку материала самостоятельно и по заданным критериям; мотивировать проявление интереса к проблеме урока, к выполнению творческих заданий, к участию в выставочных проектах; развивать эвристические способности, мотивировать учеников на самостоятельное выполнение заданий Творческой папки, разгадывание и сочинение кроссвордов по изобразительному искусству; развивать интеллектуальные способности в процессе игры в художественное лото «Шедевры Эрмитажа», «Шедевры Государственной Третьяковской галереи», «Шедевры Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина», «Шедевры Лувра» и др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.
Компонент художественного образования «Значимые темы искусства» в программе каждого класса предполагает четыре модуля: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусств», содержание которых помогает ученику начальной школы представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей его действительности – живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Компонент художественного образования «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия проявляется в умении:
– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
– различать основные жанры пластических искусств (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.); понимать их специфику;
– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.
«Виды художественной деятельности» – компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:
– живописными материалами и техниками: акварелью, гуашью, пастелью (сухой и масляной) и др.;
– графическими материалами (простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки) и техниками (граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.);
– скульптурными материалами (пластилин или глина);
– конструктивными материалами (бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.).
«Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник начальной школы научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения.
Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше –меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т. д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.
Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.
Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.) в изобразительном творчестве; использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа, основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций передавать основные пропорции животных и человека.
Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.
Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т. п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.
«Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусств», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.
В первом разделе («Художник и мир природы») определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений художника о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землёй, цветами, деревьями, полями, лесами, озёрами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы являются основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.
Второй раздел («Художник и мир животных») расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Третий раздел («Художник и мир человека») расширяет горизонты детского познания окружающего мира – мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника Отечества.
Семья как главная ценность для ребёнка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Изображение семейных и государственных праздников как формы выражения отношения школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в оппозициях «высокий – низкий», «большой –маленький», «далёкий – близкий», находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений – сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
В четвёртом разделе («Художник и мир искусств») осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д., образов, вызывающих гнев, раздражение, презрение и т. д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т. д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.
Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий.
Содержание программы 3 класса «Художник и природа разных стран мира» раскрывается через серию художественно-творческих заданий, объединённых в четыре тематических модуля.
I модуль
Художник и мир природы. Наблюдение и изображение окружающей человека неживой природы: неба, земли, деревьев, трав, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную.
II модуль
Художник и мир животных. Наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т. д., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную.
III модуль
Художник и мир человека. Наблюдение за жизнью человека и его предметным окружением; фантазирование на эти темы через разные виды художественной деятельности – изобразительную, декоративную, конструктивную.
IV модуль
Художник и мир искусств. Рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусства (театре, кино, литературе, музыке) через такие виды художественной деятельности, как изображение, декор, конструкция.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМАТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В 3 КЛАССЕ (1 урок в неделю, 34 часа в год)
I блочно-тематический модуль
ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ
Урок 1. Творческая папка художника. Рисунок на свободную тему
Урок 2. Радуга-дуга. Иллюстрация
Урок 3. «Ветер, ветер! Ты могуч…». Иллюстрация
Урок 4. Пустыни и оазисы. Пейзаж
Урок 5. Чудеса природы. Рисуем кактус
Урок 6. Натюрморт в живописи. Композиция
Урок 7. Орнамент – стиль эпохи. Ритм
Урок 8. Витражная роза. Орнамент в круге
Урок 9. Чудо-дерево. Иллюстрация
II блочно-тематический модуль
ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ
Урок 1. Образы животных в искусстве. Иллюстрация
Урок 2. Собака – верный друг. Рисуем и лепим собаку
Урок 3. Полёт птиц. Силуэт
Урок 4. Образ лошади в искусстве. Тематическая композиция
Урок 5. Медный всадник. Скульптура
Урок 6. «Крокодил солнце в небе проглотил…». Иллюстрация
Урок 7. Образы насекомых в искусстве. Создаём ювелирное украшение
Урок 8. Фантастические существа. Кентавр, полкан, сирин, алконост
Урок 9. Новогодний подарок. Мастерим новогоднюю игрушку
III блочно-тематический модуль
ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА
Урок 1. Галерея детского изобразительного творчества. Рисунок на свободную тему
Урок 2. Портрет в скульптуре. Лепим скульптурный портрет
Урок 3. Великаны и лилипуты. Иллюстрация
Урок 4. Женский профиль. Портрет
Урок 5. Мужской профиль. Портрет
Урок 6. Крепостные стены. Архитектура
Урок 7. Золотое кольцо России. Архитектура
Урок 8. Народные игрушки. Матрёшка
Урок 9. Необычная чаша. Симметричное изображение
Урок 10. Знаменитые скульптуры. Лепим фигуру человека
IV блочно-тематический модуль
ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВ
Урок 1. Музей космонавтики. Фантастический жанр
Урок 2. В мире книг. Художественный шрифт
Урок 3. В мире музыки. Музыкальные инструменты
Урок 4. Народные праздники. Маскарад, карнавал
Урок 5. Танцы народов мира. Рисуем человека в движении
Урок 6. Музеи мира. Афины – город-музей. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Лувр
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел/Тема | Количество часов | Формы контроля
|
1 | Художник и мир природы – 9 ч | ||
Творческая папка | 1 | ||
Радуга-дуга | 1 | ||
«Ветер, ветер! Ты могуч…» | 1 | ||
Пустыни и оазисы | 1 | ||
Кактусы-гиганты | 1 | ||
МиД №5. План | 1 | ||
Натюрморт в живописи | 1 | ||
Орнамент – стиль эпохи | 1 |
| |
Чудо-дерево роза | 1 | ||
Художник и мир животных – 9 ч | |||
Образы животных в мифах и сказках | 1 | ||
Собака – верный друг | 1 | ||
Полёт птиц | 1 | ||
МиД №11.Учусь моделировать | 1 | ||
Образ лошади в изобразительном искусстве | 1 |
| |
«Крокодил солнце в небе проглотил…» | 1 | ||
Новогодняя игрушка | 1 | ||
Фантастические существа | 1 | ||
«Божья коровка, улети на небо…» | 1 | ||
Художник и мир человека – 10 ч | |||
МиД №18. Секрет понимания | 1 | ||
Портрет в скульптуре | 1 | ||
Великаны и лилипуты | 1 | ||
Женский профиль | 1 | ||
Мужской профиль | 1 | ||
Крепостные стены | 1 | ||
Золотое кольцо России | 1 | ||
Народная игрушка | 1 | ||
Необычная чаша | 1 | ||
Знаменитые скульптуры | 1 | ||
Художник и мир искусств – 6 ч | |||
Фантастическое рядом – музей космонавтики | 1 | ||
МиД №32. Я ученик. Что я уже знаю и умею | 1 | ||
В мире музыки | 1 | ||
Театр масок | 1 | промежуточная аттестация | |
Танцы народов мира | 1 |
| |
Афины – город-музей. Лувр | 1 |
Перечень контрольных работ на 2017 – 2018 учебный год
№ работы | Учебная тема | Вид и форма контроля | Количество часов |
1 | Художник и мир искусств | Годовая промежуточная аттестация. Экспертная оценка: разработка предмета живописи | 1ч |
Перечень практических работ на 2017 – 2018 учебный год
№ работы | Учебная тема | Вид работы | Количество часов |
1 | Витражная роза | Рисование витражной розы на круге. Создание узора методом изготовления снежинки. | 1 |
2 | Собака – верный друг. | Создание объёмного изображения собаки методом вытягивания частей из целого куска пластилина. | 1 |
3 | Медный всадник | Лепка памятника «Всадник» («Былинный герой на коне») | 1 |
4 | Необычная чаша. | Вырезание симметричной чаши. | 1 |
5 | Портрет в скульптуре | Лепка скульптурного портрета сказочного героя | 1 |
6 | Театр масок | Изготовление маски | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....