Внеурочная деятельность "Волшебная кисточка"
материал по изобразительному искусству (изо)
Программа кружка «Волшебная кисточка» относится к духовно-нравственному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и рассчитана на четыре года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_kistochka_petrachkova_o.n.docx | 64.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1-4 классов разработана на основе авторской программы Изобразительное искусство Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой, Г. А. Поровской, А. Н. Щировой, Н. Р. Макаровой, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.(Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011 г), а также в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального уровня:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373, Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»,
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот «17» декабря 2010 г. № 1897,
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Письмом Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования», «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4. 1251-03», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года.
Актуальность
Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, а именно:
∙ духовно-нравственное;
∙ социальное;
∙ общеинтеллектуальное;
∙ общекультурное;
∙ спортивно-оздоровительное
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для духовно – нравственного направления, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования. Программа может реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В данную программу введен региональный компонент. Ряд тем рассматривается на примере национальных особенностей, традиций родного края (Смоленской области), на примере творчества местных художников.
Цели программы:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Задачи программы:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; – освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура, живопись и др.);
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
- нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Реализация программы
Программа адресована обучающимся 1-4 классов (7-11 лет).
Курс рассчитан на 135 занятий (1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.
Для обучающихся 1-х классов продолжительность учебного года составляет 33 недели. Ступенчатый характер постепенного наращивания внеурочной деятельности согласно нормам СанПиНа: в сентябре – в декабре по 35 минут, в январе – в мае – по 45 минут.
Для обучающихся 2-4 классов продолжительность учебного года составляет 34 недели, а занятий внеурочной деятельности – 45 минут.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является формирование следующих умений:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться работать по предложенному плану;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- оформить свою мысль в устной и письменной форме;
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе:
- учиться планировать свою работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Результаты освоения программы
личностные | предметные | метапредметные |
|
|
|
Для определения уровня сформированности личных результатов можно использовать следующую таблицу:
Критерии Показатели | Диагностический инструментарий (сроки проведения) 1 класс | Диагностический инструментарий (сроки проведения) 4 класс | |
Личностные результаты: самоопределение | Прогнозируемый воспитательный результат: внутренняя позиция учащегося | Беседа о школе (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т.А. Эльконин Д.Б. Венгер А.Л.) | Определение сформированности "Внутренней позиции школьника" |
самооценка | Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников) Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха | Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан Методика “10 Я” М. Кун Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха | |
морально-этическая ориентация | нравственно-этическая ориентация Прогнозируемый воспитательный эффект: формирование внутренней позиции – принятие и освоение новой социальной роли обучающего, чувства гордости за свою Родину, народ. | “Раздели игрушки” (норма справедливого распределения) Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев) Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника” | После уроков (норма взаимопомощи) Опросник Е.Кургановой “Булочка” (модификация задачи Ж.Пиаже) Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника” |
Метопрдметные результаты: коммуникативные УУД | Умение осознанно использовать в речи термины для планирования и регуляции своей деятельности. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и отбирать речевые средства, в соответствии с ней; соблюдать последовательность выполнения работы; диагностировать причины успеха/неуспеха и формировать способность действовать в различных ситуациях. участвовать в коллективном обсуждении . | Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман | Методика «Ковер» Овчарова Р. |
регулятивные УУД | Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет. Обучающийся сможет: Выбирать и осуществлять наиболее эффективные способы решения познавательных задач, самостоятельно искать средства для достижения цели, составлять план решения проекта. | Методика «Домик» | Методика «Лесенка» Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн |
Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях. Портфолио обучающихся.
Содержание программы
Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание. Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок. По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
Календарно-тематическое планирование.
1 класс.
№ занятия | Практическая работа | Кол-во часов | В том числе теории | В том числе практики |
1. | «Будем знакомы!» | 1 | 1 | |
2. | «Путешествие по стране изобразили» | 1 | 1 | |
3. | «Знакомство с волшебными красками» | 1 | 1 | |
4. | «Осенний ковер» | 1 | 1 | |
5. | «Рябиновые бусы» | 1 | 1 | |
6. | «Холодный дождик» | 1 | 1 | |
7. | «Лягушка на болоте» | 1 | 1 | |
8. | «Гулял по лесу ежик» | 1 | 1 | |
9. | Занятие -игра «Радуга-дуга все краски вместе собрала» | 1 | 1 | |
10. | «В гостях у принцессы Линии» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11. | «Зимний лес» | 1 | 1 | |
12. | «В гостях у холодных Красок и белых Снежинок» | 1 | 1 | |
13. | «Узоры деда Мороза» | 1 | 1 | |
14. | «Зимний узор в полосе» | 1 | 1 | |
15. | Занятие – конкурс «Снеговик идет на карнавал» | 1 | 1 | |
16. | Занятие – фантазия «Новогоднее настроение» | 1 | 1 | |
17-18. | В гостях у сказки «Замок Снежной Королевы» | 2 | 1 | 1 |
19-20. | «Искусство Гжели». «Изображение элементов гжельской росписи» | 2 | 1 | 1 |
21-22. | В гостях у сказки «Снегурочка» | 2 | 1 | 1 |
23. | Сказка про белую, черного и серых» | 1 | 1 | |
24. | «Совушка – сова» | 1 | 1 | |
25. | «Мы идем в музей» | 1 | 1 | |
26. | «В гостях у теплых Красок и Солнечного зайчика» | 1 | 1 | |
27-28. | «К нам спешит Весна- красна» | 2 | 0,5 | 1,5 |
29-30. | «Кто живет в Дымково?» «Изображение эскизов дымковских свистулек» | 2 | 1 | 1 |
31. | «Мы ждем лето. Какое оно?» | 1 | 0,5 | 0,5 |
32. | Посвящение в юные художники. | 1 | 1 | |
33. | Урок – экскурсия «Мы идем в выставочный зал» | 1 | 1 |
Содержание занятий
Тема 1. «Будем знакомы»
Диагностика творческого потенциала. Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места.
Тема 2-3. «Путешествие по стране изобразили». «Знакомство с волшебными красками». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом.
Тема 4-5. «Осенний ковер». «Рябиновые бусы». Знакомство с основными цветами. Знакомство с теплыми цветами.
Тема 6. «Холодный дождик». Образ дождя. Знакомство с холодными цветами.
Тема 7-8. «Лягушка на болоте». «Гулял по лесу ежик» Знакомство с составными цветами. Закрепление знаний о составных цветах.
Тема 9. «Радуга-дуга все краски вместе собрала». Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги.
Тема 10-11. «В гостях у принцессы Линии». «Зимний лес». Линия. Виды линий. Беседа по иллюстрациям. Изображение с помощью линий разного характера деревьев.
Тема 12. «В гостях у холодных Красок и белых Снежинок». Закрепление знаний о холодных цветах. Знакомство с белой и черной красками.
Тема 13. «Узоры деда Мороза». Линия. Знакомство с плавной линией.
Тема 14. «Зимний узор в полосе». Знакомство с понятием узор. Узор в полосе, круге. Знакомство с понятием ритм в узоре.
Тема 15. «Снеговик идет на карнавал». Рисование впечатлений от новогодних праздников. Карнавальные маски. История карнавальных масок.
Тема 16. «Новогоднее настроение». Занятие – фантазия Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешивание цветов, передача настроения.
Тема 17-18. В гостях у сказки «Замок Снежной Королевы».. Рисование сказки. Знакомство с художниками иллюстраторами. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой. Линейный рисунок, работа с цветом.
Тема 19-20. «Искусство Гжели». «Изображение элементов гжельской росписи». Знакомство с декоративно-прикладным искусством России, отработка рисования элементов гжельской росписи.
Тема 21-22.«Портрт Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой.
Тема 23 -24. Сказка про белую, черного и серых». «Совушка – сова». Знакомство с серым цветом, Сочетание оттенков серого с другими цветами. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет. Рисование совы. Использование ограниченной палитры.
Тема 25. «Мы идем в музей». Экскурсия. Умение видеть прекрасное.
Тема 26. «В гостях у теплых Красок и Солнечного зайчика». Закрепление знаний о теплых цветах. Работа с ограниченной палитрой.
Тема 27-28. «К нам спешит Весна - красна. Создание сказочного образа, линейный рисунок, палитра весенних красок.
Тема 29-30. «Кто живет в Дымково?» Знакомство с Декоративно – прикладным искусством России. Понятие эскиз изделия. Изображение эскизов дымковских свистулек.
Тема 31. «Мы ждем лето. Какое оно?» Линейный рисунок, основы композиции, палитра летних красок.
Тема 32. Посвящение в юные художники. Занятие- представление. Обобщение и систематизация изученного материала.
Тема 33. Экскурсия «Мы идем в выставочный зал».
Результаты обучения:
ученик должен
знать/понимать
- особенности изобразительных и графических материалов, используемых учащимися в своей деятельности, их возможности ля создания образа;
- что такое линия, пятно, мазок, цвет, симметрия, часть и целое, зеркальное изображение, рисунок, узор;
- названия цветов и оттенков, три основных цвета;
- правила смешивания красок и получения производных цветов;
- начальные сведения об изобразительном искусстве, народном искусстве и некоторых видах росписи;
уметь
- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
- свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости
от характера изображения;
- передавать форму, пропорции, положение предметов друг относительно друга;
- определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги
(не слишком большое или маленькое изображение в центре листа);
- передавать в тематических рисунках пространство, используя правило "Ближе – дальше";
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из стилизованных форм растительного и животного мира;
- изображать особенности разных времен года посредством выбора разнообразных техник, средств выражения;
- владеть акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином; промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску, знать свойства гуаши, акварели;
- рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы работы с ней: закрашивание, штриховка, мазок, тычок.
2 класс
№ занятия | Практическая работа | Кол-во часов | В том числе теории | В том числе практики |
1. | Изображение золотой осени | 1 | 1 | |
2. | Натюрморт из овощей и фруктов | 1 | 1 | |
3. | Рисование представлению бабочки. | 1 | 1 | |
4. | Рисование с натуры ветки рябины | 1 | 1 | |
5-6. | Рисование осеннего пейзажа по представлению | 2 | 1 | 1 |
7. | Рисование золотого петушка | 1 | 1 | |
8. | Рисование травного орнамента | 1 | ||
9-10. | Знакомство с Хохломой. Вариация элементов орнамента Хохломы Импровизация по мотивам хохломской росписи. | 2 | 1 | 1 |
11. | Украшение наряда красавицы. | 1 | 1 | |
12. | Изображение дома Деда Мороза | 1 | 1 | |
13. | Изображение героев зимних сказок. | 1 | 1 | |
14. | Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями. | 1 | 1 | |
15. | Рисование снежных цветов на окне. | 1 | 1 | |
16-17. | Украшение снаряжения русского богатыря. | 2 | 1 | 1 |
18-19. | Портрет русского богатыря. | 2 | 0,5 | 1,5 |
20-21. | Рисование первых весенних цветов по памяти. | 2 | 0,5 | 1, 5 |
22-23 | Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров. Вариация дымковских узоров. | 2 | 2 | |
24. | Рисование с натуры весенней веточки. | 1 | 1 | |
25. | Рисование бегущего ручья по представлению. | 1 | 1 | |
26. | Рисование с натуры весенних цветов. | 1 | 1 | |
27 | Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей. | 1 | 1 | |
28-29. | Рисование героев сказок Пушкина по представлению. | 1 | 1 | |
30. | Превращение красочного пятна в дерево. | 1 | 1 | |
31-34 | Посещение выставок и художественных музеев | 4 | 4 |
Содержание занятий
Тема 1-4. Изображение золотой осени. Натюрморт из овощей и фруктов. Рисование представлению бабочки. Рисование с натуры ветки рябины. Повторение знаний о теплых цветах. Ознакомление рисованию с натуры.
Тема 5-6. Рисование осеннего пейзажа по представлению. Основные законы композиции, основы перспективы.
Тема 7. Рисование золотого петушка. Отработка приемов рисования плавных линий. Раскрашивание приемом «размытое пятно».
Тема 8-10. Рисование травного орнамента. Знакомство с Хохломой. Вариация элементов орнамента Хохломы. Импровизация по мотивам хохломской росписи. Знакомство с народным промыслом «Хохломой». Отработка основ росписи «травка».
Тема 11. Украшение наряда красавицы. Рисование елочных игрушек разными материалами (гуашь, акварель, пастель, карандаши, фломастеры).
Тема 12-13. Изображение дома Деда Мороза. Изображение героев зимних сказок. Повторение знаний о холодных цветах. Художники иллюстраторы.
Тема 14. Изображение зимнего пейзажа чёрной и белой линиями. Основы работы с гуашевыми красками.
Тема 15. Рисование снежных цветов на окне. Ознакомление с «техникой по - сырому».
Тема 16-19. Украшение снаряжения русского богатыря. Портрет русского богатыря. Повторение о пропорциях человеческого тела. Декоративно - прикладное искусство как элемент украшения жилища, одежды, снаряжения.
Тема 20-21. Рисование первых весенних цветов по памяти. Закреплние техники «по –сырому».
Тема 22-23. Лепка из пластилина или глины по мотивам дымковской игрушки. Повтор дымковских узоров. Вариация дымковских узоров. Правила работы с пластилином, глиной. Закрепление мотивов дымковской игрушки, правила росписи игрушки.
Тема 24-28. Рисование с натуры весенней веточки. Рисование бегущего ручья по представлению. Рисование с натуры весенних цветов. Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажей. Рисование с натуры и по представлению. Свойства акварельных красок для написания весенних прозрачных пейзажей.
Тема 29-30. Рисование героев сказок Пушкина по представлению. Художники иллюстраторы. Понятие «иллюстрация».
Тема 30. Превращение красочного пятна в дерево. Техника «кляксография». Развиваем фантазию и воображение.
Тема 31-34. Посещение выставок и художественных музеев. Посещение персональной выставки Ю.В. Сотникова.
Результаты обучения:
ученик должен
знать/понимать
- некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
- отдельные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России;
уметь
- различать теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
3 класс
№ занятия | Практическая работа | Кол-во часов | В том числе теории | В том числе практики |
1. | Художник и его инструменты | 1 | 1 | |
2. | Фон . | 1 | 1 | |
3. | Знакомство с техникой «Батик» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Моя первая картина | 1 | 1 | |
5. | Моя первая картина | 1 | 1 | |
6. | Витражи для замка волшебницы – Осени (печатаем листьями) | 1 | 1 | |
7. | Каким бывает небо в природе и на картинах художников (по сырому) | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | Необычные деревья (тушь) | 1 | 1 | |
9. | Поздняя осень в парке(пейзаж на батике) | 1 | 1 | |
10. | Витражи для замка Зимушки – Зимы (акварель по сырому) | 1 | 1 | |
11. | Дворец Зимы (гуашь, холодная гамма цветов) | 1 | 1 | |
12. | Волшебные деревья (раздувание, тушь) | 1 | 1 | |
13. | Карнавальные маски (свободная роспись) | 1 | 1 | |
14. | Карнавальные маски (свободная роспись) | 1 | 1 | |
15. | Береза, белая подруга (граттаж) | 1 | 1 | |
16. | Береза, белая подруга (граттаж) | 1 | 1 | |
17. | Пейзаж зимы холодной…(батик) | 1 | 1 | |
18. | Пейзаж зимы холодной…(батик) | 1 | 1 | |
19. | Букет в холодных тонах (узелковый батик) | 1 | 1 | |
20. | Букет в холодных тонах (узелковый батик) | 1 | 1 | |
21. | Зимний ковер (штамп) | 1 | 1 | |
22. | Подарок папе (трафарет) | 1 | 1 | |
23. | «Подари мне платок…» (батик - свободная роспись) | 1 | 1 | |
24. | «Подари мне платок…» (батик - свободная роспись) | 1 | 1 | |
25. | Витражи для замка Весны (восковые мелки, акварель) | 1 | 1 | |
26. | Замок Весны (акварель по сырому фону) | 1 | 1 | |
27. | «Весна – красна» (пастель ) | 1 | 1 | |
28. | Живая клякса (кляксография) | 1 | 1 | |
29. | Все вокруг оживает…(монотипия) | 1 | 1 | |
30-31. | Волшебство красок. Сказочные цветы в сказочном саду | 2 | 2 | |
32-34. | Посещение ДХШ. | 3 | 3 |
Содержание занятий.
Темы 1. «Художник и его инструменты». Закрепление знаний полученных на 1 и 2 году обучения.
Тема 2. «Фон». Использование в работе фона и цвета.
Тема 3. «Знакомство с техникой «батик». История народного искусства «батик». Материалы, техника и способы рисования в технике «батик».
Тема 4-5. «Моя первая картина.» Картина «Цветы» в технике «батик».
Тема 6. «Витражи для замка волшебницы – Осени». Понятие витраж. Познакомить детей с техникой печатания листьев, развивать цветовосприятие, учить смешивать краски прямо на листьях.
Тема 7. «Каким бывает небо в природе и на картинах художников.» Ознакомление с картинами художника Н. Рериха. Закрепление работы в технике по-сырому.
Тема 8. «Необычные деревья.» Изображение разнообразных форм деревьев, работа с тушью, совершенствование умения без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая лист бумаги. Изображение абстрактных элементов в изображении деревьев.
Тема 9. « Поздняя осень в парке.» Пейзаж в технике «батик». Закрепление умений рисовать в технике «батик».
Тема 10. «Витражи для замка Зимушки – Зимы». История витража. Выполнение витража в монотонной холодной гамме.
Тема 11. Дворец Зимы. Рисование гуашью. Холодная гамма цветов.
Тема 12. «Волшебные деревья». Техника работы тушью - раздувание.
Тема 13-14. «Карнавальные маски». Свободная роспись. Работа разными материалами. Аппликация.
Тема 15-16. «Береза – белая подруга». Виды гравюр. Гравюра на картоне.Техника граттаж.
Тема 17-18. «Пейзаж зимы холодной» Закрепление работы в технике «батик».
Тема 19 – 20. «Букет в холодных тонах». Знакомство с новой техникой «узелковый батик». Работа в холодных тонах.
Тема 21. «Зимний ковер». Техника штамп. Штампы из картофеля.
Тема 22. «Подарок папе». Трафарет.Приёмы вырезания трафаретов и приемы набивки трафарета на поверхность.
Тема 23-24. «Подари мне платок». Роспись платка в разных техниках росписи «батик».
Тема 25-26. «Витражи для замка Весны». «Замок Весны». Работа в смешанной технике (восковые мелки, акварель по – сырому фону).
Тема 27. «Весна – красна». Пастель. Правила работы пастелью.
Тема 28. «Живая клякса». Кляксография - новая техника выполнения рисунка. Развитие воображения.
Тема 29. «Все вокруг оживает…» Познакомить с техникой монотипии. Учить создавать образ бабочки гуашью, используя графические средства выразительности: пятно, линию.
Тема 30-31. « Волшебство красок. Сказочные цветы в сказочном саду». Работа в смешанной технике различными материалами. Закрепление умения работать в разных техниках.
Тема 32-34. «Посещение ДХШ.»
Результаты обучения:
ученик должен
знать/понимать
- техники акварель по сырому, витраж, батик, трафарет, штамп, монотипия.
- отдельные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России;
уметь
- различать теплые и холодные цвета;
- работать в разных техниках (акварель по сырому, витраж, батик, трафарет, штамп, монотипия.)
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
4 класс
№ занятия | Практическая работа | Кол-во часов | В том числе теории | В том числе практики |
1-2 | Цветовая шкала. Теплые и холодные цвета. Теория цвета. Цветы в три краски. | 2 | 1 | 1 |
3-4 | Акварельная живопись по сырой основе. Акварельная живопись по сухой основе. | 2 | 2 | |
5 | Размывка. Слияние тонов. Пейзаж. | 1 | 1 | |
6-7 | Лессировка. Горный ландшафт. | 2 | 1 | 1 |
8 | Раскрытие светлых участков. Белая ваза. | 1 | 1 | |
9-12 | Фрукты. Натюрморт. | 4 | 0,5 | 3,5 |
13-16 | Специальные приемы. Море. Небо. | 4 | 1 | 3 |
17-18 | Изображение животных. | 2 | 1 | 1 |
19-20 | Фактура шкуры животных. | 2 | 1 | 1 |
21-22 | Музеи мира. Виртуальная экскурсия | 2 | 2 | |
23-24 | Перспектива в пейзаже. | 2 | 1 | 1 |
25-26 | Пространственная перспектива. | 2 | 1 | 1 |
28-29 | Построение пейзажной композиции | 2 | 2 | |
30-31 | Пейзаж с отражением в воде. | 2 | 1 | 1 |
32-33 | Подготовка и выставка работ учащихся | 2 | 2 | |
34 | Посещение выставочного зала | 1 | 1 |
Содержание занятий.
Тема 1-2. «Цветовая шкала. Теплые и холодные цвета. Теория цвета. Цветы в три краски». Повторение изученного за 1, 2 и 3 год обучения. Основные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Теплые и холодные цвета.
Тема 3-4. «Акварельная живопись по сырой основе. Акварельная живопись по сухой основе». Повторение техники по – сырому. Знакомство с техникой по – сухому.
Тема 5. «Размывка. Слияние тонов. Пейзаж». Изображение пейзажа с помощью приема размывки, смешивания тонов.
Тема 6-7. «Лессировка. Горный ландшафт». Ознакомление с новой техникой лессировки. Горный пейзаж с использованием лессировки.
Тема 8. «Раскрытие белых участков. Белая ваза». Познакомить с техникой гризайль. Знать выразительные возможности цвета. Уметь с помощью цвета передавать настроение в натюрморте.
Тема 9-12. «Фрукты». Натюрморт в комбинированных техниках: лессировка, гризайль».
Тема 13-16. «Море. Небо». Специальные приемы изображения моря, неба. Изображение природы в разных состояниях.
Тема 17-18. «Изображение животных». Эскиз с натуры домашнего животного. Животные в движении. Эскиз вороны.
Тема 19-20. «Фактура шкуры животных». Набросок. Зарисовка. Уголь. Сангина.
Тема 21-22. «Музеи мира». Виртуальная экскурсия.
Тема 23-24. «Перспектива в пейзаже». Законы линейной и воздушной перспективы.
Тема 26-27. «Пространственная перспектива».
Тема 28-29. «Построение пейзажной композиции». Закрепление знаний о линейной и пространственной перспективе.
Тема 30-31. «Пейзаж с отражением в воде». Перспективные закономерности отражения в воде.
Тема 32-33. «Подготовка и выставка работ учащихся».
Тема 34. «Посещение выставочного зала».
Результаты обучения:
ученик должен уметь/знать
- жанры изобразительного искусства, техники акварель по сырому, витраж, батик, трафарет, штамп, монотипия.
- отдельные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России;
- работать в разных техниках (акварель по сырому, витраж, батик, трафарет, штамп, монотипия.)
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, пастель);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
- видеть конструктивную форму предмета, владеть навыками плоского и объёмного изображений предмета и группы предметов; пользоваться правилами линейной перспективы; анализировать произведения искусства.
Список литературы
- А.Г Асмолова . Как проектировать учебные универсальные действия в начальной школе. Пособие для учителя . М. “Просвещение”, 2008 г.
- Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова . Программы духовно-нравственного воспитания и развития в ОС “Школа 2100” .
- В.И.Колякина “Методика организации уроков коллективного творчества”, М. “Владос”, 2002 г.
- Т.Я. Шпикалова Программа “ Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. 1–8 классы”, М. “Дрофа”, 2010 г.
- Т.Я. Шпикалова Методическое пособие к учебнику “Изобразительное искусство. 1 класс”М. “ Просвещение”.2010 г.
- Т.Я. Шпикалова Рабочая тетрадь “Художественный труд. 1 класс”, М. “Просвещение”, 2010 г.
- Т.Я. Шпикалова Творческая тетрадь “Изобразительное искусство .1 класс”, М. “Просвещение”, 2010 г.
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. М. “Просвещение”, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Если нет кисточки..." (способы рисования без кисточки) - исследовательский проект
Исследовательский проект учащихся 3 класса Святозерской ООШ...
Программа внеурочной деятельности "Кисточка и карандаш"
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным о...
Программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"
В процессе работы по данной программе учащиеся получают более расширенные знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции , декор...
Программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"
В процессе работы по данной программе учащиеся получают более расширенные знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции , декор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов
Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с огр...
Организация внеурочной деятельности кружка Волшебная кисточка для учеников 1-2 классов за 1 полугодие 2013-2014 уч.г.
Анализ работы....
Программа внеурочной деятельности "Кисточка"
Программа внеурочной деятельности "Кисточка" общекультурного направления, расчитана на 2 года (3,4 класс)...