Программа внеурочной деятельности "Кисточка"
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Кисточка" общекультурного направления, расчитана на 2 года (3,4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kistochka_34_klass.docx | 51.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 26
к основной общеобразовательной программе
- образовательной программе
основного общего образования
МКОУ ООШ №6
(утверждена приказом от 28.08.2015 г. № 82)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Кисточка»
(Направление: общекультурное)
для 3-4 классов
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Кисточка » составлена на основе:
1.Закона «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа разработана для 1- 4 классов «Кисточка» является программой обющекультурного направления, предполагает углубленный уровень освоения знаний и практических навыков. Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, знакомству с русским народным творчеством.
Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомить с различными художественными материалами, направлениями и разнообразием техник. В сфере общения на занятиях предложенных во внеурочной деятельности в существенной степени формируется характер ребёнка: инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др., развиваются его творческие способности. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и подкрепляется практической работой школьников.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Цель программы Раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами. Содержание программы “Веселая кисточка” нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы
1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазии, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Этапы программы:
- ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 3 класса ;
- развивающий – 2 года обучения для обучающихся 4 классов ;
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – также выполняют творческие задания, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Возрастная группа учащихся
Программа ориентирована на учащихся 3-4 классов.
Количество часов
Программа рассчитана на 68 часов: 3кл – 34 ч., 4 кл. – 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
Содержание программы
1. Живопись. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов, бытовых сцен, сказочных животных, птиц, растений, трав.
2. Графика. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.
Формы работы
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда учащихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми учащимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для общества.
Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Структура программы
Основные разделы
3 класс - «Мы художники»
4 класс - «Мы рисуем и исследуем»
Формирование УУД:
3-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
4 класс
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором, посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
- интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
- осознание ответственности за выполненное художественное произведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественным произведением);
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, находить ответы.
Планируемые результаты
Дети научатся:
- обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания;
- видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
- различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;
- знать об особенностях национальной художественной культуры;
- работать разными художественными материалами и техниками;
- рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;
- воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
- составлять композиции, узоры;
- создавать творческие проекты;
- доводить работу до полного завершения.
- при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.)
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей; проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; проявлять способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; творчески откликаться на события окружающей жизни;
- применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию.
Литература
1. Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение». 2001г.
2. Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина
Э.И. «Дрофа» 2007г.
3. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной
школе «Академия», 2006г.
4. Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.
Обнинск. 2007г.
5. Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2000г.
6. Поделки из разных материалов Выгонов В.В. «Экзамен» Москва 2013 г.
3 класс - 34 часа (1 раз в неделю)
Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения |
1-2. Твоя игрушка (создание формы, роспись). | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Уметь создавать форму постройки, находить нужную информацию и пользоваться ею. Различать образцы игрушек Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, Полхов- Майдан. |
3-4. Посуда. | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Иметь представление о работе мастера по изготовлению посуды: конструкция, форма, украшение, роспись. Учить расписывать посуду элементами хохломской, городецкой, дымковской росписи. |
5. Мамин платок. | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Находить разнообразие художественной росписей платков. Учить отличать платок от ткани. Иметь представление об искусстве росписи тканей, составлять простейший орнамент. |
6 - 7. Обои, шторы в твоём доме, в твоей комнате. | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Выделять роль художников в создании обоев, штор. Учить разрабатывать эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с её назначением ( используя технику трафарета или штампа). |
8- 9. Книжка – малышка, любимому братишке (сестрёнке). | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Понимать роль художника в создании книг, многообразие видов книг. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации. Находить различие и роль обложки, шрифта, буквицы. Уметь самостоятельно оформлять обложку, используя придуманный шрифт. |
10. Поздравительная открытка (декоративная закладка). | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Учить выполнять простую графическую работу, различать виды графических работ. Знать различие литографии от линогравюры. Учить выполнять эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). |
11 – 12. Наследие предков: памятники архитектуры (виртуальная экскурсия). | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная | Индивидуальная, парная. | Учить находить нужную информацию в разных источниках, и пользоваться ею. Уметь находить памятники, посвященные событиям Гражданской и Отечественной войны. Знать памятники города, места их нахождения. |
13 – 14. Витражи и витрины. | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог, поступок. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Коллективная, парная. | Иметь представление о создании витража и витрин, их оформление по назначению и уровню культуры города. Уметь отличать различные по назначению и оформлению витрин. Учить составлять проект оформления витрины. |
15 -16. Парки, скверы и бульвары в моём городе. | Рассказ, диалог, презентация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Коллективная, парная. | Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. Знакомство с работой художника – архитектора. Познакомить с понятием ландшафтная архитектура; что работа художника – архитектора – работа целого коллектива. Уметь создавать коллективный проект. |
17. Ажурные ограды. | Рассказ, диалог, презентация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Познакомить с разными инженерными формами ажурных сцеплений металла. Учить «конструировать» свои собственные ограды. |
18. Фонари на улицах моего города. | Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Познакомить с разными инженерными формами и видами фонарей. Учить придумывать свои собственные фонари. Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. |
19 - 20. Транспорт | Рассказ, диалог, презентация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Познакомить с историей изобретения транспорта. Различать виды транспорта – воздушный, наземный и его эволюцию. Учить изображать разные виды транспорта. Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. |
21 - 22. Художник и театр (образ театрального героя). | Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Познакомить с историей возникновения античного театра и деятельностью художника, раскрывая сущность театрального слова, показать, в чем проявляется фантазия художника и зрителя. Учить создавать эпизод театральной сказки. |
23 -24. Театральные маски (злые и добрые). | Рассказ, наглядные пособия, демонстрация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Знакомство с историей происхождения театральных масок. Показать роль художника в создании маски, об условности языка масок. Учить конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика) и расписывать, подчёркивая её характер. |
25. Театр кукол. | Рассказ, диалог, презентация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Находить отличие кукольного театра от других видов театра. Познакомить с перчаточным театром. Учить создавать в паре голову кукольного персонажа. |
26 -27. Афиша. | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог, поступок. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Знакомство с работой художников – графиков, с театральным плакатом; назначение афиш. Умение создавать эскиз афиши групповой или индивидуально без помощи учителя. Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. |
28. Музей моего города (виртуальная экскурсия). | Рассказ, диалог, презентация. | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, парная. | Коллективная, диалог, обсуждение. | Знакомство с историей создания городского музея, усадьбы Лыжина. |
29 -32. Картина –натюрморт, картина – портрет, картины – пейзаж, картины исторические и бытовые. | Лекция, вхождение в контекст проблем, диалог, поступок. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Учить работать с разными источниками информации и пользоваться ими. Знать отличие натюрморта, пейзажа, портрета. Знать выразительные средства выражения, о роли цвета. Уметь самостоятельно создавать картину определенного и заданного жанра. |
33. День Семьи. | Рассказ, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Коллективная, диалог, обсуждение. | Уметь использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. |
34. Художественная выставка достижений. | Рассказ, диалог. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Умение вести диалог, рассказывать о своих достижениях, готовя выставку работ. Учить быть объективными в оценке работ своих товарищей. |
4 класс - 34 часа в год (1 раз в неделю)
Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения |
1 -3. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. | Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, презентация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, коллективная. | Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Отличать русскую избу от других строений, знать её устройство, украшение. Уметь создавать образ избы (коллективная работа). |
4 -6. Образ красоты человека. | Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, презентация. | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде. Уметь создавать женский, мужской, народный образ. Знать особенности характера сельского труда, образы, связанные с ним, роль головного убора в народном костюме. Учить изображать сцену труда в крестьянской жизни. |
7 – 8. Народные праздники. | Беседа, вхождение в контекст проблем ученика, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, её жителях, специфике их труда. Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Уметь применять выразительные средства для реализации своего замысла. |
9 – 10. Древнерусский город – крепость и его жители. | Упражнения, лекция, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Уметь изображать крепостные башни, ворота. Иметь представление о том, как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать понятия вертикаль, горизонталь. Учить изображать город – крепость на фоне пейзажа. |
11 -12 Древние соборы. | Упражнения, лекция, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Уметь объяснять, почему собор является смысловым центром города; лепить из пластилина макет храма (в группе). Различать конструкцию, символику частей храма, украшения храма. Уметь выполнять групповую работу, знать особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. |
13 -14. Древнерусские воины – защитники. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Иметь представление, как жили князья и его люди, как одевались. Уметь изображать древнерусских воинов. |
15. Города русской земли (виртуальная экскурсия). | Диалог, рассказ, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная. | Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти города. Находить конкретный образ и облик каждого из этих городов. |
16 – 17. Страна восходящего солнца (Япония). | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Познакомить с особенностями легких построек и конструкций Японии. Иметь представление об особенностях японской культуры: графичность, хрупкость. Уметь сравнивать бытовую постройку и храм – пагоду. Уметь изображать природу через детали (ветка, трава). |
18 -19. Образ художественной культуры Древней Греции. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Уметь находить и изображать греческий храм. Определять значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь. |
20 -21. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Иметь представление об образах готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объемные формы. Уметь различать сословное разделение людей, средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Учить конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями. |
22 -23. Все народы воспевают материнство. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Иметь представление о том, что в искусстве всех народов есть тема воспевания материнства. Учить изображать мать и дитя. |
24 -25. Все народы воспевают мудрость старости. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Познакомить с тем, что красота – это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки и дедушки. Уметь найти хорошее в повседневной жизни стариков, изображать любимых бабушек и дедушек. |
26 -27. Сопереживание – великая тема искусства. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Понимать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние, что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека. Знать, что героическая тема в искусстве имеет большое место. Уметь изображать рисунок с драматическим сюжетом. |
28 -29. Герои, борцы, защитники. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Иметь представление об основных памятных событиях: война 1812 года, Сталинградская битва. Уметь выполнять коллективную работу на военную тему. Знать героев войны 1812 года, Сталинградской битвы. Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. |
30 -31. Юность и надежды. Искусство народов мира. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Знать о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов. Иметь представление об основных сюжетах и темах детства, юности. Уметь выполнять коллективный коллаж., самостоятельно подбирать его сюжет. Учить изображать радость детства. |
32 -33. Праздник искусства. Заочное посещение музеев мира. | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, презентация. | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Индивидуальная, парная, групповая. | Уметь находить информационно – справочный материал по теме и пользоваться им. Учить анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства. |
34. Здравствуй, лето! | Упражнения, лекция, беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог | Продуктивная, наглядная, объяснительно-иллюстративная, личностно-ориентированная. | Коллективная. | Уметь использовать в работе все полученные знания. Уметь использовать художественные материалы (бумага, краска); применять основные средства художественной выразительности в работах. Умение вступать в общение друг с другом, вести диалог, договариваться друг с другом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...