Дополнительная образовательная программа "Веселые краски"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Дополнительная образовательная программа "Веселые краски" рассчитана на 1 год обучения с детьми 7-10 лет. Занятия по данной программе проводятся 2 раз в неделю, продолжительностью 1,5 час каждое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_kraski_13.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современные методики школьной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.
Данная программа предусматривает изучение трех основных видов изобразительного искусства: живописи, графики и декоративно-прикладного творчества; освоение деятельности с различными художественными материалами.
Программа направлена :
- воспитание усидчивости, аккуратности, ассоциативного мышления;
- развитие глазомера, навыков в работе с различными художественными материалами;
- развитие творческих способностей;
задачами программы являются:
- освоение основных видов графических и живописных материалов;
- знакомство с видами и жанрами живописи и графики;
- способствует формированию навыков самостоятельного решения задач при выполнении графических, живописных и декоративных изображений.
Из художественных материалов для занятий в кружке предлагаются следующие: гуашь, пастель, жировые или масляные мелки, тушь, карандаши, уголь, сангина, кисти, а для некоторых занятий — восковые свечи или парафин, цветная бумага, ножницы, клей и пр. Для коллективных заданий можно использовать большие листы ватмана или свертки обоев.
Освоение материала в основном будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для графики — карандаш, тушь, перо, палочку, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия, граттаж (воскография). Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.
Программа рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-10 лет. Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю продолжительностью 1,5 час каждое.
В программе так же определенное количество часов на подготовку и участие в выставках, проведение творческих отчетов
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Общее количество часов | В том числе | |
теоретические часы | практические часы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Введение | 1, 5 | 1, 5 | - |
2 | Живопись | 33 | 11 | 22 |
3 | Графика | 33 | 11 | 22 |
4 | Декоративное искусство | 33 | 11 | 22 |
5 | Творческий отчет | 1, 5 | 1,5 | - |
6 | Участие в выставках | 6 | 2 | 4 |
Итого | 108 | 38 | 70 |
Тематический план программы
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
всего | из них | |||
теория | практика | |||
1. | Введение | 1 | 1 | - |
1.1 | Знакомство с программой. Техника безопасности на занятиях. | |||
2. | Живопись | 33 | 11 | 22 |
2.1 | Мир цвета в природе. Изображение в теплой и холодной гамме | 3 | 0.5 | 1.5 |
2.2 | Живописные материалы, техники. | 3 | 0.5 | 1.5 |
2.3 | Пейзаж – жанр живописи. Художественное пятно. Контрасты холодного и теплого цветов. Мир фантастических деревьев. | 3 | 0.5 | 1.5 |
2.4 | Передача пространства цветом. Изображения пейзажа «Времена года». Пейзаж настроения. Акварель. | 6 | 1 | 5 |
2.5 | Красота в простых вещах .Зарисовки композиций из фруктов и овощей. | 3 | 0.5 | 1.5 |
2.6 | Понятие натюрморта, Этюд , виды этюдов. Тематический натюрморт. | 3 | 0.5 | 1.5 |
2.7 | Изображение в живописной технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения). Живописная композиция «На лесной поляне». | 3 | 0.5 | 1.5 |
2.8 | Мы рисуем своих друзей. Работа над изображением любимых животных | 3 | 0.5 | 1.5 |
2.9 | Союз человека и животных. «В мире и согласии» коллективная композиция. | 3 | 0.5 | 1.5 |
2.10 | «Чудо краски» - экспозиция работ. Обсуждение выставки | 3 | 0.5 | 1.5 |
3. | Графика | 33 | 11 | 22 |
3.1 | Графика, ее виды. Техника выполнения художественного штриха | 3 | 0.5 | 1.5 |
3.2 | Графические материалы, способы работы с ними | 3 | 0.5 | 1.5 |
3.3 | Передача объема в графике. Распределение света и тени. | 3 | 0.5 | 1.5 |
3.4 | Силуэт – вид графического изображения | 3 | 0.5 | 1.5 |
3.5 | Монотипия, способы получения изображения. Печать растениями. | 3 | 0.5 | 1.5 |
3.6 | Создание образов сказочных героев. Печать губкой, тканью, кружевом, веревками | 3 | 0.5 | 1.5 |
3.7 | Печать заданной формой. Создание образа сказочного дворца. | 3 | 0.5 | 1.5 |
3.8 | Получение отпечатков различными красками - диатипия, акватипия. Разноплановые пейзажные композиции. | 3 | 0.5 | 1.5 |
3.9 | Создание композиции натюрморта. Печать с картонного клише | 6 | 0.5 | 1.5 |
3.10 | Подготовка экспозиции выставки. Оформление работ. Изготовление паспарту | 3 | 0.5 | 1.5 |
4. | Декоративное творчество | 33 | 11 | 22 |
4.1 | Стилизация, знакомство с понятием. Стилизация растительных и животных мотивов. | 3 | 0.5 | 1.5 |
4.2 | Орнамент. Знакомство с орнаментом и его видами | 3 | 0.5 | 1.5 |
4.3 | Папье-маше. Украшение изделия изображением растительных и геометрических мотивов. | 3 | 0.5 | 1.5 |
4.4 | «Волшебная клякса» - выполнение декоративной композиции. | 3 | 0.5 | 1.5 |
4.5 | Книжная графика. Украшение страниц книги узором, изображение заглавной буквы – буквицы. | 3 | 0.5 | 1.5 |
4.6 | Иллюстрирование сказок мира. | |||
4.7 | Мультипликация. Изображение любимых героев мультфильмов. | 3 | 0.5 | 1.5 |
4.8 | Народная игрушка. Изготовление книжки раскладушки. | 3 | 0,75 | 2,25 |
4.9 | Искусство плаката. Изображение плаката праздничной тематики. | 3 | 0.5 | 1.5 |
4.10 | Открытка. Способы изготовления открыток различных форм. Аппликация . | 3 | 0.5 | 1.5 |
4.11 | Викторина: «Мы народные умельцы» | 3 | 0,25 | 0,75 |
4 | Творческий отчет | 3 | 1 | - |
5 | Подготовка и участие в выставках | 6 | 3 | 7 |
Итого: | 108 | 38 | 70 |
Краткое содержание программы
1. Введение.
1.1 Знакомство с программой. Техника безопасности на занятиях.
2. Живопись
2.1 Мир цвета в природе. Знакомство с цветовым кругом. Выполнение изображений в теплой и холодной гамме.
2.2 знакомство с видами живописных материалов, техниками работы с ними, выполнение тренировочных упражнений.
2.3 Пейзаж – жанр живописи. Знакомство с понятиями: художественное пятно, контрасты холодного и теплого цветов. Композиция на тему: «Мир фантастических деревьев».
2.4 Способы передачи пространства цветом. Изображения пейзажа «Времена года». Пейзаж настроения. Акварель.
2.5 Красота в простых вещах. Выполнение зарисовок композиций из фруктов и овощей.
2.6 Понятие натюрморта, знакомство с понятием - этюд , виды этюдов. Изображение тематического натюрморта.
2.7 Способы работы в живописной технике. Зарисовки элементов растительного микромира (травы, цветы, сухие растения). Выполнение живописной композиции «На лесной поляне».
2.8 Знакомство с Анималистическим жанром. Работа над изображением любимых животных : «Мы рисуем своих друзей».
2.9 Союз человека и животных. «В мире и согласии» коллективная композиция.
2.10 «Чудо краски» - выставка-экспозиция работ по теме «Живопись». Обсуждение выставки.
3. Графика
3.1 Знакомство с понятием - графика, ее видами. Техника выполнения художественного штриха.
3.2.Изучение способов работы различными графическими материалами, выполнение графических упражнений, зарисовок.
3.3 Способы передача объема в графике. Распределение света и тени с помощью штриха, пятна , световой растяжки.
3.4 Знакомство с понятием - силуэт как видом графического изображения, выполнение силуэтных зарисовок.
3.5 Монотипия, способы получения изображения. Печать растениями, выполнение творческих упражнений.
3.6 Иллюстрация и ее виды. Создание образов сказочных героев. Печать губкой, тканью, кружевом, веревками.
3.6 Способы получения изображений в графике, печать заданной формой. Создание образа сказочного дворца.
3.7 Получение отпечатков различными красками - диатипия, акватипия. Выполнение разноплановых пейзажных композиций.
3.8 Способы создания композиции натюрморта. Печать с картонного клише.
3.10 «Черно-белый мир». Подготовка экспозиции выставки по теме «Графика». Оформление работ. Изготовление паспарту.
4. Декоративное творчество
4.1 Стилизация, знакомство с понятием. Стилизация растительных и животных мотивов.
4.2 Орнамент. Знакомство с орнаментом и его видами. Изображение растительных и геометрических мотивов.
4.3 Изображение растительных мотивов в орнаменте.
4.4 «Волшебная клякса» - выполнение декоративной композиции.
4.5 Книжная графика. Украшение страниц книги узором, изображение заглавной буквы – буквицы.
4.6 Мультипликация. Изображение любимых героев мультфильмов.
4.7 Народная игрушка. Изготовление книжки раскладушки.
4.8 Искусство плаката. Изображение плаката праздничной тематики.
4.9 Открытка. Способы изготовления открыток различных форм. Аппликация .
4.10 Итоговая викторина: «Мы народные умельцы»
5. Творческий отчет
5. Подготовка и участие в выставках
Предполагаемый результат:
По окончанию курса учащиеся должны иметь представление:
- об основах композиции, стилизации,
- о мультипликации, ассоциативной живописи;
- о понятиях монотипия, диатипия, акватипия.
знать:
- виды и жанры изобразительного искусства,
- основные и составные цвета,
- основные способы работы с живописными и графическими материалами ,
- основные закономерности светотени и перспективы;
Уметь:
- выполнять конструктивное построение геометрических фигур, предметов быта,
- использовать различные художественные материалы в работе,
- выполнять иллюстрации к художественным произведениям, книгам,
- самостоятельно составлять живописные и графические композиции на заданную тематику,
- выполнять акварельные и графические зарисовки фруктов, цветов, предметов быта.
- выполнять декоративные композиции с использованием отпечатков различных материалов.
Способы диагностики:
- участие в общешкольных выставках;
- участие в областных и районных выставках.
Литература.
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1979. — Выпуск второй.
Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М.: Просвещение, 1993г
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.- М.: Просвещение; 1981 г.
Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1984 г.
Гумилев Л. И. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. — СПб., 2001.
Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников // Из опыта работы школы-лаборатории № 875 / Ред. и сост. Л. Г. Савенкова. — М., 2000.
Изображение животных в творчестве В. Ватагина, Е. Чарушина, Е. Рачева (любые альбомы и монографии
Карпетян М. И. Я иду на урок в начальную школу: история искусств. Книга для учителя / М. И. Карпетян. — М., 2001.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для 1—4 классов / Е. И. Коротеева. — М., 2003.
Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. Колякина. — М., 2002.
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать.- М.: Столетие, 1998 г.
Лабунская Г. В. Из опыта работы по изобразительному искусству с детьми / Г. В. Лабунская. — М., 1955.
Мифы народов мира: энциклопедия. В 2 т. — М., 1987.
Полунина В. Н. Искусство и дети: из опыта работы учителя / В. Н. Полунина. —М., 1982
Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры / Л. Г. Савенкова. — М., 2000.
Сокольникова Н.М. Художники книги и дети. – М.: Метатрон 1997 г.
Фаворский В. А. Теория графики / В. А. Фаворский. — М., 1988.
Шанина Н.Ф. Сказка в творчестве русских художников – М.: искусство,1996 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
Дополнительная образовательная программа кружка «Живые краски»
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Дополнительная образовательная программа кружка «Живые краски» составлена в соответствии с Федеральным государственным обра...