Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Рабочие программы по проекту "Школа 2100" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_4_klass.doc | 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Приложение к образовательной программе,
введенной в действие приказом №_______
от « 31» 08. 20 15 г.
Рссмотрено на заседании кафедры начального образования
Протокол № _______от « » . 2015 г.
Руководитель кафедры Н.А.Терехина / /
Согласовано
Заместитель директора Е.А. Зверева / /
« » .2015г.
Рабочая программа по изобразительному искусству
для 4 а класса
Рабочая программа по изо создана на основе: авторской программы по изобразительному искусству О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (М., «Баласс», 2014г.), федерального компонента государственного стандарта начального общего образования; в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»,учебного плана МБОУ СОШ п. Пионерский.
Обеспечена УМК для 4 кл., авторов О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская учебник «Изобразительное искусство». Разноцветный мир. 4 кл.: М.: Баласс, 2012
Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории.
2015г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по изо создана на основе: авторской программы по изобразительному искусству О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (М., «Баласс», 2014г.), федерального компонента государственного стандарта начального общего образования; в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»,учебного плана МБОУ СОШ п. Пионерский.
Для реализации программного материала используют следующие учебные пособия:
Учебник - Изобразительное искусство « Разноцветный мир» -4 кл. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская Москва « Баласс» 2012г
Рабочая тетрадь к учебнику « Изобразительное искусство» « Разноцветный мир» О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская Москва
« Баласс» 2015г.
В процессе реализации программы по желанию учителя возможно также использование учебников «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») для 4 класса (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева),в которых содержится материал общеэстетической направленности.Этот материал поможет решить задачу общекультурного развития через интеграцию технологической и художественно-изобразительной культуры, а также видеофильмов «Прекрасное рядом с тобой» и «Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»), реализующих концепцию и замысел авторов курса.
Методические рекомендации для учителя по учебнику «Изобразительное искусство» О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Москва « Баласс» 2012г (Образовательная система « Школа 2100) -М: Баласс 2012г
Печатные пособия: плакаты по изобразительному искусству, карточки;
Экранно – звуковые пособия: презентации;
Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
- Презентация уроков «Начальная школа»http://www.nachalka.HYPERLINK "http://www.nachalka.info/about/193"infoHYPERLINK "http://www.nachalka.info/about/193"/HYPERLINK "http://www.nachalka.info/about/193"aboutHYPERLINK "http://www.nachalka.info/about/193"/193
- Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school 2100.ru
- Детские электронные книги и презентации. http://viki.rdf.ru/
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education
Основные цели курса.
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса.
В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
2.Общая характеристика учебного курса.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса.
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.
Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебника помещены основные понятия, которые были изучены в предыдущих классах.
В каждом учебнике даётся блок (информация и практическая работа), связанный с историей искусства от древнейших времён (1-й кл.), через Древний Египет (2-й кл.), эпоху Средневековья (3-й кл.), к современности (4-й кл.).
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов.
Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.
3.Место учебного курса.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ п. Пионерский и годовому календарному учебному графику на текущий учебный год всего на изучение учебного курса «Изобразительное искусство» в 4 классе выделяется 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся _4А_ класса и специфики классного коллектива, с разным уровнем творческих и интеллектуальных способностей.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
Базовый уровень:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Повышенный уровень:
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
Предметные результаты:
Базовый уровень:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
получение детьми представлений
Повышенный уровень:
о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
Базовый уровень:
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Повышенный уровень:
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Базовый уровень:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Повышенный уровень:
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Базовый уровень:
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
донести свою позицию до собеседника;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Повышенный уровень:
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
учиться планировать работу в группе;
учиться распределять работу между участниками проекта;
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные работы
Система оценки:
1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. | После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. |
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?2. Удалось получить результат (решение, ответ)?3. Правильно или с ошибкой?4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:
таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
- за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
- за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
(максимум):
- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы «Портфеля достижений»:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов;
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно»
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
ли в группе (лидера, исполнителя, критика).
6. Содержание учебного курса
1. Эстетическое в жизни и искусстве:
Занятия 1–2 (2 ч), стр. 4–11 учебника.
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.
Рождение монументальной живописи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7).
Что такое фреска. Особенности этой техники. Выполнение задания на стр. 8 в учебнике. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.
Что такое мозаика и витраж. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11).
Занятие 3 (1 ч), стр. 12–13 учебника.
Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ. Выполнение задания на стр. 13 в учебнике.
Занятие 4 (1 ч), стр. 14–15 учебника.
Монументальная скульптура. Выполнение задания на стр.14 в учебнике. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.
Выполнение задания на стр.15 в учебнике. На этом уроке или во вне- урочное время рекомендуется проведение экскурсии к ближайшему такому памятнику.
2. Основы композиции
Занятие 5 (1 ч), стр. 16–19 учебника.
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна. Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Выполнение заданий на стр. 16–17 в учебнике.
Виды фотографий. Художественная фотография. Выполнение задания на стр.19 в учебнике.
Занятие 6 (1 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 6–7 рабочей тетради.
Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Выполнение заданий на стр. 21 в учебнике. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или по воображению (стр. 6–7 рабочей тетради).
Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным сопровождением и чтением стихов об осени.
Занятие 7 (1 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради.
Как передать объём предмета, работая цветными карандашами. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради.
Занятия 8–9 (2 ч), стр. 24–25 учебника, стр. 8–11 рабочей тетради.
Углубление понятий о светотени как о способе передачи объёма и формы предмета на плоскости. Совершенствование техники штриховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.
Занятия 10–11 (2 ч), стр. 26–27 учебника, стр. 4–5 рабочей тетради.
Составление композиции на заданную тему с использованием опор- ной схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисовки». Оформление панно подходящей рамкой (рабочая тетрадь).
Занятия 12–13 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 12–13 рабочей тетради.
Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Выполнение заданий в учебнике. Нарисовать животное (по выбору ученика).
Занятие 14 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 36–39 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник отмывки и гризайли. По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний на стр. 30–31 учебника.
Занятия 15–16 (2 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 14–17 рабочей тетради.
Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Выполнение в процессе изучения нового мате- риала заданий в учебнике и на стр. 14–15 или 16–17 рабочей тетради.
Занятие 17 (1 ч), стр. 34–35 учебника, стр. 28–29 рабочей тетради.
Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. Выполнение в процессе изучения нового мате- риала заданий в учебнике и рабочей тетради.
Занятия 18–19 (2 ч), стр. 36–37, стр. 26–27 рабочей тетради.
Что такое линейная перспектива. Значение точки схода и поло- жения линии горизонта. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике (стр. 37) и в рабочей тетради (стр. 26–27). Было бы очень полезно понаблюдать с учениками перспективные сокращения на улице (уходящая вдаль дорога, уменьшающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т. п.).
Получение представления о воздушной перспективе.
Занятия 20–22 (3 ч), стр. 40–47 и 78 учебника, стр. 42–47, 75–78 рабочей тетради.
Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр.
40–41 учебника и на стр. 42–43 рабочей тетради.
Коллективная работа. Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя (стр. 78 учебника и стр. 44–47 рабочей тетради). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на стр. 40–41 учебника
и на стр. 44–47 рабочей тетради.
Коллективная работа. Создание панно «Сказочный мир».
3. Из истории развития искусства.
Занятие 23 (1 ч), стр. 42–43 учебника, стр. 32–33 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о
китайском рисунке кистью). По желанию учащихся можно выполнить в процессе изучения нового материала задания на закрепление полученных знаний.
Занятия 24–27 (4 ч), стр. 36–37 и 50–51 учебника, стр. 18–23 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре). Выполнение заданий в рабочей тетради.
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».
Занятия 28–30 (3 ч), стр. 38–39 учебника и стр. 30–31 рабочей тетради.
Эти занятия проводятся перед Днём Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Выполнение заданий на стр. 39 учебника.
Разработка макета альбома Славы. Выполнение каждым учеником своей странички альбома. Эта страничка может быть посвящена как истории семьи учащихся, так и какому-то эпизоду из истории Отечественной войны.
Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.
Занятия 31–32 (2 ч.), стр. 48–49 учебника.
Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее шедеврах живописи разных стран.
Занятия 33–34 ( ч.), На уроках можно выполнить задания, данные в рабочей тетради.
а) открытки или панно к праздникам (стр. 34–35);
б) дизайнерские проекты:
– настенный календарь на стр. 24–25;
– декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамен- та на стр. 36–39;
в) шрифтовая композиция на стр. 48–4
7. Учебно- тематическое планирование учебного курса.
№ | Раздел учебной программы, тема | Общее количество часов по рабочей программе | Практическая часть | |||
Проекты | Административные контрольные работы | Экскурсии | Самостоятельные работы |
1 | Эстетическое в жизни и искусстве | 4 | 1 | |||
2 | Основы композиции | 18 | 1 | |||
3 | Из истории развития искусства | 12 | 3 | 1 |
Итого:34 часа
8. Учебно-методического и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Для реализации программного материала используют следующие учебные пособия:
Учебник - Изобразительное искусство « Разноцветный мир» -4 кл. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская Москва « Баласс» 2012г
Рабочая тетрадь к учебнику « Изобразительное искусство» « Разноцветный мир» О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская Москва
« Баласс» 2015г.
В процессе реализации программы по желанию учителя возможно также использование учебников «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») для 4 класса (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева),в которых содержится материал общеэстетической направленности.Этот материал поможет решить задачу общекультурного развития через интеграцию технологической и художественно-изобразительной культуры, а также видеофильмов «Прекрасное рядом с тобой» и «Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»), реализующих концепцию и замысел авторов курса.
Методические рекомендации для учителя по учебнику «Изобразительное искусство» О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Москва « Баласс» 2012г (Образовательная система « Школа 2100) -М: Баласс 2012г
Печатные пособия: плакаты по изобразительному искусству, карточки;
Экранно – звуковые пособия: презентации;
Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
- Презентация уроков «Начальная школа»http://www.nachalka.HYPERLINK "http://www.nachalka.info/about/193"infoHYPERLINK "http://www.nachalka.info/about/193"/HYPERLINK "http://www.nachalka.info/about/193"aboutHYPERLINK "http://www.nachalka.info/about/193"/193
- Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school 2100.ru
- Детские электронные книги и презентации. http://viki.rdf.ru/
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education
9. Календарно- тематическое планирование.
№ п\п | Тема, раздел | Номер урока по теме | Элементы содержания | Виды деятельности | Дата планируемая | Датафактическая |
Эстетическое в жизни и искусстве | Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства (Н). Рассказывать о б происхождении монументальной живописи (Н). Выполнить задания на стр. 6 (Н) и стр. 7 (П) учебника. особенности фресковой живописи (Н). Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике (П). Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв (Н). Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж (Н). Выполнить творческое задание на стр. 10 учебника (П) и ответить на вопрос на стр. 11 учебника (Н). | |||||
1 | Монументально-декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. | 1 | Фрески Джотто, Феофана Грека, Андрея Рублёва | |||
2 | Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. | 2 | Различия между витражами Средневековья и витражами XX века | |||
3 | Русская икона. З в е н и г о р о д с к а я находка. | 3 | Репродукции икон: сюжеты, цветовая гамма. Особенности работы иконописцев | Рассказывать об истории иконы на Руси (Н). Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым (Н). Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и сравнить эмоции от музыкального произведения и от икон. | ||
4 | Монументальная скульптура. Экскурсия к стеле. | 4 | Изучение памятников героям Великой Отечественной войны, эскиз памятника по собственному замыслу | Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры (Н). Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике. Прослушать песню «Вставай, страна огромная»и эмоционально связать памятники с музыкой (П). После урока мы про- вести экскурсию к ближайшему памятнику героям войны и рассказать, чему он посвящён и какое настроение создаёт у зрителя. | ||
Основы композиции | ||||||
5 | Новые виды искусств: дизайн и фотография. | 1 | Происхождение дизайна, задачи дизайна, цель работы художников - дизайнеров Творчество И. Левитана, анализ картин И. Левитана об осени | Понимать задачи дизайна и уметь рассказывать о его происхождении и целях работы художников-ди- зайнеров. Выполнить задания на стр. 16–17 учебника (П). Иметь представление о различных видах фотографии (Н). Отличать худо- жественные фотографии от других видов этого искусства (П). | ||
6 | Родная природа. Поэт пейзажа. И.Левитан «Печальная, но дивная пора». | 2 | Особенности пейзажа. Анализ содержания произведений искусства | Иметь представление и рассказывать о творчестве И. Левитана (Н). Проанализировать его картины об осени. Подобрать к ним подходящие стихи (П). Выполнить задания на стр. 20–21 учебника. Написать осенний пейзаж по вооб- ражению или с натуры (стр. 6–7 рабочей тетради) (П). | ||
7 | Изучаем работу мастера Д.Митрохина «Яблоки». Разные виды штриховки. | 3 | Упражнение на передачу формы предмета с помощью штриховки. Светотеневой эскиз | Изучить на примере рисунка Д. Митрохина «Яблоки», как можно передать объём предмета с помощью цветных карандашей (Н). Уметь использовать различные виды штриховки для более выразительной передачи объёма (П). Выполнить задания на стр. 22 учебника и стр. 2–3 рабочей тетради. | ||
8 | Градации светотени. Рефлекс. | 4 | Передача формы предмета при помощи штриховки | Уметь определить, откуда на поста- новку падает свет (Н) и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Выполнить задания на стр. 8–9 (Н) и на стр. 10–11 (П) рабочей тетради. Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень (П). Твёрдо знать, где на предмете самое светлое место, а где – самое тёмное (П). Иметь понятие о конструкции пред- мета. | ||
9 | Падающая тень. Конструкция предмета. | 5 | Работа в технике коллажа. Групповая работа | |||
10 | Композиция на заданную тему. | 6 | Работа в технике коллажа. Групповая работа | Уметь составлять и использовать для создания композиции опорную схему (П). Иметь представление о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы (Н). Выполнить с помощью опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу (П). Эта работа может выполняться в парах (по желанию детей). | ||
11 | Оформление творческих работ. | 7 | Передача в рисунке движения животных | |||
12 | Зарисовки животных. | 8 | Передача фактуры шерсти животного с помощью красок или цветных карандашей | Иметь представление о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ (Н). Выполнить творческое задание на стр. 29 учебника или работу «Твой пушистый друг» на стр. 12–13 рабочей тетради (П). Коллективный проект: оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными (П). | ||
13 | Зарисовки животных. | 9 | Виды техники однотонной живописи-отмывка и гризайль | |||
14 | Для любознательных: отмывка. Гризайль. Самостоятельная работа | 10 | Законы композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Наблюдение законов композиции в натюрмортах других авторов Воплощение мысленного образа в материале с опорой на графическое изображение | Самостоятельно изучить материалы (П) и выполнить творческие задания на стр. 30–31 учебника (П). | ||
15 | Композиция и её основные законы | 11 | Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции (П) и уметь их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции (стр. 14–17 рабочей тетради) (П). | |||
16 | Композиция и её основные законы. | 12 | ||||
17 | Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву. | 13 | Особенности нижегородской резьбы по дереву | Изучить особенности нижегородской резьбы по дереву (Н) и выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 35 учебника и на стр. 28–29 рабочей тетради. | ||
18 | Линейная перспектива. | 14 | Изучить схемы, выполнить задание к схемам, понятия «линейная перспектива», «точка схода» | Получить понятие о линейной пер- спективе: знать, как влияет на построение перспективы положение линии горизонта (Н). Знать, что такое точка схода (Н). Уметь делать простые построения перспективы (Н). Уметь находить точку схода в произ- ведениях известных художников (П). Иметь представление о воздушной перспективе (Н). Выполнить задания на стр. 37 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради. | ||
19 | Линейная перспектива. | 15 | ||||
20 | Фигура человека. Пропорции. | 16 | Различия пропорции мужской и женской фигуры | Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле (Н). Выполнить задания на стр. 40 учебника (Н) и на стр. 42–43 рабочей тетради (П). Сделать несколько набросков с натуры (одноклассников или родственников) (П). Коллективная работа «Быстрее, выше, сильнее», стр. 42–43 рабочей тетради. Изучить материалы и выполнить задания на стр. 78 учебника и на стр. 44–47 рабочей тетради (П). Иметь представление о необходимости соблю- дения определённых пропорций при создании образов сказочных героев. Коллективная работа «Сказочный мир» (стр. 46–47 рабочей тетради). | ||
21 | Фигура человека. | 17 | Подвижная модель фигуры человека | |||
22 | Одежда человека. | 18 | Групповая работа. Выполнение панно «Быстрее, выше, сильнее» | |||
Из истории развития искусства. | ||||||
23 | Для любознательных. Самостоятельная работа. | 1 | Панно «Сказочный мир» | Самостоятельно изучить тему (П). Выполнить в процессе изучения материала задания на стр. 43 учебника (П) и на стр. 32–33 рабочей тетради (П). Самостоятельно изучить тему (П). Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок» (стр. 18–23 рабочей тетради). | ||
24 | Китайский рисунок кистью | 2 | Особенности китайского рисунка | |||
25 | Родная история и искусство | 3 | Особенности русского народного театра | |||
26 | Русский народный театр | 4 | Украшение декорации | |||
27 | Искусство русских мастеров. | 5 | Просмотр спектакля | |||
28 | Работы мастеров А. Дейнеко «Оборона Севастополя» | 6 | Работы художников, посвящённые Великой Победе | Изучить работы советских художни- ков, посвящённые Великой Победе, и ответить на вопросы на стр. 39 учебника (Н). Коллективный проект «Альбом Славы»: разработать макет альбома, определить композицию его страниц. Каждый ученик должен создать свою страничку, которая будет затем размещена в общем «Альбоме Славы» (стр. 30–31 рабочей тетради) (П). | ||
29 | Работы мастеров П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук» | 7 | Групповая работа. Стенгазета или «Альбом славы» | |||
30 | Работы мастеров П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук» | 8 | ||||
31 | Учимся видеть: Эрмитаж. | 9 | История основания Эрмитажа Виртуальная экскурсия по Эрмитажу. Эмоциональное восприятие и оценивание произведений искусств | Знать историю основания Эрмита- жа (Н). Уметь рассказывать о живописных произведениях на языке искусства (П) (стр. 52–71 учебника). | ||
32 | Проект «Салют , весне!» | 10 | Работа в малых группах. Презентация проекта. | На оставшихся уроках или факультативно можно выполнить задания, данные в рабочей тетради: а) открытки или панно к праздникам (стр34–35); б) дизайнерские проекты: – настенный календарь на стр.24–25; – декоративный фонарь с мотивами русского плетёного орнамента на стр.36–39; в) шрифтовая композиция на стр. 48–49. | ||
33 | Проект «Открытки к праздникам» | 11 | ||||
34 | Проект «Настенный календарь» | 12 |
Итого : 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....