Линия, как средство выражения.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Левина Наталья Сергеевна

Цель: познакомить учащихся с одним из выразительных средств - линией, изобразить увиденную жизнь,  особенности времени года, состоянии природы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта, планирование занятия

 Предмет

ИЗО

Класс

2класс

Тип урока

Урок

Тема

Линия как средство выражения (ритм линий) .

Цель

-Познакомить с одним из выразительных средств - линией, изобразить увиденную жизнь, особенности времени года, состоянии природы;

- научить использовать первоначальные эскизы при выполнении композиции, располагать элементы рисунка  на бумаге с учётом зрительной уравновешенности, их форм и цвета;

-развивать зрительную память, пространственное воображение, образное мышление;

-воспитание художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству.

Основные термины  и понятия

Линия, ритм

Планируемый результат.

Предметные умения: 

Овладевать навыками изображения линий. Получить представление об эмоциональной выразительности линии.

Учебно- творческие умения: Анализировать ритмическую организацию листа с помощью линий.

Речевые умения:

Давать описание увиденного.

Правильно говорить слова и строить предложения.

Личностные результаты:  выражать свои эмоции; сочувствовать, сопереживать; высказывать  своё отношение.

 Понимать, что эмоциональное звучание линий характеризует изображаемое.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учиться высказывать своё предположение (версию); учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД :находить ответы на вопросы в презентации; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и  форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других.

Оборудование

Компьютер с мультимедийной установкой для презентации, мелки и карандаши, рабочая тетрадь.

Технология построения

1.. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний учащихся. Постановка целей и задач занятия.

Построение.

Загадка

Кто бежит по горным склонам,

Тараторит сам с собой.

И в весеннем снеге тёмном

Прячет хвостик голубой.

Как вы думаете,  какова тема урока?

Правильно тема сегодняшнего урока  «Рисование ручейков».

- А какие они бывают?

(Варианты ответов  детей: большие, маленькие, широкие, узкие, красивые, шумные и т.д.)

- А как можно показать спокойный ручеёк и быстрый, широкий и узкий?

Правильно:  линией. Линия это средство выражения. Линией мы можем показать ритм, характер, настроение. 

Сегодня мы будем учиться рисовать линией.

3. Презентация:

1.Линии бывают разные. Короткие и длинные, толстые и тонкие. А еще какие?

(Дети включаются в работу,

 по очереди озвучивают свои идеи: линии добрые, скромные, колючие, противные,

 ползучие, любознательные...)

2.Слад 3. (Рассказ Пришвина М.)

3.Слайды 4 – 8

4. Слад 9

5. Слайд 10

6. Слайды 11-12

7. Слайд 13 Стихи.

Установка на выполнение задания.

Физкультминутка.

8. Слайд  14. Как нарисовать ручеек?

9. Слайды 15 -16. Эмоциональное осмысление заданного и расширение кругозора.

Лесной ручей

Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.

Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.

А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск.

Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются.

Дерево давно и плотно легло на ручей и даже позеленело от времени, но ручей нашел себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьет и журчит.

На пути явилась широкая, преглубокая низина, Ручей, не жалея воды, наполнил ее и побежал дальше, оставляя эту заводь жить своей собственной жизнью.

Ручей выбежал из глухого леса на поляну и в открытых теплых лучах солнца разлился широким плесом.

 - А какие ручейки можно  нарисовать?

Послушайте песенку говорящих ручейков:

Хорошо, что мы ручьи,

Хорошо, что мы ничьи

Нам на месте не стоится.

Даже ночью нам не спиться.

Испетляли мы луга,

Источили берега.

Камни с горки покидали

Тут забрали - там отдали.

Подремали в холодке, поиграли на песке.

Взяли ветку у подлеска,

А у солнца - снопик блеска.

Лес молчит, а мы журчим

Ни минутки не молчим.

Мы кричали и шныряли.

И под землю мы ныряли.

Нас везде, где мы бежали

Птицы свистом провожали.

Вот видите, ребята, ручьям рады не только небо, земля, солнце, но и лес, птицы, люди. К нам сегодня на урок пришёл Мастер Изображения и хочет рассказать нам сказку о ручейке:

Сказка.

Однажды Мастер Изображения прогуливался по лесу.

Подыскал себе подходящее место, чтобы нарисовать лес, луг и горы. Вдруг Мастер услышал чей-то плач, обернулся - никого нет, но плач не переставал. Пригляделся, прислушался и увидел, что это маленький, тихий ручеёк. Он тихо бежал и плакал.

Мастер нагнулся и спросил- Почему ты плачешь?

А ручеёк ответил- « Я совсем маленький и одинокий. Мне очень плохо и скучно одному». Тогда Мастер взмахнул своей большой, волшебной кистью. Ручеёк стал побольше, его заметили птицы, звери и стали с ним дружить. Ручеёк играл в прятки и наперегонки с зайцами, бурундуками. Ему стало веселее, он поблагодарил мастера и помчался дальше.

Картины Жуковского С.

Ручьи, журча и извиваясь

И меж собой перекликаясь

 В долину  гулкую спешат.

***

Дошагал  я до ручья,

Ни ручья, ни ручейка

А на дне увидел небо, лес и облака.

Мастер изображения предлагает  и нам нарисовать такие же ручейки. Чтобы они не были скучными, а были весёлыми,  давайте нарисуем в них отражения солнышка, неба, весёлых птичек.

Сегодня на уроке мы выполним изображение ручейка, а на следующем изобразим весенний лес.

  • Наметить карандашом ширину ручья и направление  его движения.
  • С помощью выразительных линий передать ритм движения ручейка.

(Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости.)

  •  Подобрать цвета  для воды и раскрасить ручеек.

 

Различные этапы изображения ручья.

Изображения в ритме линий.

4. Практическая работа.

Изображение ручейка  в ритме линий.

5. Слайд 17. Итог урока.

- С каким выразительным средством изображения мы сегодня познакомились?

- Как вы думаете,  у вас у всех получились весёлые ручейки?

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительной деятельности во 2 классе "Линия как средство выражения: характер линий"

Ребята знакомятся с выразительными свойствами линий, учатся изображать ветки деревьев с определенным характером с помощью линий....

«Линия как средство выражения: характер линий. «Дерево»».

Цель: дать представление о линии как о важнейшем средстве выражения чувств и настроений в рисунке.Учебные задачи:Направленные на достижение предметных результатов:1.     формироват...

Урок ИЗО во 2 классе «Линия как средство выражения. Характер линий»

Тема урока: «Линия как средство выражения. Характер линий»Класс:2 «Б»Цель:  сформировать условия для ознакомления с ритмом и характером линий, как средствами художест...

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс тема «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева». УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по изобразительному искусствупо теме «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева».  Цели деятельности учителя: создание условий для ознаком...

Конспект урока на тему: "Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева"

Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева...

Конспект урока по изобразительному искусству "Линия как средство выражения: характер линий. Изображение веток" 2 класс

      Цели деятельности учителя: представление о линии как о важнейшем средстве выражения чувств и настроений в рисунке.       Планируемые результаты  ...