рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Сошонкова Нина Елпидифоровна

рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx45.25 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые  результаты изучения изобразительного искусства во 2 классе:

Содержательные линии

предмета

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

ученик

научится

ученик

получит

возможность

научиться

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

 • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

 • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных

явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

 • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

умения видеть и

воспринимать

проявления художествен-

ной

 культуры в окружающей жизни

 (техника, музей,

архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать

в обсуждении

 содержания и

выразительных средств произведений

искусства;

активное использование

языка изобразительного

 искусства и различных художественных

 материалов для освоения содержания разных

учебных;

обогащение

ключевых компетенций художественно-

эстетическом

содержанием;

формирование мотивации

и умений организовывать самостоятельную

 художественно-

творческую деятельность

 и предметно-

продуктивную

 деятельность, выбирать

 средства для реализации

 художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников

в ценностно-эстетической

 сфере – эмоционально-ценностное отношение

 к окружающему миру

(природе, семье, Родине,

людям, животным);

толерантное

 принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений

искусства и явлений

окружающей жизни;

в познавательной

(когнитивной) сфере – способность

 к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные

знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы

 в разных техниках

(живопись, графика,

скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование),

стремление использовать художественные умения для создания красивых

вещей или  их украшения.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; • использовать выразительные средства изобразительного искусства ( композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру);

 • различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;  

• изменять эмоциональную напряжённость цвета с помощью смешивания с белой и чёрной красками;

 • использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета;

 • изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

 • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;  

• передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

 • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

 • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.

О чём говорит искусство?

осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разно - образие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;

 • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Содержание предмета:

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

1. Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях  пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (музей Шишкина). Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие при роды, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративо-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной (русской, татарской и др.) культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.) Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России, Татарстане.

11 часов

2.  Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ - в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое - высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное - светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами  цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия.Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, лепящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст  форм. Простые геометрические формы. Природные формы.  Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывисты беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.  Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

12 часов

3.Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителях разных культур, народов, стран (например,Ф.Валеев,Р.Гилязов,А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами а, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль  природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы (природа Татарстана). Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (татарского народа). Связь изобразительного - искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками (татарского народа). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас я. Использование различных художественных материалов средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных географических условий, традиций, религиозных верований (русского, татарского)народов (на примере изобразительного и  декоративно-прикладного искусства). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек

11 часов

Опыт художественно­

творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

в процессе урока

Итого

34 часа


Календарно- тематическое планирование

Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Изобразительное искусство»

2 класс, учебник - М. Просвещение, 2016 год

п/п

Изучаемый раздел,

тема урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

Основные виды  учебной деятельности обучающихся

планируемые

фактические

В гостях у осени.

Узнай, какого цвета земля родная.

Виды  художественной

деятельности- 2ч.

Азбука искусства. Как говорит искусство- 7ч.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство-  2ч.

11ч.

Рассматривание произведения живописи, в которых художники отобразили жизнь природы и человека летом.

Высказывание суждений о том, как по - разному художники отразили жизнь природы и человека летом в сюжетной картине, пейзаже, натюрморте.

 

Сопоставление произведений живописи и народного мастера о лете.

 Нахождение в них тёплых и холодных цветов, цветового контраста, композиционного центра, различие по размерам фигуры человека и предметов на разных планах композиции.

Выделение цветом главного.

 

Рисование по памяти, по представлению сюжетной композиции «Мой отдых летом».

Выражение в творческой работе своего отношения к красоте природы и человека средствами художественного образного языка живописи.

Обсуждение творческих работ одноклассников и оценивание  результатов своей и их творческо-художественной деятельности.

Тема лета в искусстве.

Сюжетная композиция: композицион-ный центр, цвета теплые и холодные.

1

3.09

 Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет.

1

10.09

Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы.

1

17.09

В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.

1

24.09

Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень.

1

1.10

Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт.

1

8.10

Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст.

1

15.10

В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров.

1

22.10

Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов.

1

29.10

Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет.

1

12.11

Загадки белого и черного. Графика: линия, щтрих, силуэт, симметрия.

1

19.11

В гостях у чародейки-зимы

Виды  художественной

деятельности- 6ч.

Азбука искусства.

Как говорит искусство- 3ч.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство-  3ч.

12 ч.

В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок.

1

26.11

Рассматривание  произведений изобразительного и других видов искусства, воссоздавших образ женщины в праздничном народном костюме, миниатюры палехских народных мастеров, произведения А. Саврасова,  И. Левитана .

Характеристика героинь  народных сказок и песен. Устное описывание  традиционной  женской одежды, которая  встречается  на иллюстрациях в книгах, в кинофильме, в музее.

Участие  в обсуждении художественных выразительных средств (симметрия, пропорции, цвет, ритм узоров) передача красоты и величия в образе красной девицы в праздничной народной одежде.

Использование оси симметрии при изображении элементов народного женского костюма. Рисование фигуры красной девицы в народной одежде.

Изображение основных элементов народного костюма (рубаха, сарафан, душегрейка, головной).

 Соблюдение симметрии.

 Использование выразительных средств декоративно-прикладного и народного искусства (выразительность силуэта, цвет, ритм, симметрия, богатое узорочье).

Выражение в творческой работе своего отношения к историко-культурному наследию Отечества — народному костюму.

Обсуждение творческих работ одноклассников и оценивание  результатов своей и их творческо-художественной деятельности.

Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет.

1

3.12

Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция на тему карнавальной маски.

1

10.12

Цвета радуги в новогоднем натюрморте. Сюжетная композиция.

1

17.12

Храмы Древней Руси. Архитектура: объемы, пропорции, симметрия, ритм.

1

24.12

Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет.

1

14.01

Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении.

1

21.01

Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца.

1

28.01

Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок.

1

4.02

Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей – защитников земли Русской в искусстве.

1

11.02

Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация.

1

18.02

Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости.

1

25.02

Весна- красна! Что ты нам принесла?

Виды  художественной

деятельности- 3ч.

Азбука искусства. Как говорит искусство- 1ч.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство-  1ч.

 «А сама-то величава, выступает будто пава…» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация.

1

4.03

Использование цветового контраста, создающего праздничное, радостное настроение.

Учитывание стилистики декоративного образа игрушки.

 Проявление в творческо-художественной деятельности своего осознанного уважения к традициям. Обсуждение творческих работ одноклассников и оценивание  результатов своей и их творческо-художественной деятельности.

Работа над групповым проектом «Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов Татарстана: форма изделия.

Использование цветового контраста, создающего праздничное, радостное настроение.

Обсуждение творческих работ одноклассников и оценивание  результатов своей и их творческо-художественной деятельности.

Работа над групповым проектом «Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов Татарстана: форма изделия и декор.

Экскурсия

25.

Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему

литературной сказки.

1

11.03

Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа.

1

18.03

Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и

символическое изображение.

1

1.04

Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия.

1

8.04

В гостях у солнечного лета.

Азбука искусства. Как говорит искусство- 1ч.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство-  5ч.

6ч.

Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации.

1

15.04

Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок.

Ознакомление с произведениями народных промыслов родного края.

1

22.04

Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму.

1

29.04

Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.

1

6.05

Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов Татарстана.

1

13.05

     34.

Повторение пройденного материала. Улицы нашего города.

1

20.05

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...