рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения изобразительного искусства во 2 классе:
Содержательные линии предмета | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Восприятие искусства и виды художественной деятельности | • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. | воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту; • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. | умения видеть и воспринимать проявления художествен- ной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.); желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных; обогащение ключевых компетенций художественно- эстетическом содержанием; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно- творческую деятельность и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников | в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. |
Азбука искусства. Как говорит искусство? | • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; • использовать выразительные средства изобразительного искусства ( композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру); • различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; • изменять эмоциональную напряжённость цвета с помощью смешивания с белой и чёрной красками; • использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; • изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; • передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). | пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. | ||
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? | осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. | • видеть, чувствовать и изображать красоту и разно - образие природы, человека, зданий, предметов; • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним; • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. |
Содержание предмета:
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
1. Восприятие искусства и виды художественной деятельности | Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (музей Шишкина). Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие при роды, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративо-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной (русской, татарской и др.) культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.) Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России, Татарстане. | 11 часов |
2. Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? | Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ - в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое - высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное - светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия.Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, лепящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывисты беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. | 12 часов |
3.Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? | Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителях разных культур, народов, стран (например,Ф.Валеев,Р.Гилязов,А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами а, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы (природа Татарстана). Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (татарского народа). Связь изобразительного - искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками (татарского народа). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас я. Использование различных художественных материалов средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных географических условий, традиций, религиозных верований (русского, татарского)народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек | 11 часов |
Опыт художественно творческой деятельности | Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. | в процессе урока |
Итого | 34 часа |
Календарно- тематическое планирование
Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова «Изобразительное искусство»
2 класс, учебник - М. Просвещение, 2016 год
№ п/п | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
планируемые | фактические | ||||
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная. Виды художественной деятельности- 2ч. Азбука искусства. Как говорит искусство- 7ч. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство- 2ч. | 11ч. | Рассматривание произведения живописи, в которых художники отобразили жизнь природы и человека летом. Высказывание суждений о том, как по - разному художники отразили жизнь природы и человека летом в сюжетной картине, пейзаже, натюрморте.
Сопоставление произведений живописи и народного мастера о лете. Нахождение в них тёплых и холодных цветов, цветового контраста, композиционного центра, различие по размерам фигуры человека и предметов на разных планах композиции. Выделение цветом главного.
Рисование по памяти, по представлению сюжетной композиции «Мой отдых летом». Выражение в творческой работе своего отношения к красоте природы и человека средствами художественного образного языка живописи. Обсуждение творческих работ одноклассников и оценивание результатов своей и их творческо-художественной деятельности. | |||
Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композицион-ный центр, цвета теплые и холодные. | 1 | 3.09 | |||
Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет. | 1 | 10.09 | |||
Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. | 1 | 17.09 | |||
В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | 1 | 24.09 | |||
Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень. | 1 | 1.10 | |||
Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт. | 1 | 8.10 | |||
Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст. | 1 | 15.10 | |||
В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. | 1 | 22.10 | |||
Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. | 1 | 29.10 | |||
Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет. | 1 | 12.11 | |||
Загадки белого и черного. Графика: линия, щтрих, силуэт, симметрия. | 1 | 19.11 | |||
В гостях у чародейки-зимы Виды художественной деятельности- 6ч. Азбука искусства. Как говорит искусство- 3ч. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство- 3ч. | 12 ч. | ||||
В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок. | 1 | 26.11 | Рассматривание произведений изобразительного и других видов искусства, воссоздавших образ женщины в праздничном народном костюме, миниатюры палехских народных мастеров, произведения А. Саврасова, И. Левитана . Характеристика героинь народных сказок и песен. Устное описывание традиционной женской одежды, которая встречается на иллюстрациях в книгах, в кинофильме, в музее. Участие в обсуждении художественных выразительных средств (симметрия, пропорции, цвет, ритм узоров) передача красоты и величия в образе красной девицы в праздничной народной одежде. Использование оси симметрии при изображении элементов народного женского костюма. Рисование фигуры красной девицы в народной одежде. Изображение основных элементов народного костюма (рубаха, сарафан, душегрейка, головной). Соблюдение симметрии. Использование выразительных средств декоративно-прикладного и народного искусства (выразительность силуэта, цвет, ритм, симметрия, богатое узорочье). Выражение в творческой работе своего отношения к историко-культурному наследию Отечества — народному костюму. Обсуждение творческих работ одноклассников и оценивание результатов своей и их творческо-художественной деятельности. | ||
Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет. | 1 | 3.12 | |||
Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция на тему карнавальной маски. | 1 | 10.12 | |||
Цвета радуги в новогоднем натюрморте. Сюжетная композиция. | 1 | 17.12 | |||
Храмы Древней Руси. Архитектура: объемы, пропорции, симметрия, ритм. | 1 | 24.12 | |||
Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет. | 1 | 14.01 | |||
Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. | 1 | 21.01 | |||
Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца. | 1 | 28.01 | |||
Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок. | 1 | 4.02 | |||
Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей – защитников земли Русской в искусстве. | 1 | 11.02 | |||
Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация. | 1 | 18.02 | |||
Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости. | 1 | 25.02 | |||
Весна- красна! Что ты нам принесла? Виды художественной деятельности- 3ч. Азбука искусства. Как говорит искусство- 1ч. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство- 1ч. | 5ч | ||||
«А сама-то величава, выступает будто пава…» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация. | 1 | 4.03 | Использование цветового контраста, создающего праздничное, радостное настроение. Учитывание стилистики декоративного образа игрушки. Проявление в творческо-художественной деятельности своего осознанного уважения к традициям. Обсуждение творческих работ одноклассников и оценивание результатов своей и их творческо-художественной деятельности. Работа над групповым проектом «Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов Татарстана: форма изделия. Использование цветового контраста, создающего праздничное, радостное настроение. Обсуждение творческих работ одноклассников и оценивание результатов своей и их творческо-художественной деятельности. Работа над групповым проектом «Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов Татарстана: форма изделия и декор. Экскурсия | ||
25. | Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки. | 1 | 11.03 | ||
Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. | 1 | 18.03 | |||
Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение. | 1 | 1.04 | |||
Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия. | 1 | 8.04 | |||
В гостях у солнечного лета. Азбука искусства. Как говорит искусство- 1ч. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство- 5ч. | 6ч. | ||||
Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации. | 1 | 15.04 | |||
Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. Ознакомление с произведениями народных промыслов родного края. | 1 | 22.04 | |||
Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму. | 1 | 29.04 | |||
Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | 1 | 6.05 | |||
Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов Татарстана. | 1 | 13.05 | |||
34. | Повторение пройденного материала. Улицы нашего города. | 1 | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...