Рабочая программа по ИЗО (5 класс)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
144010, Московская область, г. Электросталь, ул. Ялагина, дом 22А, тел.: 8-496-57-3-62-91, 3-13-67
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ№ 5»
_______________ О.Н.Сахарова
Приказ № 217-ОД от 01.09.2017 года
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5 класс
Составитель: Снычева Анна Николаевна
учитель изобразительного искусства
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» составлена в соответствии со следующими документами ФГОС ООО:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»;
- Образовательная программа МОУ «СОШ № 5» г.о. Электросталь Московской области;
- Учебный план МОУ «СОШ № 5» г.о. Электросталь на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству Б. М. Неменского. Данная программа ориентирована на учащихся 5 класса. На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 35 часов, что полностью соответствует авторской программе.
Программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» разработана в соответствии с целями МОУ «СОШ № 5» и образовательными запросами обучающихся, родителей.
Основное содержание программы
№ п\п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Древние корни народного искусства | 8 |
2 | Связь времен в народном искусстве | 9 |
3 | Декор, человек, общество | 8 |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 10 |
ИТОГО | 35 |
Ожидаемые результаты
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве.
Целью художественного образования является:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
Учащиеся должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов;
- единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале.
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству для 5 А класса (35 часов)
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика по теме | Плановые сроки | Фактические сроки |
Древние корни народного искусства (8 часов) | ||||
1. | Инструктаж по Т.Б. Древние образы в народном искусстве | Изучение традиционных образов народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Беседа, работа с учебником и макетом. Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах росписи и резьбе по дереву. Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Материалы: карандаш, бумага | 4.09.17 – 8.09.17 | |
2. | Орнамент как основа декоративного украшения | Урок формирования новых знаний, умений, навыков.Работа над украшением элементов избы. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Разбор задания. Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая Материалы: карандаш, бумага | 11.09.17 – 15.09.17 | |
3. | Конструкция, декор предметов народного быта | Разбор органического единства пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов Беседа, работа с учебником. Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда, наличники). Материалы: карандаш, Рабочая программа бумага, краски | 18.09.17 – 22.09.17 | |
4 | Внутренний мир русской избы | Коллективная работа «В русской избе». Материал глина (пластилин), стеки, фольга, Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе. Беседа, работа с учебником и пособиями. Выполнение ковша -уточки | 25.09.17 - 29.09.17 | |
5 | Орнаменты русской народной вышивки | Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце. (Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов). Условность языка орнамента, его символическое значение. Эскиз узора вышивки на полотенце. Использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства. Беседа, работа с учебником | 2.10.17 – 6.10.17 | |
6 | Народный праздничный костюм | Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. Эвристическая беседа. Народный праздничный костюм - целостный художественный образ | 9.10.17 – 13.10.17 | |
7 | Народные праздничные обряды | Повторительно-обобщающий урок Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань Роль декоративно - прикладного искусства в укладе жизни русского народа. | 16.10.17 - 20.10.17 | |
8 | Связь времен в народном искусстве | Соревновательная игра на повторение народных промыслов. Выполнение конкурсных заданий Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Различение произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного. Просмотр и обсуждение фильма | 23.10.17 – 27.10.17 | |
Связь времен в народном искусств (9 часов) | ||||
9 | Древние образы в современных народных игрушках | Выполнение игрушки и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти | 6.11.17 – 10.11.17 | |
10 | Древние образы в современных народных игрушках | Продолжение работы. Использование выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. | 13.11.17-17.11.17 | |
11 | Искусство Гжели | Знакомство с историей развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Просмотр и обсуждение фильма. Особенности гжельской росписи. Упражнения по росписи | 20.11.17 – 24.11.17 | |
12 | Истоки и современное развитие промысла | Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Выполнение гжельской росписи на предмете | 27.11.17 – 1.12.17 | |
13 | Роспись Гжели | Продолжение работы. Пытаться передать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета | 4.12.17 - 8.12.17 | |
14 | Искусство Городца | Знакомство с историей развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Презентация по теме. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти | 11.12.17 – 15.12.17 | |
15 | Истоки и современное развитие промысла | Продолжение работы. Роспись доски или любого предмета. Использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | 18.12.17 – 22.12.17 | |
16 | Роспись предмета | Продолжение работы | 8.01.18 – 12.01.18 | |
17 | Искусство Жостова | Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма. Презентация по теме Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти | 15.01.18 – 19.01.18 | |
Декор, человек, обществ (8 часов) | ||||
18 | Роспись предмета | Продолжение работы | 22.01.18- 26.01.18 | |
19 | Золотая хохлома. История промысла | Из истории промысла. Использование традиционных приемов росписи. Технология изготовления посуды и росписи. Презентация по теме. Прорисовка отдельных элементов | 29.01.18 - 2.02.18 | |
20 | Золотая хохлома | Продолжение работы. Роспись предмета | 5.02.18 – 9.02.18 | |
21 | Роль народных промыслов в современной жизни | Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Беседа, работа с учебником. Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей | 12.02.18 – 16.02.18 | |
22 | Зачем людям украшения | Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов. Учимся видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. Беседа, работа с учебником | 19.02.18 – 23.02.18 | |
23 | Декор и положение человека в обществе | Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти. Беседа, работа с учебником Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта | 26.02.18 – 2.03.18 | |
24 | Одежда говорит о человеке | Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус. Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти | 5.03.18 – 9.03.18 | |
25 | Декор и положение человека в обществе | Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору). Работа в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция. Презентация. | 12.03.18 – 16.03.18 | |
Декоративное искусство в современном мире (10 часов) | ||||
26 | Символы и эмблемы в современном обществе | Продолжение работы. Выполнение герба. Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы. Презентация. | 19.03.18 – 23.03.18 | |
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека | Урок-повторение. Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах. Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. | 2.04.18 – 6.04.18 | |
28 | Современное выставочное искусство | Знакомство с ногообразием материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Виды ДЛИ. | 9.04.18 - 13.04.18 | |
29 | Мастер декоративно-прикладного искусства (кукла) | Изготовление тряпичной куклы Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Использование выразительных возможностей материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе. Беседа, работа с учебником | 16.04.18 – 20.04.18 | |
30 | Мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) | Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Разбор задания. Беседа Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | 23.04.18 – 27.04.18 | |
31 | Мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) | Продолжение работы. Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | 30.04.18 – 4.05.18 | |
32 | Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (панно) | Урок творческого применения умений и навыков. Презентация по теме. Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу Этапы работы над произведением ДПИ | 7.05.18 –11.05.18 | |
33 | Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (панно) | Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. | 14.05.18 – 18.05.18 | |
34 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (панно) | Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу | 21.05.18 – 25.05.18 | |
35 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека | Урок – обобщения и повторения Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире | 28.05.18 – 31.05.18 |
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству для 5 Б класса (35 часов)
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика по теме | Плановые сроки | Фактические сроки |
Древние корни народного искусства (8 часов) | ||||
1. | Инструктаж по Т.Б. Древние образы в народном искусстве | Изучение традиционных образов народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Беседа, работа с учебником и макетом. Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах росписи и резьбе по дереву. Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Материалы: карандаш, бумага | 4.09.17 – 8.09.17 | |
2. | Орнамент как основа декоративного украшения | Урок формирования новых знаний, умений, навыков.Работа над украшением элементов избы. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Разбор задания. Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая Материалы: карандаш, бумага | 11.09.17 – 15.09.17 | |
3. | Конструкция, декор предметов народного быта | Разбор органического единства пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов Беседа, работа с учебником. Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда, наличники). Материалы: карандаш, Рабочая программа бумага, краски | 18.09.17 – 22.09.17 | |
4 | Внутренний мир русской избы | Коллективная работа «В русской избе». Материал глина (пластилин), стеки, фольга, Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе. Беседа, работа с учебником и пособиями. Выполнение ковша -уточки | 25.09.17 - 29.09.17 | |
5 | Орнаменты русской народной вышивки | Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце. (Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов). Условность языка орнамента, его символическое значение. Эскиз узора вышивки на полотенце. Использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства. Беседа, работа с учебником | 2.10.17 – 6.10.17 | |
6 | Народный праздничный костюм | Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. Эвристическая беседа. Народный праздничный костюм - целостный художественный образ | 9.10.17 – 13.10.17 | |
7 | Народные праздничные обряды | Повторительно-обобщающий урок Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань Роль декоративно - прикладного искусства в укладе жизни русского народа. | 16.10.17 - 20.10.17 | |
8 | Связь времен в народном искусстве | Соревновательная игра на повторение народных промыслов. Выполнение конкурсных заданий Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Различение произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного. Просмотр и обсуждение фильма | 23.10.17 – 27.10.17 | |
Связь времен в народном искусств (9 часов) | ||||
9 | Древние образы в современных народных игрушках | Выполнение игрушки и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти | 6.11.17 – 10.11.17 | |
10 | Древние образы в современных народных игрушках | Продолжение работы. Использование выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. | 13.11.17-17.11.17 | |
11 | Искусство Гжели | Знакомство с историей развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Просмотр и обсуждение фильма. Особенности гжельской росписи. Упражнения по росписи | 20.11.17 – 24.11.17 | |
12 | Истоки и современное развитие промысла | Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Выполнение гжельской росписи на предмете | 27.11.17 – 1.12.17 | |
13 | Роспись Гжели | Продолжение работы. Пытаться передать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета | 4.12.17 - 8.12.17 | |
14 | Искусство Городца | Знакомство с историей развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Презентация по теме. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти | 11.12.17 – 15.12.17 | |
15 | Истоки и современное развитие промысла | Продолжение работы. Роспись доски или любого предмета. Использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | 18.12.17 – 22.12.17 | |
16 | Роспись предмета | Продолжение работы | 8.01.18 – 12.01.8 | |
17 | Искусство Жостова | Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма. Презентация по теме Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти | 15.01.18 – 19.01.18 | |
Декор, человек, обществ (8 часов) | ||||
18 | Роспись предмета | Продолжение работы | 22.01.18- 26.01.18 | |
19 | Золотая хохлома. История промысла | Из истории промысла. Использование традиционных приемов росписи. Технология изготовления посуды и росписи. Презентация по теме. Прорисовка отдельных элементов | 29.01.18 - 2.02.18 | |
20 | Золотая хохлома | Продолжение работы. Роспись предмета | 5.02.18 – 9.02.18 | |
21 | Роль народных промыслов в современной жизни | Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Беседа, работа с учебником. Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей | 12.02.18 – 16.02.18 | |
22 | Зачем людям украшения | Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов. Учимся видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. Беседа, работа с учебником | 19.02.18 – 23.02.18 | |
23 | Декор и положение человека в обществе | Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти. Беседа, работа с учебником Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта | 26.02.18 – 2.03.18 | |
24 | Одежда говорит о человеке | Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус. Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти | 5.03.18 – 9.03.18 | |
25 | Декор и положение человека в обществе | Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору). Работа в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция. Презентация. | 12.03.18 – 16.03.18 | |
Декоративное искусство в современном мире (10 часов) | ||||
26 | Символы и эмблемы в современном обществе | Продолжение работы. Выполнение герба. Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы. Презентация. | 19.03.18 – 23.03.18 | |
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека | Урок-повторение. Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах. Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. | 2.04.18 – 6.04.18 | |
28 | Современное выставочное искусство | Знакомство с ногообразием материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Виды ДЛИ. | 9.04.18 - 13.04.18 | |
29 | Мастер декоративно-прикладного искусства (кукла) | Изготовление тряпичной куклы Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Использование выразительных возможностей материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе. Беседа, работа с учебником | 16.04.18 – 20.04.18 | |
30 | Мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) | Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Разбор задания. Беседа Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | 23.04.18 – 27.04.18 | |
31 | Мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) | Продолжение работы. Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | 30.04.18 – 4.05.18 | |
32 | Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (панно) | Урок творческого применения умений и навыков. Презентация по теме. Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу Этапы работы над произведением ДПИ | 7.05.18 –11.05.18 | |
33 | Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (панно) | Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. | 14.05.18 – 18.05.18 | |
34 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (панно) | Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу | 21.05.18 – 25.05.18 | |
35 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека | Урок – обобщения и повторения Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире | 28.05.18 – 31.05.18 |
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству для 5 В класса (35 часов)
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика по теме | Плановые сроки | Фактические сроки |
Древние корни народного искусства (8 часов) | ||||
1. | Инструктаж по Т.Б. Древние образы в народном искусстве | Изучение традиционных образов народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Беседа, работа с учебником и макетом. Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах росписи и резьбе по дереву. Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Материалы: карандаш, бумага | 4.09.17 – 8.09.17 | |
2. | Орнамент как основа декоративного украшения | Урок формирования новых знаний, умений, навыков.Работа над украшением элементов избы. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Разбор задания. Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая Материалы: карандаш, бумага | 11.09.17 – 15.09.17 | |
3. | Конструкция, декор предметов народного быта | Разбор органического единства пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов Беседа, работа с учебником. Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда, наличники). Материалы: карандаш, Рабочая программа бумага, краски | 18.09.17 – 22.09.17 | |
4 | Внутренний мир русской избы | Коллективная работа «В русской избе». Материал глина (пластилин), стеки, фольга, Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе. Беседа, работа с учебником и пособиями. Выполнение ковша -уточки | 25.09.17 - 29.09.17 | |
5 | Орнаменты русской народной вышивки | Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце. (Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов). Условность языка орнамента, его символическое значение. Эскиз узора вышивки на полотенце. Использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства. Беседа, работа с учебником | 2.10.17 – 6.10.17 | |
6 | Народный праздничный костюм | Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. Эвристическая беседа. Народный праздничный костюм - целостный художественный образ | 9.10.17 – 13.10.17 | |
7 | Народные праздничные обряды | Повторительно-обобщающий урок Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань Роль декоративно - прикладного искусства в укладе жизни русского народа. | 16.10.17 - 20.10.17 | |
8 | Связь времен в народном искусстве | Соревновательная игра на повторение народных промыслов. Выполнение конкурсных заданий Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Различение произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного. Просмотр и обсуждение фильма | 23.10.17 – 27.10.17 | |
Связь времен в народном искусств (9 часов) | ||||
9 | Древние образы в современных народных игрушках | Выполнение игрушки и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти | 6.11.17 – 10.11.17 | |
10 | Древние образы в современных народных игрушках | Продолжение работы. Использование выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. | 13.11.17-17.11.17 | |
11 | Искусство Гжели | Знакомство с историей развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Просмотр и обсуждение фильма. Особенности гжельской росписи. Упражнения по росписи | 20.11.17 – 24.11.17 | |
12 | Истоки и современное развитие промысла | Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Выполнение гжельской росписи на предмете | 27.11.17 – 1.12.17 | |
13 | Роспись Гжели | Продолжение работы. Пытаться передать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета | 4.12.17 - 8.12.17 | |
14 | Искусство Городца | Знакомство с историей развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Презентация по теме. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти | 11.12.17 – 15.12.17 | |
15 | Истоки и современное развитие промысла | Продолжение работы. Роспись доски или любого предмета. Использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | 18.12.17 – 22.12.17 | |
16 | Роспись предмета | Продолжение работы | 8.01.18 – 12.01.8 | |
17 | Искусство Жостова | Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма. Презентация по теме Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти | 15.01.18 – 19.01.18 | |
Декор, человек, обществ (8 часов) | ||||
18 | Роспись предмета | Продолжение работы | 22.01.18- 26.01.18 | |
19 | Золотая хохлома. История промысла | Из истории промысла. Использование традиционных приемов росписи. Технология изготовления посуды и росписи. Презентация по теме. Прорисовка отдельных элементов | 29.01.18 - 2.02.18 | |
20 | Золотая хохлома | Продолжение работы. Роспись предмета | 5.02.18 – 9.02.18 | |
21 | Роль народных промыслов в современной жизни | Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. Беседа, работа с учебником. Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей | 12.02.18 – 16.02.18 | |
22 | Зачем людям украшения | Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов. Учимся видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. Беседа, работа с учебником | 19.02.18 – 23.02.18 | |
23 | Декор и положение человека в обществе | Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти. Беседа, работа с учебником Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта | 26.02.18 – 2.03.18 | |
24 | Одежда говорит о человеке | Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус. Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти | 5.03.18 – 9.03.18 | |
25 | Декор и положение человека в обществе | Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору). Работа в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция. Презентация. | 12.03.18 – 16.03.18 | |
Декоративное искусство в современном мире (10 часов) | ||||
26 | Символы и эмблемы в современном обществе | Продолжение работы. Выполнение герба. Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы. Презентация. | 19.03.18 – 23.03.18 | |
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека | Урок-повторение. Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах. Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. | 2.04.18 – 6.04.18 | |
28 | Современное выставочное искусство | Знакомство с ногообразием материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Виды ДЛИ. | 9.04.18 - 13.04.18 | |
29 | Мастер декоративно-прикладного искусства (кукла) | Изготовление тряпичной куклы Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Использование выразительных возможностей материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе. Беседа, работа с учебником | 16.04.18 – 20.04.18 | |
30 | Мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) | Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Разбор задания. Беседа Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | 23.04.18 – 27.04.18 | |
31 | Мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) | Продолжение работы. Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | 30.04.18 – 4.05.18 | |
32 | Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (панно) | Урок творческого применения умений и навыков. Презентация по теме. Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу Этапы работы над произведением ДПИ | 7.05.18 –11.05.18 | |
33 | Ты сам мастер декоративно -прикладного искусства (панно) | Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. | 14.05.18 – 18.05.18 | |
34 | Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства (панно) | Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу | 21.05.18 – 25.05.18 | |
35 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека | Урок – обобщения и повторения Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире | 28.05.18 – 31.05.18 |
Перечень учебно – методического обеспечения
Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017.
Перечень материально-технического обеспечения
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
Магнитная доска
Проектор, компьютер, экран
Инструменты для работы
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО №1 от « 29 » августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР _______________ / Т.Н.Снычева/
« 29 » августа 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....