Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Исионова Любовь Леонидовна

Рабочая программа по ИЗО в соответствии с изменениями, внесенными в ФГОС НОО приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_nemenskiy.docx90.82 КБ

Предварительный просмотр:

           

                           

 

Рабочая программа

по изобразительному искусству    

(наименование учебного предмета / курса)

начального общего образования

(уровень образования)

4 года

(срок реализации)

Составитель:

учитель начальных классов

Исионова Л.Л.

р.п. Краснозерское

2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительному искусству» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009г. № 373, с изменениями Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576), ООП НОО, примерной программы по изобразительному искусству, авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» в 1– 4 классах.

Для реализации программного содержания используются завершенная линия учебников Л.А Неменской (М.: Просвещение).

Срок реализации данной программы– 4 года.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Ведущая задача учебного предмета – духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России через формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся применяются в оформлении школы.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную предметную область «Искусство», обязательную часть учебного плана. На изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 135 часов.

Года обучения (классы)

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

1 класс

1

33

33

2 класс

1

34

34

3 класс

1

34

34

4 класс

1

34

34

Итого

135

Планируемые результаты  освоения учебного предмета

Личностные и метапредметные

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Личностные

базовый уровень

- ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего    ученика»

- мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы)

 

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы);

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы);

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- этические чувства - прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

  • - эстетические потребности, ценности и чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы);

- ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок окружающих людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме  осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-этические чувства - прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • - эстетические потребности, ценности и чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Личностные

повышенный уровень

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- этические чувства - прежде всего доброжелательность и отзывчивость;

  • - эстетические потребности, ценности и чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок окружающих людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме  осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России;

этические чувства - прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

  • - эстетические потребности, ценности и чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

- внутренняя позиция обучающегося на основе понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки знаний;

- устойчивая  учебно-познавательная мотивация учения;

 - способность к оценке своей учебной деятельности;

- адекватное  понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме  осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

 - способности  к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведение моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

- внутренняя позиция обучающегося на основе понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки знаний;

- устойчивая  учебно-познавательная мотивация учения;

 - адекватное  понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

 - способность  к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведение моральным нормам и этическим требованиям;

- установка на здоровый образ жизни;

- осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатия как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные

Регулятивные

 базовый уровень

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-адекватно воспринимать предложения учителей по исправлению допущенных  ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

 - принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- оценивать правильность выполнения действия;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных  ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового результата.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия;

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных  ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового результата

 - принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- оценивать правильность выполнения действия;

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных  ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового результата;

- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

Регулятивные

повышенный уровень

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия;

- концентрировать волю для преодоления затруднений;

  • - стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

-осуществлять пошаговый контроль по результату;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач;

 - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

базовый уровень

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации из  различных источников и в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

- узнавать, называть и определять объекты и явления;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации из  различных источников и в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации из  различных источников и в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

- осуществлять сбор и фиксацию информации;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- узнавать, называть и определять изучаемые объекты и явления;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- осуществлять обобщение на основе выделения сущностной связи;

- классифицировать по заданным критериям

-осуществлять поиск и выделение необходимой информации из  различных источников и в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

- осуществлять сбор и фиксацию информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными);

- использовать знаково-символические средства;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной форме;

- выделять существенную информацию из текстов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- узнавать, называть и определять изучаемые объекты и явления;

- осуществлять обобщение на основе выделения сущностной связи;

- классифицировать по заданным критериям

Познавательные

повышенный уровень

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

- осуществлять сбор и фиксацию информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- узнавать, называть и определять объекты и явления;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

- записывать, фиксировать информацию, заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Коммуникативные

базовый уровень

- адекватно использовать речевые средства  для решения коммуникативных задач;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- адекватно использовать речевые средства  для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  в том числе при столкновении интересов;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы; обращаться за помощью;

- адекватно использовать речевые средства  для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  в том числе при столкновении интересов;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

- адекватно использовать речевые средства  для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  в том числе при столкновении интересов;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- контролировать действия партнера; предлагать помощь и сотрудничество;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Коммуникативные

повышенный уровень

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  в том числе при столкновении интересов;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения

- предлагать помощь и сотрудничество;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

точно, последовательно и полно предавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

контролировать действия партнера; предлагать помощь и сотрудничество

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- точно, последовательно и полно предавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Чтение. Работа с текстом

Базовый уровень

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- ориентироваться в учебнике.

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- ориентироваться в учебнике.

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

- ориентироваться в соответствующих возрасту  словарях и справочниках.

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- сравнивать между собой объекты, выделяя 2-3 существенных признака;

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в словарях и справочниках;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;

- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Повышенный уровень

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

- понимать информацию, представленную в неявном виде;

-  понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с  несколькими источниками информации.

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- понимать информацию, представленную в неявном виде;

- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с  несколькими источниками информации;

- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников

- использовать формальные элементы текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с  несколькими источниками информации;

- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

- пересказывать текст подробно и сжато.

 

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Базовый уровень

- использовать безопасные эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

- использовать ЭОР.

- использовать безопасные эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

- использовать ЭОР;

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера

- использовать безопасные эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

- набирать небольшие тексты на русском  языке;

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;

- пользоваться ЭОР;

- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;

-подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители;

- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды  в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

- создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Повышенный уровень

- использовать ЭОР.

- искать информацию в цифровых словарях и справочниках, системе поиска внутри компьютера;

- грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных.

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- набирать небольшие тексты на русском  языке;

- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;

- создавать простые сообщения в виде последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

-готовить и проводить презентацию перед классом.

- грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных,

оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

- сканировать рисунки и тексты

Предметные результаты

Курсивом показаны результаты повышенного уровня «Ученик получит возможность научиться»

1 класс

2 класс

3 класс

- правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

- знать правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный);

- владеть  простейшими приёмами лепки;

- верно держать лист бумаги, карандаш;

- правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира;

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- применять элементы декоративного рисования.

- различать три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;

- называть  главные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой)

- иметь первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

- понимать красоту как ценность;

- иметь  потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

- владеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на, ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры Новосибирской области;

- эстетическое отношение к миру;  

- воспринимать произведения изобразительного искусства;

- участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;

 - различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

- передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы

- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

- владеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности

(рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании).

различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- обсуждать и анализировать произведения искусства;

- называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи Новосибирской области, Краснозерского района.

- воспринимать произведения изобразительного искусства; - участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;

- различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы

Предметные результаты 4 класс

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать различные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу и передавать свое отношение к ним средствами художественного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств;
  • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи Новосибирской области, Краснозерского района.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  •  моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Выпускник научится:
  • осознавать главные темы искусства (отношения человека к окружающему миру: природе, другим людям, историческим событиям, взаимоотношениям между близкими и далекими людьми) и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явления и передачи своего отношения к ним;
  • передавать характер и намерения объекта (человека, природы, сказочного героя, предмета и др.)  в живописи, графике и скульптуре с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать портреты, пейзажи, натюрморты, современников  выражая к ним свое отношение;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание учебного предмета

1 класс

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств,– основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера– Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера– интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем.  Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.  

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей  глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и  чем отличаются друг от друга.

Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки.  (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).

Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков.

Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.

Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.

Быть   зрителем   интересно   и   непросто.   Этому   надо учиться.   Знакомство с понятием   «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия.

Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения

Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.

Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.

Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.

Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».

Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки

 «Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.

Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.

«Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.

Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных.

Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.

Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.

Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе.

Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его.

Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.

Наблюдение живой природы. Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.

2 класс

ИСКУССТВО И ТЫ

Тема «Ты и искусство» — важнейшая для данной концепции. Она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного «приращения» к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности.

Задача всех этих тем — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Чем и как работают художники

Основная задача — знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.

Основные и составные цвета. Умение смешивать краски. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.

Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.

Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.

Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями.

Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на листах бумаги.

Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.

Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению.

Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели, графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов.

Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.

Реальность  и фантазии

Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.

Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры.

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).

Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций — сот пчел, головки мака и форм подводного  мира (медуз,   водорослей).  

Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов.

Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа по воображению.

Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.

О чем говорит искусство

Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что  искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей. Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.

По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности образных решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина.

Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых персонажей, другие — злых.

Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха, Баба-яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.

Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуальная работа.

Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).

Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.

Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев (обобщение темы)

 Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на фоне которых стоит дом.

Как говорит искусство

Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»

Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета).

Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли.

Изображение весенних ручьев.

Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека; по впечатлению и по памяти) — нежные, могучие ветки и т. д. При этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.

Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная.

Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.

3 класс

ИСКУССТВО  ВОКРУГ  НАС

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы являются носителями духовной культуры. Надо помочь ребёнку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства.

В итоге этого года обучения дети должны почувствовать, что они ежедневно связаны с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей.

Искусство в твоем доме

Учатся создавать игрушки из пластилина, глины и других материалов.

Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды, изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).

Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.

Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д.

Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.

Искусство на улицах твоего города

Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Именно родная улица, идущая «улица» твоего дома, исхоженная ногами.

Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.

Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».

Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.

В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы,  района — из  нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.

Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.

Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2– 4 человек).

Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.

Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Как художники помогают сделать праздники. Художник и зрелище.

Праздник в городе. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме.

Художник и музей

Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт – Петербурга, Новосибирска – хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры,– Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей – центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.

Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры.

Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.

Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.

Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).

4 класс

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК

(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность».

Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Истоки родного искусства

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Древние города нашей земли

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.

Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи  между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.

Каждый народ — художник

Три культуры: культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и  Японии  как пример культуры Востока. Важно осознание детьми  того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся  к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им.

Методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Эллады. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание  того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.

Искусство объединяет народы

Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения.

Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Тематическое планирование с  указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1 класс (33 часа)

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Тема

Кол-во часов

Пр/р

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером

(уроки - экскурсии, уроки-игры, театрализации)

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители.  

8

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать

Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник.

7

7

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем.

9

9

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Сказочная страна. Конструирование из бумаги. Праздник весны. Урок любования. Здравствуй, лето.

8

7

Резерв

1

Итого

33

23

2 класс  - 34 часа

ИСКУССТВО И ТЫ

Тема

Кол-во часов

Пр/р

Чем и как работают художники

Три основные краски, строящие многоцветие мира.

Пять красок – все богатство цвета и тона. Белая и чёрная краски.

Пастель и цветные мелки, акварель – выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

 Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным.

8

8

Реальность и фантазия 

Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. «Братья – Мастера» всегда работают вместе.

8

8

О чем говорит искусство 

Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении. Мужской образ. Женский образ. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений человека через украшение.

9

9

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -  средства выразительности.

8

7

Резерв

1

Итого

34

33

3 класс  - 34 часа

ИСКУССТВО  ВОКРУГ  НАС

Тема

Кол-во часов

Пр/р

Искусство в твоем доме

Твои игрушки придумал художник.  Посуда у тебя дома.  

Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме.

7

7

Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры — наследие веков.  

Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов. Транспорт в городе.  

Что делал художник на улицах моего поселка.

7

7

Художник и зрелище

Художник в цирке.  Художник в театре. Маски. Театр кукол.

Афиша и плакат. Праздник в городе.

Школьный праздник-карнавал.

8

8

Художник и музей

Музеи в жизни города.  Изобразительное искусство.

Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка.

10

7

Решение проектной задачи

1

Резерв

1

Итого

34

29

4 класс - 34 часа

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Тема

Кол-во часов

Пр/р

Истоки родного искусства 

Пейзаж родной земли.  Деревня — деревянный мир. Красота человека.  Народные праздники.

8

8

Древние города нашей земли 

Древнерусский город-крепость.  Древние соборы. Древние города Русской земли. Древний город и его жители. Древнерусские воины-защитники. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах.

7

7

Каждый народ-художник

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья. Многообразие художественных культур в мире.

10

10

Искусство объединяет народы

Все народы воспевают материнство.  Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание — великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира.

7

6

Решение проектной задачи

1

Резерв

1

Итого

34

31

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

  1. Учебники по предмету:
  • Л.А. Неменская и др. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 1 класс. М.: Просвещение
  • Л.А. Неменская и др. Изобразительное искусство. Ты и искусство. 2 класс М.: Просвещение
  • Л.А. Неменская и др. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс М.: Просвещение
  • Л.А. Неменская и др. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник.     4 класс М.: Просвещение
  1. Методические пособия для учителя:
  • Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. Под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2013
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 2. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2011
  1. Электронные образовательные ресурсы:
  • Видеофильмы по предмету:
  • памятники архитектуры;
  • художественные музеи;
  • виды изобразительного искусства;
  • творчество отдельных художников;
  • народные промыслы;
  • декоративно-прикладное искусство.
  • Презентации:
  • по видам изобразительных (пластических) искусств;
  • по жанрам изобразительных искусств;
  • по памятникам архитектуры России и мира;
  • по стилям и направлениям в искусстве;
  • по народным промыслам;
  • по декоративно-прикладному искусству;
  • по творчеству художников;
  • по темам уроков.

  1. Техническое обеспечение программы:
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран
  • Магнитная аудиторная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...