Стилистика реализма в раскрытии образа русской женщины в живописи XVIII-XX веков
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Родионова Полина Валерьевна

Тема развития реализма и образа женщины в нем малоизученна, проанализировав материал нужно выяснить, имеет ли место быть реализму в наше время компьютеризации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referatokonchatelnyy.docx53.48 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Миасский педагогический колледж»

Кафедра общепрофессиональных и специальных  дисциплин

Стилистика реализма в раскрытии образа русской женщины в живописи XVIII-XX веков

Реферат

Выполнила студентка 101 группы

специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»,

квалификации «Учитель начальных классов»

                                                                  Родионова Полина Валерьевна

Научный руководитель:

Сморгова Е.И.

Миасс

2016

Содержание

Введение…………...……………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Реализм в России………………………………………….………..5

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ОБРАЗА РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ

2.1.Развитие образа женщины в русской живописи с течением времени….……………………………………………………………………………7

2.2. Шарм современной женщины…………….……………………………..16

Заключение……………………………………………………………….……20

Список использованной литературы………………………………...………21

Введение

В каждой исторической эпохе существовали идеи, влияющие на духовную жизнь общества. Они влияли не только на общественное сознание и поведение, но еще и изменяли его структуру. Набирая вес, новые веяния в культуре становились главенствующими в данный исторический период.

В эпоху Средневековья, к примеру, на развитие культуры повлияло католическое вероучение, а в период Просвещения эти же религиозные идеи были подвергнуты критике со стороны науки.

Особенностью XX века можно считать многообразие направлений и течений, появившихся в сфере изобразительного искусства, литературы и театра.

В мировом сообществе сложилась ситуация, которая способствовала пессимистическим настроениям. В это же время набирали популярность труды известных философов, которые, как казалось людям того времени, могли объяснить положение в мире.

Прослойка общества, состоявшая из творческих людей, понимала, что изменений не избежать и что мир уже не станет таким, как прежде. Но и они не могли предсказать будущее общества.

Реализм изначально не был принят в среде художников и не оценён поклонниками живописи. Волна критики пришлась на слишком приземлённое, бытовое отображение действительности, воплощаемой на холсте.

Зарождение этого стиля ознаменовало собой полный отказ в изобразительном искусстве от воображения при неизменном следовании самой действительности. Художник никак не проявлял своё отношение к происходящим на картине событиям, свою задачу он определял как максимально точное, достоверное отражение увиденного, без морализаторства или религиозной подоплёки. В этом и состоит ценность реализма — картины прошлого с их непосредственным воспроизведением окружающего мира дают нам возможность увидеть всю эпоху изнутри.

Актуальность работы заключается в том, что тема развития реализма и образа женщины в нем малоизученна, проанализировав материал нужно выяснить, имеет ли место быть реализму в наше время компьютеризации.

Цели работы:

  1. Изучить и проанализировать стилистику реализма в раскрытии образа русской женщины 18-20 веков.

 Задачи:

  1. Познакомиться со стилистикой реализма в России
  2. Выявить представление деятелей искусства той поры об идеале женщины.
  3. Найти выражение женского идеала в полотнах художников – реалистов.

Методы:

  1. Аналитический.

Позволил проанализировать значительный массив литературы по вопросам мировой художественной культуры, а также материалы СМИ посвященные русской живописи XVIII-XX веков.

  1. Системный.

Обеспечил целостное восприятие стилистики и особенностей реализма, портретной живописи и авторский почерк художников.

  1. Исторический

Способствовал раскрытию образа женщины в ретроспективе культурно – исторических особенностей.

ГЛАВА 1. Реализм в России

В России появление реализма обычно связывают с золотым веком русской литературы. В живописи это в первую очередь – товарищество передвижных выставок. Но реалистичные тенденции русской живописи несла в себе с XVII века уже предтече русского портрета – парсуна Она несла в себе характерные признаки реализма: безыскусность, естественность, искренний интерес художника к модели. Этот посыл был поддержан  мастерами XVIII века. И вот, уже сквозь черты барокко в картинах Антропова, Левицкого, Боровиковского и других мы видим характерные черты реализма:

1. Художественное изображение жизни общества, которое соответствует реальному положению дел в мире.

2. Показ жизни в развитии и противоречиях, носящих, прежде всего общественный характер;

3. Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов;

4.  Устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.

5. Типизация художественных образов, которая достигается при помощи правдивости в изображении конкретных деталей в реальной жизненной ситуации.

6. Реализм отличается стремлением изучать действительность в ее развитии, а также способностью обнаруживать совершенно новые социально-психологические отношения.

7. Реальность выступает как средство, с помощью которого человек познает себя и окружающий мир.

Последняя треть девятнадцатого столетия ознаменовалась формированием группы передвижников. «Товарищество передвижных художественных выставок» — творческое объединение российских художников.

В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества (стремление интеллигенции сблизиться с народом).

Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах. В их числе Крамской, Перов, Шишкин, Репин, Саврасов, Суриков и прочие.  Благодаря им реализм в живописи укрепил свои позиции, проявившись в историческом и бытовом жанре, пейзаже и портрете. Традиции течения особенно утвердились в России к началу двадцатого века. Это видно в работах Коровина, Серова, Иванова и прочих. После революции именно на основании этих традиций стал развиваться социалистический реализм в живописи. Этот творческий прием представлял собой эстетическое отражение общественной осознанной концепции человека и всего мира. Эта концепция, в свою очередь, обуславливалась эпохой борьбы за формирование и укрепление нового общества

Реализм в живописи стал основным художественным направлением в СССР. Идея этого течения состояла в провозглашении правдивого отображения реальности в ее революционном развитии. Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. Он говорил, что реализм в живописи, литературе, искусстве в целом призван утвердить бытие в качестве действия.

Помимо членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев,Ф. А. Чирко и др. Число участников-экспонентов на выставках всегда было больше числа участников членов Товарищества. Из экспонентов выдвигались кандидаты в члены Товарищества (до приёма кандидата в члены Товарищества дело доходило редко). Это порождало противостояние в среде передвижников по линии старые — новые поколения, что, в условиях появления в начале века новых объединений художников различной направленности, вело к оттоку талантливой молодёжи .

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ОБРАЗА РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ

2.1. Развитие образа женщины в русской живописи с течением времени

Вечной темой искусства является изображение образа женщины. Каждая эпоха рисовала свой идеал женщины, а ее характер привлекал особое внимание многих художников. Глядя на портрет тех времен, мы можем видеть, как на внешность и внутренний мир влияют те или иные события общественной жизни, искусство, литература, мода. Искусство России, в общем, и портрет в живописи в частности, показывают, как на протяжении веков изменялся идеал женской красоты. Связано это с изменением мировоззрения, привычек, обычаев, со сменой систем правления, поколений.

К концу XVIII века русский портрет в живописи достигает наивысшего расцвета. И одной из самых главных и популярных тем становится изображение женского очарования. На полотнах нам предстают женщины кокетливые и обольстительные. А на портретах художников-иностранцев русские дамы и барышни выглядят куклами, они жеманничают и игриво улыбаются, и этим одна похожа на другую. Русские художники И.П. Аргунов, Д.Г.Левицкий, Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский видят женщину по-иному. Они вносят психологическое оживление, конкретность характера в женский портрет. В живописи стараются передать живую и настоящую картину нравов, вкусов и моды эпохи женского всевластья. Мы видим весь спектр женских характеров: надменную холодную красоту и нежную мягкую мечтательность, кокетство и скромность, душевное обаяние и суровую скрытность с замкнутостью. Но властвовать в сердцах мужчин – это главное.

Эпоха романтизма XIX века призвана показать в женщине особую чувствительность и тонкие движения души. Творчество Карамзина, Жуковского оказало огромное влияние на художников начала века, например, О.А. Кипренского. Их полотна отразили все черты романтизма в жанре портрет. В живописи и музыке, а также поэзии этого времени востребованы мотивы личных лирических переживаний, таинственной красочности родной старины. Но уже к середине века возвышенность и мечтательность женских образов исчезает без следа. По картинам этого периода можно изучать модные веяния. Тщательно выписаны перья на шляпах, драгоценности, кружева, увлекаясь деталями, художники часто забывают о самом персонаже. В образах светских красавиц царит надменность, и уже нет той сердечности и простоты. Но некоторые художники начала века, в частности, Венецианов и Тропинин, в поиске "живых" образов обращаются к простому народу. Возникло движение «простонародного» женского портрета, создается идеализированный образ женщины-труженицы.

С 20-30-х годов прошлого столетия в России сложился идеал женщины-работницы и общественницы. Семья и материнство воспринимались как «мещанство». Активно проповедовалась однотипность и одноликость любви, как в жизни, так и в советской литературе. В период тоталитаризма появились молодые энтузиастки, слепо верящие в идеалы великого ученого, «пополняя хор, где были солисты-мужчины», эти женщины-воины устраивали настоящие гонения на истинных ученых.

Повсеместно навязывался приоритет общественных интересов над личными, подчиненность любви классовым принципам, любовь воспринималась в первую очередь как совместное счастье в труде и др. Исключались из повседневного обихода такие традиционные и привычные женские качества, как мягкость способность к сопереживанию. Важнейшей женской ценностью, в равной степени, как и мужской, стала способность побеждать в социалистических соревнованиях, быть ударником коммунистического труда. Представительницу предвоенных и долгих послевоенных лет, занятую в свободное от работы время общественной и идейной борьбой за приближение светлого будущего, дом и семья мало заботят. Семья для женщины выступает лишь как «дополнительная» сфера реализации. Этот идеал продержался вплоть до 80-х годов. Происходит в определённой степени нивелировка мужского и женского и, как отмечают исследователи, ситуация «нарушения полового стереотипа» в отечественной культуре. Женщина приобретает, вольно или невольно, такие свойства, как гиперактивность, даже агрессивность, а мужчина в противовес - аморфность, пассивность, неспособность постоять за себя и тем более за других. Глядя на поистине богатырские женские формы, на ум приходят строки одного из стихотворений знаменитого советского поэта-шестидесятника Е.Евтушенко: «Лучшие мужчины - это женщины. Это я вам честно говорю».

В  XVIII веке у русских художников преобладал стиль рококо. Например, Алексей Петрович Антропов, знаменитый своими камерными портретами. Они были написаны со свойственной рококо кукольностью типажа (Портрет княгини Т.А.Трубецкой, 1761; Портрет статс-дамы А.М. Измайловой,1759). Целую эпоху вмещает в себя творчество «вольноотпущенного портретиста» Д.Г. Левицкого. Он создал галерею портретов, необыкновенных по своей проникновенности, свежести и воздушности. Достаточно вспомнить его живописную сюиту из семи портретов «Смолянки» (1772-1776), посвященную выпускницам Смольного института. Заказ на портреты он получил от И.И. Бецкого, помощника и советника императрицы Екатерины II. В целях воспитательных художник должен был представить просвещенному обществу результаты педагогических усилий императрицы – воспитанниц Смольного пансиона, особенно ею покровительствуемого. Пансион, организованный в 1764 году, был задуман как закрытое учебное заведение, в котором девушки получали образование и навыки светского обхождения. Левицкий написал тех смолянок, которых особенно отличала императрица. Среди них выделяется портрет Екатерины Нелидовой. В портрете Нелидовой передано единство игрового начала и состояния души: неподдельной веселости и искреннего увлечения.

Судьбы смолянок.

Нелидова Екатерина Ивановна.

В спектакле «Служанка-госпожа» Перголези она изображала молодую служанку Сербину, которая путем хитростей вынудила своего господина жениться на ней. С восшествием на престол Павла I Нелидова становится камер-фрейлиной. Связь их была чисто нравственная, отчасти на религиозно-мистической подкладке, благодаря чему получила со временем одобрение самой императрицы Марии Фёдоровны. По словам императора, его соединяла с Нелидовой «дружба священная и нежная, но невинная и чистая». Научившись управлять своенравным Павлом, она заявляла, что «сам Бог предназначил её» охранять государя и руководить им для общего блага. В 1798 году Кутайсов, Ростопчин и другие враги императрицы внушили Павлу I, что он находится под опекой супруги и её камер-фрейлины, царствующих его именем, и устроили замену Нелидовой более молодой и чувственной Лопухиной. Как только та переехала в столицу, Нелидова удалилась в Смольный монастырь.

Алымова Глафира Ивановна

С 6-ти лет воспитанница Смольного института, пользовалась особой любовью и покровительством Екатерины II, отличавшей музыкальные дарования юной Алымовой. Игру на арфе преподавал Жан Батист Кардон. За 11 лет, проведённых в Смольном, «Алимушка», как её звала императрица, стала всеобщей любимицей благодаря своему веселому характеру. По окончании института стала фрейлиной императрицы. Пожилой Иван Иванович Бецкой, куратор Смольного института, обратил на неё особенное внимание еще, когда девушка воспитывалась в Смольном. Ещё в институте Бецкой шутливо предлагал ей: «Кем Вы меня хотите видеть — мужем или отцом?». Она отвечала, что отцом. После выпуска увёз её к себе в дом, чем поставил их обоих в двусмысленное положение, которое она в своих воспоминаниях выставляет исключительно целомудренным. В 1777 году Глафира вышла замуж за Ржевского. Бецкой предложил молодоженам жить в своем доме: «Тогда он вывел на сцену давно забытое условие, а именно: обещание поселиться у него в доме. Обстановка в доме была невыносимой и Ржевским пришлось бежать от старика в Москву, Бецкого от расстройства сразил паралич.

Александр Бенуа писал об этих портретах: «Вот это истинный восемнадцатый век во всем его жеманстве и кокетливой простоте и положительно этот портрет производит сильное неизгладимое впечатление как прогулка по Трианону или Павловску». Реалистическая тенденция, пронизывающая весь цикл „Смолянок“, как бы преодолевает условную форму парадного портрета.

Совершенно необыкновенным явлением в живописи XVIII века можно считать Федора Степановича Рокотова и его парадные, и камерные портреты. Он создал свою собственную манеру живописи. Лица находятся в некоем мерцающем полумраке, а контура покрыты легкой дымкой, именно эта приглушенность тонов и дает портретам своеобразную интимность даже в парадном портрете. Девушки в его живописи, как будто только что выскочили с бала, чтоб показаться и убежать обратно. Все они молоды, красивы, счастливы, несмотря на тяжелые судьбы. Ярким примером является портрет А. П. Струйской, он поражает своей нежностью, статностью и спокойствием сильной, но заботливой женщины, которая совсем не похожа на вычурных дам своего времени.  

Славу русской живописной школы приумножил талантливейший живописец конца XVIII – начала XIX века Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Он создает свой тип женского портрета. Его картины проникнуты сентиментализмом, нежностью, но ушла уже та кукольная неестественность присущая некоторым  художникам под влиянием рококо. В то время, когда девушкам присуще жеманство и кокетливость, портрет Марии Лопуховой, как бы напоминает о том, как хорошо быть настоящим человеком. В этом портрете художник воплотил представление своего времени о женской прелести. Прелести почти неземной и, как оказалось, недолговечной (Лопухина скончалась в возрасте двадцати двух лет). Но пока ничто не омрачает ее прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты.

У художников XIX-XX века появилось больше возможностей для выражения своих образов, В прошлое отходил стиль рококо и его напыщенность, реализм занял его место. Передвижники заняли свою нишу в живописи  и показывали реальность там, на что раньше закрывали глаза, портреты крестьян, эксплуатация детского труда, труд бурлаков.

Одним из наиболее выдающихся произведений русской школы живописи второй половины XIX столетия является картина "Незнакомка". Крамской написал её в 1883 г. Впервые картина была представлена общественности в том же году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Оригинальное её название - "Неизвестная". Крамской изобразил на ней красивую молодую женщину, проезжающую в открытой коляске по Аничковому мосту. Барышня, царственно выглядящая на фоне заснеженного Петербурга, одета дорого и модно. Все детали элегантного гардероба незнакомки художник прописывает с особой тщательностью. Роскошное пальто с синими атласными лентами, отороченное соболиными мехами, шляпка с перьями, перчатки из тончайшей кожи, золотой браслет - всё это выдаёт в ней обеспеченную женщину.

Когда в 1883 году мэтр художников-передвижников Иван Крамской выставил этот портрет на 11-й выставке Товарищества передвижников, вдруг разгорелся скандал. Современники неожиданно увидели в образе своеобразную вульгарность, то есть излишнюю чувственность, не вязавшуюся с представлениями о светской даме. Если согласиться с этими доводами, то Крамской просто очень точно, на уровне творческого обобщения, уловил положение, в котором оказалась княгиня Екатерина Долгорукая, многолетняя содержанка императора Александра II, мать четверых его незаконнорожденных детей, так и не вступившая на трон в роли императрицы Екатерины III. Содержать любовницу в высшем свете столицы Российской империи XIX века считалось хорошим тоном.

Также, здесь стоит упомянуть Алексея Гавриловича Венецианова, который своими картинами показывает быт обычных крестьян. Его расцвет относится к 20 – 30 годам XIX века. Наиболее известными стали картины «Жнецы», «Спящий пастушок» и «Захарка». Алексей Венецианов стал работать, не подражая мастерам, чьи работы видел в Эрмитаже, а изображая жизнь такой, какую он видел, причем на открытом воздухе. Это стало переворотом в его творчестве и новаторством того времени. «Жнецы» Венецианов написал на тему жатвы несколько картин: «Крестьянка с бабочками», «На жатве» и еще несколько. Хорошо разработав этот мотив, он выстроил композицию нового полотна. Картина Венецианова «Жнецы» подсмотрена в жизни, когда художник бродил по полям с этюдником. Мать и сын простодушно любуются красотой доверчиво присевших на кисть руки бабочек.

Лицо нового искусства рубежа ХIХ-ХХ веков во многом определили художники объединения «Мир искусства», которые тяготели к модерну. Одним из самых сложных художников «Мира искусства» был Константин Андреевич Сомов (1869-1939).

Программным произведением Сомова является портрет рано умершей художницы Елизаветы Михайловны Мартыновой, известный под названием «Дама в голубом», созданный в 1897-1900 годах. Одетая в старинное платье с кружевным воротником-пелериной и глубоким декольте, она вся – воплощение печали, усталости, тоски, разочарования, неспособности к жизненной борьбе. Сомовский портрет отражает женский идеал своего времени с его поэтизацией страданий и болезненности, особой изощренности и сложности, рафинированной хрупкости.

Основоположником этого художественного направления в русской живописи можно по праву назвать Михаила Александровича Врубеля (1856-1910). Врубеля влекли поэтические образы Пушкина и Лермонтова. Картина «Царевна-Лебедь» – это один из самых поэтических женских образов у Врубеля. В нем воплощена женская мечта о счастье. В сиреневых сумерках весенних северных ночей совершается великое таинство.

Абрам Ефимович Архипов. Этому художнику отводится важное место в жанровой живописи того времени. В своих шедеврах Архипов максимально правдиво изображал жизнь простого сельского народа. В полотне «Прачки» в первую очередь прослеживается социальный мотив: предельная усталость от тяжёлой работы и осознание безвыходности своего положения, вызывающее у женщин ещё и душевную тоску, чувство безысходности и апатии.

Борис Михайлович Кустодиев показал миру своих чудесных «купчих», благодаря которым стал узнаваемым и любимым. Самая известная его картина, это «Купчиха за чаем» 1918 года. Сам образ купчихи – дородной красивой русской женщины с круглым лицом и здоровой улыбкой, по мнению искусствоведов, является излюбленным у художника. В рассматриваемой нами картине купчиха изображена пьющей за большим столом из блюдца чай. На столе стоят самовар и блюда с разнообразными яствами. На заднем фоне видны сцены из жизни старой купеческой Москвы: белокаменная церковь, торговые ряды, роща и монастырские постройки. Есть в этой картине и определенная ирония, художник как бы позволяет зрителю беззлобно улыбнуться, увидев полную и добрую купчиху и ее застолье. Однако ирония здесь мягкая, не вызывающая никаких отрицательных чувств. Казалось бы, в этой обычной бытовой зарисовке нет ничего загадочного, однако это не так. Образ купчихи является глубоко символичным, ведь художник написал эту картину в переломный для истории нашей страны 1918 год, когда некоторым казалось, что Россия погибла и никогда больше не возродится. А русская купчиха с налаженным бытом, обилием продуктов, большим котом, изогнувшим спину в ожидании ласки, простой размеренной жизнью представлялась автору образом будущего страны, которая, пережив все треволнения, вернется к традиционному порядку бытия.

На стыке XIX - XX вв. в России были революционные настроения и это предвещало изменения в сознание людей. Женщин не устраивало их положение в обществе. В это время начал развиваться феминизм.

Образ женщины конца XIX начала XX вв. кардинально изменился по сравнению с предшествующим (торжественным, явно показывающим позирование портретируемого) и это значительно отразилось в изобразительном искусстве того времени.

Зинаида Серебрякова олицетворяет женщину уже XX века, она изображает женщин уверенными в себе, немного идеализирует их в портретах. Простота и легкость – вот основная концепция в изображениях художницы. Она создала обширную галерею ярких образов. Серебрякова изображает портретируемых с душевной мягкостью, добротой. Автопортрет с годами стал постоянной темой художницы, а работа над ним – своеобразной творческой лабораторией. Себя она изображала непринужденной, грациозной, задумчивой. Художница тщательно передает портретные черты, индивидуальные характеры. Обнаруживается и некий общий подход ее к разным моделям. В них она видела, прежде всего, привлекательные черты и, стремясь передать их, раскрывала свое представление о совершенном человеке. Она создавала образы людей, наделенных умом, благородством, чувством собственного достоинства, живущих богатой духовной жизнью.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин же, писал совершенно в разных стилях, но в то же время не вписывался ни в один из них, он сам создал себе каноны, которых придерживался в своих работах. В них можно угадать и модерн, и символизм, и реализм. В своих исканиях настоящим открытием для него была русская икона, ее структурный и цветовой канон (красный, синий, желтый), в котором он работал и после. Женские образы в его творчестве являют собой эталон материнства, стойкости духа женщины, способной пройти голод и мучения, ради своего ребенка.

Картина «Богоматерь Умиление злых сердец» 1914-1915 г.. Картина была написана Петровым-Водкиным в годы первой мировой войны и представляет собой душевный отклик художника на трагические события того времени. Небольшое по размерам полотно воспринимается как монументальное произведение. Художник изобразил Богородицу с головой, покрытой красным платком. Руками она стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на неё. Слева видна фигура Богородицы с младенцем Иисусом, а справа — фигура распятого Христа. Выражение лица у неё спокойное. Петров-Водкин создал трепетный и возвышенный образ, один из самых сильных по глубине воздействия в своём творчестве.

Неисчерпаема тема женских образов в живописи. Особая прелесть и непосредственность отличает женщин в молодости, красота и грация – в зрелости, одухотворенность – в старости

2.2. Шарм современной женщины.

Тема женщины всегда занимала особое место в изобразительном искусстве. Каждая эпоха имела свой идеал женской красоты, о котором сегодня мы судим по произведениям художников. В отечественном искусстве ХХ века женский образ был далек от возвышенно-поэтического восприятия женщины в искусстве прошлых веков. Отчужденное любование женской красотой осталось в прошлом и шло в противовес языку соцреализма. В советском искусстве 1950-х годов доминирующие типажи женщины были определены - работница, колхозница; женщина-мать, пользующаяся почетом и уважением государства, представительница советской интеллигенции.

В настоящее время женщина выполняет все социальные функции мужчины, однако глупо отрицать, что в целом и сегодня в публичной сфере жизни доминирующее положение занимают мужчины, а женщины несут основную ответственность за благополучие частной сферы. При этом женщины остаются "невидимками". Или, наоборот, появление имени женщины-политика, например, часто привлекает внимание журналистов, но это порой совершенно не связано с её профессиональной деятельностью. Женщинам-политикам обычно приписывают положительные моральные качества (соблюдение этических норм, следование общественным интересам, толерантность), положительные деловые качества (прагматизм, компетентность, деловитость) приписываются им значительно реже.

Жизнь изменилась, а стереотипы общественного сознания – нет. Поэтому так важно создавать новые образы, на которые общество и, в особенности, сами женщины могут и должны ориентироваться. Появлению новых образов общество, несомненно, обязано средствам массовой информации и различным изданиям подобного типа. В частности, женским глянцевым журналам, которых на российском рынке сейчас достаточно много. Именно они помогают разрушить сложившиеся гендерные стереотипы, ориентированы на личное усилие женщины по изменению обстоятельств своей жизни. Женским проблемам посвящается не так много материалов во всех СМИ: в газетах, на радио, на телевидении. Можно сказать, что женские глянцевые журналы заполняют эту "нишу". Если раньше женщины были "невидимками", то теперь они являются полноправными членами социума, наравне с мужчинами могут принимать участие в публичной сфере жизни. Новым поколением женщин все труднее манипулировать, с ними приходится считаться. Проблема состоит в том, что, как уже отмечалось, общественные нормы изменились, а общественное сознание – пока нет. Люди привыкли к традиционному распределению гендерных ролей, когда женщина – лишь мать и жена, "хранительница очага". Поэтому так важно формировать новые образы, отвечающие изменениям в обществе. Для этого и поэтому современные женщины читают, пишут и ориентируются на глянцевые журналы.

Прежде всего, нужно остановиться на самом понятии "образа". По мере узнавания человеком новых подробностей о той или иной реалии окружающего мира, в его сознании формируется живое, наглядное представление о ней. Так как человеку свойственно суммировать сведения, полученные им по тому или иному вопросу, он стремится сделать для себя некое обобщение, воплощающее в себе те признаки, которые являются для него наиболее важными, актуальными. Личный опыт каждого конкретного человека может расширить, ограничить, видоизменить круг признаков образа, при этом образ не будет вмещать в себя все объективно присущие предмету, явлению и др. особенности, а скорее будет выражать тот его вид, облик, который является для конкретного человека наиболее правильным, идеальным. Иными словами, образ – это наглядное представление человека о реалии мира, формируемое им на основе обобщения наиболее значимых признаков, присущих ей. Это определение образа, предложенное автором исследования на основе работ В.В. Мантатова, М.Б. Храпченко, В.Г. Крысько и др. Журналы "Cosmopolitan" и "Glamour" являются наиболее интересными изданиями при рассмотрении образа современной женщины, тематика публикаций рассматриваемых изданий в той или иной степени охватывает все стороны жизни современной женщины. Глянцевые журналы создают такой образ женщины, где индивидуальность сочетается современностью.

По большому счету, понятия "гендер" и "глянцевый журнал" пришли в наш обиход почти одновременно. Двадцать лет назад пришествие таких женских изданий на российский рынок казалось событием почти революционным. Впервые наша аудитория получила не только образцы шикарной полиграфии, но и образы не менее роскошной жизни для подражания вместе с откровенными советами модельеров, сексологов, психологов о том, как следует жить современной женщине. Появившись на российском рынке в начале 1994 года, журналы "Cosmopolitan", "Glamour" принесли с собой образ современной молодой женщины с активной жизненной позицией, не "объекта", а "субъекта"

Образ женщины в произведениях современных художников.

Стиль живописи Сергея Смирнова является кульминацией трех основных влияний: традиционной русской иконы, стиля русского портрета 17 века, известного как «парсуна», и стиля живописи Амадео Модильяни. Продолговатые, торжественные лица на русских иконах олицетворяют благочестие, а большие, ясные глаза – страдание и мученичество святых. Тонкие рты слегка приоткрыты и шепчут молитвы. Реставрация русских икон дала Смирнову уникальную возможность близко изучить эти редкие произведения искусства. «Парсуна» восходит к общеизвестному стилю портретной живописи России 17 века. Идеализированные маски-портреты лишены возрастных морщин вокруг глаз и линии рта, что придает портретам индивидуальный характер. Портреты «оживают» в «глазах», излучающих все эмоции и особенности личности. Смирнов достиг вершин мастерства в этой технике, и каждый создаваемый им портрет с очевидностью доказывает, что «глаза – зеркало души».

Также, стоит отметить из художников современности – Никаса Сафронова, он рисует во многих жанрах, но произведением с самым ярким женским образом является «Неуловимая». На картине изображена женщина с двумя парами прекрасных синих глаз. Пытаясь сосредоточиться на одной из них, создается впечатление движения и неуловимости. Картина выполнена в ярких красках, которые перекликаясь друг с другом, создают дополнительную «неуловимую» композицию.

Картины Пластова Аркадия Александровича отличаются простотой деревенской жизни. Самой известной картиной Пластова является «Весна», на западе её назвали «Северной Венерой». Сквозь прозрачную вуаль серого дня перед нашим взором предбанник курной деревенской бани. Молодая женщина впопыхах собирает дочку, курносую, обаятельную малышку, трогательно прикусившую нижнюю губку. Рыжая челка торчит из-под теплого платка. Мать торопится. Шуршит под ногами золотая солома. Звонко падает тяжелая капель. Зябко. Изображение обнаженной женщины с девочкой под открытым небом и медленно падающими хлопьями снега в притворе старой деревенской бани было воспринято как образ обновления жизни, ее красоты и правды.

Также среди современных художников стоить выделить Шилова Александра Максовича( Лето в деревне, Перед причастием) , Николая Сергеевича Шурыгина и Сергея Маршенникова.

Заключение

Проследив развитие стилистики русского реализма в образе женщины, можно прийти к выводу о том, что образ женщины нескончаемо движется вперед. До эмансипации женщин в XX веке, женщина считалась хрупким, нежным, романтичным и даже неземным существом, но со временем материнство, семья и женственность отошли на второй план, а на первый вышли карьера, учеба, проявление себя и своих способностей в жизни. Женщина стала равной мужчине в работе, политике, круге общения, но так или иначе приходит время, когда она возвращается к своей природной задаче – быть любимой женой и матерью. Даже если она успешна в работе, политике, обществе, то это не исключает того, что дома она домовитая хозяйка, любящая мать и трогательная девушка.

В современном обществе живопись задает образ женщины, а не наоборот, как было раньше. Женщина стремится быть такой, какой её хотят видеть. Даже в наш современный, компьютерный век, живопись играет немаловажную роль прививать «современным» женщинам, те непоколебимые принципы жизни, где женщина всегда должна оставаться женщиной, независимо от её трудной судьбы или карьеры.

 

Литература:

  1. Кардапольцева В.Н. Женские лики России./ Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000. - 160 с.
  2. Мастера русской живописи/ М.Алленова,[и др.]. – М. : «Белый Город», 2008. –383 с.

 Интернет источники:

  1. URL:http://allpainters.ru/napravleniya/realizm.html
  2. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Товарищество_передвижных_художественных_выставок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ ночи в поэзии живописи и музыке

Раздел:Вступление, или Детективное начало... Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний. Тема: А.С. Пушкин "Тиха украинская ночь" Цели:  1. Познакомить учащихся с новым произвед...

Презентация "Надежда Андреевна Дурова -первая русская женщина, офицер и талантливая писательница XIX века "

Презентация о жизни первой женщины Татарстана, участнице Отечественной войны Н.А.Дуровой. Презентацию можно использовать на уроках окружающего мира, истории, внеклассного мероприятия....

урок литературного чтения 3 класс свиридова по теме "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

Урок-исследование образа ветра в литературое, живописи, музыке в 3 классе по литературному чтению...

Богатырские образы в музыке и живописи

На уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина....

Открытый урок по литературному чтению "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

Открытый урок по литературному чтению "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"Система Л.В. Занкова. 3 класс...

Образ весны в поэзии, живописи и музыке Саратовских поэтов, живописцев, музыкантов.»

Цель: формирование основ музыкальной, художественной и эстетической культуры. Задачи: Образовательная: * продолжать накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры; * ...