Рабочая программа изобразительное искусство 1 класс начальное общее образование
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Казанцева Ирина Сергеевна

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы

авторской программой Изобразительное искусство (под редакцией  Неменского Б.М.) -рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФМ., Просвещение,  1-4 кл. - 2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx186.26 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

1 класс

Изобразительное искусство

               Программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 города Новоалтайска Алтайского края» в соответствии с авторской программой

Изобразительное искусство (под редакцией  Неменского Б.М.) -рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ

М., Просвещение,  1-4 кл. - 2011г.

Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане

1 класс    1час  в неделю, 33 часа  в год

Для реализации данной программы используются учебники:

Класс

Учебник (название, автор, издательство, год издания)

1

Неменская Л.А. /Под  ред. Неменского Б.М.

Изобразительное искусство. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».

1 класс. Издательство   Просвещение,2012г.

Методические пособия и оценочные материалы

Класс

Методические пособия и оценочные материалы

1

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. / Под редакцией Неменского Б. М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. Москва : Просвещение,2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 19

                                города  Новоалтайска  Алтайского края»

C:\Users\DNS\Downloads\2 (1).jpeg

Рабочая программа

изобразительное искусство

1 класс

начальное общее  образование

2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы

авторской программой Изобразительное искусство (под редакцией  Неменского Б.М.) -рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФМ., Просвещение,  1-4 кл. - 2011г.

 Составители:

Таран Юлия Анатольевна

                                                                                     учитель начальных классов,  

                                                                 высшая  квалификационная  категория

Кузнецова Галина Рейнгольдовна

                                                                                     учитель начальных классов,  

                                                                 высшая  квалификационная  категория

Чахоткина Галина Петровна

                                                                                     учитель начальных классов,  

                                                                 высшая  квалификационная  категория

Дегтярь Наталья Ивановна

                                                                                     учитель начальных классов,  

                                                                 высшая  квалификационная  категория

Казанцева Ирина Сергеевна

                                                                                     учитель начальных классов,  

                                                                                    первая  квалификационная  категория

Пояснительная записка

        Программа разработана на основе Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  авторской программы Изобразительное искусство (под редакцией  Неменского Б.М.) -рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФМ., Просвещение,  1-4 кл. - 2011г.

      Программа создана  на основе  развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов  и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа  является результатом  целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность  программы обеспечивает целостность  учебного процесса и преемственность этапов обучения.

      Цели и задачи  учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части  культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве,  т.е. зоркости души ребёнка.

          Цели художественного образования состоят  в развитии эмоционально-нравственного потенциала  ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

          Созидающая роль  программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

           Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии  каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя  основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими искусствами.

       Учебно-методический комплекс:

Авторская  программа Изобразительное искусство (под редакцией  Неменского Б.М.) -рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ М., Просвещение,  1-4 кл. - 2011г.

Учебник

Неменская Л.А. /Под  ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». 1 класс. Издательство   Просвещение,2012г.

Место курса «Изобразительное искусство » в учебном плане

      1 час в неделю, в год 33 часа

      Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной   деятельности для визуальных пространственных искусств:

   - изобразительная художественная  деятельность;

   - декоративная художественная деятельность;

   - конструктивная художественная деятельность;

       Три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья – Мастера Изображения, Украшения и постройки.

         Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; чёткость поставленных задач  и вариативность их решения; освоение традиций  художественной культуры  и импровизационный поиск  личностно значимых смыслов.

       Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая деятельность  ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инстременты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.)

     

           Программа  «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков  индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме, декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности  и произведений искусства, обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений.

.

Результаты освоения учебного предмета:

           Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести  в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  1. Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  2. Уважительное отношение к культуре и искусству другим народам нашей страны и мира в целом;
  3. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  4. Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  5. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  7. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  8. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы  с общим замыслом;
  9. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки  зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные  результаты  характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. Овладение умением творческого видения  с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно  действовать даже  в ситуациях неуспеха;
  4. Освоение начальных  форм познавательной и личностной рефлексии;
  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  6. Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  7.  Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.
  8. Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  9. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  10. Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты  характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  1. Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  2. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  4. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ.
  5. Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной  (народные и прикладные виды искусства)
  6. Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  7. Понимание образной природы искусства;
  8. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  9. Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  10. Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  11. Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  12. Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  13. Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни;
  14. Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  15. Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
  16. Умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ;
  17. Освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  18. Овладения навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  19. Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  20. Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  21. Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  22. Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
  23. Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Методы обучения: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично –                 поисковые, исследовательские.

Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Технологии обучения: информационные, технологии деятельностного метода; дифференцированного обучения;  учебного моделирования; проблемного обучения; технология развития критического мышления,  здоровьесберегающие .

Перечень учебно-методического обеспечения.

-        Авторская  программа Изобразительное искусство (под редакцией  Неменского Б.М.) -рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ М., Просвещение,  1-4 кл. - 2011г.

Учебник

Неменская Л.А. /Под  ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». 1 класс. Издательство   Просвещение,2012г.

Технические средства обучения

  - Мультимедиа оборудование.

  - Аудио-, видео оборудование, , DVD-плеер, принтер, сканер,


Тематический план рабочей программы учебного курса

Номер темы и ее название

Всего часов

на тему

Их них:

теорети-ческие

занятия

практические

занятия

контрольные работы

лабораторные работы

экскурсии

др.

Тема 1.. Ты  учишься

изображать

9

9

Тема 2.

Ты украшаешь

8

8

Тема 3.

Ты строишь.

11

11

Тема 4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

5

ИТОГО

33

33


дата

Тема урока

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

модель

обучения

формы

Вид деятель

ности учащихся

Планируемы образовательные результаты изучения темы

ности

9ч.Т ы учишься

изображать

учащихся

1

. Изображения всюду вокруг нас.

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа,

индивдуальная, парная

практическая

Выставка детских работ и первый опыт их

обсуждения.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет,

умеет, любит.

2

Мастер Изображения учит видеть.

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа,

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Изображать на плоскости заданный (по смыслу)

метафорический образ на основе выбранной

геометрической формы (сказочный лес, где все

деревья похожи на разные по форме листья).

3

. Изображать можно пятном.

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа,

Индивидуальная, парная

практическая

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы)

4

Изображать можно в объеме.

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа,

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Изображать в объеме птиц, зверей способами

вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания

большой формы к проработке деталей.

5

Изображать можно линией.

Объяснительно-

иллюстративный

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

6

Разноцветные краски.

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа,

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Изображать методом смешивания и наложения

цветных пятен красочный коврик. Проба красок.

Ритмическое заполнение листа (создание красочного

коврика


7

Изображать можно и то, что невидимо

(настроение)

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа,

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Изображать радость или грусть (работа гуашью)

8

Художники и зрители (обобщение темы).

. Объяснительно-

иллюстративный

Беседа,

Индивидуальная, парная, групповая

практическая

Учимся быть художниками, учимся быть зрителями.

Итоговая выставка детских работ по теме.

9

Мир полон украшений.

8ч.Ты украшаешь.

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа,

Индивидуальная, парная, групповая

практическая

Создавать роспись цветов-заготовок,

вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу

(поместив цветы в нарисованную на большом листе

корзину или вазу)

10

Цветы.

         

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа,

Индивидуальная, парная, групповая

практическая

Создавать роспись цветов-заготовок,

вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу

11

. Красоту надо уметь замечать

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа,

Индивидуальная, парная, групповая

практическая

Изображать (декоративно) бабочек, передавая

характер их узоров, расцветки, форму украшающих их

деталей, узорчатую красоту фактуры.

«Узоры на крыльях бабочек».

12

.

.Узоры на крыльях

Объяснительно-

иллюстративный

Индивидуальная, парная, групповая

практическая

Изображать (декоративно) бабочек, передавая

характер их узоров, расцветки, форму украшающих их

деталей, узорчатую красоту фактуры.

«Узоры на крыльях бабочек».

13

1

Красивые рыбы

Объяснительно-

иллюстративный

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Изображать (декоративно) рыб, передавая характер

их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей,

узорчатую красоту фактуры.

«Красивые рыбы»

14

Украшение птиц

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Изображать (декоративно) птиц, передавая характер

их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей,

узорчатую красоту фактуры. «Украшения птиц»

15

Узоры, которые создали люди

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Придумывать свой орнамент: образно, свободно

написать красками и кистью декоративный эскиз на

листе бумаги.

16

. Как украшает себя человек.

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Изображать сказочных героев, опираясь на

изображения характерных для них украшений (шляпа

Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах

17

Мастер Украшения помогает сделать

праздник (обобщение темы)

11ч.Ты строишь.

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Придумать, как можно украсить свой класс к

празднику Нового года, какие можно придумать

украшения, фантазируя на основе несложного

алгоритма действий. Традиционные новогодние

украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки.

Украшения для новогоднего карнавала.

18-19

Постройки в нашей жизни

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Изображать придуманные дома для себя и своих

друзей.

Изображать сказочные дома героев детских книг и

мультфильмов


20

Дома бывают разными

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Конструировать изображение дома с помощью

печаток («кирпичиков») (работа гуашью)

21-22

Домики, которые построила природа

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме

овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

23

Дом снаружи и внутри.

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Придумывать и изображать фантазийные дома (в

виде букв алфавита, различных бытовых предметов и

др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми

мелками, цветными карандашами или фломастерами

по акварельному фону).

24

Строим город

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-

упаковок) разнообразные дома, создавать

коллективный макет игрового городка.

25

Все имеет свое строение.

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Составлять, конструировать из простых

геометрических форм изображения животных в

технике аппликации

26

Строим вещи.

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Развитие первичных представлений о

конструктивном устройстве предметов быта.

Развитие конструктивного мышления и навыков

постройки из бумаги.

27-28

Город, в котором мы живем (обобщение

темы)

5ч. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная, групповая

практическая

Прогулка по родному городу с целью

наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с

позиции творчества Мастера Постройки.

Анализ формы домов, их элементов, деталей в

связи с их назначением.

Создание образа города (коллективная

творческая работа или индивидуальные работы).

Обсуждение работы

29

Три Брата-Мастера всегда трудятся

вместе

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная

практическая

Выставка лучших работ учащихся.

Обсуждение выставки. Воспринимать и обсуждать

выставку детских работ (рисунки, скульптура,

постройки, украшения), выделять в них знакомые

средства выражения, определять задачи, которые

решал автор в своей работе.

30

Праздник птиц

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная

практическая

Создание коллективного панно. Коллективная работа с

участием всех учащихся класса

Создавать коллективное панно-коллаж с

изображением сказочного мира

31

Разноцветные жуки

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная

практическая

Развитие наблюдательности и изучение

природных форм. Весенние события в природе (прилет

птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Конструирование из бумаги объектов природы

(птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и

украшение их.

32

Сказочная страна». Создание панно

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная

практическая

Создание коллективного панно. Коллективная работа с

участием всех учащихся класса

Создавать коллективное панно-коллаж с

изображением сказочного мира

33

                   

  Здравствуй, лето!

Объяснительно-

иллюстративный

Беседа

индивидуальная, парная

практическая

Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

Создание композиции по впечатлениям от летней

природы.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!»

(работа гуашью

       

                                                                       

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс

в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.

Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...

Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от ...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Рабочая программа "Изобразительное искусство".И.Э.Кашекова. 1 класс. Перспективная начальная школа

Рабочая программа по изобразительному искусству. И.Э.Кашекова. 1 класс...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" (Начальная школа 21 века)

   Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 4 класса была разработана    на основе:...