Программа по ИЗО 4 класс Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования[1] и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[2].
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной
форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ «организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида тожественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин. глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.)
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1—4 классов начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения искусства у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
4 класс
№. п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | дата | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
Р а з д е л 1. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА (8 часов) Цель: развивать способности к восприятию красоты родного края, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; способствовать освоению знаний об архитектуре, дизайне, формированию коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенции. | ||||||
1–3 | Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. Ц е л ь: развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию природы, подвести учащихся к выводу о богатых исторических традициях русского народа | Индивидуальная, парная | Знать характерные черты родного пейзажа, образ русской избы. Уметь нарисовать пейзаж по памяти. Знать устройство русской избы, украшение избы. Уметь создать образ избы (коллективная работа) | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 03.09 10.09 17.09 |
4–6 | Образ красоты человека. Ц е л ь: развивать способности к воображению, дать представление о характерных особенностях облика русской красавицы | Индивидуальная, парная, групповая | Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде. Уметь создать женский, мужской, народный образ. Знать характер сельского труда, образы, связанные с ним, роль головного убора, украшения в народном костюме. Уметь изобразить сцену труда в крестьянской жизни. Знать календарные праздники, способ работы с композицией | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 24.09 01.10 08.10 |
7 | Народные праздники. Ц е л ь: сформировать представление о роли народных праздников в жизни людей; научить создавать коллективное панно «Праздник» | Индивидуальная, парная | Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда. Уметь применять выразительные средства для реализации своего замысла в рисунке | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 15.10 |
8 | Народные праздники. Завершение работы. Ц е л ь: продолжить работу над коллективным панно «Праздник» | Индивидуальная, парная, групповая | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель) | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 22.10 |
Р а з д е л 2. ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ (7 часов) | ||||||
9 | Древнерусский город-крепость. Ц е л ь: вызвать интерес к устройству города-крепости; развивать чувство пропорции, познакомить с понятиями вертикаль, горизонталь | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Уметь изобразить крепостные башни, ворота. Знать понятия вертикаль, горизонталь. Уметь изобразить город-крепость на фоне пейзажа | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 29.10 |
10 | Древние соборы. Ц е л ь: познакомить с архитектурой древнего каменного храма, закрепить навыки видеть пропорции | Индивидуальная, парная, групповая | Знать особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. Уметь объяснять, почему собор является смысловым центром города; лепить из пластилина макет храма (в группе). Знать конструкцию, символику частей храма, украшения храма. Уметь выполнять групповую работу по постройке храма (бумагопластика) | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 12.11 |
11 | Древний город и его жители. Ц е л ь: вызвать интерес к устройству внутреннего пространства Кремля, познакомить с древними русскими городами и их жителями | Индивидуальная, парная, групповая | Знать организацию внутреннего пространства Кремля. Уметь моделировать жилое наполнение города. Знать строение и конструктивные особенности кремля, торгового посада. Уметь завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 19.11 |
12 | Древнерусские воины-защитики. Ц е л ь: вызвать интерес к познанию образа жизни князя и его дружины; развивать образное воображение учащихся, навыки и чувство пропорции | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, как жили князь и его люди, как одевались. Уметь изобразить древнерусских воинов. Знать различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Уметь изобразить князя, торговый люд | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 26.11 |
13-14 | Города Русской земли. Узорочье теремов. Ц е л ь: подвести учащихся к выводу о богатой и великой истории русских городов; познакомить со способами передачи пространства | Индивидуальная, парная, групповая | Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти города. Знать конкретный образ и облик каждого из этих городов. Уметь изобразить живописно или графически древнерусский город | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 03.12 10.12 |
15 | Праздничный пир в теремных палатах. Ц е л ь: обобщить материал четверти, закрепить навыки изображения города, используя пропорции, композиции, цвет | Индивидуальная, парная, групповая | Знать роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Знать стилистическое единство архитектуры и костюмов людей. Уметь изобразить техникой вклеивания предметный мир праздника «Княжеский пир» | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 17.12 |
Р а з д е л 3. КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК (10 часов) | ||||||
16 17 18 | Страна восходящего солнца (Япония). Ц е л ь: вызвать интерес учащихся к культуре зарубежных стран; познакомить с особенностями изображения, украшения и постройки в искусстве Японии | Индивидуальная, парная, групповая | Знать особенности легких конструкций, построек в Японии. Уметь сравнивать бытовую постройку и храм-пагоду. Знать особенности японской культуры: графичность, хрупкость. Уметь изобразить природу через детали (ветка, трава) | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 24.12 14.01 21.01 |
19 20 21 | Образ художественной культуры Древней Греции. Ц е л ь: вызвать интерес, потребность дальнейшего изучения художественной культуры Древней Греции; закрепить навыки передачи пространства цветом; создать панно «Древнегреческий праздник» | Индивидуальная, парная, групповая | Знать значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь Уметь изобразить греческий храм. Знать конструктивность в греческом понимании красоты мира Уметь изобразить олимпийских спортсменов, работать над панно в группе | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 28.01 04.02 11.02 |
22 23 24 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Ц е л ь: развивать навыки умения вырезать и склеивать бумагу (бумагопластика); подготовить к итоговому уроку | Индивидуальная, парная, групповая | Знать образ готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объемные формы. Знать сословное разделение людей, средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 18.02 25.02 04.03 |
25 | Обобщение темы Ц е л ь: закрепить умение работы в стиле бумагопластики; подготовить выставку работ учащихся; создать коллективное панно | Индивидуальная, парная, групповая | Иметь общее представление об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). Уметь отличать образы городов, анализировать эти отличия | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 11.03 |
Р а з д е л 4. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (10 часов) | ||||||
26 27 | Все народы воспевают материнство. Ц е л ь: подвести учащихся к выводу о едином для всех народов понимании эстетических категорий красоты и безобразия в явлениях жизни, в искусстве | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери. Уметь изобразить мать и дитя. Знать, как в разные времена разные народы воспевали материнство. Уметь самостоятельно изобразить маму (живописно) | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 18.03 01.04 |
28 | Все народы воспевают мудрость старости. Ц е л ь: развивать чувство сопереживания средствами искусства, воспитывать уважение к старости, учить выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что красота – это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки, дедушки. Уметь найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку. Знать, что красота старости – в мудрости. Уметь изобразить старое дерево, животное, используя цвет, колорит | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 08.04 |
29 30 | Сопереживание – великая тема искусства. Ц е л ь: активизировать деятельность учащихся, работу над произведениями, помогающими пробудить сопереживание, учить выражать сочувствие чужому горю, чужому страданию | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п., что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека. Уметь изобразить рисунок с драматическим сюжетом. Знать, что героическая тема в искусстве важна и занимает большое место. Уметь создать эскиз на тему подвига | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 15.04 22.04 |
31 32 | Герои, борцы и защитники. Ц е л ь: закрепить знания, умения и навыки по теме; развивать умения передавать свое отношение к изображаемым событиям, использовать для этого возможности композиции, рисунка, цвета | Индивидуальная, парная, групповая | Знать героев Сталинградской битвы: М. Паникаху, С. Филиппова, и др. Уметь выполнить памятник в технике аппликации. Знать основные памятные события, связанные со Сталинградской битвой. Уметь выполнить коллективную работу на военную тему | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 29.04 06.05 |
33 34 35 | Юность и надежды. Искусство народов мира. Ц е л ь: расширить возможности восприятия красоты человека; подвести итог работы учащихся за год | Индивидуальная, парная, групповая | Знать о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов. Уметь изобразить радость детства с помощью коллективного коллажа. Знать основные сюжеты и темы детства, юности. Уметь выполнить коллективный коллаж, самостоятельно подобрать его сюжет, построить композицию | Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | развитие творческих способностей детей, развитие художественного вкуса, изобразительных навыков. | 13.05 20.05 27.05 |
[1] См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010.
[2] См.: Дани люк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочая учебная программа для 4 класса "Школа России"
Рабочая учебная программа для 4 класса составлена для УМК "Школа России" и включает задания для ККО...
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...
Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...