Конспект урока по ИЗО, 4 класс (УМК Перспектива)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Абдрахманова Рушания Рифатовна

Тема урока: «Народная росписная картинка-лубок (1 урок)

Тип урока: приобретения новых знаний и навыков

Цель: освоение учащимся особенностей техники русского лубка и его выразительных средств.

Планируемые результаты:

Личностные: изучение происхождения, значения, особенностей и распространения русских лубочных картинок, развитие навыков построения композиции, закрепление навыков владения графическими материалами;

Предметные: освоение техники рисования – лубок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: №2              

Класс: 4 А

Дата: 10.03.17

Кабинет: 304

Учитель: Манакова Н.А. _____

Методист: Подгорская Т.А. _________

Студент: Абдрахманова Р.Р., 44 группа

Конспект урока

Тема урока: «Народная росписная картинка-лубок. (1 урок)

Тип урока: приобретения новых знаний и навыков

Цель: освоение учащимся особенностей техники русского лубка и его выразительных средств.

Планируемые результаты:

Личностные:

-изучение  происхождения,  значения, особенностей и распространения  русских лубочных картинок;

-развитие навыков построения композиции;

-закрепление навыков владения графическими материалами;

Предметные: освоение техники рисования – лубок.

Оборудование урока:

для учащихся: бумага, простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисти, черный маркер (гелиевая ручка)

для учителя: презентация, готовые работы, бумага, краски, кисти, черный маркер.

Словарная работа: «лубок», «композиция»

Этап

Время

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

1. Орг.момент

2 мин.

Доброе утро, ребята! Сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства.

Приветствуют учителя

Приветствует учащихся

2.Знакомство с новым материалом

12 мин

лайд 1. Сегодня мы познакомимся с исконно русским искусством, искусством лубка.

Массу занимательных историй и увлекательных тайн хранят старые русские лубочные картинки. Родившись в начале 17 века, они очень скоро завоевали всенародную любовь и признание.

Слайд 2. Лубком, лубочной картинкой или потешным листом, называется дешевое массовое издание, получившее широкое распространение в дореволюционной России. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительным текстом.

«Липовые резные доски подсказали ученым возможность происхождения слова «лубок». Издавна на Руси первый слой древесины сразу под корой липы называли лубом. Сохранились свидетельства, что, луб, так же как  и береста часто использовались для письма взамен дорогой бумаги. Об этом можно прочитать в псковской летописи за 1483 год, в московской летописи за 1577 год.  Даже в царских указах за 1697 год, говорится, что луб может заменять бумагу. Любопытно, что ещё в середине прошлого века во многих деревнях Рязанской губернии липу вообще называли «луб». [1]

Художник брал хорошо отшлифованную липовую доску, наносил на неё рисунок. Далее резцом выбирал фон, оставляя выпуклыми только контуры рисунка, линии. На подготовленную доску кожаной подушкой-мацой наносили черную краску (смесь сажи, жженого сена и вареного льняного масла). Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и протягивали между двух валов печатного стана. Полученный оттиск назывался «лубочным листом».

Слайд 3. Первые лубочные  картинки появились в Китае в IX веке и связано это с развитием книгопечатания. В печатном  станке вместо текста закреплялась доска с выгравированным изображением, с неё делали оттиски, которые потом закрашивали от руки.

Слайд 4. В  Европе они получили распространение в XV веке, в нашу страну их привозили в качестве подарка царю и боярам, а потом и на продажу. Есть документы, свидетельствующие, что у патриарха Никона их было 270 штук, большей частью, правда ещё фряжских. А  царевичу Петру покупали уже немало и отечественных, в его комнатах их насчитывалось около ста.

Царь Петр Великий покровительствовал лубку  и даже выписывал из-за границы мастеров, оплачивая жалование из казны.

«Во второй половине XVII века из Немецкой слободы, что на окраине столицы, в царские хоромы, боярские терема и на Печатный двор проникли светские иноземные – «фряжские» народные картинки. Познакомившись с ними, сметливые русские резчики и печатники быстро догадались, что и самим такие забавные и веселые лубки тискать можно.

Талантливые граверы Оружейной палаты – Леонтий Бунин, Афанасий Трухменский, Василий Андреев, Симон  Ушаков в основном выполняли царские заказы. А мастера Печатного двора старались для массового покупателя – крестьян подмосковных сел и деревень, жителей столичных окраин. Чтобы потрафить их вкусам, резчики брали для своих картин сюжеты из окружающей жизни, понятные и близкие каждому». [1]

Петр Первый в 1711 году основал в Петербурге специальную гравировальную палату. В ней он собрал лучших русских рисовальщиков. А в 1721 году был издан указ о наблюдении за изготовлением лубочных листов, особенно царственных портретов.

Слайд 5. Размеры картинок  были разные: от тридцати – сорока сантиметров  до метра и больше – эти склеивались из отдельных оттисков, из двух, трех, четырех. Лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» склеен из четырех листов.

Первое время гравюры резали только на дереве. Потом  появились лубки, отпечатанные с гравюр на металлических пластинах.

Слайд 6. Петр Великий в 1699 году издал приказ о новом летоисчислении. Новый год начинался с 1 января (раньше с 1 сентября). А год  7028 от сотворения мира заменить на 1700 от рождества Христова. Первый такой январский календарь был издан Ильею Коньевским в 1701 году в Амстердаме, а затем в 1706 году начали появляться и народные календари, отпечатанные гравированными досками. Самый замечательный из народных календарей — так называемый «Брюсов календарь», изданный на шести листах. Он называется Брюсовым потому, что составлен по указанию Якова Вилимовича Брюса, который  изучал астрономию и  математику, за что и был тайно прозван колдуном.

В этом календаре помещены святцы, астрономические указания, предсказания погоды, наставления о том, в какое время надо жениться, когда бороду брить, «чтобы не скоро выростала», когда «власы с головы стричь», чтобы мозг укрепляло, и т. д.

Лубок «Солнце, луна и знаки зодиака». Был первым примитивным народным календарем. Огромное красное солнце с разбегающимися желтыми, лиловыми, зелеными и красными лучами, многоцветные зодиаки и фигуры времен года. « Рядом с каждым знаком зодиака начертано: «Месяц октябрь. Скорпион. Естеством скуден и мокр. Имеет дней  31». [1] Конечно же,  этот лубок привлекал особое внимание.

Букварь Кариона Истомина имел 43 доски, которые выполнил гравер Оружейной палаты Леонтий Бунин. «На первой странице были изображены шесть юношей – приверженцы шести различных наук: астрономии, теологии, риторики, философии, грамматики, геометрии.

Каждой букве посвящена отдельная страница. Талантливый гравер рядом с литерой награвировал изображения предметов и понятий, начинающихся именно с этой буквы. Так ученик знакомился с частями света – Азией, Африкой, Америкой, Европой, с названиями отдельных планет и даже с некоторыми античными богами». [1]

Слайд 7. Первоначально русский лубок носил преимущественно религиозный характер. Русские граверы заимствовали сюжеты из отечественной миниатюры, а также церковных икон. Часто лубочные картинки заменяли дорогостоящие образа. Из ранних религиозных лубков сохранился «Архангел Михаил – воевода небесных сил» 1668 год, «Адам и Ева». Василий Корень. XVII век.

Слайд 8. Самыми распространенными в народе были лубки фольклорной тематики, а также "картины потешные и забавные" – изображения всевозможных увеселений и зрелищ, среди которых наиболее часто издавались лубочные картинки "Петрушкина свадьба", "Медведь с козой», гуляния на масленицу, песни, игрища.

В праздники русский человек совсем ненадолго забывал о своей тяжелой участи, освобождался от всех пут, становился беззаботным, становился самим собой.

Ведь одна из задач лубка – развеселить  русского человека. Горя, плача и нытья в русском лубке никогда не было.

Наслаждение красотой мира, радостное мировосприятие, оптимизм, фольклорное обобщение – вот те черты, которые впитал рисованный лубок из крестьянского искусства.

Это чувствуется во всем образном и цветовом строе рисованных настенных картинок.

Основных красок, которые создали необыкновенный, яркий и веселый мир лубка, было всего четыре: малиновая, зеленая, желтая и красная. Черная  цвет самой печати.

Голубые, коричневые и прочие цвета стали применятся в раскраске только в 19 веке.

Ведь малиновые, красные, желтые, зеленые – это ведущие цвета древнерусской живописи. Самые сильные и звучные краски, как сам русский человек, но так редко встречающиеся в русской природе. Долгой зимней порой, ненастной осенью, холодной весной не увидишь этого разноцветья. Только летом, да ранней осенью, совсем ненадолго, природа одевается в разноцветный наряд.

Так почему же народные картинки такие яркие и разноцветные? Да потому,  что народные художники искали в природе и в жизни все самое главное, яркое, незабываемое, о чем и говорили в своих полотнах. А лубочные картинки от этого становились нужными человеку, делали его жизнь ярче, радостней, делали его духовно богаче и сильней.

Слайд. Важное место в лубке занимал текст, в котором проявлялась народная мудрость и смекалка. Тексты комментировали происходящие на картинке события  и поясняли то, что оставалось за ее рамками.

 Наблюдают за картинами, активно слушают, анализируют, отвечают на вопросы, аргументируют свои выводы

Рассказывает, задает вопросы

овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.

Коммуникативные: выражение и аргументирование своего мнения в позиции коммуникации

4. физ.минутка

5 мин

Видеоролик.

Повторяют движения за видеороликом.

5. Пед.показ

5 мин

А теперь внимательно послушайте и посмотрите, в какой последовательности мы будем выполнять работу.

Рекомендации учащимся:

  • Выбрать сюжет для рисунка. (кот)
  • Сделать несколько композиционных эскизов в карандаше. Выбрать лучший.
  • Выполнить рисунок карандашом в формате листа.
  • Черным цветом (гелиевая ручка, фломастер) обвести контуры и  линии изображения.

Показ штриховок, которые используются в картинке – лубок.

Наблюдают за учителем, слушают внимательно учителя

6.Постановка творческой задачи

2 мин

Практическое задание: выполнить графический штрихи по мотивам лубочных картинок на тему «Кот».

7.Практическая самостоятельная творческая работа

15 мин

В процессе самостоятельной работы учитель в случае затруднения оказывает детям индивидуальную помощь.

Ребята, кто закончил, тихонько выходите к доске и оформите свою картину на  выставке.

Работают самостоятельно

Выполняют задание по составленному под контролем учителя плану.

8. Итоги урока Рефлексия

3 мин

Оформление выставки

 Ребята вы такие молодцы!У всех получились очень красивые работы!

-Что вы нового узнали на уроке?

-Какое у вас впечатление оставил урок?

На этом наш урок закончен. До новых встреч.

Подводят итог занятия

Личностные: нравственно- эстетическое оценивание

Предметные: рефлексия способов и условий действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 1 классе УМК "Перспектива"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Природа в классе" (УМК "Перспектива")...

конспект урока математики 1 класс УМК "Перспектива"

конспект урока математики 1 класс УМК "Перспектива"...

конспект урока технологии 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Русская печь" лепка.

проект и презентация по технологии 2 класс УМК "Перспектива"   по теме "Русская печь"...

Конспект урока математики 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока математики 2 класс УМК "Перспектива" по теме: "Числовые выражения", Першина Оксана Вячеславовна...

Конспект урока математике 3 класс УМК Перспектива Тема: площадь прямоугольника

Конспект урока по математикеТема: «Площадь прямоугольника» Цели деятельности учителя: создание условий для повторения и систематизации знаний об нахождении площади прямоугольника;План...

Конспект урока математике 3 класс УМК Перспектива Тема: площадь прямоугольника

КОНСПЕКТ  УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Площадь прямоугольника »Цели деятельности учителя:формирование представления о единице измерения площади-квадратный сантиметр. Планируемые рез...