Древнерусские воины-защитники
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: изобразительное искусство
Тема урока: Древнерусский воин - защитник
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Личностные:
- способствовать пробуждению гражданственного и патриотического самосознания учащихся;
- развить творческое воображение;
- развитие эстетического вкуса.
Метапредметные:
- умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;
- зазвить у детей зрительную компетентность, умение высказать своё суждение о замысле художника.
Предметные:
- освоить технику рисования фигуры богатыря.
Оборудование урока:
- для учащихся: альбомный лист А4, акварель, кисть, фломастеры и цветные карандаши
- для учителя : бумага формата А-4, акварель, кисть, фломастеры и цветные карандаши.
Словарная работа: Держава, Родина.
Этап урока | Методы, приемы | Содержание урока | Деятель-ность учащихся | Метапред-метные результаты |
1. Орг. момент. | Приготовьте к уроку все необходимое, проверьте. Садитесь. | приветствуют учителя | ||
2. Мотивационный | Обобщаю-щий опрос работа по опоре | -Послушайте песню и определите тему нашего урока. (прослушивание аудиозаписи) - О чем мы сегодня будем говорить? (о богатырях, защитниках Руси) -Верно. Тема наша звучит так: (слайд) - Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Её просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Именно тогда сложились в русском народе представления о русских богатырях, воспетых в былинах. - Кто же такие богатыри? (ответы детей) (слайд) - Значение слова "богатырь" лучше всего даст словарь слайд: Богатыри (от др.-тюрк. багатур-храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. - Да, богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек. -Какие это черты? (невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.).) | активно слушают, отвечают на вопросы, оценивают | Умение пользоваться полученной информацией, умение рассказывать по плану |
3. Знакомство с новым материалом | Эвристический поиск | Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри». Может кто-нибудь из вас назовёт мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). - Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера , 4,5 метра на 3 метра– фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Воины возвышаются над линией горизонта, и этим подчёркивается значительность образов. -Обратите внимание, как выглядят богатыри, как одеты. - Дайте словесный портрет богатыря. - Что можно сказать о характере воинов? ( непоколебимый, сильный духом, отважный). - Какая у них внешность? ( крепкое телосложение , строгое лицо, длинные волосы, усы, борода). - Как они одеты? ( Кольчуга, шлем, щит, меч, копьё) . Знакомство с воинским снаряжением. Павел Корин «Александр Невский». - Что вы можете сказать про этого героя? (слайд) Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский. Его фигура на картине занимает всё полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развивается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд – неколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. - Давайте посмотрим, во что же одевались воины в то время? (слайд) Первое это шлем: - Шлем – головной убор богатыря, защищал его голову. - Рассмотрите шлема. Что вы можете о них сказать? (некоторые на половину прикрывали лицо, некоторые только переносица, а есть и такие которые защищали только голову). - Бармица – тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря. - Кольчуга – имела вид рубашки, её воины одевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец мастера-оружейники около двух лет. -Обратите внимание, что кольчуга здесь изображена в 2х вариантах. Это кольчуга их маленьких металлических колец и кольчуга из стальных пластин. -Какую обувь носили богатыри? (сапоги) - Наручи – их ковали из стали и защищали руки богатыря. - Поножи – одевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги. -А каким же оружием пользовался богатырь в битвах? (Меч, лук со стрелами, топор, копьё, щит). -Посмотрите на слайд. Здесь представлены различные виды оружия: мечи, топоры, копья, лук со стрелами, щиты. - Особое внимание, стоит уделить щиту. Они были разнообразной формы, цветов. С различными, всевозможными рисунками: герб рода, герб города или же русская символика. - Посмотрите внимательно. Какого цвета больше всего? (красного) Но большее значение придавали щитам красного цвета. Воины использовали их как оберег. | Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу | Умение самостоятельно определять круг задач |
4 и 5. Педагогический показ + Постановка творческой задачи | Практическая работа – повтор за учителем | - Сегодня мы с вами будем выполнять образ воина-защитника, русского богатыря. Мы работаем как древние художники-миниатюристы, без предварительного рисунка простым карандашом. Работаем на листе вертикально расположенном, внимательно рассмотрев образцы миниатюр. Использование технологии активного обучения:
| Самостоятельное сочинение формы цветов | |
6. Практическая работа | Помощь ученикам в работе. Ответы на вопросы учащихся. | |||
7. Подведение итогов урока | Демонстрационный , Обобщающий опрос | - А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? Почему? - Как вы считаете, есть богатыри в наше время? - Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? Где их можно встретить? ( Пограничники, пожарники, космонавты, врачи и т.д.) - Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. | Осматривают выставку, оценивают достижения свои и других , | Поведенчексие умения корректно рассмативать работы других учеников, умение анализировать результаты труда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Древнерусские воины-защитники". Урок ИЗО в 4 классе.
Урок ИЗО в 4 классе задачи которого : Узнать, как выглядели и одевались древнерусские дружинники-богатыри на примере репродукций картин известных художников и миниатюр из р...

Презентация "Древнерусские воины-защитники", изобразительное искусство в 4 классе по программе Б.М. Неменского
Раскрывается представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); о вооружении древнерусских воинов-защитников....

Древнерусские воины-защитники
Образ жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); вооружение древнерусских воинов-защитников; произведение А. Мартоса - памятником Минину и Пожарскому; развитие навыков изображения человека, эмоц...

Технологическая карта изучения темы "Древнерусские воины - защитники"
Технологическая карта изучения темы урока "Древнерусские - воины защтники"...
урок ИЗО 4 класс "Древнерусские воины-защитники"
урок ИЗО для 4 класса по ФГОС с УУД...
Тема урока: «Древнерусские воины – защитники»
Тема урока: «Древнерусские воины – защитники»...