Древнерусские воины - защитники.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Древнерусские воины - защитники.
Цель: 1.познакомить учащихся с образом древнерусского воина - богатыря, с особенностями его воинских доспехов; познакомить с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников, с миниатюрами в летописях.
2. развивать духовно-нравственную и эмоциональную сферы личности через восприятие и анализ произведений искусства; развивать графические умения и навыки, глазомер, зрительную память, мышление, образные представления, фантазию, творческое воображение, наблюдательность;
3. воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, интерес детей к изображению богатырей в русском искусстве, дисциплинированность, настойчивость, стремление к выполнению правильного и точного рисунка, аккуратность в работе с цветными карандашами, самоконтроль на каждом этапе выполнения работы.
Оборудование: презентация.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Работа по теме.
1)Вступительная беседа.
-С чем знакомились на прошлом уроке?
-Как называется центр старорусского города?
-Какие здания строили в пределах крепостной стены?
-Какую роль играла крепостная стена? Слайд 1-3
-Кто защищал крепости?(воины) Слайд 4
-Действительно, крепости защищали воины , которые проживали в городах, они служили при дворе князя, который управлял городом. Князь был главным военачальником- воеводой. Слайд 5.В случае нападения врагов на крепость, он сам становился главным командиром над своей ратью.
И по сей день живёт добрая память о русском воине, как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе.
-Образы народных защитников воспевались в особых сказаниях, которые назывались «былины».
-Отгадайте загадку.
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит. (Богатырь)
-Каких сказочных богатырей из русских былин вы знаете?
-Кто напомнит имена самых знаменитых богатырей земли Русской?
Широка ты Русь по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
-Почему мы Русь называем матерью ?
- Во все времена русские люди любили свою Родину, как маму родную. Во имя любви к родимой сторонушке русские воины могли не задумываясь сложить свою голову на поле битвы с врагом. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Её просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Именно в Древней Руси сложились в русском народе представления о русских богатырях, воспетых в былинах.
- Кто же такие богатыри?
- В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбрец», «удалец».
- Значение слова "богатырь" лучше всего даст словарь
Богатыри (от др.-тюрк. багатур-храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. Слайд 6
-Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они? Слайд 7
- Да, герои былин - богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек - невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.).
-Какому князю служили Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович?(Князю Владимиру, в городе Киеве) Слайд 8
-В народе про богатырей сложили много пословиц и поговорок.
- Славна богатырями земля русская.
- Не родом богатырь славен, а подвигом.
- Не тот богатырь , что гири поднимает, а тот, что врага одолевает.
- Доброе братство дороже богатства.( Это значит, что дружба, братство, единый дух всегда дороже всего на свете, любых материальных благ.)
- Народа воля – богатырёва доля.( это значит, что богатырь всегда сражался за дело народное.) Слайд 9
-Как понимаете данные поговорки?
2)Познавательная информация.
-Знаете ли вы картины русскиххудожников,на которых изображены древнерусские воины- защитники?
-Посмотрите репродукции картин,на коиторых художники изобразили этих воинов. Слайд 10
-Какая из этих картин самая знаменитая? («Богатыри») Слайд11
- Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри». -Может кто-нибудь из вас назовёт мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).
- Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчёркивается значительность образов.
Илья Муромец – был среди них старший, по преданию сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьём-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.
Добрыня Никитич – прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.
Алёша Попович не только силён, но и хитёр, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию героем в знаменитой битве на реке Калке.
Слайд 12
-Рассмотрите эту картину.
-Кто изображён на ней?
- Что вы можете сказать про этого героя?
Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский.
Его фигура на картине занимает всё полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развивается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд – неколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. Художник правдиво передаёт все детали воинского убора.
3)Знакомство с воинским снаряжением.
- А как называют все детали одежды и снаряжения богатыря? (Доспехи).
Давайте посмотрим, во что же одевался богатырь?
- Шлем – головной убор богатыря, защищал его голову. Слайд 13-14
- Кольчуга – имела вид рубашки, её воины одевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец мастера-оружейники около двух лет. Слайды 15-17
- Бармица – тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря. Слайд18
- Наручи – их ковали из стали и защищали руки богатыря.
- Поножи – одевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги.
-А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Меч, копьё, щит). Слайды 19-24
Игра" Убери лишнее". Слайд 25
-На доске перечислены слова. Удалите те, которые, не имеют отношения к богатырям.
Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый ,смелый, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине.
Вывод: Богатыри все были разные, но качества человеческие у них похожи.
Слайд 26
- А сейчас я хочу обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока: «Богатырская наша сила, сила воли и сила духа».
-Как вы понимаете эти слова? (Богатырь должен быть не только физически силён, но и у него должна быть большая сила воли).
4)Самоопределение к деятельности.
--Так как вы думаете, кого мы сегодня будем изображать?
-Сформулируйте тему урока.
Слайд 27
-Сегодня на уроке вам надо передать особенности внешнего вида воинов Древней Руси; нарисовать их боевое снаряжение и вооружение. Обратите внимание на выбор колорита рисунка.
5)Объяснение. Слайд 28
-Работаем на листе вертикально расположенном.
1. Вертикальное расположение листа.
2. Наметить лицо и шею богатыря.
3. Показать детали костюма.
4. Прорисовывание черт лица.
5. Окончательное создание образа воина-защитника.
*рисунки детей Слайды 29-33
6)Практическая работа.
7)Анализ работ.
3.Рефлексия.
- А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? Почему?
- Как вы считаете, есть богатыри в наше время?
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?
Где их можно встретить? ( Пограничники, пожарники, космонавты, врачи и т.д.)
- Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.
В заключение урока послушайте следующие строки:
Прошли века. Богатырей тех нет,
Но дух свободы в душах наших вечен.
И богатырский мужественный свет –
Неколебим, свободен, бесконечен.
В тайге, в горах, во льдах, среди морей,
На всех постах у мира и свободы,
Не счесть – о Русь! – твоих богатырей,
И рать их нерушимей год от года!
4.Итог урока.(выставка работ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Древнерусские воины-защитники". Урок ИЗО в 4 классе.
Урок ИЗО в 4 классе задачи которого : Узнать, как выглядели и одевались древнерусские дружинники-богатыри на примере репродукций картин известных художников и миниатюр из р...
Презентация "Древнерусские воины-защитники", изобразительное искусство в 4 классе по программе Б.М. Неменского
Раскрывается представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); о вооружении древнерусских воинов-защитников....
Древнерусские воины-защитники
Образ жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); вооружение древнерусских воинов-защитников; произведение А. Мартоса - памятником Минину и Пожарскому; развитие навыков изображения человека, эмоц...
Технологическая карта изучения темы "Древнерусские воины - защитники"
Технологическая карта изучения темы урока "Древнерусские - воины защтники"...
урок ИЗО 4 класс "Древнерусские воины-защитники"
урок ИЗО для 4 класса по ФГОС с УУД...
Тема урока: «Древнерусские воины – защитники»
Тема урока: «Древнерусские воины – защитники»...
Урок ИЗО на тему: "Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов"
Урок ИЗО в 4 классе на тему: "Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов" по учебнику Б.М. Неменского, программа школа России....