Древнерусские воины - защитники.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Рогозина Ирина Викторовна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema1.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Древнерусские воины  - защитники.

Цель: 1.познакомить учащихся с образом древнерусского воина - богатыря, с особенностями его воинских доспехов; познакомить с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников, с миниатюрами в летописях.

2. развивать духовно-нравственную и эмоциональную сферы личности через восприятие и анализ произведений искусства; развивать  графические умения и навыки,   глазомер,   зрительную  память,  мышление, образные  представления,  фантазию,  творческое  воображение, наблюдательность;  

3.   воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, интерес детей к изображению богатырей в русском искусстве, дисциплинированность, настойчивость, стремление  к  выполнению  правильного  и  точного  рисунка,  аккуратность  в  работе с цветными карандашами, самоконтроль на каждом этапе выполнения работы.

Оборудование: презентация.

                                    Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Работа по теме.

1)Вступительная беседа.

-С чем знакомились на прошлом уроке?

-Как называется центр старорусского города?

-Какие здания строили в пределах крепостной стены?

-Какую роль играла крепостная стена? Слайд 1-3

-Кто защищал крепости?(воины) Слайд 4

-Действительно, крепости защищали воины , которые проживали в городах, они служили при дворе князя, который управлял городом. Князь был главным военачальником- воеводой. Слайд 5.В случае нападения врагов на крепость, он сам становился главным командиром над своей ратью.

И по сей день живёт добрая память о русском воине, как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе.

-Образы народных защитников воспевались в особых сказаниях, которые назывались «былины».

-Отгадайте загадку.

Ладно скроен,

 Крепко сшит,

 За землю русскую стоит. (Богатырь)

-Каких сказочных богатырей из русских былин вы знаете?

-Кто напомнит имена самых знаменитых богатырей земли Русской?

Широка ты Русь  по лицу земли!

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-Почему мы Русь называем матерью ?

- Во все времена русские люди любили свою Родину, как маму родную. Во имя любви к родимой сторонушке русские воины могли не задумываясь сложить свою голову на поле битвы с врагом. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Её просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской.   Именно в Древней Руси сложились в русском народе представления о русских богатырях, воспетых в былинах.

- Кто же такие богатыри?

- В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбрец», «удалец».

- Значение слова "богатырь" лучше всего даст словарь

Богатыри (от др.-тюрк. багатур-храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.  Слайд 6

-Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они? Слайд 7

- Да, герои былин - богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек - невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.).

-Какому князю служили Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович?(Князю Владимиру, в городе Киеве) Слайд 8

-В народе про богатырей сложили много пословиц и поговорок.

  • Славна богатырями земля русская.
  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
  • Не тот богатырь , что гири поднимает, а тот, что врага одолевает.
  • Доброе братство дороже богатства.( Это значит, что дружба, братство, единый дух всегда дороже всего на свете, любых материальных благ.)
  • Народа воля – богатырёва доля.( это значит, что богатырь всегда сражался за дело народное.) Слайд 9

-Как понимаете данные поговорки?

2)Познавательная информация.

-Знаете ли вы картины русскиххудожников,на которых изображены древнерусские воины- защитники? 

-Посмотрите репродукции картин,на коиторых художники изобразили этих воинов. Слайд 10

-Какая из этих картин самая знаменитая? («Богатыри») Слайд11

- Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова  «Богатыри». -Может кто-нибудь из вас назовёт мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

 - Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчёркивается значительность образов.

       Илья Муромец – был среди них старший, по преданию сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьём-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.

       Добрыня Никитич – прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.

       Алёша Попович не только силён, но и хитёр, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию героем в знаменитой битве на реке Калке.

Слайд 12

-Рассмотрите эту картину.

-Кто изображён на ней?

- Что вы можете сказать про этого героя?

       Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский.

       Его фигура на картине занимает всё полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развивается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд – неколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. Художник правдиво передаёт все детали воинского убора.

3)Знакомство с воинским снаряжением.

- А как называют все детали одежды и снаряжения богатыря?  (Доспехи).

Давайте посмотрим, во что же одевался богатырь?

- Шлем – головной убор богатыря, защищал его голову. Слайд 13-14

- Кольчуга – имела вид рубашки, её воины одевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец мастера-оружейники около двух лет. Слайды 15-17

- Бармица – тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря. Слайд18

- Наручи – их ковали из стали и защищали руки богатыря.

- Поножи – одевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги.

-А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах?  (Меч, копьё, щит). Слайды 19-24

Игра" Убери лишнее". Слайд 25

-На доске перечислены слова. Удалите те, которые, не имеют отношения к богатырям.

Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый ,смелый, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине.

Вывод: Богатыри все были разные, но качества человеческие у них похожи.

Слайд 26

- А сейчас я хочу обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока: «Богатырская наша сила, сила воли и сила духа».

-Как вы понимаете эти слова?  (Богатырь должен быть не только физически силён, но и у него должна быть большая сила воли).

4)Самоопределение к деятельности.

--Так как вы думаете, кого мы сегодня будем изображать?

-Сформулируйте тему урока.

Слайд 27

-Сегодня на уроке вам надо передать особенности внешнего вида воинов Древней Руси; нарисовать их боевое снаряжение и вооружение. Обратите внимание на выбор колорита рисунка.

5)Объяснение. Слайд 28

-Работаем на листе вертикально расположенном.

1. Вертикальное  расположение  листа.

2. Наметить  лицо и шею богатыря.

3. Показать детали костюма.

4. Прорисовывание черт лица.

5. Окончательное создание образа воина-защитника.

*рисунки детей Слайды 29-33

6)Практическая работа.

7)Анализ работ.

3.Рефлексия.

- А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? Почему?

- Как вы считаете, есть богатыри в наше время?

-  Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

Где их можно встретить? ( Пограничники, пожарники, космонавты, врачи и т.д.)

- Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.

В заключение урока послушайте следующие строки:

Прошли века. Богатырей тех нет,

Но дух свободы в душах наших вечен.

И богатырский мужественный свет –

Неколебим, свободен, бесконечен.

В тайге, в горах, во льдах, среди морей,

На всех постах у мира и свободы,

Не счесть – о Русь! – твоих богатырей,

И рать их нерушимей год от года!

4.Итог урока.(выставка работ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Древнерусские воины-защитники". Урок ИЗО в 4 классе.

Урок ИЗО в 4 классе задачи которого : Узнать, как выглядели и одевались древнерусские дружинники-богатыри на примере репродукций картин известных художников и миниатюр из р...

Презентация "Древнерусские воины-защитники", изобразительное искусство в 4 классе по программе Б.М. Неменского

Раскрывается представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); о вооружении древнерусских воинов-защитников....

Древнерусские воины-защитники

Образ жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); вооружение древнерусских воинов-защитников; произведение А. Мартоса - памятником Минину и Пожарскому; развитие навыков изображения человека, эмоц...

Технологическая карта изучения темы "Древнерусские воины - защитники"

Технологическая карта изучения темы урока "Древнерусские - воины защтники"...

урок ИЗО 4 класс "Древнерусские воины-защитники"

урок ИЗО для 4 класса по ФГОС с УУД...

Тема урока: «Древнерусские воины – защитники»

Тема урока: «Древнерусские воины – защитники»...

Урок ИЗО на тему: "Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов"

Урок ИЗО в 4 классе на тему: "Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов" по учебнику Б.М. Неменского, программа школа России....