Рабочая программа по изобразительному искусству "Начальная школа XXI век", 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству "Начальная школа XXI век", 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по изобразительному искусству "Начальная школа XXI век", 2 класс | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2009). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство». Программа рассчитана на 143 часа, 1 час в неделю (1класс 33 недели, 2-4 классы 34 недели в год)
В авторскую программу изменения не внесены.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи курса «Изобразительное искусство»:
- совершенствовать эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формировать навыки работы с различными художественными материалами.
Методическая основа преподавания предмета:
- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
- подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительного искусства» являются следующие умения:
- проявлять познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;
- анализировать свои переживания и поступки;
- находить общие нравственные категории в культуре разных народов;
сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
- осуществлять само- и взаимопроверку работ;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, на определенном этапе.
Познавательные УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
- отбирать необходимые источники информации;
- анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
- активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
- критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
- участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора, совершенствование эстетического вкуса. Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности.
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
- Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
- Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления – вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
- Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Литература.
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2011.
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2011.
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2011.
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2011.
- Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2011.
- Савенкова, Н.В. Богданова. Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2010.
Календарно – тематическое планирование уроков изо во 2 классе
№ | Тема урока | Кол-во | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата | ||||
план | факт | ||||||||||
1 | Что значит быть художником? Фактура предмета. Учебник с. 6 - 13 | 1 | Открытие нового знания | Снимаем отпечаток с фактуры предмета. Рисование гуашью ковра-самолёта с применением приёма «отпечаток фактуры листа». | Передавать в рисунке фактуру. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Уметь размещать предметы на предметной плоскости. Участвовать в обсуждении итогов практической деятельности. | Просмотр и анализ работ. | |||||
2-3 | Рисуем натюрморт. Рефлекс в изобразительном искусстве. Учебник с. 14 - 17 | 2 | Открытие нового знания | Рисование гуашью натюрморта «Дары осени». | Передавать первый план и второй план в натюрморте, Уметь размещать предметы на предметной плоскости. Передавать рефлекс в натюрморте. Участвовать в обсуждении итогов практической деятельности. | Анализ результатов художественного творчества. | |||||
4 | Что могут рассказать вещи о своём хозяине? Учебник с. 18 - 25 | 1 | Открытие нового знания | Рисование карандашами интерьера комнаты человека, кокой либо профессии. | Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер. | Просмотр и анализ работ. | |||||
5 | Что такое открытое пространство? Учебник с. 26 - 33 | 1 | Открытие нового знания | Понятие об открытом пространстве. Рисование гуашью «Моя улица ранним утром или вечером» (по выбору учащегося). | Наблюдать, замечать и передавать в рисунке изменения цвета, и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Участвовать в обсуждении итогов практической деятельности. | Просмотр и анализ работ. | |||||
6 | Открытое пространство и архитектура. Учебник с. 34 - 37 | 1 | Открытие нового знания | Рисование цветными карандашами в технике графики «Дом и окружающий его мир природы». | Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. Участвовать в обсуждении итогов практической деятельности. | Просмотр и анализ работ. | |||||
7 | Кто создаёт архитектуру? Учебник с. 38 - 47 | 1 | Открытие нового знания | Лепим из пластилина проект детской площадки. | Представлять и рассуждать о роли архитектора. Участвовать в беседах и обсуждениях. Создавать объемный проект детской площадки из пластилина. Участвовать в обсуждении итогов практической деятельности. | Анализ результатов художественного творчества | |||||
8 | Какие бывают виды искусства? Учебник с. 48 - 51 | 1 | Комбинированный | Передача в различных техниках одного из видов искусств. | Иметь представления о видах искусства (музыка, живопись, театр, скульптура…); высказывать свои представления и объяснять их. Передавать любой вид искусства в различной технике. Участвовать в обсуждении итогов практической деятельности. | Просмотр и анализ работ. | |||||
9 | Сочиняем сказку и показываем её как в театре. Учебник с. 52 - 53 | 1 | Комбинированный | Работа с разными материалами «Тростевая кукла». | Создавать тростевую куклу из бумаги и картона. Уметь работать по подсказке (инструкционная карта). Участвовать в обсуждении итогов практической деятельности. | Просмотр и анализ работ. | |||||
10-11 | Какие бывают игрушки? Учебник с. 52 - 59 | 2 | Открытие нового знания | Знакомство с разнообразием народной игрушки. Лепка народной игрушки из глины (пластилина) и роспись игрушки. | Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства. Создавать народную игрушку (лепка из глины или пластилина). Расписывать игрушки, передавая особенности декора определенного народного промысла. Участвовать в обсуждении итогов практической деятельности. | Просмотр и анализ работ. | |||||
12 | Художественно - выразительные средства. О чём говорят на картине цвета? Учебник с. 60 - 71 | 1 | Открытие нового знания | Рисование гуашью «Я из теплой комнаты смотрю на падающий снег», «Мы играем на улице, а в доме уже зажгли огни» | Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение, в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния). Участвовать в обсуждении итогов практической деятельности. | Анализ результатов художественного творчества | |||||
13 | Учимся изображать с натуры. Учебник с. 72 - 73 | 1 | Открытие нового знания | Рисование карандашами предмета с натуры. | Наблюдать, замечать и передавать характерные особенности формы и цвета предмета при изображении его с натуры. Иметь представление о художественных средствах изображения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Анализ результатов художественного творчества | |||||
14 | Портрет. Учебник с. 74 - 79 | 1 | Открытие нового знания | Рисование гуашью – портрет. | Изображать по представлению и по наблюдению человека кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Анализ результатов художественного творчества | |||||
15 | Такие разные маски. Учебник с. 80 - 83 | 1 | Открытие нового знания | Работа с разными материалами «Карнавальная маска». | Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и материалов от содержания и замысла. Работать по представлению и воображению. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ. | |||||
16 | Графическое изображение. Учебник с. 84 - 87 | 1 | Открытие нового знания | Рисование графическими материалами «Иллюстрация к любимой сказке». | Иметь представление о композиционном центре. Создавать изображение графическими материалами. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ. | |||||
17 | Контраст. Учебник с. 88 – 90 | 1 | Открытие нового знания | Рисование гуашью «Планета чёрного и белого цвета» | Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ. | |||||
18 | Пятно. Учебник с. 91 | 1 | Открытие нового знания | Рисование акварелью «Небо». | Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе. | Просмотр и анализ работ | |||||
19 | Тон. Учебник с. 92 – 93 | 1 | Комбинированный | Работа гуашью по замыслу учащегося «Работа в светлых или тёмных тонах». | Уметь импровизировать в цвете, линии, пятне на основе восприятия музыки, поэтического слова. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ | |||||
20 | Штрих. Учебник с. 94 – 95 | 1 | Комбинированный | Работа цветными карандашами «Музыкальный отрывок в штрихе», «Передача образа через штрих». | Уметь импровизировать в штрихе. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ | |||||
21 | Набросок. Учебник с. 96 - 99 | 1 | Комбинированный | Работа цветными карандашами, этюд. | Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ | |||||
22 | Придаём бумаге объём. Учебник с. 100 – 101 | 1 | Открытие нового знания | Работа с бумагой «Объёмная аппликация дерева» | Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы. | Просмотр и анализ работ | |||||
23 | Пейзаж. Учебник с. 102 - 105 | 1 | Открытие нового знания | Рисование акварелью «Пейзаж». | Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ | |||||
24 | Работаем в смешанной технике. Учебник с. 106 - 107 | 1 | Открытие нового знания | Рисование акварелью «Весенний пейзаж». | Выполнять работы в акварели и акварельных карандашах. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ | |||||
25 | Животные в произведениях художников. Учебник с. 108 – 115 | 1 | Открытие нового знания | Рисование животных по выбору учащихся. | Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, слова, художественного движения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ | |||||
26 | Сюжет. Учебник с. 116 - 121 | 1 | Комбинированный | Лепка из пластилина сюжетной композиции «Человек и животные». | Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Выполнять сюжетную композицию из пластилина. | Просмотр и анализ работ | |||||
27 | Удивительный мир растений. Учебник с. 122 - 123 | 1 | Открытие нового знания | Рисование карандашами «Букет цветов в вазе». | Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ | |||||
28 | Человек учится у природы. Учебник с. 124 - 125 | 1 | Открытие нового знания | Выполнение рисунка | Уметь наблюдать и замечать, чему человек учится у природы. Наблюдать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ | |||||
29 | Природные формы в архитектуре. Учебник с. 126 - 127 | 1 | Открытие нового знания | Лепка из пластилина с использование различных материалов «Сказочный дворец». | Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Отображать в объемной работе свои наблюдения за природой. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ | |||||
30 | Собираем коллекцию камней. Учебник с. 128 - 133 | 1 | Комбинированный | Украшение камня рисунком. Придумывание сказок о камне. | Наблюдать, какие узоры создает природа. Создавать рисунок на предмете, учитывая его форму. Придумывать сказки про созданные изображения. | Просмотр и анализ работ | |||||
31 | Симметрия в природе и искусстве. Учебник с. 134 - 137 | 1 | Открытие нового знания | Аппликация из бумаги. | Иметь представления о симметрии в природе и изобразительном искусстве. Высказывать свои представления и объяснять их. Осваивать приемы симметричного вырезывания. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ | |||||
32 | Орнамент. Учебник с. 138 - 139 | 1 | Открытие нового знания | Создание орнамента в геометрической форме. | Иметь представления об орнаменте, видах орнамента. Создавать орнамент, учитывая форму предмета. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ | |||||
33 | Слушаем и наблюдаем ритм. Учебник с. 140 - 143 | 1 | Комбинированный | Изображение ритмичных узоров. | Иметь представления о ритме в изобразительном искусстве. Осваивать приемы декоративного рисования. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ | |||||
34 | Смотри на мир широко открытыми глазами. Учебник с. 144 – 145 | 1 | Комбинированный | Рисование «Летние зарисовки». | Наблюдать и эмоционально оценивать произведения искусства. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве. Уметь передавать в рисунке свои впечатления. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. | Просмотр и анализ работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2-6 классов школы I вида
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2-6 классов начального общего, основного общего образования специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида разработана на ос...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 класса по УМК "Начальная школа 21 век".
Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второгопоколения и н...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс
Рабочая программа с оставлена на основе авторской программы по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100" 3 класс
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.2. Воспитание в детях эстетического чувства.3. Получение у...
Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»3-5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...