Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе по теме «Посуда в твоём доме»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Сорокина Евгения Валерьевна

Программа Б.М.Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_v_tvoyom_dome_2.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: изобразительное искусство

           Класс: 3 класс

          Тип урока: урок открытия  нового  знания

           Вид урока: урок - творческая мастерская

          Дата проведения: сентябрь

 «Посуда в твоём  доме»

Тема

«Посуда в твоём  доме»

Цели

- учить навыкам свободной  работы кистью;

- учить определять  и формулировать тему и цели урока;

- развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной, групповой работе;

- активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и    представления;

- воспитывать аккуратность в работе, интерес к оформительской деятельности                                                                                                                                                                                                                  

Основные понятия

посуда, сервиз

Ресурсы:

- дополнительные

- презентация;

- Ожегов С.И. и  Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук, институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное.- М.: ООО    "А  ТЕМП", 2010.- 874 с.   (на каждой парте);

- альбомный лист, клей, ножницы, простой карандаш, гуашь или акварельные краски;

 - конверты с иллюстрациями с заданиями для групп ;

-  задание для работы  в  паре ;

- план работы

Формы работы

фронтальная, парная, групповая

Этапы  урока

Ход урока

I. Организационный

момент

-Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

II. Актуализация знаний  

- Прочитайте слова русского  художника  Бориса  Михайловича Неменского.

«Создание каждой вещи – это большая работа.

Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,

как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».

- Как  понимаете эти слова?

- У каждого в доме есть предметы, над которыми трудились художники. Назовите их.

- В работе художника всегда участвуют Братья-Мастера. Давайте понаблюдаем за их работой.

- Первый брат, Мастер Изображения, наблюдает и помогает увидеть природный мотив. (изображения на слайдах)

- Второй брат, Мастер Постройки, помогает создать форму.

- А затем и третий брат, Мастер Украшения, придумывает узор и  заканчивает создание вещи.

-Братья -Мастера всегда работают вместе.

III.  Формулирование темы и целей урока

- Сегодня я приглашаю вас  творческую мастерскую Братьев-Мастеров.  

- Но сначала вспомним сказку К.И.Чуковского "Федорино горе". (изображения на слайдах)

- Какая беда случилась у Федоры? По какой причине?

- Как считаете, можно ли обойтись без посуды?

- Определите тему урока.

- Тема урока: «Посуда у тебя дома».

- Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

1. Учиться рисовать…

2. Развивать…

3. Воспитывать…

IV. Открытие нового знания

-У всех дома есть разная посуда.

-Уточним значение этого слова.

Работа с толковым  словарём.

Посуда - хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов.

Это обобщённое название предметов быта, предназначенных для приготовления, приёма и хранения пищи. Слово "посуда" произошло от древнерусского «судъ», обозначающего сосуд, посуда. С самого начала своего существования человечество использовало те или иные виды посуды.

Задание.

- Откройте конверты с иллюстрациями и разделите предметы посуды на группы. 

- Работать будем в группах. Повторим правила групповой работы.

Правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Проверка.

1 группа.

- По какому признаку разделили предметы посуды? (  современная и созданная предками)

-История возникновения посуды берет свое начало еще в те давние времена, когда первая утварь изготавливалась  из дерева, так как этот материал был наиболее доступен и легко подвергался  обработке было есть, называли "судно". А то, из чего можно было пить, называли "сосуд".

- Пищу варили в горшках, в горшках же подавали на стол. Ели из глиняных, а чаще деревянных мисок.  Для кваса, молока и масла пользовались кувшинами. Ковшички для питья имели ладьевидную  форму.  Ручки   ковшей  делались  в виде головы коня или утки. Ковши  щедро  украшались  резьбой  или  росписью. Ковши, имеющие форму  утки,  так  и  назывались  ковши-утицы.  Из дерева вырезали и красивые солонки  в  виде   коней  и  птиц, и, конечно,  ложки, на ручках которых были начертаны поговорки. Затем посуду стали делать из глины.

2 группа.

- Что обнаружили вы?

- Посуду изготавливают из разных материалов.  Бывает металлическая посуда: алюминиевая,  чугунная, серебряная и даже золотая. Перед    вами предметы царской  посуды, выполненной из золота.  Очень причудливы вазы из стекла. Их выдувает из большой капли раскалённого стекла художник-стеклодув.    Народная деревянная посуда очень красива, и теперь мы, любуясь, украшаем ею дома.

Также посуду делают из пластмассы.

3 группа.

-Как выполнили задание?

- Чем повседневная посуда отличается от праздничной?

- Праздничная посуда тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, её детали более сложные, украшения богатые и разнообразные. Повседневная посуда проще по форме и менее украшена, но более прочная.

4 группа.

-Что  интересного узнали  вы?

- А кто из вас знает, как называется набор посуды?

-Я соберу всю посуду, которая перед вами и скажу, что это сервиз. Буду ли я права?

-Уточним значение этого слова.

Работа с толковым  словарём.

Сервиз – от французского слова, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения. 

- Догадайтесь,  какие  бывают сервизы по назначению. (изображения на слайдах)

Проверка.

- Сервизы бывают столовые, чайные и кофейные.

- Знаете ли вы, как изготавливают посуду?
- В создании посуды огромную роль играет художник: он конструирует посуду и украшает её, делает опытный образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают её повторение – массовое производство. Но бывает посуда и в одном экземпляре – авторская выставочная работа. Зависимость формы и декора обусловлены назначением посуды: повседневной, праздничной, детской или взрослой.
Большое значение имеет материал, из которого сделана посуда. Посуда может быть весёлой, торжественной или безразличной, скучной. Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной.
Декором посуды может быть роспись или переводные картинки. Изображение на посуду наносится конвейерным способом или вручную. К ручной работе относится и русская роспись – Гжель. (
изображения на слайдах)

Эти предметы узнаваемы по синей росписи на белоснежном фоне. Как оперение Жар-птицы вспыхивают предметы золотой Хохломы. (изображения на слайдах)

Физминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

V. Практическая работа

Задание.

- Сегодня Братья -Мастера дают своим подмастерьям трудное задание: создать сервиз. Работать будете в группе- сначала каждый член группы нарисует свой предмет посуды и раскрасит, затем вырежет и приклеит на лист бумаги. Но прежде чем начать работу, давайте восстановим  план работы.

Самостоятельная работа.

  Выставка работ.

- Расскажите о своих сервизах.

- Какая красивая посуда, здесь поработали настоящие мастера!

V. Итог урока

 - Чему научились?

- Что нового узнали?

VI. Рефлексия

 - В конце урока мы с вами поиграем , подведя итог.

- Мы построим башню из слов, которые относятся к теме нашего урока:

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Например:

Посуда.

Праздничная , изящная.

Продумать, нарисовать, договориться.

Получилась красивая посуда.

Утварь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" .

Презентация к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" в соответствии с методической разработкой, в которой представлены цели и задачи урок...

Конспект урока изобразительного искусства на тему "Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве дома" 4 класс "ПНШ"

Цель: используя единый шаблон, выполнить эскиз женской фигуры в народном костюме.Планируемые результаты:личностные:      - понимание красоты народных изделий, их места в совре...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по теме "Ковёр для нашего дома"

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по теме "Ковёр для нашего дома"...

Конспект урока изобразительного искусства «Посуда у тебя дома» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей учащихся в процессе выполнения росписи; знакомство детей с разнообразием росписей, русским промыслом, техникой выполнения хо...

Конспект урока Изобразительного искусства "Сопереживание - великая тема искусства", 4 класс

Цель урока: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей; знакомство с картинами художников, писавших про несчастье, несправедливость нашего мира людейЗадачи урока...

Конспект урока изобразительного искусства: «Знакомимся с Мастером Постройки. Дома бывают разные», 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель деятельности учителя: знакомство с Мастером Постройки, с архитектурой и элементами дома; обучение выполнению аппликации домика.Задачи урока: Ди...