Конспект образовательной ситуации «Тайны планетария» для старшего дошкольного возраста
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему
В ходе образовательной ситуации повышается познавательная активность детей через экспериментальную деятельность с изобразительными средствами, формируется опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, умение обобщать, анализировать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel_goda_nod.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной ситуации
для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Тема: «Тайны планетария»
Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие (знакомство нетрадиционной технике рисования – граттаж и формированию целостного представления о мире)
Образовательные задачи:
- Учить новому способу получения изображения – граттаж (способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом.)
- Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, умение обобщать, анализировать, делать выводы.
- Дать представление о планетарии.
- Актуализировать знания детей по теме «Космос».
Развивающие задачи:
- Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение получать чёткий контур изображаемых объектов, прилагая усилия в нажимании на изобразительный инструмент (заострённая деревянная палочка.)
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование и дидактические материалы: проектор, экран, ноутбук, учебная доска, дидактическая игра «Подбери созвездие», картинка с изображением космоса , альбомные листы с подготовленной заранее основой под граттаж, заострённые палочки (по количеству детей)
Ход образовательной ситуации:
- Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие, но для того, чтобы узнать, куда мы отправимся, посмотрите на картинку (Дети рассматривают картинку с изображением звездного неба.)
-Вы догадались, что это за место? (ответы детей)
-Мы с вами не можем пока отправиться в путешествие в космос, но мы можем пойти на экскурсию в планетарий. Хотите?
- Как вы думаете, что такое планетарий и что там можно увидеть? (ответы детей)
- Сейчас я позвоню в планетарий и спрошу, когда можно прийти на экскурсию (Воспитатель беседует по телефону) - Мне сказали, что в планетарии происходят странные вещи, сотрудники приготовили выставку картин о космосе, но изображения с этих картин таинственным образом исчезли. Я предлагаю вам отправиться туда и все выяснить. Согласны? Мне бы очень хотелось, чтобы выставка состоялась. А вы могли бы помочь сотрудникам, и нарисовать картины. Хотите? Сможете сделать? - А как можно добраться до планетария? (ответы детей) А как одним словом это назвать?
- Актуализация знаний
Дидактические задачи: актуализировать знаний детей по теме «Космос». Сформировать у детей представление о планетарии.
1 слайд. Здание планетария.
-Вот и планетарий. Планетарии — научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами. Обычно демонстрация сопровождается лекциями по астрономии, космонавтике и наукам о Земле.
Давайте совершим по экскурсию по нему.
2 слайд Звездное небо - На купол, с помощью аппарата проецируют звездное небо. Это позволяет нам с вами рассмотреть планеты и звезды, изучить их.
-Ребята, что находится в космическом пространстве? (ответы детей)
-А вы знаете, сколько планет в солнечной системе? Можете их назвать? (ответы детей)
3 слайд. Планеты солнечной системы.
Как вы думаете, какими они кажутся с земли? Почему мы видим их маленькими? (ответы детей)
4 слайд. Созвездия.
Под созвездиями понимаются случайные группы звезд. Во времена древних цивилизаций они представлялись людям как некие рисунки на ночном небосводе. Созвездиям присвоили названия или людей, или животных, имевших какое-либо хотя приблизительное сходство с ними.
Давайте попробуем угадать созвездие и соединить его линиями с нужной картинкой
Дидактическая игра «Подбери созвездие» (каждый ребенок делает самостоятельно, потом проверяет по образцу)
5 слайд. Космонавты.
-Как называются люди, которые летают в космос? На чем летают? Кто был первым космонавтом? (ответы детей) А какими качествами должен обладать космонавт? (ответы детей)
- А чтобы быть сильными, выносливыми надо заниматься спортом. Согласны? Тогда я предлагаю нашим ребятам сделать разминку.
Физкультминутка.
Не зевай по сторонам Ты сегодня космонавт. Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким. Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись, Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернитесь, Ног ладонями коснитесь. Сели-встали, сели-встали. Вы, надеюсь не устали.
3. Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи: сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины, создать ситуацию для ознакомления детей с новым способом рисования - граттаж.
-Ощутить себя космонавтом, вышедшим в открытый космос – это классно.
(Дети и воспитатель подходят к столам, на которых лежит тонированная бумага в рамках)
-Ребята, а вот и картины для выставки. Как вы думаете, что на них было изображено (ответы детей), а куда пропали рисунки (ответы детей). А что можно сделать, чтобы на них снова было изображение звездного неба. Как это сделать (ответы детей) Что для этого необходимо? Чем мы можем рисовать на бумаге? Но на столах нет никаких изобразительных материалов. Как мы можем нарисовать звездное небо? (ответы детей)
-Смогли нарисовать картинки? Почему не смогли? У детей возникает затруднение
4. Открытие нового знания и способа действия.
Дидактические задачи: познакомить детей с новым способом получения изображения – граттаж (способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом.).
- А если вы чего-то не знаете, что нужно сделать? Можно спросить у того кто знает, или узнать из книги, или интернета. Я знаю способ, как нарисовать звездное небо, но мне понадобятся вот такие деревянные палочки. Как вы думаете зачем? (ответы детей) Если дети догадаются сами как рисовать с помощью палочек, то предложить им попробовать как это сделать.
- Рисовать вы сегодня будете необычным способом. Называется этот способ – граттаж, что в переводе с французского языка означает – скрести, царапать. Вот и вы сегодня, используя только деревянные палочки, будем процарапывать свой рисунок. Воспитатель показывает, как это нужно делать (с комментированием своих действий.)
Сначала надо продумать содержание рисунка, расположение на листе изображаемых объектов. Выделить главные и второстепенные элементы рисунка. После этого острым концом деревянной палочкой на листе наносится контур рисунка, иногда требуется с усилием нажимать на палочку, чтобы было видно изображение.
Когда рисунок нанесён, с помощью палочки процарапываем линии до белого картона. Техник процарапывания много: штрихи, вычищенные куски.
Я использовала самый простой вариант – процарапывание линий.
Когда будете рисовать, у вас появятся черные крошки, их надо аккуратно стряхнуть салфеткой с вашей работы на стол. Чтобы изображаемые объекты казались объёмными, необходимо полностью процарапывать поверхность внутри контура.
(После воспитатель ещё раз просит детей проговорить алгоритм работы по технике граттаж.)
5. Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи: совершенствовать навыки детей в применении основных приёмов рисования в технике граттаж, развивать фантазию, воображение, творческие способности; способствовать развитию эстетического вкуса; учить получать радость от сделанного своими руками.
Хотите создать свою собственную картину звездного неба в технике граттаж? Давайте попробуем, но сначала обдумайте сюжет вашего рисунка.
Пока вы обдумываете свою работу, я напомню о технике безопасности. Работать надо аккуратно, чтобы не уколоться самому и не задеть сидящих рядом.
(Дети самостоятельно выбирают композицию, рисуют в технике - граттаж. Во время рисования звучит музыка.).
-Мы смогли помочь сотрудникам, вернуть изображения на картины, а догадались куда пропали рисунки, где они прятались (под черной краской). Сотрудники планетария благодарят вас за помощь, предлагает взять работы с собой в группу и организовать выставку там. А нам пора возвращаться в детский сад.
6. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
- Где мы сегодня были? Что было интересного, о чем вы могли рассказать родителям и друзьям? Как получились у вас такие красивые рисунки? Какие знания помогли выполнить рисунки? (мы познакомились с новым способом изображения – процарапыванием по листу острым предметом.)
- А как называется этот способ? (граттаж)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изо для детей старшего дошкольного возраста «Помечтаем о лете».
штриховка простым карандашом и «рисование» ластиком...
Образовательный проект «Организация предшкольной подготовки для детей старшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ»
Проблема: Недостаточный уровень общего развития детей предшклоьного возраста не посещающих ДОУ. Задачи: Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творче...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ( старший дошкольный возраст) " Лето - красное "
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ( старший дошкольный возраст) " Лето - красное "...
Экспресс-диагностика:"Комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1 классов образовательных учреждений".
Материалы для проведения обследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1 классов....
Конспект Занятие по аппликации для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Лесная поляна»
КонспектЗанятие по аппликации для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Лесная поляна»...
Дистанционное обучение. Презентация диагностической программы: "Экспресс-диагностика: Комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-х классов образовательных учреждений.
В данной диагностической программе соединены обследования речевых и психических функций, что дает ускорение процесса обследования, удобство использования как логопедами, так и учителями начальны...
Конспект ООД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Дети и деньги.»
Конспект ООД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Дети и деньги.»...