Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "ИЗО"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Шагундокова Данна Муратовна

Рабочая программа и КТП разработаны на основе примерной АООП для учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_izo_1_klass.docx35.94 КБ
Файл ktp_izo_1_klass.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по  предмету «Изобразительное искусство»

Уровень- адаптированный

Класс-1

Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час;

Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы школы, утвержденной на педагогическом совете школы №__ от ________

Содержание программы:

1.Перечень нормативных документов

2.Пояснительная записка

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

5.Содержание учебного предмета

6.Система оценки достижения планируемых результатов

7.Содержание обучения

8.Описание материально-технического обеспечения образовательной        деятельности

Уровень программы - адаптированный.

Адаптированная рабочая программа составлена на основе  Федерального Государственного Образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и частично реализует авторскую программу под редакцией В.В.Воронковой

1. Перечень нормативных документов

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостьюинтеллектуальными нарушениями приказ №1599 от 19.12.14.;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа школы

-Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2013 г.

2. Пояснительная записка

                    Целью данной программы является:

•        оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;

•        способствовать формированию личности ребенка;

•        воспитание положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

                    На уроках  по изобразительному искусству ставятся  следующие основные задачи:

•        способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

•        находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

•        содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

•        ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

•        исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

•        дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

•        знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

•        развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет Изобразительное искусство входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа Изобразительное искусство реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Предмет

Часов в

нед.

I

четверть

II

четверть

I

полуг.

III

четверть

IV

четверть

II

полуг.

Год

Изобразительное искусство

1

8

7

15

10

8

18

33

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Достаточный уровень овладения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

  • свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
  • использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
  • рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
  • понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;
  • различать и знать названия цветов;
  • узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Достаточный уровень:

  • использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения;
  • рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
  • различать и знать названия основных цветов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач.

Базовые учебные действия формируемые в процессе освоения программы:

1. Личностные учебные действия.

1.1 Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, а также как члена семьи, одноклассника, друга.

         1.3Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

         1.6 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

2. Коммуникативные учебные действия (умения)

2.1 Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик  – класс, учитель − класс).

2.2 Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

2.3 Умение обращаться за помощью и принимать помощь.

2.4. Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

2.6.Умение  конструктивно взаимодействовать с людьми.

2.8. Развитие способности доброжелательно относиться, сопереживать другим людям.

3. Регулятивные учебные действия (умения)

3.1 Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.). (комментарий – усвоение и использование норм поведения.).

3.2 Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе (комментарий – принятие цели и действие по плану).

3.3 Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников (комментарий – действия контроля и оценки).

3.4 Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов (комментарий – действовать по предложенному образцу, алгоритму;  принимать и использовать критерии оценки своей деятельности и осуществлять ее коррекцию).

4. Познавательные учебные действия (умения)

4.1 Умения выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

4.2 Умения устанавливать видо-родовые отношения предметов.

4.3 Умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

4.5 Умение наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

4.6 Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

5.Содержание учебного предмета.

Подготовительные упражнения (7 ч.)

      Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.

      Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.

      Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.

      Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

Декоративное рисование (9 ч.)

      Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

Рисование с натуры (8 ч.)

      Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

Рисование на темы (9 ч.)

      Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

6. Система оценки достижения планируемых результатов.

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата  по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

В первом классе действует безотметочная система обучения.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике  развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:

ОД – отсутствие динамики или регресс.

ДМ1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

МД – минимальная динамика.

СД – средняя динамика.

ВД – выраженная динамика.

ПО – полное освоение действия.

7.Содержание обучения

1 КЛАСС

     Содержание программы основано на выше указанной примерной АООП 1вариант 1класса и включает следующие разделы:

      1.  Подготовительные упражнения

      2.  Декоративное рисование

      3.  Рисование с натуры

      4.  Рисование на темы

Сетка часов.

Тема

Кол-во часов

1

Подготовительные упражнения

7

2

Декоративное рисование

9

3

Рисование с натуры

8

4

Рисование на темы

9

                                                 Общее количество за год

33

Содержание обучения

I четверть – 8  ч

1.Подготовительные упражнения –  7 часов

- различение предметов по форме и цвету

- рисование прямых, дугообразных, замкнутых линий

- рисование предметов разной величины

- рисование знакомых предметов по опорным точкам

2. Рисование с натуры

- рисование с натуры игрушки – 1 час.

II четверть – 7 часов

1. Декоративное рисование- 3 часа

- Составление и рисование узора в полосе для закладки

- Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам

-  Аппликация с дорисованием  «Неваляшка»

2. Рисование с натуры - 3 часа

- Рисование предметов, состоящих из нескольких частей.

- Рисование несложных по форме елочных игрушек

- Рисование с натуры зимних вещей

3. Рисование на темы - 1 час

-Рисование на тему «Снеговик». Беседа о красоте зимней природы.

III четверть – 10 часов

1. Рисование на темы -6 часов

- Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»

- Беседа на тему: «Дымковские узоры».

- Рисунок к сказке «Колобок»

- Беседа: «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве».

- Рисование по замыслу «Что бывает квадратное?»

- Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

2. Рисование с натуры-2 час

- Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

3. Декоративное рисование -2 часа

- Декоративное рисование узора в круге

- Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

IV четверть –8 часов

1. Рисование на темы -2 часа

-  Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок».

-  Тематический рисунок «Лето».

2. Рисование с натуры -2 часа

- Рисование с натуры праздничного флажка.

- Рисование с натуры «Груша и яблоко».

3. Декоративное рисование -4 часа

- Геометрический узор в полосе из кругов

- Геометрический узор в полосе из треугольников

- Рисование с помощью опорных точек «Кораблик на воде».

- Рисование с помощью опорных точек «Флажки на веревочке».

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

1. Печатные пособия

- Иллюстрации к детским книгам и сказкам.

- Иллюстраций картинС. Григорьева,Н. Жукова, Л. Кербель, А. Куинджи,И. Левитана,А. Пахомова, В. Поленова, А. Саврасова,А. Пластова, В. Сигорского,, К. Юона, Т. Яблонскойи др.

- Иллюстрации изделий мастеров декоративно-прикладного искусства:«Золотая хохлома», «Дымковские узоры», «Городецкая роспись», «Гжель», «Полхов-майданская роспись»,«Богородская игрушка»,вышивка, кружево, резьба по дереву, керамикапечатные пособия (учебники указываются с теми годами издания, которые имеются в школьной библиотеке и будут выданы обучающимся для освоения тем и разделов рабочей программы по учебному предмету);

2. Технические средства обучения (средства ИКТ);

3. Натуральные объекты:

- демонстрационные пособия;

- натуральный фонд.



Предварительный просмотр:

Дата

№ урока

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

БУД

Средства обучения

Формы контроля

Предметные

Личностные

Пред

Факт

I четверть

001.09

1

Различение предметов по форме и цвету

1

Уметь рисовать на одном листе предметы разной формы величины и окраски (после наблюдения и показа учителем).

Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности

 08.09

2

Рисование прямых линий в различных направлениях

1

Уметь рисовать забор, столбы, уметь рисовать шахматную доску

Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности.

 15.09

3

Рисование дугообразных линий

1

Уметь рисовать цветные дорожки, веревочки

Умение слушать учителя, принимать его помощь

 22.09

4

Рисование замкнутых круговых линий

1

Уметь рисовать разноцветные клубки ниток, воздушные шарики

Умение слушать учителя, принимать его помощь

 29.09

5

Рисование предметов разной величины

1

Уметь рисовать предметы разной величины

Умение слушать учителя, принимать его помощь

 06.10

6

Рисование по опорным точкам знакомых предметов

1

Уметь рисовать дом

Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

 13.10

7

Рисование по опорным точкам знакомых предметов

1

Уметь рисовать гриб

Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

 20.10

8

Рисование несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей

1

Формирование графических представлений

Умение отвечать на отдельные вопросы.

  27.10

9

Рисование с натуры  игрушки – светофора.

1

Умение рисовать предмет с опорой на образец

Умение отвечать на отдельные вопросы.

Итого за четверть

9

II четверть

 10.11

10

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам

1

Развитие концентрации внимания

Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей.

 17.11

11

Аппликация с дорисованием  «Неваляшка»

1

Рисование кругов разных по размеру

Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

 24.11

12

Рисование предметов, состоящих из нескольких частей.

1

Развитие концентрации внимания

Умение анализовать

 01.12

13

Составление и рисование узора в полосе для закладки.

1

Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики.

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей.

 08.12

14

Рисование на тему «Снеговик». Беседа о красоте зимней природы.

1

Рисование кругов разных по размеру

Умение слушать учителя

 15.12

15

Рисование несложных по форме елочных игрушек

1

Развитие пространственной ориентации.

Формирова-ние графи-ческих пред-ставлений

Умение слушать  учителя

 22.12

16

Рисование с натуры зимних вещей

Развитие наглядно-образного мышления

Умение сравнивать

Итого за четверть

7

III четверть

 12.01

17

Декоративное рисование узора в круге

1

Развитие наглядно-образного мышления

Умение слушать учителя

1 19.01

18

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

1

Развитие наглядно-образного мышления

Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

 26.01

19

 Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»

1

Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики.

Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

 02.02

20

Беседа на тему: «Дымковские узоры».

1

Развитие наглядно-образного мышления

Умение анализировать

 09.02

21

Рисунок к сказке «Колобок»

1

Развитие наглядно-образного мышления

Умение анализировать

 23.02

22

Рисование по замыслу «Что бывает квадратное?»

1

Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики.

Передача в рисунке основной формы предметов.

Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

 02.03

23

.Беседа: « Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве».

1

Развитие наглядно-образного мышления

Умение выполнять задание соглас но заданному образцу

 09.03

24

 Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

1

Развитие наглядно-образного мышления

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей.

 16.03

25

Декоративное рисование. Узор в круге.

1

Формирование графических представлений

Умение анализировать

 23.03

26

Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

1

Формирование графических представлений

Умение выполнять задание соглас но заданному образцу

Итого за четверть

10

III четверть

 06.04

27

Геометрический узор в полосе из кругов

1

Формирование графических представлений

Умение анализировать

 13.04

28

Геометрический узор в полосе из треугольников

1

Формирование графических представлений

Умение анализировать

 20.04

29

Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок».

1

Развитие наглядно-образного мышления

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей.

 27.04

30

Рисование с помощью опорных точек «Кораблик на воде».

1

Формирование графических представлений

Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

 04.05

31

Рисование с помощью опорных точек «Флажки на веревочке».

1

Формирование графических представлений

Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

1 11.05

32

Рисование с натуры «Груша и яблоко».

1

Передача в рисунке основной формы предметов.

Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи.

 18.05

33

Тематический рисунок «Лето».

1

Развитие наглядно-образного мыления

Умение анализировать

Итого за четверть

7

Итого за год

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г.

В данном материале представлена рабочая программа по математике и календарно тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г., 5 часов в неделю ...

Программа "Начальная школа XXI века». Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 4 классе.

Папка содержит рабочие программы и календарно-тематическое планирование в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»  Пояснительная записка.Рабочая программа курса...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС

Данные рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС включают планируемые результаты  и различные формы к...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...