Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "ИЗО"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Рабочая программа и КТП разработаны на основе примерной АООП для учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_1_klass.docx | 35.94 КБ |
ktp_izo_1_klass.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
Уровень- адаптированный
Класс-1
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час;
Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы школы, утвержденной на педагогическом совете школы №__ от ________
Содержание программы:
1.Перечень нормативных документов
2.Пояснительная записка
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
5.Содержание учебного предмета
6.Система оценки достижения планируемых результатов
7.Содержание обучения
8.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Уровень программы - адаптированный.
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и частично реализует авторскую программу под редакцией В.В.Воронковой
1. Перечень нормативных документов
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостьюинтеллектуальными нарушениями приказ №1599 от 19.12.14.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа школы
-Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: «Просвещение», 2013 г.
2. Пояснительная записка
Целью данной программы является:
• оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
• способствовать формированию личности ребенка;
• воспитание положительных навыков и привычек.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
На уроках по изобразительному искусству ставятся следующие основные задачи:
• способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
• находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
• содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
• ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
• исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
• дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
• знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
• развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет Изобразительное искусство входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа Изобразительное искусство реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Предмет | Часов в нед. | I четверть | II четверть | I полуг. | III четверть | IV четверть | II полуг. | Год |
Изобразительное искусство | 1 | 8 | 7 | 15 | 10 | 8 | 18 | 33 |
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Достаточный уровень овладения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Достаточный уровень:
- использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- различать и знать названия основных цветов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач.
Базовые учебные действия формируемые в процессе освоения программы:
1. Личностные учебные действия.
1.1 Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, а также как члена семьи, одноклассника, друга.
1.3Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
1.6 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
2. Коммуникативные учебные действия (умения)
2.1 Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель − класс).
2.2 Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
2.3 Умение обращаться за помощью и принимать помощь.
2.4. Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
2.6.Умение конструктивно взаимодействовать с людьми.
2.8. Развитие способности доброжелательно относиться, сопереживать другим людям.
3. Регулятивные учебные действия (умения)
3.1 Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.). (комментарий – усвоение и использование норм поведения.).
3.2 Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе (комментарий – принятие цели и действие по плану).
3.3 Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников (комментарий – действия контроля и оценки).
3.4 Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов (комментарий – действовать по предложенному образцу, алгоритму; принимать и использовать критерии оценки своей деятельности и осуществлять ее коррекцию).
4. Познавательные учебные действия (умения)
4.1 Умения выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
4.2 Умения устанавливать видо-родовые отношения предметов.
4.3 Умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
4.5 Умение наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
4.6 Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
5.Содержание учебного предмета.
Подготовительные упражнения (7 ч.)
Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.
Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.
Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.
Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
Декоративное рисование (9 ч.)
Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
Рисование с натуры (8 ч.)
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
Рисование на темы (9 ч.)
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.
6. Система оценки достижения планируемых результатов.
Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
В первом классе действует безотметочная система обучения.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:
ОД – отсутствие динамики или регресс.
ДМ1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
МД – минимальная динамика.
СД – средняя динамика.
ВД – выраженная динамика.
ПО – полное освоение действия.
7.Содержание обучения
1 КЛАСС
Содержание программы основано на выше указанной примерной АООП 1вариант 1класса и включает следующие разделы:
1. Подготовительные упражнения
2. Декоративное рисование
3. Рисование с натуры
4. Рисование на темы
Сетка часов.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Подготовительные упражнения | 7 |
2 | Декоративное рисование | 9 |
3 | Рисование с натуры | 8 |
4 | Рисование на темы | 9 |
Общее количество за год | 33 |
Содержание обучения
I четверть – 8 ч
1.Подготовительные упражнения – 7 часов
- различение предметов по форме и цвету
- рисование прямых, дугообразных, замкнутых линий
- рисование предметов разной величины
- рисование знакомых предметов по опорным точкам
2. Рисование с натуры
- рисование с натуры игрушки – 1 час.
II четверть – 7 часов
1. Декоративное рисование- 3 часа
- Составление и рисование узора в полосе для закладки
- Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам
- Аппликация с дорисованием «Неваляшка»
2. Рисование с натуры - 3 часа
- Рисование предметов, состоящих из нескольких частей.
- Рисование несложных по форме елочных игрушек
- Рисование с натуры зимних вещей
3. Рисование на темы - 1 час
-Рисование на тему «Снеговик». Беседа о красоте зимней природы.
III четверть – 10 часов
1. Рисование на темы -6 часов
- Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»
- Беседа на тему: «Дымковские узоры».
- Рисунок к сказке «Колобок»
- Беседа: «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве».
- Рисование по замыслу «Что бывает квадратное?»
- Тематический рисунок «Я ракету нарисую».
2. Рисование с натуры-2 час
- Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
3. Декоративное рисование -2 часа
- Декоративное рисование узора в круге
- Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.
IV четверть –8 часов
1. Рисование на темы -2 часа
- Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок».
- Тематический рисунок «Лето».
2. Рисование с натуры -2 часа
- Рисование с натуры праздничного флажка.
- Рисование с натуры «Груша и яблоко».
3. Декоративное рисование -4 часа
- Геометрический узор в полосе из кругов
- Геометрический узор в полосе из треугольников
- Рисование с помощью опорных точек «Кораблик на воде».
- Рисование с помощью опорных точек «Флажки на веревочке».
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:
1. Печатные пособия
- Иллюстрации к детским книгам и сказкам.
- Иллюстраций картинС. Григорьева,Н. Жукова, Л. Кербель, А. Куинджи,И. Левитана,А. Пахомова, В. Поленова, А. Саврасова,А. Пластова, В. Сигорского,, К. Юона, Т. Яблонскойи др.
- Иллюстрации изделий мастеров декоративно-прикладного искусства:«Золотая хохлома», «Дымковские узоры», «Городецкая роспись», «Гжель», «Полхов-майданская роспись»,«Богородская игрушка»,вышивка, кружево, резьба по дереву, керамикапечатные пособия (учебники указываются с теми годами издания, которые имеются в школьной библиотеке и будут выданы обучающимся для освоения тем и разделов рабочей программы по учебному предмету);
2. Технические средства обучения (средства ИКТ);
3. Натуральные объекты:
- демонстрационные пособия;
- натуральный фонд.
Предварительный просмотр:
Дата | № урока | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | БУД | Средства обучения | Формы контроля | |||
Предметные | Личностные | |||||||||
Пред | Факт | |||||||||
I четверть | ||||||||||
001.09 | 1 | Различение предметов по форме и цвету | 1 | Уметь рисовать на одном листе предметы разной формы величины и окраски (после наблюдения и показа учителем). | Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности | |||||
08.09 | 2 | Рисование прямых линий в различных направлениях | 1 | Уметь рисовать забор, столбы, уметь рисовать шахматную доску | Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности. | |||||
15.09 | 3 | Рисование дугообразных линий | 1 | Уметь рисовать цветные дорожки, веревочки | Умение слушать учителя, принимать его помощь | |||||
22.09 | 4 | Рисование замкнутых круговых линий | 1 | Уметь рисовать разноцветные клубки ниток, воздушные шарики | Умение слушать учителя, принимать его помощь | |||||
29.09 | 5 | Рисование предметов разной величины | 1 | Уметь рисовать предметы разной величины | Умение слушать учителя, принимать его помощь | |||||
06.10 | 6 | Рисование по опорным точкам знакомых предметов | 1 | Уметь рисовать дом | Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | |||||
13.10 | 7 | Рисование по опорным точкам знакомых предметов | 1 | Уметь рисовать гриб | Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | |||||
20.10 | 8 | Рисование несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей | 1 | Формирование графических представлений | Умение отвечать на отдельные вопросы. | |||||
27.10 | 9 | Рисование с натуры игрушки – светофора. | 1 | Умение рисовать предмет с опорой на образец | Умение отвечать на отдельные вопросы. | |||||
Итого за четверть | 9 | |||||||||
II четверть | ||||||||||
10.11 | 10 | Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам | 1 | Развитие концентрации внимания Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики | Слушать объяснение учителя, ответы товарищей. | |||||
17.11 | 11 | Аппликация с дорисованием «Неваляшка» | 1 | Рисование кругов разных по размеру | Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | |||||
24.11 | 12 | Рисование предметов, состоящих из нескольких частей. | 1 | Развитие концентрации внимания | Умение анализовать | |||||
01.12 | 13 | Составление и рисование узора в полосе для закладки. | 1 | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. | Слушать объяснение учителя, ответы товарищей. | |||||
08.12 | 14 | Рисование на тему «Снеговик». Беседа о красоте зимней природы. | 1 | Рисование кругов разных по размеру | Умение слушать учителя | |||||
15.12 | 15 | Рисование несложных по форме елочных игрушек | 1 | Развитие пространственной ориентации. Формирова-ние графи-ческих пред-ставлений | Умение слушать учителя | |||||
22.12 | 16 | Рисование с натуры зимних вещей | Развитие наглядно-образного мышления | Умение сравнивать | ||||||
Итого за четверть | 7 | |||||||||
III четверть | ||||||||||
12.01 | 17 | Декоративное рисование узора в круге | 1 | Развитие наглядно-образного мышления | Умение слушать учителя | |||||
1 19.01 | 18 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | 1 | Развитие наглядно-образного мышления | Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | |||||
26.01 | 19 | Рисование по замыслу «Что бывает круглое?» | 1 | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. | Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | |||||
02.02 | 20 | Беседа на тему: «Дымковские узоры». | 1 | Развитие наглядно-образного мышления | Умение анализировать | |||||
09.02 | 21 | Рисунок к сказке «Колобок» | 1 | Развитие наглядно-образного мышления | Умение анализировать | |||||
23.02 | 22 | Рисование по замыслу «Что бывает квадратное?» | 1 | Развитие восприятия цвета, формы, мелкой моторики. Передача в рисунке основной формы предметов. | Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | |||||
02.03 | 23 | .Беседа: « Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве». | 1 | Развитие наглядно-образного мышления | Умение выполнять задание соглас но заданному образцу | |||||
09.03 | 24 | Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. | 1 | Развитие наглядно-образного мышления | Слушать объяснение учителя, ответы товарищей. | |||||
16.03 | 25 | Декоративное рисование. Узор в круге. | 1 | Формирование графических представлений | Умение анализировать | |||||
23.03 | 26 | Тематический рисунок «Я ракету нарисую». | 1 | Формирование графических представлений | Умение выполнять задание соглас но заданному образцу | |||||
Итого за четверть | 10 | |||||||||
III четверть | ||||||||||
06.04 | 27 | Геометрический узор в полосе из кругов | 1 | Формирование графических представлений | Умение анализировать | |||||
13.04 | 28 | Геометрический узор в полосе из треугольников | 1 | Формирование графических представлений | Умение анализировать | |||||
20.04 | 29 | Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок». | 1 | Развитие наглядно-образного мышления | Слушать объяснение учителя, ответы товарищей. | |||||
27.04 | 30 | Рисование с помощью опорных точек «Кораблик на воде». | 1 | Формирование графических представлений | Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | |||||
04.05 | 31 | Рисование с помощью опорных точек «Флажки на веревочке». | 1 | Формирование графических представлений | Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | |||||
1 11.05 | 32 | Рисование с натуры «Груша и яблоко». | 1 | Передача в рисунке основной формы предметов. | Умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи. | |||||
18.05 | 33 | Тематический рисунок «Лето». | 1 | Развитие наглядно-образного мыления | Умение анализировать | |||||
Итого за четверть | 7 | |||||||||
Итого за год | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г.
В данном материале представлена рабочая программа по математике и календарно тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г., 5 часов в неделю ...
Программа "Начальная школа XXI века». Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 4 классе.
Папка содержит рабочие программы и календарно-тематическое планирование в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века» Пояснительная записка.Рабочая программа курса...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС
Данные рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС включают планируемые результаты и различные формы к...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
- Мне нравится (4)